Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение войны современными культурологами

Причины воин

Эволюционная психология

Сторонники эволюционной психологии склонны утверждать, что человеческие войны — это аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнера. Животные агрессивны по своей природе, а в человеческой среде подобная агрессивность выливается в войны.

Подобные теории были раскритикованы учеными, которые считали, что организованные, продолжительные войны людей существенно отличаются от драк за территорию у животных — и не только в части технологии. Война все-таки является человеческим изобретением, имеющим свои исторические и социальные корни.

Социологические теории -война является результатом местных условий. Так, например, Первая мировая война была результатом не международных конфликтов, тайных сговоров или нарушения баланса сил, а результатом экономической, социальной и политической ситуации в каждой стране, вовлеченной в конфликт.

Т радиционный подход -война и мир являются следствием решений государственных деятелей и геополитической ситуации. Главная роль в начале войны – ошибки во внешней политике государства.

Демографические теории -Мальтузианская теория - причины войн кроются в росте населения и нехватке ресурсов. «Земля со всех сторон окружена морем и горами, и она слишком мала для вас; она едва дает пропитание людям. Вот почему вы убиваете и мучаете друг друга, ведете войны, вот почему столь многие из вас гибнут в гражданских раздорах. Уймите свою ненависть, пусть вражда закончится. Вступите на дорогу к Гробу Господню; отвоюйте эту землю у нечестивой расы и заберите её себе».

Томас Мальтус (1766—1834) писал, что население всегда увеличивается до тех пор, пока его рост не ограничивается войной, болезнью или голодом. Сторонники мальтузианских теорий считают, что относительное уменьшение количества военных конфликтов в последние 50 лет, особенно в развивающихся странах, является следствием того, что новые технологии в сельском хозяйстве способны прокормить гораздо большее количество народа; в то же время доступность контрацептических средств привела к существенному снижению рождаемости.

 

 

ВОЙНА И КУЛЬТУРА

К числу актуальных проблем современности относится вопрос о параметрах взаимодействия культуры и войны. Эта проблема стала особенно важной для судеб всех людей на земле. В развитии военной техники происходят быстрые и глубокие изменения. Разрабатываются качественно новые виды оружия, и в первую очередь оружия массового уничтожения, широко используются и технологии нового вида войн - информационных.

Наряду с философским, социологическим подходом в раскрытии актуальных вопросов сущности, причин, характера и роли войн, закономерностей их хода и исхода значительную роль играет культурологический анализ. Культурология позволяет глубже понять общественную жизнь и явления, происходящие в ней. Любой вооруженный конфликт, а тем более война, наносит огромный ущерб культурной среде. Разрушаются исторические памятники, музеи, библиотеки, театры, вузы и научные центры.

В теме «война и культура» выделяют главный вопрос о культурной среде и о культурном контексте, в котором зарождается и происходит насильственный конфликт. Каждый конфликт порождается как минимум двумя сторонами, если речь идет о межгосударственных и межгрупповых конфликтах, включая войны. Если конфликт выстраивается по линии «группа против государства (гражданская война, сепаратистские войны (Чечня-желание отделиться)), тогда в конфликте оказываются задействованными две социально-культурные среды. Одна - это культура местного сообщества (Чечня), от имени которого и в котором действуют инициаторы вооруженного сепаратизма (отделения) и где, как правило, разворачивается сама драма конфликта. Вторая - это среда доминирующего общества (Россия), т.е. социально-культурная среда всего государства, от имени которого осуществляется воленавязывание, включая применение вооруженной силы против сторонников отделения.

Насилие присутствует во всех прошлых культурах. Настоящие японцы (швейцарцы и др.) не могут жить без оружия - самурайского меча (ружья или пистолета).

 

Еще одна фундаментальная проблема темы «война и культура»- это роль культуры в процессе восстановления мирной жизни. Никакие силовые, экономические и социальные меры не будут достаточными для решения этой задачи, если не будут предприняты усилия по восстановлению культурной сферы. Художественное творчество и другие формы культурной деятельности обладают одним из важнейших свойств, которые не смогут заместить никакие политические и другие меры. Речь идет об изживании травмы войны через мир воображаемой жизни, через сценическое творчество и театральную игру, которые способны перебросить мостик между реалиями войны с ее жестокостью и реалиями мирного существования с его спокойствием.

 

Произведения искусства (живописи, литературы, музыки и т.д.) имеют огромное значение для всестороннего рассмотрения вопросов войны и мира. Художественная культура оказывает огромное влияние на воспитание у людей высоких моральных, политических и других качеств.

Вопрос о роли войн постоянно был в центре внимания многих мыслителей прошлого. Так, прогрессивный философ Китая Мо-Цзы полагал, что " войны приносят социальное зло, ибо уничтожают самое ценное в обществе – людей».

Часть ученых говорят о ведущей роли войны в развитии науки и техники

Другие рассматривают войну основным источником духовных богатств человечества. Война - это "мать литературы", ибо только война вдохновила на первые эпические поэмы и фольклорные песни, отражающие организованную силу. Война - источник всякого лиризма. Что же касается мира, то он "выступает в одежде бедного родственника", не дающего нам славы.

Но Шопен (композитор), наоборот, говорил «Когда грохочут пушки – музы молчат» (его не посещало вдохновенье во времена войны)

Некоторые авторы расценивают войну как причину высоких моральных качеств людей. Австрийский социолог В.Краус, пишет, что отсутствие войн "ведет к накоплению у молодежи запаса агрессивности", к утрате моральных ценностей, к росту отрицательных явлений, к рождению эгоизма, частного интереса, к забвению общественного, долга.

Таким образом, культурологический подход к взаимодействию войны и культуры, влияния войны на все социально-культурные процессы дает возможность объективно оценить роль каждого субъекта общественного развития в укреплении мира.

.

Изучение войны современными культурологами

Современные российские ученые изучают эту проблему, «Война как явление культуры». Проводятся научные конференции, где предметом обсуждения историков, филологов и культурологов стало самое необычное измерение войны - социокультурное. Что позволяет увидеть войну в новом ракурсе - с точки зрения микроистории, из структур повседневной жизни. Ученые учатся видеть ее «глазами» маленького человека-солдата, офицера или мирного жителя, оказавшегося в вихре военной катастрофы.

В деле научного изучения войны подобный подход к проблеме уже несколько лет является особенно актуальным (военная повседневность)

«Человек в бою» Например изучают проблемы "боевого духа" в русской армии, особенности партизанского движения белых и красных на Урале в Гражданской войне

Проводятся исследования непосредственных участников боевых действий различных эпох, стран и армий, изучают психологию солдат и офицеров. Существуют работы культурологов, посвященные французскому солдату в Бородинском сражении. Культурологи пытаются объяснить причины странного феномена - внезапного состояния «ступора», в которое попали французские солдаты, атаковавшие батарею Раевского. Анализируются многочисленные факторы (непривычные условия «русского» похода армии Наполеона, боевой быт во время похода и даже окружающий пейзаж), повлиявшее на его боевой дух французского солдата.

 

ВОЙНА И МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ - влияние войн на психологический раскол общества, втягивание гражданского населения в военные действия

проблема взаимосвязи религиозной, конфессиональной принадлежности и поведения мирного населения в эпоху различных войн. Религиозные предпочтения влияют на отношение местного населения к собственной армии, оккупантам и военнопленным. Важными элементами, формирующими военный опыт горожан, необходимо считать религию, этническое самосознание, ментальность, воспоминания ветеранов войны и представления о войне в послевоенный период.

Тесная взаимосвязь между войной, массовыми миграциями сельского населения в город и ухудшением санитарно-гигиенического состояния городов.

Особенности восприятия войны, размышления интеллектуалов над причинами войны, местом и судьбой России в мире, объятом катастрофой. Вопрос о национальном самосознании.

 

ВОЙНА И КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ - война и военная служба в жизни российского дворянина XVIII в., жанр военных мемуаров

богатый материал р еконструкции коллективного военного опыта может дать исследование выставок и музейных экспозиций, посвященных военной тематике в разных странах мира

изменение роли репрезентации оружия, связав это с веяниями моды.

изучают даже роль женщины в повышении боевого духа солдата

 

Предмет исследования - «морально-боевой дух», «национальный характер», «коллективная память», «военный опыт» и др.

 

Культурологи изучают военную повседневность и боевые традиции

Военная повседневность - часть социокультурной реальности, способы жизнедеятельности военнослужащего. Военно-бытовая повседневность солдат и офицеров складывалась из следующих элементов: форма одежды, снаряжение, вооружение, продовольственное довольствие (питание), квартирование (жилище) и медицинское обеспечение

Боевые традиции - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения военнослужащих в военное и мирное время. Основными боевыми традициями Вооруженных Сил РФ являются: - беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови; непримиримость к врагам Отечества, высокая бдительность; - верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою; любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю; верность Боевому знамени, Флагу корабля; войсковое товарищество и коллективизм, уважение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...