Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкции реализуемые в процессорах




Конве́йер — способ организации вычислений, используемый в современных процессорах и контроллерах с целью повышения их производительности (увеличения числа инструкций, выполняемых в единицу времени), технология, используемая при разработке компьютеров и других цифровых электронных устройств.

Идея заключается в разделении обработки компьютерной инструкции на последовательность независимых стадий с сохранением результатов в конце каждой стадии. Это позволяет управляющим цепям процессора получать инструкции со скоростью самой медленной стадии обработки, однако при этом намного быстрее, чем при выполнении эксклюзивной полной обработки каждой инструкции от начала до конца.

Простой пятиуровневый конвейер в RISC-процессорах

На иллюстрации справа показан простой пятиуровневый конвейер в RISC-процессорах. Здесь:

· IF (англ. Instruction Fetch) — получение инструкции,

· ID (англ. Instruction Decode) — раскодирование инструкции,

· EX (англ. Execute) — выполнение,

· MEM (англ. Memory access) — доступ к памяти,

· WB (англ. Register write back) — запись в регистр.

Вертикальная ось — последовательные независимые инструкции, горизонтальная — время. Зелёная колонка описывает состояние процессора в один момент времени, в ней самая ранняя, верхняя инструкция уже находится в состоянии записи в регистр, а самая последняя, нижняя инструкция только в процессе чтения.

Содержание

· 1 История

· 2 Тактовый генератор

· 3 Конфликт конвейера

· 4 Бесконвейерная архитектура

· 5 Преимущества и недостатки

· 6 Примеры

o 6.1 Общий конвейер

§ 6.1.1 Пузырёк

o 6.2 Пример 1

o 6.3 Пример 2

· 7 Трудности

· 8 См. также

· 9 Примечания

· 10 Ссылки

История[править | править исходный текст]

Сам термин «конвейер» пришёл из промышленности, где используется подобный принцип работы — материал автоматически подтягивается по ленте конвейера к рабочему, который осуществляет с ним необходимые действия, следующий за ним рабочий выполняет свои функции над получившейся заготовкой, следующий делает ещё что-то. Таким образом, к концу конвейера цепочка рабочих полностью выполняет все поставленные задачи, сохраняя высокий темп производства. Например, если на самую медленную операцию затрачивается одна минута, то каждая деталь будет сходить с конвейера через одну минуту.

Считается, что впервые конвейерные вычисления были использованы либо в проекте ILLIAC II (англ.), либо в проекте IBM Stretch (англ.). Проект IBM Stretch предложил термины «получение» (англ. Fetch), «расшифровка» (англ. Decode) и «выполнение» (англ. Execute), которые затем стали общеупотребительными.

Тактовый генератор[править | править исходный текст]

Многие современные процессоры управляются тактовым генератором. Процессор внутри состоит из логических элементов и ячеек памяти — триггеров. Когда приходит сигнал от тактового генератора, триггеры приобретают своё новое значение и «логике» требуется некоторое время для декодирования новых значений. Затем приходит следующий сигнал от тактового генератора, триггеры принимают новые значения, и так далее. Разбивая последовательности логических элементов на более короткие и помещая триггеры между этими короткими последовательностями, уменьшают время, необходимое логике для обработки сигналов. В этом случае длительность одного такта процессора может быть соответственно уменьшена.

Например, простейший конвейер RISC-процессоров можно представить пятью стадиями с наборами триггеров между стадиями:

1. получение инструкции (англ. Instruction Fetch);

2. декодирование инструкции (англ. Instruction Decode) и чтение регистров (англ. Register fetch);

3. выполнение (англ. Execute);

4. доступ к памяти (англ. Memory access);

5. запись в регистр (англ. Register write back);

Конфликт конвейера[править | править исходный текст]

При написании ассемблерного кода (либо разработке компилятора, генерирующего последовательность инструкций) делается предположение, что результат выполнения инструкций будет точно таким, как если бы каждая инструкция заканчивала выполняться до начала выполнения следующей за ней. Использование конвейера сохраняет справедливость этого предположения, однако не обязательно сохраняет порядок выполнения инструкций. Ситуация, когда одновременное выполнение нескольких инструкций может привести к логически некорректной работе конвейера, известна как «конфликт конвейера (англ. Pipeline hazard)». Существуют различные методы устранения конфликтов: форвардинг (англ. Register forwarding) (иногда называется bypass) и другие.

Бесконвейерная архитектура[править | править исходный текст]

Бесконвейерная архитектура значительно менее эффективна из-за меньшей загрузки функциональных модулей процессора в то время, пока один или небольшое число модулей выполняет свою роль во время обработки инструкций. Конвейер не убирает полностью время простоя модулей в процессорах как таковое и не уменьшает время выполнения каждой конкретной инструкции, но заставляет модули процессора работать параллельно над разными инструкциями, увеличивая тем самым количество инструкций, выполняемых за единицу времени, а значит и общую производительность программ.

Процессоры с конвейером внутри устроены так, что обработка инструкций разделена на последовательность стадий, предполагая одновременную обработку нескольких инструкций на разных стадиях. Результаты работы каждой из стадий передаются через ячейки памяти на следующую стадию, и так — до тех пор, пока инструкция не будет выполнена. Подобная организация процессора, при некотором увеличении среднего времени выполнения каждой инструкции, тем не менее обеспечивает значительный рост производительности за счёт высокой частоты завершения выполнения инструкций.

Не все инструкции являются независимыми. В простейшем конвейере, где обработка инструкции представлена пятью стадиями, для обеспечения полной загрузки, в то время пока заканчивается обработка первой инструкции, должно обрабатываться параллельно ещё четыре последовательных независимых инструкции. Если последовательность содержит инструкции, зависимые от выполняемых в данный момент, то управляющая логика простейшего конвейера приостанавливает несколько начальных стадий конвейера, помещая этим самым в конвейер пустую инструкцию («пузырёк»), иногда неоднократно, — до тех пор, пока зависимость не будет разрешена. Существует ряд приёмов, таких как форвардинг, значительно снижающих необходимость приостанавливать в таких случаях часть конвейера. Однако зависимость между инструкциями, одновременно обрабатываемыми процессором, не позволяет добиться увеличения производительности кратно количеству стадий конвейера в сравнении с бесконвейерным процессором.

Преимущества и недостатки[править | править исходный текст]

Конвейер помогает не во всех случаях. Существует несколько возможных минусов. Конвейер инструкций можно назвать «полностью конвейерным», если он может принимать новую инструкцию каждый машинный цикл. Иначе в конвейер должны быть вынужденно вставлены задержки, которые выравнивают конвейер, при этом ухудшат его производительность.

Преимущества:

1. Время цикла процессора уменьшается, таким образом увеличивая скорость обработки инструкций в большинстве случаев.

2. Некоторые комбинационные логические элементы, такие как сумматоры или умножители могут быть ускорены путем увеличения количества логических элементов. Использование конвейера может предотвратить ненужное наращивание количества элементов.

Недостатки:

1. Бесконвейерный процессор исполняет только одну инструкцию за раз. Это предотвращает задержки веток инструкций (фактически, каждая ветка задерживается), и проблемы, связанные с последовательными инструкциями, которые исполняются параллельно. Следовательно, схема такого процессора проще и он дешевле для изготовления.

2. Задержка инструкций в беcконвейерном процессоре слегка ниже, чем в конвейерном эквиваленте. Это происходит из-за того, что в конвейерный процессор должны быть добавлены дополнительные триггеры.

3. У бесконвейерного процессора скорость обработки инструкций стабильна. Производительность конвейерного процессора предсказать намного сложнее, и она может значительно различаться в разных программах.

Примеры[править | править исходный текст]

Общий конвейер[править | править исходный текст]

Общий четырёхуровневых конвейер; цветные квадраты символизируют независимые друг от друга инструкции

Справа изображён общий конвейер с четырьмя стадиями работы:

1. Получение (англ. Fetch)

2. Раскодирование (англ. Decode)

3. Выполнение (англ. Execute)

4. Запись результата (англ. Write-back)

Верхняя серая область — список инструкций, которые предстоит выполнить. Нижняя серая область — список инструкций, которые уже были выполнены. И средняя белая область является самим конвейером.

Выполнение происходит следующим образом:

Цикл Действия
  Четыре инструкции ожидают исполнения
  · Зелёная инструкция забирается из памяти
  · Зелёная инструкция раскодируется · Фиолетовая инструкция забирается из памяти
  · Зелёная инструкция выполняется (то есть исполняется то действие, которое она кодировала) · Фиолетовая инструкция раскодируется · Синяя инструкция забирается из памяти
  · Итоги исполнения зелёной инструкции записываются в регистры или в память · Фиолетовая инструкция выполняется · Синяя инструкция раскодируется · Красная инструкция забирается из памяти
  · Зелёная инструкция завершилась · Итоги исполнения фиолетовой инструкции записываются в регистры или в память · Синяя инструкция выполняется · Красная инструкция раскодируется
  · Фиолетовая инструкция завершилась · Результаты исполнения синей инструкция записываются в регистры или в память · Красная инструкция выполняется
  · Синяя инструкция завершилась · Итоги исполнения красной инструкции записываются в регистры или в память
  · Красная инструкция завершилась
  Все инструкции были выполнены

Пузырёк[править | править исходный текст]

Пузырек в третьем такте обработки задерживает исполнение

Когда в выполнении по каким-либо причинам случается небольшой сбой или задержка, в конвейере получается «пузырёк», в котором не происходит ничего полезного. Во втором такте обработка фиолетовой инструкции задерживается и вместо стадии расшифровки в третьем такте теперь находится пузырёк. Всё, что находится «за» фиолетовой инструкцией, испытывает задержку в один такт, тогда как всё, что находится «перед» фиолетовой инструкцией продолжает исполняться.

Очевидно, что наличие пузырька в конвейере даёт суммарное время исполнения в 8 тактов вместо 7 на схеме исполнения, показанной выше.

Пузырьки — это как заглушки, в которых не происходит ничего полезного при их прочтении, раскодировании, исполнении и записи результата. Они могут быть выражены при помощи инструкцииNOP[1][2][3] ассемблера.

Пример 1[править | править исходный текст]

Допустим, типичная инструкция для сложения двух чисел это СЛОЖИТЬ A, B, C. Эта инструкция суммирует значения, находящиеся в ячейках памяти A и B, а затем кладет результат в ячейку памяти C. В конвейерном процессоре контроллер может разбить эту операцию на последовательные задачи вида

ЗАГРУЗИТЬ A, R1ЗАГРУЗИТЬ B, R2СЛОЖИТЬ R1, R2, R3ЗАПИСАТЬ R3, Cзагрузить следующую инструкцию

Ячейки R1, R2 и R3 являются регистрами процессора. Значения, которые хранятся в ячейках памяти, которые мы называем A и B, загружаются (то есть копируются) в эти регистры, затем суммируются, и результат записывается в ячейку памяти C.

В данном примере конвейер состоит из трех уровней — загрузки, исполнения и записи. Эти шаги называются, очевидно, уровнями или шагами конвейера.

В бесконвейерном процессоре, только один шаг может работать в один момент времени, поэтому инструкция должна полностью закончиться прежде, чем следующая инструкция в принципе начнется. В конвейерном процессоре, все эти шаги могут выполняться одновременно на разных инструкциях. Поэтому когда первая инструкция находится на шаге исполнения, вторая инструкция будет на стадии раскодирования, а третья инструкция будет на стадии прочтения.

Конвейер не уменьшает время, которое необходимо для того, чтобы выполнить инструкцию, но зато он увеличивает объём (число) инструкций, которые могут быть выполнены одновременно и таким образом уменьшает задержку между выполненными инструкциями — увеличивая т. н. пропускную способность. Чем больше уровней имеет конвейер, тем больше инструкций могут выполняться одновременно и тем меньше задержка между завершенными инструкциями. Каждый микропроцессор, произведенный в наши дни, использует как минимум двухуровневый конвейер.

Пример 2[править | править исходный текст]

Теоретический трёхуровневый конвейер:

Шаг Англ. название Описание
Выборка Fetch Прочитать инструкцию из памяти
Исполнение Execute Исполнить инструкцию
Запись Write-back Записать результат в память и/или регистры

Псевдоассемблерный листинг, который нужно выполнить:

ЗАГРУЗИТЬ 40, A; загрузить число 40 в AКОПИРОВАТЬ A, B; скопировать A в BСЛОЖИТЬ 20, B; добавить 20 к BЗАПИСАТЬ B, 0x0300; записать B в ячейку памяти 0x0300

Как это будет исполняться:

Такт Выборка Исполнение Запись Пояснение
Такт 1 ЗАГРУЗИТЬ     Инструкция ЗАГРУЗИТЬ читается из памяти.
Такт 2 КОПИРОВАТЬ ЗАГРУЗИТЬ   Инструкция ЗАГРУЗИТЬ выполняется, инструкция КОПИРОВАТЬ читается из памяти.
Такт 3 СЛОЖИТЬ КОПИРОВАТЬ ЗАГРУЗИТЬ Инструкция ЗАГРУЗИТЬ находится на шаге записи результата, где её результат (то есть число 40) записывается в регистр А. В это же время, инструкция КОПИРОВАТЬ исполняется. Так как она должна скопировать содержимое регистра A в регистр B, она должна дождаться окончания инструкции ЗАГРУЗИТЬ.
Такт 4 ЗАПИСАТЬ СЛОЖИТЬ СКОПИРОВАТЬ Загружена инструкция ЗАПИСАТЬ, тогда как инструкция СКОПИРОВАТЬ прощается с нами, а по инструкции СЛОЖИТЬ в данный момент производятся вычисления.

И так далее. Следует учитывать, что иногда инструкции будут зависеть от итогов других инструкций (например, как наша инструкция КОПИРОВАТЬ). Когда более, чем одна инструкция ссылается на определённое место, читая его (то есть используя в качестве входного операнда) либо записывая в него (то есть используя его в качестве выходного операнда), исполнение инструкций не в порядке, который был изначально запланирован в оригинальной программе может повлечь за собой «конфликт конвейера (англ. Hazard)» (о чём упоминалось выше). Существует несколько зарекомендовавших себя приёмов либо для предотвращения конфликтов, либо для их исправления, если они случились.

Трудности[править | править исходный текст]

Множество схем включают в себя конвейеры в 7, 10 или даже 20 уровней (как, например, в Pentium 4). Поздние ядра Pentium 4 с кодовыми именами Prescott и Cedar Mill(и их Pentium D-производные) имеют 31-уровневый конвейер, самый длинный среди популярных процессоров (Xelerator X10q имеет конвейер длиной более, чем в тысячу шагов.[4]). Обратной стороной медали в данном случае является необходимость сбрасывать весь конвейер в случае, если ход программы изменился (например, по условному оператору). Эту проблему пытаются решать предсказатели переходов. Предсказание переходов само по себе может только усугубить ситуацию, если предсказание производится плохо. В некоторых областях применения, таких как вычисления на суперкомпьютерах, программы специально пишутся так, чтобы как можно реже использовать условные операторы, поэтому очень длинные конвейеры весьма позитивно скажутся на общей скорости вычислений, так как длинные конвейеры проектируются так, чтобы уменьшить CPI (англ. Clocks Per Instruction, количество тактов на инструкцию). Если ветвление происходит постоянно, переорганизация таким образом, чтобы те инструкции, которые, скорее всего, понадобятся, были размещены в конвейере, может значительно уменьшить потери скорости по сравнению с необходимостью каждый раз полностью сбрасывать конвейер. Программы типа gcov могут использоваться для того, чтобы определять, как часто отдельные ветки исполняются на самом деле, используя технологию, известную как анализ покрытия кода (англ. Code coverage analysis), хотя на практике подобный анализ является последней мерой при оптимизации.[источник не указан 1071 день]

Высокая пропускная способность конвейеров приводит к уменьшению производительности в случае, если в исполняемом коде содержится много условных переходов: процессор не знает, откуда читать следующую инструкцию, и поэтому вынужден ждать, когда закончится инструкция условного перехода, оставляя за ней пустой конвейер. После того, как ветка будет пройдена и станет известно, куда процессору необходимо переходить в дальнейшем, следующая инструкция должна будет пройти весь путь через конвейер перед тем, как результат становится доступным и процессор снова «работает». В крайнем случае, производительность конвейерного процессора может теоретически упасть до производительности бесконвейерного, или даже быть хуже за счет того, что будет занят только один уровень конвейера и между уровнями присутствует небольшая задержка.

Из-за конвейера процессора, код, который загружает процессор, не будет исполнен мгновенно. Из-за этого, обновления в коде, которые находятся очень близко к текущему месту исполнения программы, могут пройти незамеченными из-за того, что код уже предзагружен во входную очередь предвыборки (en:Prefetch input queue).Кэш инструкций ещё больше усугубляют эту проблему. Стоит учитывать, что данная проблема присутствует только в самомодифицирующихся программах, а также в упаковщиках исполняемых файлов.

· Воеводин Вл. В. Параллельная обработка данных (лекции). Раздел «Конвейерная обработка».

· Предсказание ветвлений в процессорах семейства Pentium (англ.)(недоступная ссылка — история)

· Статья по конвейерам (англ.) на ArsTechnica

· Архитектура процессора с противоточным конвейером (англ.)

· Влияние длины конвейера. Исследование эффективности ALU и FPU процессоров разных поколений от TestLabs.kz

 

Интерфейс

Последовательная передача данных

Использование последовательных линий связи для обмена данными с внешними устройствами возлагает на контроллеры ВУ дополнительные по сравнению с контроллерами для параллельного обмена функции. Во-первых, возникает необходимость преобразования формата данных: из параллельного формата, в котором они поступают в контроллер ВУ из системного интерфейса микроЭВМ, в последовательный при передаче в ВУ и из последовательного в параллельный при приеме данных из ВУ. Во-вторых, требуется реализовать соответствующий режиму работы внешнего устройства способ обмена данными: синхронный или асинхронный.

 

Синхронный последовательный интерфейс

Простой контроллер для синхронной передачи данных в ВУ по последовательной линии связи (последовательный интерфейс) представлен на рис. 3.7.

Рис. 3.7. Контроллер последовательной синхронной передачи

Восьмиразрядный адресуемый буферный регистр контроллера А1 служит для временного хранения байта данных до его загрузки в сдвиговый регистр. Запись байта данных в буферный регистр с шины данных системного интерфейса производится так же, как и в параллельном интерфейсе (см. Параллельная передача данных и рис. 3.5), только при наличии единицы в одноразрядном адресуемом регистре состояния контроллера А2. Единица в регистре состояния указывает на готовность контроллера принять очередной байт в буферный регистр. Содержимое регистра А2 передается в процессор по одной из линий шины данных системного интерфейса и используется для формирования управляющего сигнала системного интерфейса "Готовность ВУ". При записи очередного байта в буферный регистр A1 обнуляется регистр состояния А2.

Программа записи байта данных в буферный регистр аналогична программе из примера 2.1 за исключением команды перехода: вместо команды JNZ m1 (переход, если не ноль) необходимо использовать команду JZ m1 (переход, если ноль).

Преобразование данных из параллельного формата, в котором они поступили в буферный регистр контроллера из системного интерфейса, в последовательный и передача их на линию связи производятся в сдвиговом регистре с помощью генератора тактовых импульсов и двоичного трехразрядного счетчика импульсов следующим образом.

Последовательная линия связи контроллера с ВУ подключается к выходу младшего разряда сдвигового регистра. По очередному тактовому импульсу содержимое сдвигового регистра сдвигается на один разряд вправо и в линию связи "Данные" выдается значение очередного разряда. Одновременно со сдвигом в ВУ передается по отдельной линии "Синхронизация" тактовый импульс. Таким образом, каждый передаваемый по линии "Данные" бит информации сопровождается синхронизирующим сигналом по линии "Синхронизация", что обеспечивает его однозначное восприятие на приемном конце последовательной линии связи.

Количество переданных в линию тактовых сигналов, а следовательно, и переданных бит информации подсчитывается счетчиком тактовых импульсов. Как только содержимое счетчика становится равным 7, т. е. в линию переданы 8 бит (1 байт) информации, формируется управляющий сигнал "Загрузка", обеспечивающий запись в сдвиговый регистр очередного байта из буферного регистра. Этим же управляющим сигналом устанавливается в "1" регистр состояния. Очередным тактовым импульсом счетчик будет сброшен в "0", и начнется очередной цикл выдачи восьми битов информации из сдвигового регистра в линию связи.

Синхронная последовательная передача отдельных битов данных на линию связи должна производиться без какого-либо перерыва, и следующий байт данных должен быть загружен в буферный регистр из системного интерфейса за время, не превышающее времени передачи восьми битов в последовательную линию связи.

При записи байта данных в буферный регистр обнуляется регистр состояния контроллера. Нуль в этом регистре указывает, что в линию связи передается байт данных из сдвигового регистра, а следующий передаваемый байт данных загружен в сдвиговый регистр.

Контроллер для последовательного синхронного приема данных из ВУ состоит из тех же компонентов, что и контроллер для синхронной последовательной передачи, за исключением генератора тактовых импульсов.

 

Асинхронный последовательный интерфейс

Организация асинхронного последовательного обмена данными с внешним устройством осложняется тем, что на передающей и приемной стороне последовательной линии связи используются настроенные на одну частоту, но физически разные генераторы тактовых импульсов и, следовательно, общая синхронизация отсутствует. Рассмотрим на примерах организацию контроллеров последовательных интерфейсов для последовательных асинхронных передачи и приема данных.

Простейший контроллер для асинхронной передачи данных в ВУ по последовательной линии связи представлен на рис. 3.8. Он предназначен для передачи данных в формате с двумя стоповыми битами.

Рис. 3.8. Контроллер последовательной асинхронной передачи

После передачи очередного байта данных в регистр состояния А2 записывается 1. Единичный выходной сигнал регистра А2 информирует процессор о готовности контроллера к приему следующего байта данных и передаче его по линии связи в ВУ. Этот же сигнал запрещает формирование импульсов со схемы выработки импульсов сдвига - делителя частоты сигналов тактового генератора на 16. Счетчик импульсов сдвига (счетчик по mod 10) находится в нулевом состоянии и его единичный выходной сигнал поступает на вентиль И, подготавливая цепь выработки сигнала загрузки сдвигового регистра.

Процесс передачи байта данных начинается с того, что процессор, выполняя команду "Вывод", выставляет этот байт на шине данных. Одновременно процессор формирует управляющий сигнал системного интерфейса "Вывод", по которому производятся запись передаваемого байта в буферный регистр А1, сброс регистра состояния А2 и формирование на вентиле И сигнала "Загрузка". Передаваемый байт переписывается в разряды 1,..., 8 сдвигового регистра, в нулевой разряд сдвигового регистра записывается 0 (стартовый бит), а в разряды 9 и 10 - 1 (стоповые биты). Кроме того, снимается сигнал "Сброс" с делителя частоты, он начинает накапливать импульсы генератора тактовой частоты и в момент приема шестнадцатого тактового импульса вырабатывает импульс сдвига.

На выходной линии контроллера "Данные" поддерживается состояние 0 (значение стартового бита) до тех пор, пока не будет выработан первый импульс сдвига. Импульс сдвига изменит состояние счетчика импульсов сдвига и перепишет в нулевой разряд сдвигового регистра первый информационный бит передаваемого байта данных. Состояние, соответствующее значению этого бита, будет поддерживаться на линии "Данные" до следующего импульса сдвига.

Аналогично будут переданы остальные информационные биты, первый стоповый бит и, наконец, второй стоповый бит, при передаче которого счетчик импульсов сдвига снова установится в нулевое состояние. Это приведет к записи 1 в регистр состояния А2. Единичный сигнал с выхода регистра А2 запретит формирование импульсов сдвига, а также информирует процессор о готовности к приему нового байта данных. После завершения передачи очередного кадра (стартового бита, информационного байта и двух стоповых бит) контроллер поддерживает в линии связи уровень логической единицы (значение второго стопового бита).

Рис. 3.9. Контроллер последовательного асинхронного приема

Уровень логической единицы поступает по линии "Данные" в контроллер для асинхронного приема данных (рис. 3.9). Этот уровень создает условия для выработки сигнала, запрещающего работу делителя частоты генератора тактовых импульсов. Действительно, после приема предыдущего байта данных счетчик импульсов сдвига (счетчик по mod 9) находится в нулевом состоянии и на вентиль И поступают два единичных сигнала: со счетчика сдвигов и из линии "Данные". На выходе вентиля И вырабатывается сигнал сброса делителя частоты сигналов тактового генератора, запрещающий формирование импульсов сдвига.

В момент смены стопового бита на стартовый бит (момент начала передачи нового кадра) на линии "Данные" появится уровень логического нуля и тем самым будет снят сигнал сброса с делителя частоты. Состояние 4-разрядного двоичного счетчика (делителя частоты) начнет изменяться. Когда на счетчике накопится значение 8, он выдаст сигнал, поступающий на входы сдвигового регистра и счетчика импульсов сдвига. Так как частота сигналов генератора тактовых импульсов приемника должна совпадать с частотой генератора тактовых импульсов передатчика, то сдвиг (считывание) бита произойдет примерно на середине временного интервала, отведенного на передачу бита данных, т. е. времени, необходимого для выработки шестнадцати тактовых импульсов. Это делается для уменьшения вероятности ошибки из-за возможного различия частот генераторов передатчика и приемника, искажения формы передаваемых сигналов (переходные процессы) и т. п. Следующий сдвиг произойдет после прохождения шестнадцати тактовых импульсов, т. е. на середине временного интервала передачи первого информационного бита.

При приеме в сдвиговый регистр девятого бита кадра (восьмого информационного бита) из него "выдвинется" стартовый бит и, следовательно, в сдвиговом регистре будет размещен весь принятый байт информации. В этот момент счетчик импульсов сдвига придет в нулевое состояние и на его выходе будет выработан единичный сигнал, по которому содержимое сдвигового регистра перепишется в буферный регистр, в регистр состояния А2 запишется 1 и он будет информировать процессор об окончании приема очередного байта, вентиль И подготовится к выработке сигнала "Сброс" (этот сигнал сформируется после прихода первого стопового бита).

Получив сигнал готовности (1 в регистре А2), процессор выполнит команду "Ввод" (см. пример 2.2 Параллельной передачи данных). При этом вырабатывается управляющий сигнал системного интерфейса "Ввод", по которому производятся пересылка принятого байта данных из буферного регистра в процессор (сигнал "Чтение") и сброс регистра состояния А2.

Отметим, что для простоты изложения в контроллере на рис. 14 не показаны схемы контроля стоповых бит принимаемого кадра. Не показаны также схемы контроля четности или нечетности (паритета) передаваемой информации (обычно в передаваемом байте восьмому биту придается значение 0 или 1, так чтобы в этом байте было четное количество единиц). В реальных контроллерах имеются такие схемы, и если контроллер не принимает из линии связи нужного количества стоповых бит или вырабатывается сигнал ошибки паритета в схеме контроля четности, то принятые в текущем кадре биты данных игнорируются и контроллер ожидает поступления нового стартового бита.

Обмен данными с ВУ по последовательным линиям связи широко используется в микроЭВМ, особенно в тех случаях, когда не требуется высокой скорости обмена. Вместе с тем применение в них последовательных линий связи с ВУ обусловлено двумя важными причинами. Во-первых, последовательные линии связи просты по своей организации: два провода при симплексной и полудуплексной передаче и максимум четыре - при дуплексной. Во-вторых, в микроЭВМ используются внешние устройства, обмен с которыми необходимо вести в последовательном коде.

В современных микроЭВМ применяют, как правило, универсальные контроллеры для последовательного ВВ, обеспечивающие как синхронный, так и асинхронный режим обмена данными с ВУ.

Параллельная передача данных

Параллельная передача данных между контроллером и ВУ является по своей организации наиболее простым способом обмена. Для организации параллельной передачи данных помимо шины данных, количество линий в которой равно числу одновременно передаваемых битов данных, используется минимальное количество управляющих сигналов.

В простом контроллере ВУ, обеспечивающем побайтную передачу данных на внешнее устройство (рис. 3.5), в шине связи с ВУ используются всего два управляющих сигнала: "Выходные данные готовы" и "Данные приняты".

Рис. 3.5. Простой параллельный контроллер вывода.

Для формирования управляющего сигнала "Выходные данные готовы" и приема из ВУ управляющего сигнала "Данные приняты" в контроллере используется одноразрядный адресуемый регистр состояния и управления А2 (обычно используются раздельные регистр состояния и регистр управления). Одновременно с записью очередного байта данных с шины данных системного интерфейса в адресуемый регистр данных контроллера (порт вывода А1) в регистр состояния и управления записывается логическая единица. Тем самым формируется управляющий сигнал "Выходные данные готовы" в шине связи с ВУ.

ВУ, приняв байт данных, управляющим сигналом "Данные приняты" обнуляет регистр состояния контроллера. При этом формируются управляющий сигнал системного интерфейса "Готовность ВУ" и признак готовности ВУ к обмену, передаваемый в процессор по одной из линий шины данных системного интерфейса посредством стандартной операции ввода при реализации программы асинхронного обмена.

Логика управления контроллера обеспечивает селекцию адресов регистров контроллера, прием управляющих сигналов системного интерфейса и формирование на их основе внутренних управляющих сигналов контроллера, формирование управляющего сигнала системного интерфейса "Готовность ВУ". Для сопряжения регистров контроллера с шинами адреса и данных системного интерфейса в контроллере используются соответственно приемники шины адреса и приемопередатчики шины данных.

Рассмотрим на примере, каким образом контроллер ВУ обеспечивает параллельную передачу данных в ВУ под управлением программы асинхронного обмена. Алгоритм асинхронного обмена в данном случае передачи прост.
1. Процессор микроЭВМ проверяет готовность ВУ к приему данных.
2. Если ВУ готово к приему данных (в данном случае это логический 0 в нулевом разряде регистра А2), то данные передаются с шины данных системного интерфейса в регистр данных А1 контроллера и далее в ВУ. Иначе повторяется п. 1.

Пример 2.1. Фрагмент программы передачи байта данных в асинхронном режиме с использованием параллельного контроллера ВУ (рис. 3.5). Для написания программы асинхронной передачи воспользуемся командами процессора 8086.

MOV DX, A2 номер порта A2 помещаем в DX
m1:IN AL, DX чтение байта из порта A2
TEST AL, 1 проверка нулевого состояния регистра A2
JNS ml переход на метку ml если разряд не нулевой
MOV AL, 64 выводимый байт данных помещается в AL
MOV DX, A1 номер порта A1 записываем в DX
OUT DX, AL содержимое регистра AX передаем в порт A1

Команда во второй строке приводит к следующим действиям. При ее выполнении процессор по шине адреса передает в контроллер адрес А2, сопровождая его сигналом "Ввод" (IORD#; здесь и далее в скобках указаны сигналы на шине ISA). Логика управления контроллера, реагируя на эти сигналы, обеспечивает передачу в процессор содержимого регистра состояния А2 по шине данных системного интерфейса.

Команда в третьей строке приводит к следующим действиям. Процессор проверяет значение соответствующего разряда принятых данных. Нуль в этом разряде указывает на неготовность ВУ к приему данных и, следовательно, на необходимость возврата к проверке содержимого А2, т. е. процессор, выполняя три первые команды, ожидает готовности ВУ к приему данных. Единица в этом разряде подтверждает готовность ВУ и, следовательно, возможность передачи байта данных.

В седьмой строке осуществляется пересылка данных из регистра AX процессора в регистр данных контроллера А1. Процессор по шине адреса передает в контроллер адрес А1, а по шине данных - байт данных, сопровождая их сигналом "Вывод" (IOWR#). Логика управления контроллера обеспечивает запись данных с шины данных в регистр данных А1 и устанавливает в ноль бит готовности регистра состояния А2, формируя тем самым управляющий сигнал для ВУ "Выходные данные готовы". ВУ принимает байт данных и управляющим сигналом "Данные приняты" устанавливает в единицу регистр состояния А2. (Далее контроллер ВУ по этому сигналу может сформировать и передать в процессор сигнал "Готовность ВУ", который в данном случае извещает процессор о приеме данных внешним устройством и разрешает процессору снять сигнал "Вывод" и тем самым завершить цикл вывода данных в команде пересылки, однако в IBM-совместимых персональных компьютерах с шиной ISA сигнал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...