Классификация психического дизонтогенеза
Образовательные услуги и реализация специальных образовательных потребностей школьников с нарушением слуха
В основе современного понятия «образовательная среда» лежит положение Л.С. Выготского о социальной среде как источнике возникновения специфически человеческих свойств личности, источнике социального развития ребенка. Существующие научные взгляды на структуру и функции образовательной среды отличаются. Данное понятие трактуется как: естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение (А.В. Хуторской), система педагогических и психологических условий и влияний (И.В. Ермакова, Н.И. Поливанова, А. Савенков, И. М. Улановская, В.А. Ясвин) и др. Единым для всех исследований в данной научной области является представление о взаимодействии учащегося с окружающей образовательной средой как сути образовательного процесса. В образовательной среде принято выделять три основных компонента: 1. Социальный (социальное окружение, социальная среда). 2. Материальный (пространственно-предметный, материально-технический, пространственно-предметное окружение). 3. Содержательный (информационный, психодидактический). Данные компоненты взаимосвязаны, они дополняют друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды. В свою очередь и люди, как субъекты данной среды, оказывают на нее определенное воздействие, структурируя и видоизменяя ее компоненты (А.А. Веряев, Козырев В.А., И.К. Шалаев и др. Сущность депривационных феноменов.
Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) —депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.
В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях — перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмоциональной поддержке, самореализации, уважении, безопасности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невозможность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания. Так, например, при резком сокращении потока внешней стимуляции, как в экспериментальных, так и в естественных условиях, могут возникать разнообразные расстройства в работе психики — изменения темпа протекания субъективного времени, нарушения восприятия пространства, трудности в произвольном контролировании мыслительных процессов, активизация внутреннего диалога, расстройства схемы собственного тела, разнообразные эмоциональные нарушения. В ряде случаев отмечается появление галлюцинаций. В зависимости от длительности пребывания человека в подобной ситуации вышеописанные нарушения могут приобретать необратимый характер. «Дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» - сущее, существо, «genesis» - развитие)отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез -нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер. Причины отклонений в психическом развитии многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенны Классификации нарушений развития
Критерий времени возникновения * врожденные * Приобретенные Обратимость * необратимые, * частично обратимые * практически обратимые е (средовые). Этиологический критерий: * нарушения церебрально-органического, * Психогенного, * соматогенного происхождения. Основные типа психического дизонтогенеза: * регрессия * ретардация общую (тотальную) и частичную (парциальную); * асинхрония.
Эмпирическая классификация (Т.А. Власовой и М.С. Певзнер): * Дети с отклонениями в развитии, вызванными органическими нарушениями ЦНС; * Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС; В данном случае следует подчеркнуть два принципиальных момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривационные феномены не могут выступать в качестве объяснительного принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются в тщательном описании и объяснении. Кроме того, не следует путать депривационные явления с депривационной ситуацией. Последняя представляет собой внешние объективные условия, препятствующие реализации той или иной потребности человека. Классификация психического дизонтогенеза В данном случае следует подчеркнуть два принципиальных момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривационные феномены не могут выступать в качестве объяснительного принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются в тщательном описании и объяснении. Кроме того, не следует путать депривационные явления с депривационной ситуацией. Последняя представляет собой внешние объективные условия, препятствующие реализации той или иной потребности человека. В.В. Лебединского: * Общее психическое недоразвитие, * Задержанное психическое развитие, * Поврежденное психическое развитие, * Дефицитарное психическое развитие, * Дисгармоничное психическое развитие, * Искаженное психическое развитие. * ями.
Такова картина развития зависимости на физиологическом уровне. Все большая утрата современным человеком чувственного и эмоционального восприятия мира, порожденная проблемой сенсорного голода в раннем детстве и подростковом периоде, приводит к нарушениям отношений между людьми в сторону жестких и формализованных взаимодействий. Подобная тенденция наблюдается на уровне социума. На уровне сознания человека происходит колоссальный разрыв между внесознательным и сознанием, что приводит к возникновению все новых форм отклонений в жизнедеятельности человека. Например, зависимость от внешних (включая техногенные) интервалов событий (ритмов среды), которые все уплотняются, часто ведет к изменениям биоритмов самого человека, что уже является одной из причин возникновения нарушений в его организме и психике. В результате возникают искажения образа мира в психической реальности, что, в свою очередь, служит одной из причин возникновения проблем в адаптации. Вследствие этого наблюдается увеличение числа депрессивных отклонений, снижение самооценки и как следствие уровня мотивации достижения успеха, что ведет к пассивному поведению и создает условия для более легкого манипулирования этими чертами современного человека со стороны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|