Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История формирования апелляционного обжалования как правового института.




Введение

Право граждан на судебную защиту закреплено в ст. 46 Конституции Российской Федерации[1].

О возможности апелляционного производства речь идет в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Арбитражных судах в Российской Федерации», а непосредственно сам порядок апелляционного обжалования закреплен в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

Проверка судебных актов в апелляционном порядке является важнейшей гарантией охраны прав и законных интересов сторон и других участвующих в деле лиц. Она позволяет оперативно устранять ошибки арбитражных судов и нарушений закона. Указывая на недостатки, допущенные судами первой инстанции при разрешении конкретных дел, а также пути их устранения, апелляционная инстанция способствует правильному пониманию и применению норм права, единообразию судебной практики.

Компетенция арбитражных судов распространяется на все сферы экономической жизни общества, позволяя юридическим лицам и гражданами – предпринимателям эффективно защищать в суде свои права и свободы, предусмотренные российским законодательством. Создание достаточно эффективной системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации является жизненно важной задачей государства и всего общества страны, что и определяет актуальность избранной темы курсовой работы.

Целью исследования являются выявление места и роли арбитражных апелляционных судов РФ в судебной арбитражной системе России, определение механизма и особенностей осуществления апелляционного производства.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. изучить историю становления института апелляционного обжалования;

2. раскрыть понятие апелляционного производства, его сущность и значение;

3. определить круг лиц, имеющих право подачи апелляционной жалобы, их права и обязанности, а также последствия несоблюдения требований, предъявляемых к апелляционной жалобе.

При написании данной работы были использованы Конституция Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс и другие федеральные законы, иные нормативно-правовые акты, монографии, комментарии и публикации в специализированных печатных изданиях.

Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, исторический и др.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с обжалованием актов арбитражных судов в апелляционной инстанции.

Предмет исследования – нормы права, регламентирующие указанные отношения.

Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и список использованных источников и литературы.

Глава 1. Понятие апелляционного обжалования в арбитражном процессе.

История формирования апелляционного обжалования как правового института.

Для того, чтобы наиболее точно рассмотреть предмет исследования данной курсовой работы, необходимо изучить историю становления института апелляционного обжалования в России.

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Особые таможенные суды были учреждены по Ново-Торговому Уставу 1667 года.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Первом. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году была создана Коммерц-Коллегия, которая ведала торговыми и вексельными делами.

На смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. 5 мая 1754 года был подписан сенатский указ о передаче словесных судов в ведение магистратов и ратуш. Одновременно с передачей судов под юрисдикцию городской администрации, была введена возможность подачи апелляции на решение словесного суда[2].

Словесный суды были полуобщественным институтом. Если стороны или одно из сторон не соглашались с решением суда, суд выносил объявление о том, что ему «до них дела нет». После этого стороны могли обратиться в магистрат или другой соответствующий суд.

IV Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

К концу XVIII века словесные суды превратились в суды по незначительным гражданским делам. По условиям судебной реформы 1864 года, функции словесных судов постепенно переходили к мировым судьям. В 1893 году словесные суды были окончательно упразднены.

Идея обособленного экономического судопроизводства продолжала свое существование в России. Благодаря развитию этой идеи появились так называемые коммерческие суды, которые считаются прямыми предшественниками современных арбитражных судов. Они не получили большого распространения в России, но при этом сыграли значительную роль в развитии экономического судопроизводства.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Указом императора Николая I от 14 мая 1832 года в России были введены коммерческие суды, действующие на основе собственного Устава торгового судопроизводства – процессуального кодекса, определившего порядок разрешения споров, и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности. Также коммерческие суды были образованы в Таганроге, Феодосии, Архангельске и Израиле.[3]

В 1832 году было опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов – предшественницы нынешней системы арбитражных судов. Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге, Москве, Новочеркасске и других городах.

Судебная реформа 1864 года в России организационно коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в судопроизводстве: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского Судопроизводства, введенного в действие применительно к общим судами содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.

Исполнение решений коммерческих судов производилось по исполнительным листам через судебных приставов и находилось вне юрисдикции коммерческих судов.

Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.

В 1922 году утверждено Положение о порядке разрешения хозяйственных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Согласно этому Положению создаются арбитражные комиссии при Совете Труда и Обороны и при областных экономических совещаниях.

После принятия Конституции СССР 1977 года арбитраж признан конституционным органом. Организация и порядок его деятельности стали определяться Законом «О государственном арбитраже в СССР»[4].

С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений возникла потребность в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами.

4 июля 1991 года был принят Закон «Об арбитражном суде». Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1991 года «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» арбитраж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях упразднялись. Производство при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами стало осуществляться по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 5 марта 1992 года.

В 2001 году Правительство Российской Федерации принято постановление о федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002 – 2006 годы. Реализация данной целевой программы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регулирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия.

Так в целях повышения правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными посещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.

 

Второй этап целевой программы начался в 2007 году и продолжался до 2012 года. Главными задачами были признаны: решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышение доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

В 2012 году была утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной системы в России» 2013 - 2020 годы. Ее цель – повышение качества правосудия, усовершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

В данной программе предусмотрено выполнение комплекса мероприятий, в частности, информатизация судебной системы и внедрение в ее деятельность современных информационных технологий; строительство, реконструкция и приобретение зданий судов, ФССП РФ и государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России; оснащение зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности; обеспечение судей жилыми помещениями.

По итогам реализации федеральной целевой программы должны быть достигнуты следующие результаты:

1) Повышение качества правосудия и эффективность рассмотрения судебных споров, авторитет судебной власти, качество исполнения судебных актов и проводимых судебных экспертиз.

2) Обеспечение доступности и открытости правосудия, независимость судебной системы.

3) Создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе.

В ноябре 2013 года Совет Федерации федерального собрания РФ одобрил проект закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном суде РФ и прокуратуре РФ». Данный нормативный правовой акт призван усовершенствовать судебную систему Российской Федерации и укрепить ее единство. Так, предлагается сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным делам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом – Верховный Суд РФ, который также осуществлял бы в предусматриваемых федеральных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

На данный момент судебная система Российской Федерации интенсивно развивается, в том числе и институт апелляционного производства. Появляются новые институты, такие как Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ и т.п.

Все это определенно положительно сказывается на судебной системе России.

 

С ущность и значение апелляционного производства.

При осуществлении правосудия основная роль принадлежит суду первой инстанции, который по результатам судебного разбирательства принимает законное и обоснованное решение. Этот судебный акт базируется на исследовании всех предоставленных доказательств и установленных судом обстоятельствах дела. В суде первой инстанции формируется дело, завершающееся вынесением решения. В системе судебных инстанций, образованных в целях пересмотра судебных актов в арбитражных судах РФ, апелляция наряду с кассацией и надзором призвана проверять правильность рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции и при наличии оснований должна сама устранять допущенные нарушения.

Апелляция (apellatio) – в переводе с латинского означает «жалоба», обращение.

Апелляция (апелляционная жалоба) – просьба, подаваемая одной из спорящих сторон в апелляционный суд о пересмотре не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, постановленного в пользу противной стороны.

Производство в апелляционной инстанции представляет собой институт арбитражного процессуального законодательства, предназначенный для проверки законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу. При апелляционном разбирательстве дело подлежит полному пересмотру, то есть не только в отношении соблюдения норм процессуального и материального права при рассмотрении его в первой инстанции, но и с фактической стороны, по существу проверяемого решения или определения, как в обжалованной, так и в необжалованной части. Арбитражный суд не связан доводами апелляционной жалобы и обязан проверить законность и обоснованность решения в полном объеме[5].

Апелляционный суд является единственной вышестоящей инстанцией, которая, повторно рассматривая дело, полномочна проверять полноту установления обстоятельств, имеющих значение для дела, доказанность этих обстоятельств, правильность оценки каждого доказательства и всех доказательств в их совокупности, а также соответствии выводов, указанных в решении, обстоятельствам, которые суд счел установленными. Ни кассационная, ни надзорная инстанция такими полномочиями не обладают.

Что касается фактических обстоятельств и доказательственной базы, эти вопросы находятся в сфере компетенции апелляционной инстанции, выводы которой в этой части (при соответствии их закону) являются окончательными.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль апелляционной инстанции в проверке и установлении фактической стороны дела чрезвычайно велика. Подача апелляционной жалобы приостанавливает исполнение решения (за исключение случаев, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ, когда оно подлежит немедленному исполнению). Приостановление утрачивает силу после рассмотрения дела в апелляционной инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции принимает постановление, вступающее в законную силу со дня его принятия. Если законность и обоснованность решения подтверждены и оно не подверглось изменению, то это решение по общему правилу вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанцией и подлежит исполнению. Данное обстоятельство также свидетельствует о значении, которое имеет апелляционная инстанция.

Таким образом, апелляционное производство как стадия арбитражного процесса представляет собой совокупность действий арбитражного суда апелляционной инстанции и лиц, участвующих в деле, осуществляемых в целях проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу актов арбитражного суда первой инстанции и повторного рассмотрения дела по существу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...