Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из сочинения иностранца, побывавшего в России

История – 16

Часть 1.

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) возникновение ислама

2) разгром Хазарского каганата

3) Чесменское сражение

     

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) разорение Москвы Тохтамышем

Б) «Кровавое воскресенье»

В) отмена кормлений

Г) введение указа «об обязанных крестьянах»

1) 911 г. 2) 1382 г. 3) 1556 г. 4) 1682 г.   5) 1842 г. 6) 1905 г  
А Б В Г

       

           

 

3. Ниже при­ве­ден перечень понятий. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к великим реформам второй половины XIX в.

1) Отрезки; 2) земские собрания; 3) мировой суд; 4) месячина; 5) присяжные заседатели; 6) земские участковые начальники.

   

 

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Собирательное название отрядов, действовавших в тылу наполеоновской армии.

Ответ: _______________

 

5. Установите соответствие между названиями войн и сражениями, происходившими во время этих войн.

ВОЙНЫ   СРАЖЕНИЯ
А) Крымская война Б) Отечественная война 1812 г. В) Северная война Г) Русско-турецкая война 1877-1878 гг.   1) Сражение у острова Гренгам 2) «Шипкинское сидение» 3) осада Смоленска 4) Синопское сражение 5) Сражение при Малоярославце

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «К утверждению и распространению единообразия и порядка в Государственном управлении, признали Мы нужным установлению Государственного Совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи...

I. В порядке Государственных установлений, Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к Законодательству соображаются и чрез него восходят к Верховной Императорской Власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете, и потом действием Державной Власти поступают к предназначенному им совершению».

Б) «За благо мы рассудили и повелели с нынешнего времени, при дворе нашем, как для внешних, так и для внутренних государственных важных дел, учредить Верховный тайный совет, при котором мы будем сами присутствовать. В том Верховном тайном совете быть при нас из первых сенаторов, а вместо их в Сенат выбраны будут другие, которые всегда при одном сенатском правлении будут. Быть при нас в Тайном верховном совете нижеписанным персонам…»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ был издан Александром I.

2) Членом государственного органа, учреждённого по данному документу, был А.Л. Ордин-Нащокин.

3) Членом государственного органа, учреждённого по данному документу, был А.Д. Меншиков.

4) Данный документ был издан Екатериной I.

5) Государственный орган, учреждённый по данному документу, просуществовал до 1917 г.

6) Данный документ был издан Екатериной II.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       
       

 

7. Какие из событий, явлений относятся к революционному народничеству? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) организация «Союза спасения»

2) террор против правительственных чиновников и царя

3) «хождение в народ», революционная пропаганда

4) теория «малых дел»

5) увлечение теориями М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева

6) организация профсоюзов

     

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Участником подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей в годы Великой Отечественной войны в городе Краснодоне, был__________.

Б) В 1945 г. от фашистов был освобождён город_____________.

В) Частичный прорыв блокады Ленинграда был осуществлён в__________ г.

Пропущенные элементы:

1) ноябре 1942 г.

2) Л.М. Доватор

3) О.В. Кошевой

4) Варшава

5) январь 1943 г.

6) Минск

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В
     

 

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ   УЧАСТНИКИ
А) междоусобная война в Московском государстве во второй четверти XV в. Б) Смоленская война В) «перестройка» в СССР Г) Крымская война   1) П.С. Нахимов 2) Дмитрий Шемяка 3) Владимир Мономах 4) Е.К. Лигачёв 5) А.А. Аракчеев 6) М.Б. Шеин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

 

10. Прочтите от­ры­вок из пись­ма и ука­жи­те имя императора, написавшего его.

«Милая мама, сколь­ко я пе­ре­му­чил­ся до этого, ты себе пред­ста­вить не можешь! …Представлялось из­брать один из двух путей: на­зна­чить энер­гич­но­го че­ло­ве­ка и всеми си­ла­ми по­ста­рать­ся раз­да­вить крамолу, затем была бы передышка, и снова при­ш­лось бы через не­сколь­ко ме­ся­цев дей­ство­вать силой; но это бы сто­и­ло по­то­ков крови и в конце кон­цов при­ве­ло бы к те­пе­реш­не­му положению, т. е. ав­то­ри­тет вла­сти был бы показан, но ре­зуль­тат оста­вал­ся бы тот же самый и ре­фор­мы вперёд не могли осу­ществ­лять­ся бы. Дру­гой путь – предо­став­ле­ние граж­дан­ских прав на­се­ле­нию – сво­бо­ды слова, печати, со­бра­ний и со­ю­зов и не­при­кос­но­вен­но­сти личности; кроме того, обя­за­тель­ство про­во­дить вся­кий за­ко­но­про­ект через Го­су­дар­ствен­ную думу – это в сущ­но­сти и есть конституция… Не­мно­го нас было, ко­то­рые бо­ро­лись про­тив неё. Но под­держ­ки в этой борь­бе ни­от­ку­да не пришло, вся­кий день от нас от­во­ра­чи­ва­лось всё боль­шее ко­ли­че­ство людей, и в конце кон­цов слу­чи­лось неизбежное. Тем не менее по со­ве­сти я пред­по­чи­таю да­вать всё сразу, не­же­ли быть вы­нуж­ден­ным в бли­жай­шем бу­ду­щем усту­пать по ме­ло­чам и всё-таки прий­ти к тому же».

Ответ: ______________________

 

11. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

1) XIII в.

2) битва на р. Воже

3) восстание под предводительством У. Тайлера в Англии

4) XVI в.

5) созыв первого Земского собора

6) нормандское завоевание Англии

7) битва на р. Калке

8) гражданская война в Англии

9) XVIII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

 

12. Прочтите отрывок из летописи.

«Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки “Великая Скифь”. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать...

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: “Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь”. И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: “Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом”. И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром...»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) События, описанные в данном отрывке, произошли в 882 г.

2) Олег, о котором идёт речь в отрывке, был сыном Рюрика.

3) Летопись, в которую вошёл данный отрывок, была создана в XII в.

4) По свидетельству летописца, греки пытались отравить Олега.

5) В отрывке упомянуты названия финно-угорских племён.

6) В результате переговоров о мире Олегу не удалось заключить договора с греками.

     

 

13. Назовите российского императора (императрицу), в чьё правление произошли события, обозначенные на схеме.

Ответ: _______________________.

 

14. Укажите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», у которого произошло одно из крупнейших сражений данной войны.

Ответ: ______________________.

 

15. Назовите короля, против войск которого действовали русские войска в данной войне.

Ответ: _______________________.

 

16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе данной войны русские войска удерживали более года город, обозначенный на схеме цифрой «1».

2) В сражении, произошедшем у населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «3», русскими войсками командовал В. В. Фермор.

3) На схеме обозначена столица Речи Посполитой.

4) Россия вышла из войны, которой посвящена схема, до её окончания.

5) События, обозначенные на схеме стрелками, происходили во второй половине XVIII в.

6) В ходе данной войны произошло Гангутское сражение.

     

 

17. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) церковь Покрова на Нерли Б) «Слово о полку Игореве» В) «Великие Четьи-Минеи» Г) Михайловский замок в Санкт-Петербурге     1) Памятник литературы XII в. 2) Памятник зодчества владимиро-суздальской школы, построенный на рукотворном холме. 3) Памятник архитектуры, построенный по указанию императрицы для её фаворита. 4) Двенадцатитомное собрание «всех книг, чтимых на Руси» (преимущественно житий святых, поучений, апокрифов), составленное в XVI в. 5) Автором произведения является Софроний Рязанец. 6) Памятник архитектуры, построенный по заказу Павла I.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

 

18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная марка выпущена в 1960-х гг.

2) Событие, изображённое на марке, произошло в период правления в России Екатерины II.

3) Монарх, правивший в России в период, когда произошло событие, изображённое на марке, выступил в поддержку революционеров.

4) Событие, изображённое на марке, произошло в Версале.

5) Король, правивший во Франции в период, когда произошло событие, изображённое на марке, был казнён.

   

 

19. Какие из зданий были построены в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена данная марка? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти здания.

   

Часть 2.

Из сочинения иностранца, побывавшего в России

«Ныне царствующий император происходит от потомков Ивана с материнской стороны... Все сыновья императорские называются царевичами, т.е. сыновьями царя; что же касается до слова царь, то оно очень близко к титулу цезарь, и потому большое сходство имеет с титулом император. <...>

Ныне царствующий император <...> как испанцы, помещает много титулов в гербе своём. <...> На гербе императорском изображён орёл с распростёртыми крыльями, что знаменует происхождение его от римских императоров; но у этого герба есть то отличие, что над двойной головою орла изображается корона с крестом, а на груди — св. Георгий на коне; последний, как некоторые говорят, прибавлен с тех пор, как королева Елизавета прислала Ивану Васильевичу орден Подвязки. <...>

Некоторые из главных бояр имеют каменные дома, заключённые во внутренней ограде, как то: князь Яков Черкасский; Борис Иванович Морозов, бывший пестуном императора во время его малолетства... Илья Данилович Милославский, тесть императора; князь Иван Васильевич Одоевский. <...>

Город Москва занимает очень большое пространство, обнесённое тремя стенами, кроме той стены, что окружает императорский дворец. Внутренняя стена красного цвета и сложена из кирпича, вторая белая, а третья деревянная и набита землёю. Последняя имеет около пятнадцати или шестнадцати миль в окружности, а выстроена была в четыре или пять дней по случаю приближения крымских татар. В ней брёвен столько, что можно выстроить из них род лондонских тонкостенных домиков в пятнадцать миль длины. С тех пор как его величество был в Польше, видел тамошний образ жизни и стал подражать польскому королю, круг его понятий расширился: он начинает... строить здания красивее прежнего, украшать покои обоями и заводить увеселительные дома. <...>

Одежда царя такая же, как и боярская, только богаче. Царица отличается высокой уборкой головы и рукавами рубашки длиною от 30 до 36 английских футов, а рукава её верхнего платья так же широки, как у наших бакалавров. Все женщины высшего сословия одеваются также».

 

20. Назовите «императора», о котором идёт речь в отрывке. Укажите год начала его правления. Назовите архитектора белой стены, упомянутой в отрывке.

 

21. Укажите событие, с которым автор связывает появление на российском гербе изображения святого Георгия Победоносца. Какие новшества в жизни царского двора, по мнению автора, связаны с тем, что император побывал на территории другого государства? Укажите два новшества. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

 

22. Укажите любые три меры в сфере социально-экономических отношений, предпринятые в период правления монарха, о котором идёт речь.

 

23. В 1762 г., сверг­нув Петра III, на пре­стол вступила Ека­те­ри­на II. Но по­ли­ти­ка свергнутого мужа была во мно­гом продолжена новой императрицей. Про­ил­лю­стри­руй­те это по­ло­же­ние тремя примерами.

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Следствием Смутного времени в России стали существенные изменения в управлении страной»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 980—1015 гг.;

2) март 1881 г.— октябрь 1894 г.;

3) июнь 1945 г.— март 1953 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...