Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар. Гештальт-терапия психосоматических расстройств.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«Работа с телесностью в гештальт подходе»

Ведущие:

Шаньгина Наталья (Гомель) – тренер программы «Московский гештальт институт»

Малова Валентина (Херсон) - тренер программы «Московский гештальт институт»

В программе представлен современный интегративный психотерапевтический подход в работе с телесностью, основанный на соматической психотерапии, травмо-терапии, гештальт- терапии.

Базовые принципы:

Принцип целостности – использование тела как единого целого, работа этого принципа позволяет создавать внутреннюю телесную интеграцию, ощущение сбалансированности и равновесия.

Принцип телесного осознавания – контакт сознания и тела как источник внутренних изменений.

Принцип контакта и взаимодействия – вступление в контакт и отход от него, телесная граница контакта, подвергающаяся разным трансформациям.

Основные темы программы:

· принципы работы с телесностью

· изменения как поиск собственного пути

· телесная терапия В. Райха, А. Лоуэна, Ф. Александера

· гештальт-терапия в работе с психосоматическими нарушениями

· нарушения телесной идентичности

· телесность в парных отношениях (тройках, четвёрках, семьях)

· три уровня работы с телом (физический, метафорический, символический)

· категории телесных симптомов

· работа с ресурсами восстановления чувствительности

· работа с психической травмой (виды травм), воронка травмы, система SIBAM

· тело как основа для личностной идентификации

· философия болезни и философия здоровья (болезнь как послание психики, осознавание картины болезни как поиск пути к самому себе)

Программа рассчитана на 140 ч. Обучение проходит в форме 7 трехдневных тематических сессий, которые включают теорию, практические упражнения, индивидуальную работу в группе.

Цель программы: приобретение теоретических знаний и практических навыков телесно-фокусированной работы с клиентами в рамках гештальт-подхода.

Программа предназначена для практикующих психологов и психотерапевтов социальных педагогов и врачей, которые хотят повысить уровень своей квалификации, для студентов базового курса обучения гештальт-подходу, желающих получить теоретическую и практическую подготовку в области телесно-фокусированной работы.

Тематический план

1. Семинар. Введение в работу с телесностью. Принципы работы с телесностью. Изменения как поиск собственного пути. Телесный процесс - подход "личность как целое" Джеймса Кепнера. Тело и отчужденное «Я» (Чувствующее «Я», Двигающееся «Я», Болезненное «Я», Сексуальное «Я»). Адаптированная телесная структура (Д. Кепнер). Телесная структура, телесный процесс и терапевтическая задача с точки зрения гештальт-подхода.

2. Семинар. Телесно-ориентированная психотерапия. Анализ характера и вегетотерапия В. Райха. Мышечный панцирь и телесный контакт. Биопсихическая (вегетативная энергия). Нарушения в протекании вегетативной энергии. Мышечные зажимы. Вегетативный резонанс. Биоэнергетический подход А. Лоуэна. Энергетические центры тела. Телесные зажимы. Заземление. Изометрическое напряжение и мышечные вибрации. Психофизиологические механизмы терапии А. Лоуэна.

3. Семинар. Гештальт-терапия психосоматических расстройств. Философия болезни и философия здоровья. Взгляд на симптом из перспективы гештальт-подхода (холизм, феноменология, эксперимент). Симптом – как превращённая форма контакта. Роль эмоций в формировании симптома. Алгоритм работы с симптомом. Техники работы с симптомом. Осознавание. Гештальт-эксперименты.

4. Семинар. Введение в травмо-терапию. Понятие о травме. Виды психологических травм: шоковая, эмоциональная, сексуальная, травма развития, травма рождения и др. Травма и гештальт- концепция незавершенных ситуаций. Травма и телесность. Соматическая процессуальная терапия травмы.Концепция соматической терапии Питера Левина. Метод соматического переживания. Теория «триединого мозга» Пол Маклина.

5. Семинар. Работа с психической травмой. Понятие о соматическая разрядки энергии, блокированной в травматическом симптоме. Воронка травмы и воронка исцеления. Техника горизонтальной титрации. Система SIBAM. Работа с целостным опытом травматического переживания. Техники работы с движениями и образами. Аутентичные движения. Работа с чувствами. Работа со смыслами.

 

6. Семинар. Телесность в парных отношениях (тройках, четвёрках, семьях). Слияние: одна жизнь на двоих. Соматический резонанс. Сенсорно-телесный и пространственно-предметный уровни синхронизации.

7. Семинар. Завершающая сессия. Присутствие терапевта. Сопереживающее присутствие. Углубление уровня присутствия в терапии. Восстановление границы контакта. Супервизия.

 

 

Содержание специализации: основные теоретические понятия и подходы.

 

Семинар. Гештальт-терапия психосоматических расстройств.

В современной традиционной медицине идея связи психики и тела представлена в выделении отдельного рода заболеваний – психосоматических. Это расстройства обуслословленные психологической причиной, но имеющие соматическое проявление. Круг этих заболеваний первоначально включал семь нозологических форм: бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, стенокардия, язвенная болезнь 12-перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, полиартрит. В настоящее время их уже значительно больше. Кроме того, в международной классификации психических заболеваний МКБ-10 выделяют соматоформные расстройства (ось F45), уже само название которых говорит о том, что они соматические по форме проявления, но психологические по происхождению. К ним относятся: соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство и целый ряд соматоформных вегетативных дисфункций – сердца и сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, мочеполовой системы и др. Как видно из текста, и психосоматические и соматоформные расстройства являются психологическими по происхождению, но соматическими по предъявлению жалоб. Важнейшей же их отличительной особенностью является то, что соматоформные расстройства функциональны, что позволяет работать с ними психотерапевтически, в то время как психосоматические расстройства имеют органические изменения со стороны органов и для их лечения применяются медицинские методы. Мы же не будем разделять эти расстройства, учитывая общую природу их происхождения – психогенную, что дает нам возможность для работы и с теми и другими применять психотерапию. Кроме того, мы не будем использовать формальное деление этих расстройств по нозологическому принципу а будем говорить об их конкретных проявлениях, рассматривая эти проявления как психосоматические симптомы. Таким образом, психосоматическим симптомом в тексте мы будем называть только тот, который имеет психогенную природу.

Гештальт-подход одно из направлений в психотерапии, где тело клиента, его телесность попадают в зону самого пристального внимания терапевта. И это не удивительно, так как одним из основных принципов гештальт-терапии является принцип холизма или целостности, согласно которому организм представляет собой единую, взаимосвязанную и взаимодетерминируемую целостность. Это, на наш взгляд, выгодно отличает гештальт-подход как от направлений, игнорирующих телесную сущность человека (классический психоанализ), так и от направлений, делающих телесность своим основным терапевтическим объектом внимания (телесно-ориентированная терапия).
Для гештальт-терапевта тело является как источником информации о состоянии клиента, так и объектом терапевтических воздействий. Это становится особенно актуальным в контексте психосоматических проблем клиента, в которых тело берет на себя функцию выражения внутренних противоречий человека. Рассмотрим основные взгляды на тело и работу с ним в рамках гештальт-подхода.

В традициях гештальт-подхода сложились следующие представления о психосоматическом симптоме:

1. Симптом – это остановленная эмоция. Не проявленная эмоция становится разрушительной на телесном уровне.

2. Симптом – это следствие длительного эмоционального напряжения низкой интенсивности. Симптом трансформирует ситуацию из острой в хроническую.

3. Симптом – это превращенная форма контакта, организующий фактор в поле «организм-среда». Любой симптом когда-то был творческим приспособлением, превратившись впоследствии в стереотипный, ограничивающий паттерн.

4. Симптом - это сплав ретрофлексии и соматической проекции отчужденных переживаний на определенную часть тела.

Работая с телесным симптомом, гештальт-терапевт придерживается следующих идей: холизма, феноменологии, эксперимента.

Идея холизма – идея о целостности и взаимообусловленности: а) психического и соматического, б) организма и среды. Этих идей придерживаются и современные исследователи психосоматики, опирающиеся на целостное представление о человеке. (Ф. Александер, К. Теппервайн, К. Саймонтон). В обобщенной форме эти идеи выглядят следующим образом: болезнь и страдание – последствия неправильного мышления. Тело само по себе не может заболеть – оно лишь экран, проекция сознания. Поэтому нет смысла латать экран. Истинная причина болезни и страдания – это всегда мысль, мысль ложная. Болезнь – это лишь выражение, форма «проблемы». Это только возможность, которой пользуется жизнь, чтобы сказать нам, что где-то неладно, что мы не те, кто мы есть на самом деле.

 

Отец психосоматической медицины Ф. Александер предложил формулу, отражающую суть целостного подхода к возникновению болезни:
Б (болезнь) = Г (функция) от {а, Ь, с, d, е, g, h, I, j,...n}; где
а – наследственная предрасположенность;
b – родовые травмы;
с – органические заболевания раннего возраста, вызывающие повышенную чувствительность определенных органов;
d – особенности воспитания в раннем возрасте (особенности отнятия от груди, приучения к туалету, укладывания спать и т. д.);
е – переживание телесно травмирующего опыта в детстве и младенчестве;
g – переживание эмоционально травмирующего опыта в детстве и младенчестве;
h – эмоциональный климат в семье и характерные личностные особенности родителей и сиблингов;
i – недавние телесные повреждения;
j – недавние эмоциональные переживания, связанные с интимными, личными и профессиональными отношениями.
Вышеперечисленные факторы в различной степени имеют значение для этиологии любых заболеваний. Ко всем тем факторам, которым медицина уже давно уделяла внимание, психосоматический подход добавил факторы d, g, h, j. Лишь учет и анализ всех этих категорий и их взаимодействия может дать полную этиологическую картину заболевания.

Идея феноменологии – идея обращения к миру внутренних феноменов клиента, его субъективных переживаний по поводу своих проблем и затруднений, позволяющая смотреть на них глазами клиента, обращаться к так называемой внутренней, субъективной картине болезни. Суть феноменологии в том, чтобы обнаружить смыслы телесных посланий клиента, а не заниматься их интерпретацией. Гештальт-терапевт в процессе терапии пытается совместно с клиентом обнаружить индивидуальный смысл симптома или болезни, исследуя личную историю клиента, а не приписывать симптомам общечеловеческую символику.

Идея эксперимента – идея активного исследования и преобразования сложившихся способов взаимодействия клиента со средой с целью получения нового уникального опыта. Симптом в гештальт-терапии – это не патология психики, а патология контакта. Симптом – это не некоторое инородное образование, от которого нужно избавиться, – это способ саморегуляции. Способ саморегуляции невозможно «вылечить», можно лишь помочь клиенту найти другой способ саморегуляции, позволяющий полнее удовлетворить его потребности и интересы. Лишь экспериментируя с реальностью, можно получить новый опыт, который может изменить симптоматическую ситуацию клиента.

В работе с телом гештальт-терапевт опирается на следующие аксиомы:
Тело – это зеркало переживаний. Телесные проявления являются важным признаком, сигнализирующим о содержании неосознаваемых клиентом душевных проблем, своеобразным проводником в бессознательное. При этом более информативным и достоверным, чем вербальное предъявление проблемы. Профессиональный терапевт обращает внимание на телесные сигналы клиента, выводя их на границу контакта и делая предметом осознавания и обсуждения. Чаще всего в зону внимания терапевта попадает поза, осанка, телесные напряжения, зажимы, дыхание, а также несовпадение вербальных и телесных посланий. Таким образом, тело клиента выступает для терапевта важнейшим источником его душевных конфликтов и проблем.
Тело связано с чувствами. Любое чувство сопровождается телесными реакциями (гнев, грусть, стыд, отвращение, радость). Любая эмоция проявляется телесно. Сама этимология слова "эмоция" говорит об этом: эмоция – от э-(из) и movere (движение) – двигаться наружу. Только в движении, посредством тела, чувство обретает свой смысл и выражение. Здесь тело может выполнять неоценимую диагностическую функцию, позволяющую распознавать эмоциональные проявления. Если же выражение какого-либо чувства становится невозможным, то мышцы блокируют его, напрягаясь, останавливая, подавляя чувство. При этом мы имеем дело с двумя телесными способами остановки эмоций: соматизацией и морфологизацией. В случае соматизации в качестве мишени выражения душевных проблем избирается какой либо соматический орган или система, в случае же морфологизации психологические проблемы фиксируются на мышечном уровне проявляясь в мышечных зажимах. Механизмы и этапы развития мышечного зажима:
• все чувства-переживания выводятся на мышечную систему. Все чувства-переживания в идеале должны проявиться (отреагироваться). Наши предки на все раздражители реагировали действием: появилась добыча – догоняй, напал враг – защищайся, грозит опасность – убегай. В такой ситуации нет оснований для возникновения мышечных зажимов и впоследствии – психосоматических симптомов.
• культура отчуждает тело и эмоции. Культура накладывает запрет на многие эмоции – гнев, злость, ярость, любовь, нежность, радость. (Хочется ударить – нельзя – сдержался – мышцы сжались). Кроме того, существует семейная культура обхождения с чувствами, также не лишенная ограничений в этой области. Причем это относится не только к «негативным» чувствам – проявлять нежность в некоторых семьях гораздо сложнее, чем агрессию;
• в результате таких запретов и ограничений чувства удерживаются, а их энергия (а чувства, как известно, энергетически заряжены) не отреагируется, разрядки внутреннего напряжения не происходит и возникает стойкий мышечный зажим определенной группы мышц, который вскоре перестает ощущаться-осознаваться, переходит в ситуацию хронического напряжения и приводит к возникновению психосоматического симптома.

Таким образом, в случае психосоматических симптомов мы имеем дело с остановленными, не отреагированными эмоциями, энергия которых ретрофлексируется (разворачивается на тело) и проецируется на какой-либо орган.
Психосоматические клиенты «выбирают» для коммуникации не вербальный язык, а язык тела. Для психосоматически организованной личности характерны безэмоциональные способы реагирования, как в отношении себя, так и в отношении других. В этом случае сильные и ярко выраженные страдания выпадают на долю тела. В психологии даже закрепился особый термин для феномена отсутствия чувств – алекситимия. Некоторые люди не имеют слов, чтобы описать свои эмоциональные состояния, потому что не осознают их или не способны дифференцировать эмоции. Они не могут отличать тревогу от депрессии, возбуждение от усталости или даже гнев от голода. Алекситимия зачастую выступает как защитный механизм от невыразимой боли и страхов психотической природы, таких как опасность утраты своей идентичности, страх сойти с ума. В некоторых случаях физические заболевания могут рассматриваться как возможность для человека ощутить-пережить границы своего тела и как подтверждение того, что тело является живым. Через физическое страдание Я укрепляется в противодействии ощущению психологической смерти. Все психологические (и психосоматические) симптомы могут быть поняты как инфантильные попытки справится с удержанной эмоциональной болью. Таким образом, тело парадоксальным образом служит как для проявления эмоций, так и для их маскировки.

У тела есть история. Телесность человека является продуктом развития. У тела есть память и своя история. История тела – это, прежде всего, семейная история. Отношение взрослого человека к телу – это проекция отношений матери к ребенку. У шизоида тело представляется как пугающее, чужое, неконтролируемое, у невротика – тревожное, ненадежное, у нарцисса – инструментальное, оценочное. В процессе взаимоотношений ребенка со значимыми другими у него формируется так называемая адаптированная телесная структура. Эмоциональные конфликты, наиболее устойчивые и значимые для человека, становятся структурно очевидными в теле. Телесная структура со временем становится устойчивой и является итогом адаптации человека к условиям его жизни.
Первоначально в жизненной истории человека все симптомы возникали как результат творческого приспособления. Всякий симптом – это то, что некогда было творческим приспособлением, а затем превратилось в консервативное. Однако, социальная ситуация развития человека меняется, а его способы (симптоматические) реагирования остаются, как правило, прежними, автоматическими, стереотипными, что приводит к формированию адаптированной телесной структуры. Адаптированная телесная структура характеризуется определенной осанкой, позами, напряжением, которые:

- последовательно и продолжительно использовались длительное время;
- вмерзли в мускулатуру;
- являются автоматическими и непроизвольными;
- с трудом изменяются.
Задача терапии – изменить застывшие автоматические телесные структуры и сделать их активными процессами организма. (Процесс – структура – процесс).

У тела есть свой язык. Это язык психосоматических симптомов и заболеваний (аллергия, крапивница, экзема, бронхиальная астма, полиартрит). Иногда ситуация не ограничивается лишь психосоматическим симптомом или заболеванием, а затрагивает структуру личности человека, его характер. В этом случае мы имеем дело с психосоматической организацией личности. Чаще всего такая личностная организация проявляется в истерической либо ипохондрической структуре личности. В современных классификациях психических расстройств (в частности МКБ-10) даже выделили отдельную рубрику и название для такой структуры личности – соматоформные расстройства.
Проблема диагностики.

Как определить, что перед нами именно психосоматический клиент? Здесь необходимо разграничивать, с одной стороны соматическую патологию и психическую, с другой. Что касается предположения проблемы соматического уровня, то лучше всего предложить клиенту пройти обследование в медицинском учреждении по профилю своих жалоб. Отсутствие органической патологии со стороны проблемного органа позволит исключить патологию соматического характера.

Работа с симптомом.

Во взглядах на формирование психосоматического симптома в рамках гештальт-подхода большое внимание уделяется эмоциям: неспособности выделять и идентифицировать эмоции и невозможности их выражать, отреагировать. Следовательно, универсальным запуском патогенетического процесса является отказ от переживания. (О.В. Немеринский).

В норме процесс взаимодействия человека со значимыми для него фигурами внешнего мира осуществляется в следующей последовательности: ощущение – эмоция (чувство) – объект чувства – отреагирование. Например «Я злюсь на того-то». Как известно, чаще всего в основе образования психосоматического симптома лежит запрет на агрессию.

В случае же нарушения творческого приспособления со средой происходит прерывание в одном из звеньев вышеназванной цепочки:
1. Ощущение - нечувствительность к телесным проявлениям;
2. Эмоция - отсутствие чувств (алекситимия);
3. Объект чувства - отсутствие объекта для выражения чувств (интроекты, запреты. «Нельзя злиться на …»).
4. Отреагирование - невозможность отреагировать чувство (интроекты, запреты, травмы. «Нельзя проявлять злость …»).

Точка прерывания в данной цепи - «ощущение – чувство – объект чувства – отреагирование» - является диагностически значимой, так как определяет стратегию работы с симптомом.

Как известно, терапия начинается с диагностики. Технически в случае психосоматического симптома это означает поиск прерванного звена и восстановление нормального функционирования всей цепи. В качестве механизмов прерывания выступает интроекция (не могу, боюсь, не имею права) и ретрофлексия (поворот против себя). Отреагирование эмоций становится невозможным и их энергия в качестве объекта отреагирования избирает собственное тело (проекция на орган). Контакта же с реальным объектом не возникает. Чувство 1) не выполняет функцию контакта 2) разрушает собственное тело, накапливаясь, выражаясь в телесном напряжении, боли. Со временем такой способ контакта становится привычным, стереотипным, а боль из острой переходит в хроническую. Так возникает психосоматическое заболевание.

Важной особенностью психосоматического симптома является описанная в литературе, ситуация невозможности, в которой две противоположные тенденции блокируют друг друга и человек оказывается парализованным. В итоге, симптом оказывается своеобразным спасительным клапаном, позволяющим канализировать невыраженную энергию. Чаще всего мне приходилось в работе встречаться с существованием одновременно таких эмоций как вина и злость. Одновременное существование этих эмоций не позволяет проявиться в полной мере ни одной из них. Чувство вины не может интенсивно переживаться из-за чувства злости, проявление же злости блокируется чувством вины. Это и есть ситуация «клинча», в которой единственно возможным выходом будет возникновение психосоматического симптома. Подобного не происходит в том случае, когда мы имеем дело не с психосоматическим клиентом, а с невротическим или же пограничным, где будет ярко представлен один из полюсов, при заблокированном другом. В частности, у клиента с невротической организацией будет выражен полюс вины, у пограничного – агрессии.

Поскольку, симптом – это сплав интроекции, ретрофлексии и соматической проекции, то работа с ним состоит в выводе его на границу контакта и работа с этими механизмами прерывания контакта. Задачей терапии в этом случае будет создание возможности для разворачивания ретрофлексии и доведение действия до завершения, хотя бы символически.

Здесь мы можем выделит следующие фазы работы:
1. Осознание ощущений. (Что это за ощущение, где оно локализовано? Например, задержка дыхания).
2. Осознание сдерживаемого чувства. (Какое чувство содержит данное ощущение? Например, «задерживая дыхание, я испытываю страх»).
3. Осознание адресата чувства. (К кому направлено это чувство? Например, «это мое чувство к …», «я испытываю его когда…»).
4. Осознание интроекта, запрета (Как именно клиент останавливает себя? Что нарушает спонтанность, насколько осознаваем запрет? Например, «Что произойдет, если ты выразишь это?»).
5. Отреагирование (Первоначально хотя бы мысленное. «Что хотел бы сделать, сказать?»).
6. Осознание себя с этим чувством. («Что с тобой произошло, когда ты это произнес?», «Как тебе с этим?»).

Рабочая схема, используемая в гештальт-подходе – «ощущение - чувство-объект чувства – отреагирование» объясняет используемое в современной медицинской систематике деление всех психогенных расстройств на психосоматические и невротические. Именно в первом случае можно говорить о психосоматической симптоматике, где в качестве мишеней выступают проблемы на телесном уровне. Во втором же случае мы имеем дело с симптоматикой невротического уровня, в большей степени затрагивающую вегетативную и психическую сферу. В частности, для расстройств психосоматического уровня типичным будет прерывание в первом и втором звене рассматриваемой цепочки – «ощущение – чувство». И здесь становится понятным почему такой феномен, как алекситимия характерен именно для психосоматических расстройств (но не невротических). Алекситимия, как известно, заключается в неспособности больного находить слова для выражения чувств. И здесь дело не в малом словарном запасе, а именно в слабой дифференцированности эмоций (см. концепцию диференциации Боуэна), что собственно и приводит к такого рода нечувствительности. И если для соматоформных расстройств еще возможна чувствительность к ощущениям, и в некоторых случаях даже гиперчувствительность к ним (например, для ипохондрического расстройства), то для собственно расстройств психосоматического круга, уже характерна недоступность и для этого. В медицине, да и в жизни достаточно типичны примеры такой нечувствительности к телесным сигналам, когда у больного, до момента попадания в больницу с серьезной проблемой (например, инфаркт или прободная язва) отсутствовали жалобы на свое здоровье. Что касается круга невротических расстройств, то для них, как известно, не характерна алекситимия. В данном случае сбой происходит на участке «объект чувства – отреагирование». Здесь сложности у клиента возникают не в отсутствии чувств, а в невозможности обнаружить вектор их направленности и адресно их отреагировать.

Учитывая вышесказанное о психосоматическом симптоме, можно представить следующий алгоритм работы с ним:
1. Четкое обозначение симптома, чаще всего проявляющегося в жалобах на боли, дисфункции конкретных органов и систем.
2. Осознавание тождества личности и симптома (идея о целостности): «Симптом – это я…». Здесь происходит превращение частичной проекции в проекцию тотальную путем идентификации с симптомом. При этом происходит проявление и переживание клиентом проецируемых качеств, желаний, чувств.
3. Выведение симптома на границу контакта, текст от имени симптома: «Я головная боль…» (идея о феноменологии): «Расскажи, нарисуй, покажи свой симптом …». Как только симптом выходит на границу контакта, он перестает быть статичным, начинает двигаться.
4. Анализ симптома как послания:
а) какие потребности и переживания «застыли» в этом симптоме? К кому обращены эти слова?
б) Зачем этот симптом. От чего он удерживает, от каких действий, переживаний спасает? Симптом в гештальт-терапии рассматривается как способ саморегуляции, особая форма контакта. Чаще всего непрямой, «рэкетный» способ удовлетворения потребности.
5) Поиски другого, прямого, более эффективного способа удовлетворения потребности (идея эксперимента).
6) Ассимиляция, проверка жизнью.

 

Еще одним важным моментом в работе с симптомом является его символическое значение. Симптом – это знак, межличностное послание, содержащее символическую информацию. В большей мере такой подход характерен для психоаналитически ориентированной терапии. Симптом рассматривается как зашифрованное символическое послание, одновременно как загадка и как разгадка проблемы. Задачей терапевта в данном случае является разгадать эту загадку симптома. Психоаналитически ориентированный терапевт использует для этого некоторые теоретические знания значений, приписываемые проблемным органам и частям тела. Так, например, заболевания сердца связывают с нереализованной враждебностью или неудовлетворенной потребностью во властном контроле над ситуацией, язвенную болезнь связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве и т.д. Такой подход имеет один существенный недостаток, суть которого в использовании универсальных значений основанных на общечеловеческом опыте, закрепленных за конкретным органом, частью тела. Такая универсальность зачастую, игнорирует опыт индивидуальный, личную историю человека. Психологическое же содержание симптома, кроме всего, субъективно. Поэтому, использование универсальных символов может быть оправдано на этапе выдвижения гипотезы, требующей проверки в последующей работе с клиентом. В практике мне приходилось встречаться со случаями, противоречащими универсально приписываемым значениям, закрепленным за тем или иным органном. К примеру, такой симптом как боль в челюстях из-за крепко сжатых зубов после пробуждения, традиционно трактуется как сдерживаемая агрессивность. В реальности же за этим стояла установка на достижение результата, несмотря на сложности и проблемы, преодолевая сопротивление, буквально «сжав зубы». Истинный смысл симптома стал понятен только в контексте знакомства с личной историей клиента. Таким образом, символическое значение симптома необходимо дополнять принципом контекстуальности.

В конце хочется сказать, что работа с психосоматическим симптомом все равно сводится к работе со всей личностью. Это проникновение в жизнь клиента с черного хода, так как начинается такая работа первоначально «про симптом», а потом все равно приходится работать «про жизнь». А эта работа никогда не бывает быстрой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...