Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Строганов Михаил – Лексикон Таро

 

www.e-puzzle.ru

ЛЕКСИКОН ТАРО

«Может быть, все, что люди называют «судьбою», «случаем», управляется каким-то тайным порядком - Промыслом Божьим...» блаженный Августин

 

ЧАСТЬ I. МИСТЕРИИ РАЗУМА

 

ВЕЛИКОЕ В НЕМНОГОМ

Тот, кто перенес клиническую смерть, свидетельствуют, что все пережитое проходит перед глазами бесконечной вереницей цветных картинок. Одни видения как бы повторяют течение и порядок жизни, другие появляются хаотично, перемешивая события и выстраивая их в новый смысловой ряд. Так вечность по-своему ранжирует и оценивает дела человеческие, указывая на ключевые моменты его жизни.

«Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел, которому имя Уриил, и сказал: сердце твое слишком далеко зашло в этом веке, что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего.

Я отвечал: так, господин мой.

Он же сказал мне: три пути послан я показать тебе и три подобия предложить тебе. Если ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое.

Тогда я сказал: говори, господин мой.

Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел.

Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня?

А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил». Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне.

И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих?»

Ветхий завет. «Третья книга Ездры»

Карты ТАРО - те же видения, рожденные на пограничной черте бытия, только не определенного человека, а всего человечества. Поэтому в них запечатлен «механизм» того, что было, есть и будет во все времена. Оттого и напрашивается сравнение ТАРО с трейлерами к еще не вышедшему на большой экран фильму о Судьбе человечества.

 

 

Очевидно, что съемки закончены, материала отснято с лихвою и многое неизбежно остается за монтажом... А пока, до премьеры, на всеобщее обозрение выставлена «нарезка» из наиболее важных, «ключевых» сцен.

«Мы читаем Книгу Мира, как малограмотные люди, не отрывая глаз и водя пальцами по строкам; и, только тогда, когда чья-то быстрая, как молния, рука перевертывает страницу, мы видим, что мелькает что-то «написанное сбоку, на полях», может быть самое важное, но мы не успеваем прочесть: чтобы успеть, нужны другие глаза, те «вещие зеницы», что бывают только у пророков.»

Дмитрий Мережковский «Тайна Трех»

Рассматривая такие наивные, точно нарисованные детскою рукой картинки ТАРО, невольно предполагаешь: уж не приглашает ли Бог поучаствовать в монтаже Своего фильма?

Почему Бог? Да потому что только изображения великого Продюсера, Сценариста и Режиссера нет и не найдете на этих учебных кубиках-картах.

Для того, чтобы делать кино, или режиссировать саму Жизнь, совсем не обязательно мельтешить в кадрах, светиться на TV, отмечаться в журналах и газетах. Для того, чтобы быть Иллюстратором, вовсе не надо рисовать самого себя...

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАРО

Незадолго перед смертью Лютер любил повторять: «Есть у Бога прекрасная колода карт, вся из королей, и одну карту Он бьет другой: так Папу побил Лютером, а потом всю колоду Он кидает под стол, как дети, которым надоело играть».

В этой истории сконцентрирован дух ТАРО, его изначальный смысл, еще нетронутый более поздними спекуляциями и попытками сделать арканы производными всевозможных оккультных доктрин. Истинный смысл еще не искажен спекулятивными интерпретациями.

Стоит открыть любую книгу, посвященную ТАРО, как тут же обрушится поток «экзотического эзотеризма», повествующего о наследии исчезнувшей Атлантиды, мистериях Древнего Египта во главе с Тотом-Гермесом и даже цыганах, вечно странствующих по миру и записывающих свои путевые заметки в виде идеографического письма. Такая предыстория кочует со страницы на страницу, от одного автора к другому, не имея под собой ни малейшего смыслового обоснования.

 

«Не ясно ли, где источник упадка духовных сил всей Европы за последние полвека, т.е. именно за то время, когда школа (современные массовая культура и социальные институты) стала интенсивно работающею фабрикой под наблюдением государственных инспекторов, некоторым интенсивным производством душ человеческих почти по тому способу, как некогда Парацельс производил своего маленького гомункула. Этих гомункулов, человекообразных, но без живой души, мы и видим на протяжении всей Европы все последние десятилетия.

Младенец с опытностью старца; точнее - младенец, подсмотревший все, что делает его дед, и этого не понявший, но этому подражающий, - вот определение такого человека.»

Василий Розанов «Сумерки просвещения»

Неверные истоки, ложные связи, подтасованные выводы - негодные наставники и опасные инструменты для познающего ума. Они не открывают истину, а травмируют разум, не оттачивают знания, а истощают мысль в бесплодных блужданиях. Возведенные в неоспоримые правила заблуждения всегда приводят к роковым ошибкам.

Анализируя символы, можно безошибочно определить только породившую их эпоху. Потому что символ всегда говорит человеку о насущном, но его голос приходит в мир из вечности.

Человек стремится понимать для того, чтобы выжить физически и наполнить свою жизнь высокими духовными значениями и связями.

Если присмотреться к наиболее близкому изначальному образцу Марсельского ТАРО, станет очевидно, что по своей концепции мироздания и своим мировоззренческим источникам карты являются типичным детищем западноевропейского средневековья, передающим излюбленные образы и аллегории того времени: Жонглер, Любовники, Отшельник, Колесо Фортуны, Смерть, Дьявол, Страшный Суд. Цветовая гамма также подтверждает ее особый, «иконографический» стиль изображения.

 

 

Семь цветов: красный, розовый, желтый, зеленый, синий, черный и белый - положенные на особую графическую технику изображения, напоминают о средневековых книжных миниатюрах. Да и первые известные колоды ТАРО появились в центе европейской книжности - северной Италии на рубеже XIV - XV века.

Слово «T.A.R.O.» является анаграммой, которые в подражание античному Риму входили в моду на закате Средневековья. Свидетельства тому можно встретить даже на многочисленных европейских монетах, использующих анаграммы вплоть до Нового времени. Латинское выражение «Terrarum Adveniens Rex Orbis» - от Земли Идущий Царь Мира, многозначительно перекликается со словами Евангелия от Иоанна:

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда».

Двадцать две старшие карты (арканы в переводе с латинского агсапит - тайна) соотносятся с 22 главами Откровения Иоанна, провозглашающего: «Здесь ум, имеющий мудрость». Это в полной мере соответствует европейской философии и мистике того времени.

Весьма показательно, что карты ТАРО никогда серьезно не преследовались инквизицией и не объявлялись ересью. Более того, когда вводился запрет на игральные карты (например, во время борьбы с азартными играми в Болонье 1423г.), для ТАРО делалось послабление.

Их предпочитали рассматривать как «картинки из жизни» или сюжеты на тему философии. В более широком смысле ТАРО воспринимали как Лексикон в котором наглядно показаны действующие в мире силы, а также объясняется и утверждается божественный миропорядок. Именно поэтому карты ТАРО рисовали для королей и герцогов, а римские папы совместно со святой инквизицией предпочитали как бы не замечать карты ТАРО.

 

 

ИДЕОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА

Под идеографией обычно понимают систему письма, в которой вместо соответствующих звукам букв, используются выражающие предметы и понятия знаки или символы. Но значение идеографии много шире и сложнее. Прежде всего, идеография - это отточенный веками метод развития мышления до его изощренности. Только таким образом открываются достойному истины, сокрытые от поверхностного ума, для которого объем и доступность информации всегда важнее сути вещей.

Особенность старших арканов в том, что ни само изображение, ни присущие аркану число и надпись (имя) не стремятся передать всю информацию о выражаемом процессе (как этим грешат многие ТАРО-новоделы). Картинка лишь намекает на Смысл и приоткрывает его, позволяя интуиции, жизненному опыту, мыслящему разуму искать и обретать значение в оставленных знаках.

«Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться». Именно в этом состоит принципиальное отличие символа от аллегории: смысл символа не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из образа.

Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу во спринимающего.»

Сергей Аверинцев

Главное в картах Марсельского ТАРО - не то, что ты видишь, а как ты можешь об этом помыслить, какие и между чем найдешь связи и соответствия, отыщешь ли бесчисленные смысловые оттенки, опишешь и выразишь ли их в разных значениях. ТАРО - открытое пространство без проторенных путей, но с указателями направлений.

Зрительный образ призван пробудить мистическое миропонимание, имя аркана - вызвать исторические и культурные ассоциации, порядковый номер - вписать процесс в управляемую миром числовую вселенную.

Поэтому карта не может быть приравнена и привязана к своему «номиналу», но должна рассматриваться как зашифрованное идеографическое послание.

Для того, кто посвящен в искусство идеографии, не существует немых и уж тем более бессмысленных символов - для него «немые картинки» оживают и разговаривают на равных, с высоты своего многовекового опыта. Не только «картинка в целом», но и любой изображенный на них знак становится подлинной сокровищницей для размышлений.

Пробираясь через смысловые завесы, минуя интеллектуальные западни, не опьяняя рассудок красочным изменчивым буйством фата-морган своего времени, посредством арканов ТАРО вы сможете увидеть мир без прикрас и осознать неумолимую логику проходящих в нем процессов.

МИР СИМВОЛОВ

Марсельское ТАРО называют иллюстрированной книгой бытия. Такой емкой и всеохватывающей, что владеющий ключами к изображенным символам может с легкостью постичь тайны и разобраться в хитросплетениях человеческой истории.

Прежде, чем читать и толковать скрытый текст, надо освоить азбуку, на которой написаны древние письмена. Для этого потребуется не так и мало: преодолеть узость собственного мировоззрения, избавиться от зависимости мыслить по шаблонам, понимать значение недосказанного, видеть скрытые аллюзии, научиться угадывать намеки, когда потребуется - самому становиться творцом и новых смыслов и правил.

Вот условия, которые на самом деле важны для понимания писанных и неписанных законов бытия, или, как говорили современники создания карт, овладению «Искусством бытия».

Карты ТАРО в высшей степени является Книгой Символов. Поэтому все приведенные здесь цитаты и объяснения следует рассматривать не в качестве готовых ответов, а как некое зашифрованное послание, часто защищенное от «дурака» двойной или тройной оболочкой, в которых как рыбешка в сети увязнет недалекий и самонадеянный ум.

Для дешифровки арканов необходимы соответствующие смысловые «ключи». Они не только вскроют заложенный в картах метафизический код, но и помогут преодолеть стереотипы, отвлекут от свойственной привычке к самообману, увеличат глубину и усилят фокус взгляда на природу вещей.

«Помни: Небо как и земля. И открытое Небу - открывается «в шепотах» и земле. В шепотах, сновидениях и предчувствиях. Поэтому никогда, никогда, никогда не лги, в главном - не лги.»

Василий Розанов

Надо помнить, что символы не бывают изолированными. Мир символов - неразрывная ткань, которой присущи все атрибуты собственной жизни, логики, воли. Оттого, прикоснувшись к символическому, мы пробуждаем силы, находящиеся по ту сторону нашей реальности. Точнее, нашего восприятия реальности.

Бытие символов подобно пчелиному улью или муравейнику, в которых есть базовое начало и многочисленные производные. Поэтому, пробудив определенный символ, можно получить «связку» других, которые последуют за первым. Приходя в мир людей, символы быстро «обрастают» живой плотью, но вначале всегда заставляют приспосабливаться к себе и перестраивают сознание. Оттого в мире и тайно, и явно идет непрекращающаяся война с «семьями» символов, проводится консервация их базовых элементов.

«Новояз должен был не только обеспечить знаковыми средствами мировоззрение и мыслительную деятельность, но и сделать невозможными любые иные течения мысли. Предполагалось, что, когда новояз утвердится навеки, а старояз будет забыт, неортодоксальная мысль, постольку, поскольку она выражается в словах, станет буквально немыслимой. Лексика была сконструирована так, чтобы отсечь все остальные значения, равно как и возможности прийти к ним окольными путями... Но особая функция некоторых новоязовских слов состояла не столько в том, чтобы выражать значения, сколько в том, чтобы их уничтожать. Значение этих слов, разумеется, немногочисленных, расширялось настолько, что обнимало целую совокупность понятий; упаковав эти понятия в одно слово, их уже легко было отбросить и забыть.»

Джордж Оруэлл «1984»

Сегодня в ходу так называемая технология «гашения» или «опустошения» символов.

Заключается она в том, чтобы разорвать живую связь символа с бытием, подменив «кровь и плоть» пустыми оболочками, профанировать тайну и таинство. Как отдаленное следствие этого многочисленные книги по ТАРО написанные, будто под копирку, и низводящие заложенное в ней миро- познание до уровня гадальных костей, призванных оболванивать болванов.

ВОЛЯ К ПОЗНАНИЮ

В начале XX века в среде поэтов-символистов, мистиков и религиозных философов было очень популярно во всех вещах и явлениях угадывать «номен и феномен в соотношении каком». В те времена, не только событие, слово или даже случайно упавшая на стену тень воспринимались как Символ и призыв интерпретировать этот Символ.

«Когда молния сверкнет на безоблачном небе и над головой ужаснувшихся повиснет яркая пунцовая звезда, озарив огненным бредом побледневших, и потом тихо скользнет в сторону, рассыпая брызги искр, общий крик: «Метеор!.. Так низко!..» - оборвет все нити разговора. Все чувствуют, что слишком близко совершилось вторжение Вечности, слишком ничтожны перед нею наши устои, способные лишь до времени укрыть глубину.»

Андрей Белый «Символизм как миропонимание»

Это предчувствие «великого и ужасного» крайне необходимо каждому, кто взял или намеревается взять в руки Марсельское ТАРО. Для того чтобы «исследующий книгу Судеб» сумел посмотреть на окружающий его мир и природу вещей не глазами человека, обремененного предрассудками своего времени, а теми «вещими зеницами», которые открываются у пророков в час прозрения.

Символы не врут никогда - их не всегда понимают люди. Люди не видят, не слышат, не говорят, когда знамения вопиют во весь голос.

«Homo современикус» предпочитают подгонять суть и логику происходящих в мире процессов под удобное и комфортное для себя понимание. Все убеждения их лишь идеологическая мимикрия, обыватель поддержит все и всех, обеспечивающих привычное существование.

Известно, что логика вещей сильнее человеческих намерений и, тем более, могущественнее людского самообольщения, что «мир такой, каким я его вижу и понимаю».

Поэтому, когда берете в руки Марсельское ТАРО, не цепляйтесь памятью за привычные мировоззренческие схемы «века сего» с его надуманными правилами и ценностями, попытайтесь мыслить самостоятельно и символически, стараясь проникнуть и ощутить саму суть аркана.

Всегда имейте ввиду, что воля - это способность сознательно ставить цели и управлять процессами для их достижения. И что за волей стоит нечто большее, чем интересы, желания и даже вера.

За волей скрываются силы, которые в свое время приложили руку в создании этого мира и которые в свой час примут участие в его демонтаже.

СВЯЗИ И СООТВЕТСТВИЯ

В эпоху античности, да и древнего мира, понятие «символ» вмещало в себя не только абстрактное понятие чего-либо или выражение отвлеченной идеи посредством художественного образа. Символ понимался как всеохватывающее соглашение и совместное действие. Связь символа и жизни проходит через общий ритм («. и на земле, как на Небе.»), как некой аналогии и тождества между двумя сторонами реальности.

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта.»

Джеймс Фрэзер «Золотая ветвь»

Этот, казалось бы, донаучный метод мышления, ложится в основу герменевтики, как некого целостного душевно-духовного метода в гуманитарных науках, который позволяет постичь «суть вещей и явлений». А к середине XX в. герменевтика из метода гуманитарных наук превращается в самостоятельное философское учение о бытии.

Приступая к интерпретации карт ТАРО, необходимо научиться читать скрытые в них послания, пусть и не сказанные прямым текстом, но исполненные глубокого смысла по симпатическому принципу.

«Хроника манипулирует фактами. В известной мере это напоминает приготовление отменного шашлыка, где, кроме кусков баранины, обернутой в листья смородины, требуются помидоры, баклажаны, синий лук и зеленые плоды муската, которые едва ли сыщешь на рынке. Словом, чем больше ингредиентов, тем вкуснее.

То же примерно и с фактами. Если желаете знать, что ждет всех нас в ближайшем будущем, не скупитесь в отборе, загребайте пригоршнями из самых разных и далеких одна от другой областей бытия. Ни спицы, ни шампуры не понадобятся, разве что воображаемые. Необходимо единственное: найти связь всего со всем. Это нелегко, но овчинка стоит выделки..»

Еремей Парнов «Секта»

Быть свободным в поисках существующих в мире связей и соответствий - главное правило постигающего искусство символизма. Природа такова, что вне зависимости от времени она сохраняется даже во внешне не несвязанных друг с другом областях.

Аркан - это зашифрованное послание, которое не может быть прочитано и понято без соответствующим образом подобранного кода.

Черпать из разных источников, искать незримые, но властительные связи и соответствия, не бояться честно и беспристрастно смотреть на мир и жизнь - вот начальные условия для того, чтобы действительно научиться читать великую Книгу Символов.

ТАРО КАК ПРОЦЕСС

Для представления о символизме старших арканов ТАРО лучше всего подходит понятие о процессе, как о закономерной связи, изменении и развитии обозначаемых арканом персонажей и явлений.

Когда соприкасаешься с символикой ТАРО, то, несмотря на ее кажущуюся видимую завершенность, очень скоро осознаешь, что перед тобой пластичная, развивающаяся, порождающая новые смыслы и значения сила. Заключающая прошлое, удерживающая настоящее и составляющая на себе, как на фундаменте, откровение о будущем. Подобно детской азбуке, запечатленной на кубиках, из которых можно составить бессчетное сочетание смыслов и слов.

«Представляя собой внешним образом колоду карт, внутренне ТАРО - нечто совсем иное. Это «Книга» философского и психологического содержания, читать которую можно совсем различными способами. Многие считают ее шифрованным изложением учения о Вселенной, записанным в виде XXII символических картин, которые впоследствии использовались в качестве предсказательных карт.»

Петр Успенский «Символы ТАРО»

Оставаясь неизменным, заданным изначально как целостная символическая система, с течением времени Марсельская колода порождает все новые ассоциативные связи, заставляя по иному увидеть и понять природу вещей в зависимости от исторической эпохи и жизненного опыта самого интерпретатора. Она предоставляет своему исследователю открывать и исследовать бесконечные жизненные возможности, комбинации и варианты. При этом символизм ТАРО никогда не становится тождественным этому новому пониманию. Ни один аркан нельзя четко привязать к какой-либо определенной интерпретации - придет время и смысловые акценты могут смениться диаметрально от первоначальных толкований...

Благодаря универсальности и нескончаемой смысловой емкости Марсельское ТАРО заставляет говорить о своей природе как откровении, а неразрывная связь арканов с судьбой человечества, позволяет назвать пережившие века незамысловатые картинки учебником жизни и настольной книгой думающего человека.

Трактовка образа:

Ловкий и владеющий вниманием жонглер, властелин ярмарки и карнавала он является для зевак образцом житейской мудрости и успеха.

Жонглер - икона для плебея, поддельный властелин мира, никчемный властитель дум. Его наряд наповерку оказывается шутовским, его скипетр и держава - реквизитом фокусника, а снаряжение - бутафорская имитация привлекательных вещей. Только простофиля примет его огромную шляпу за диадему вечности. Знак бесконечности - восьмерка - только сымитирована, но не завершена (старый трюк фокусника, когда глаза видят что надо, а не то, как есть на самом деле). Присмотритесь - он совсем не тот, кем кажется. Во всей его фигуре нет величия, но он мастер принимать позы, потому что лицедей, имитатор, продавец иллюзий, манипулятор сознанием. Жонглер хочет славы и власти над толпой, но еще более - набить свой кошелек. Его похожий на

(ВЕЛИКИЕ) АРКАНЫ

Аркан I - Жонглер (Фокусник)

ЧАСТЬ II. СТАРШИЕ

торговый лоток стол (который недотепы принимают за кафедру, и даже алтарь), зыбко держится на трех ножках: Жадность, Хитрость и Обман. Фокусник - образцовый пример «надувателя простаков», чья шкала колеблется от коммивояжера до популярного политика.

Психологический аспект:

В литературе мы видим многочисленные психотипы «жонглеров»: площадной пересмешник Уленшпигель, ловкий манипулятор дураками у власти Хлестаков, великий комбинатор непманов- ского периода Остап Бендер. Да и небезысвесные «отцы-основатели» финансовых пирамид вкупе с «великими и ужасными» телевизионными экстрасенсами 90-х - из той же породы шпильманов.

Жонглер подает надежды, но они пустые, он и сам хочет многого, порою даже сам одурачивает себя, но получает от своих желаний лишь суррогаты. Фокусник ощущает себя Демиургом - но его создания всего лишь пленительный сон или мастерски обставленное мошенничество. Он - калиф на час. Его слава быстро блекнет, а после недолгих минут торжества, ожидает одиночество и забвение. Такова судьба и жизненный путь жонглера - враля для масс, властителя дум простаков.

Роль в социальной мифологии:

Толпу можно сравнивать с угодившей в гущу событий экзальтированной дурочкой, которую захлебывающуюся эмоциями и производящую самые невероятные умозаключения, которые тут же становятся сигналом к немедленному действию. Так толпа становится многоголовым чудищем, раскинувшей щупальца гидрой, жаждущей насыщения самых примитивных, базовых инстинктов, которые, в конце-концов, сами её и поглотят. Толпа и масса подобна змее жалящей хвост, шакалу, неистово лижущему точило и захлёбывающемуся свой кровью.

Явление Жонглера появляется прежде, он непременно появляется «в свой черед». Возникает тогда и там, где чудище уже родилось, но еще не пробудилось и не взалкало «крови и плоти».

В немецкой средневековой легенде XIII века рассказывается, как таинственный Незнакомец избавил город от крыс властью чарующей мелодии своей флейты. А когда скупые горожане отказались выполнить свою часть договора и расплатиться, то выманил из Гамельна волшебными звуками всех детей, и заточил их в подземной бездне.

Жонглер, конечно, не Г амельнский крысолов, которого еще именовали Дьяволом, и даже не его флейта. Он всего лишь одна из наигрываемых им чарующих мелодий. Проповедник, агитатор, пламенный трибун. Дьявольский пример, подталкивающий доверчивых, но развращенных сердцем, в жернова Преисподни.

Цитата:

«Люди глупы, и, если правдоподобно объяснить, почти все поверят во что угодно. Люди глупы и могут поверить лжи, оттого что хотят верить, будто это правда, или оттого что боятся знать правду. Головы людей полны всякими знаниями и верованиями, большинство из которых ложны, но все же люди в это верят. Люди глупы: они редко могут отличить правду от лжи, но не сомневаются, что способны на это. Тем легче их одурачить.»

Терри Гудкайнд «Первое правило волшебника»

Ключ:

«Лекционный зал в русской провинции, в 1908 году, в промежутке между двумя революциями: 1905 и 1917 года, а также и между двумя войнами: Русско-Японской и Русско-Немецкой. Заезжий из Петербурга профессор читает лекцию о земельном вопросе, о социализме и о том, почему и как нужно доделывать революцию, недоделанную в 1906 году. Профессор говорит нам о крестьянском малоземельи, что было правильно, и о колоссальных запасах земли у государства, что тоже было правильно. Не сказал только того, что государственная земля лежит у полярного круга, в средне-азиатских пустынях и в прочих таких местах. Говорит о «частном землевладении», что тоже было правильно, но не сказал о том, что бо'льшая половина этого «частного землевладения» давно стала крестьянской. Говорит о помещичьем землевладении, но не сказал того, что дворянская земля переходит в крестьянские руки со скоростью около трех миллионов десятин в год. Приводит в пример Североамериканские Соединенные Штаты, где государство образовало огромный земельный фонд для переселенцев («Сэттльмент»), но не сказал того, что в САСШ населенность землевладельческих штатов была равна 10 - 30 человекам на кв. км. У нас Приволжские губернии имели 80 человек на кв. км. И что во всей России 48 % всей ее территории находятся в поясе вечной мерзлоты - на глубине больше метра не оттаивает никогда. Профессор долгое время провел в САСШ и не напомнил нам, молодежи, что за все время своего государственного существования САСШ не знали ни одного иностранного нашествия, а нас регулярно жгли дотла то поляки, то немцы, то французы. Вообще же профессор призывал, конечно, к революции. И мы, молодежь, мы, юные, честные и жертвенные, мы, не погрязшие в мещанстве и косности, мы должны выше и выше вздымать знамя великой и бескровной социалистической Революции.

И, вот, в зале раздается крик: «казаки!» Казаков, во-первых, не было, а, во-вторых, быть не могло - было время полной свободы словоблудия. Одна секунда, может быть, только сотая секунды трагического молчания и в зале взрывается паника.

Гимназистки визжат и лезут в окна - окон было много. Гимназистами овладевает великий революционный и героический порыв: сотни юных мужественных рук тянутся к сотням юных женственных талий: не каждый же день случается такая манна небесная. Кто-то пытается стульями забаррикадировать входные двери от казачьей кавалерийской атаки. Кто-то вообще что-то вопит. А профессор, бросив свою кафедру, презирая все законы земного тяготения и тяжесть собственного сана, пытается взобраться на печку.

Я почему-то и до сих пор особенно ясно помню эту печку. Она была огромная, круглая, обшитая каким-то черным блестящим железом, вероятно, метра три вышиной и метра полтора в диаметре: даже я, при моих футбольных талантах, на нее влезть бы не смог. Да и печка не давала ответа ни на какой вопрос русской истории: если бы в эту залу действительно ворвались казаки, они сняли бы профессора с печки. Положение было спасено, так сказать, «народной массой» - дежурными пожарными с голосами иерихонской трубы. Все постепенно пришло в порядок: гимназистки поправляли свои прически, а гимназисты рыцарски поддерживали их при попытках перебраться через хаос опрокинутых стульев. Соответствующий героизм проявил, само собою разумеется, и я. Но воспоминание об этом светлом моменте моей жизни было омрачено открытием того факта, что некто, мне неизвестный сторонник теории чужой собственности, успел стащить мои первые часы, подарок моего отца в день окончательной ликвидации крестьянского неравноправия. Должен сознаться честно: мне по тем временам крестьянское равноправие было безразлично. Но часов мне было очень жаль: следующие я получил очень нескоро. Потом выяснилось, что я не один «жертвой пал в борьбе роковой», - как пелось в тогдашнем революционном гимне. Не хватало много часов, сумочек, брошек, кошельков и прочего.»

 

Трактовка образа:

Существует особый род роковых женщин, притягательных и непостижимых, как бездна. Они совсем не те, за кого себя выдают и кем кажутся, совсем как римский папа Иоанн VIII, который на поверку оказался женщиной - Папессой.

Облик Папессы вызывает уважение, застав-ляет признать ее избранность, принять ее главенство и даже приклониться перед ней. Но внимательный взгляд очень скоро найдет в ее обличии множество признаков совсем другой природы и обнаружит черты совсем другой натуры.

Её лицо двусмысленно и напоминает «при- личьем скованную маску», из-под которой проглядывает злобное, хитрое и опасное существо, а под ее священной короны выглядывают дьявольские рожки. Это - само воплощение порока под личиной благопристойности.

Ее напускное благочестие - способ заманить жертву, усыпить ее контроль, заманить в свои сети и выпить жизнь без остатка.

Папесса - цветок, несущий безумие и смерть. Это может быть и заурядная охотница росянка, и экзотический паразит виноградников раффлезия, чьи огромные ядовито-красные цветы пахнут гниющим мясом, а после короткого цветения превращаются в бесформенную разлагающуюся массу черного цвета. Но чаще всего это белладонна, прекрасная госпожа, чей запах дурманит, вызывая тошноту и головную боль, а ее похожие на вишню ягоды содержат в себе атропин, который возбуждает и психику, и тело, но вскоре приводит к параличу и смерти. Поэтому человек, попавший под власть Папессы, сходит с ума и погибает, безропотно служа для своей губительницы источником энергии и силы.

Психологический аспект:

Образ Папессы был, пожалуй, излюбленным в русской классической литературе XIX - начала XX века. Ее образ с восхищением живописали литераторы, ей грезили поэты, сомнамбулически рифмуя вирши про «губительную страсть».

Два художественных образа Папесс хочется особо отметить. Это «экзотическая белладонна» Рената из «Огненного Ангела» В.Я.Брюсова, которой движет истерия на мистико-эротическом фоне, ради которой она с легкостью готова пожертвовать рассудком, жизнью и душей влюбленного в нее мужчину. Это и «русская красавка» Настасья Филипповна из романа Ф.М.Достоевского «Идиот», «необыкновенное и неожиданное существо», которое одержимо гордостью, мстительностью, презрением, ненавистью и в тоже время страданием до саморазрушения. Подталкивая себя к смерти, она вовлекает в бесконечный житейский и душевный кошмар тех, кто ее любил или был к ней хоть как-то привязан.

Поразительно, но спокойное величие и ледяная неизбежность смерти, которую таит в себе бездна, намного сильнее и ясного ума и слепого инстинкта самосохранения. Она одновременно притягательна и смертельна, как паутина для мух.

Роль в социальной мифологии:

Папесса - квинтэссенция греха и лицемерия, образец успеха достигнутого неправедными путями, триумф переоценки ценностей.

Она женщина - но выдает себя монахом мужчиной; она образец непорочности и девства - но в действительности блудница; она символ религиозного хранителя защитника - но в жизни является той силой, которая разрушает и обесценивает сами основы Веры.

Притягательность ее образа балансирует между жаждой дикаря нарушить табу, обведя богов вокруг

пальца, и стремлением подростка самоутвердиться в глазах сверстников, покурив в туалете и разбив окна в учительской. Оттого толпа, сочетающая в себе дикаря и подростка, обожает лицемерие и лицедейство, даже подчас не разделяя и не различая их.

В придуманных, практически невероятных обли- чиях и жизненных историях, желающий находит удобоваримые «дозы греха». Папесса - формула благопристойного и безопасного порока, который может быть и милым безвестным личиком с глянцевой обложки, и притягательным персонажем из бульварного романа, и негасимой звездой шоу- бизнеса, и денницей на политическом небосклоне...

Цитата:

«Невозможно добиться, чтобы английский суд присяжных вынес приговор за содомию. Половина присяжных не верит, что нечто подобное возможно физически, а другая половина сама занимается этим.»

Уинстон Черчилль

Ключ:

«Она любила своего мужа неистовой любовью, но так же неистово она любила всякого мужчину, с которым случай приводил ее остаться наедине, - и обнаруживала в таких случаях столько предусмотрительности и ловкости, что сбивала с толку всякий надзор и очень часто добивалась, чего хотела.

Под первым попавшимся и тут же на месте придуманным предлогом она зазывала к себе то рабочего, отрывая его от работы, то случайного прохожего на улице, то молодого мастерового, то слугу, то мальчика, возвращающегося из школы.

Разговоры, которые она с ними заводила в подобных случаях, были до такой степени невинны, что всякий направлялся за ней вполне доверчиво, нисколько не задумываясь. Неоднократно случалось, что такой гость бил или обкрадывал ее, - но это не мешало ей снова зазывать к себе.

Этот образ жизни она продолжала вести даже тогда, когда сделалась бабушкой...

Ее заточили в монастырь. Там ее нашли такой доброй, такой кроткой и послушной - розовой и невинной, как молодая девушка, - что никто не хотел верить возможности того, чтоб она когда-нибудь могла совершить малейший проступок; ее решили освободить от искупления, так она завоевала симпатии и доверие всего населения монастыря ревностью, с которой она предавалась религиозным обрядам.

Но, едва очутившись на свободе, она снова начала по- прежнему скандалить. И так проходила вся ее жизнь.

Она отравила всю жизнь своего мужа и своих детей. Но они надеялись, по крайней мере, что на помощь ей явится время, что, когда она постареет, умерится пожиравшее ее пламя. Они ошиблись, однако. Чем более она предавалась этим излишествам и чем более она тучнела, тем неудержимее становилось ее расстройство.

Непостижимо, каким образом при таких низменных склонностях и таких позорных привычках могла уцелеть такая кротость в выражении лица, такое спокойное достоинство манер, как мог сохраниться такой молодой голос и такая прозрачная ясность взгляда..

Когда она овдовела, дети не могли ее оставить жить у себя - для них она была предметом ужаса; они назначили ей пенсию и предоставили ей уст

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...