Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан




В западной науке популярны следующие доктринальные классификации прав и свобод:

1) с точки зрения количества и характеристик участников – права отдельного гражданина, индивида в связи с другими индивидами, индивида в отношении государства;

2) в зависимости от назначения прав и свобод – права и свободы, обеспечивающие автономию личности, и права и свободы, дающие возможность участия в общественных и государственных делах;

3) в зависимости от природы защищаемых ценностей – права гражданские, экономические, публичные, политические и социальные;

4) в зависимости от сферы права – права публичные и частные.

В российской учебной литературе права и свободы классифицируются:

1) по объекту прав и свобод: личные; политические; экономические, социальные и культурные;

2) по форме осуществления: коллективные; индивидуальные.

Политические обязанности (для всех граждан):

1) выполнять обязательные публичные функции;

2) соблюдать конституцию и законы страны;

3) голосовать на выборах.

Обязанности, связанные с гражданством:

1) быть верным стране;

2) защищать Родину;

3) участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий и др.

Публичные субъективные обязанности:

1) платить налоги, установленные законом;

2) переносить экспроприацию, установленную законом;

3) трудиться;

4) быть свидетелем в соответствии с нормами процессуального кодекса.

Личные (гражданские) права и свободы – права и свободы, необходимые для обеспечения автономии личности, ее жизни, свободы и достоинства (право на жизнь, физическую свободу и неприкосновенность, свободу совести, тайну частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища, свободу передвижения и поселения, уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод).

Политические права, свободы и обязанности – права, свободы и обязанности, которые обеспечивают возможность участия в политической жизни, потенциальную возможность воздействия на принимаемые в государстве политические решения (право принимать участие в управлении государственными делами, право на объединение, свободу мнений, свободу ассоциаций, комплекс избирательных прав, свободу собраний, шествий и митингов, свободу слова, печати, право на сопротивление угнетению).

Социально-экономические права, свободы и обязанности – права, свободы и обязанности человека и гражданина, тесно связанные с экономической сферой и обеспечивающие удовлетворение важнейших жизненных потребностей человека (право собственности; право наследования; свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы); право на труд, а также свобода труда или обязанность трудиться; право на выбор профессии, рода занятий; на социальное обеспечение, на охрану здоровья; право на участие в управлении предприятиями; обязанность платить налоги).

Культурные права и свободы в зарубежных странах – права и свободы, обеспечивающие возможность участия в разнообразных формах культурной жизни (право на образование, право на участие в культурной жизни, свободный доступ к культурным ценностям, свободу творчества).

 

5.Форма государства в зарубежных странах.

Территориальное устройство государства – организация территории государства, проявляющаяся в определенных взаимоотношениях государства и его составных частей.

Территориальная автономия – предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах.

Национально-территориальная автономия – предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.

Выделяют политическую (при наличии права автономного образования издавать законы) и административную (при наличии у него права издавать только подзаконные акты) формы национально-территориальной автономии.

Унитарное государство – это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему, территорию, разделенную на административно-территориальные единицы, единое гражданство, единые символы государства.

Федерация – форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Федерация возникает:

1) в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.);

2) в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Различают симметричные, т. е. состоящие из субъектов с относительно одинаковым статусом (Австрия, ФРГ), и асимметричные, т. е. состоящие из субъектов и иных единиц (Австралия, Индия, Венесуэла), федерации.

Зависимые территории – формы организации управления бывшими колониями и иными территориями, находящимися, как правило, на значительном расстоянии от основной территории государства.

Уния (от лат. «один», «единственный») – форма объединения государств.

Реальная уния характеризовалась наличием общего монарха, взаимодействием государств и созданием в них параллельных государственных структур (Швеция, Австро-Венгрия)

Личная уния – особая форма конфедеративного объединения государств, при которой каждое государство сохраняет свой суверенитет, но имеет общего с другим государством (другими государствами) главу государства, причем он является не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в личную унию (Англия и Ганновер (1714–1837 гг.)).

Переходные формы территориального устройства государства:

1) «регионалистское государство» – формально унитарное государство, составные части которого обладают автономией, в значительной степени приближенной к автономии субъектов федерации (Испания);

2) «полуфедеративное государство» – унитарное государство, в котором официально развиваются процессы федерализации, но они еще не получили полного оформления, в частности в силу сложности и предполагаемой длительности процесса (Великобритания);

3) «квазиунитарное государство» – фактически федеративное государство с официальной перспективой интеграции частей в унитарное государство (КНР).

6.Формы правления. Монархия и ее разновидности. Республики и ее разновидности.

Форма правления – элемент формы государства, характеризующий его с точки зрения порядка формирования высших органов исполнительной и законодательной власти и взаимоотношений между ними.

Различают две основные формы правления – монархию и республику – и их разновидности.

Монархия (единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой пост главы государства замещается в порядке престолонаследия, как правило, членами правящей династии.

Монархия подразделяется на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную). Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия (от лат. «полный», «неограниченный», «самостоятельный», «достигший совершенства») – форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках монарха, который является единственным персонально ответственным представителем государства.

В настоящее время сохранилась на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Океании.

Дуалистическая монархия – форма правления, для которой характерны наличие двух главных центров власти (отсюда и название): монарха и парламента (но парламент еще слабый) и, соответственно, в определенной степени разделение властей (была распространена в Европе в XIX в., в настоящее время в классическом виде не существует).

Парламентарная монархия – это форма правления с полным разделением властей при верховенстве парламента (Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды и др.).

Республика (общее дело) – форма правления, при которой замещение поста главы государства осуществляется, как правило, путем выборов из числа граждан, обладающих пассивным избирательным правом и достигших требуемого (для занятия данного поста) возраста.

Республики делятся на: президентские, парламентарные и смешанные, а также республики советского типа и другие, имеющие отличную от указанных организацию власти (например, Ливийская джамахирия).

Президентские республики характеризуются полным разделением властей (США).

Парламентарные республики – президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента, по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрасигнатуры – скрепление актов главы государства подписью главы правительства и (или) соответствующего министра, которые и несут ответственность за решение, оформленное этим актом), правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (Италия, ФРГ).

Смешанные (полупрезидентские) республики сочетают в себе черты президентской и парламентарной республик (Франция).

Республики советского типа – все органы государства действуют на основе решений компартии, под ее руководством и контролем.

Смена форм правления – переход от одной формы правления к другой – процесс, отражающий происходящие в обществе изменения предпочтений.

XVIII в. был веком монархий, XIX в. – веком массового перехода от монархии к республиканской форме правления, XX в. – веком преобладания республик.

7.Формы государственного устройства: Унитарное, федеративное и конфедеративное. Автономии и смешенные формы.

Форма государства определяет построение и территориальную организованность государственной власти, а также взаимоотношения основных органов государства, деление его на составные части и статус этих частей. Форма правления характеризует структуру и взаимоотношения основных высших органов государства. Различают две основные формы правления: монархия и республика. Их различия связаны прежде всего с положением главы государства: в монархии – пожизненное и наследственное, в республике – выборное и на срок. Монархия – это государство, главой которого является монарх. Виды монархий: абсолютная, конституционная; дуалистическая; парламентская. В условиях абсолютной монархии вся полнота власти принадлежит монарху (Кувейт, ОАЭ, Катар). Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха осуществляется в рамках конституции. Республика – форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному органу (парламенту). Основные формы республик: президентская и парламентская. В президентской республике президент играет сильную роль, он назначает министров. Правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может отправить правительство или министров в отставку. В парламентской республике правительство формально назначается президентом, однако выбор президента несвободен, он обязан назначить министрами лиц, предложенных победившей партией. Форма государственного устройства – территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов власти. Формы: унитарное и федерация, регионалистское (Италия, Испания), которое представляет собой переходную форму, соединяющую черты унитаризма, автономии и федерализма. Унитарное государство – единое, слитное государство. Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, наиболее распространено в зарубежном праве трехзвенное деление: область – район – община (Франция, Великобритания, Италия, Япония). В унитарном государстве есть только одна конституция, одно единое гражданство, одна система высших органов и т. д. Федерация – это государство, которое образуют федеральные единицы – члены, субъекты федерации (например, земли, штаты). Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств: Австрия, Бельгия, Германия, РФ, Швейцария (в Европе) и др. Большинство федераций характеризуются одинаковым статусом субъектов. Однако есть страны, где субъекты неравноправны (Индия). Конфедерация – союз государств, международно-правовое объединение. При этой форме государства полностью сохраняют свою независимость, создаваясь только для координации действий в определенных целях.

8.Государственные режимы.

В теории государства и права государственный режим рассматривается как синоним политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

В науке конституционного права государственный режим – понятие, раскрывающее фактическое распределение «центров концентрации власти» в ее верхнем эшелоне. В этом смысле для абсолютной монархии определен абсолютистский режим, для дуалистической монархии, президентской и смешанной республик – дуалистический режим, для парламентарной монархии и парламентарной республики – парламентарный и министериальный режимы, для республики советского типа – партократический.

Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Демократический государственный режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;

2) политическим плюрализмом;

3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);

4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа;

5) свободой пропаганды любой политической идеологии.

В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.).

Авторитарный (властный) режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме;

2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;

3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан).

Тоталитарный режим характеризуется следующим:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;

2) существует одна легальная партия;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;

4) разделение властей отвергается;

5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности.

Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. Фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм нельзя отождествлять с фашизмом.

 

 

9.Политические партии и партийные системы (понятие политических партий, их сущность, организация и функции). Классификация политических партий.

Политические партии – общественные объединения, главной целью которых является участие в осуществлении государственной власти.

Члены политической партии всегда принадлежат к одной социальной группе общества. Для достижения общих целей своей партии ее члены используют принципы демократии и гласности. Обычно политические партии не преследуют цели извлечения прибыли или удовлетворения профессиональных, мировоззренческих, культурных и других целей своих членов. Чаще всего политические партии создаются с целью выражения политической воли народа, достижения определенного уровня в структурах государственной власти, использования влияния на государство мирными, конституционными средствами во благо народа.

Законодательно запрещаются те партии, которые ставят своими целями насильственное свержение конституционного строя, установление диктатуры, использование террористических методов.

Учреждение партии проводится в свободном порядке: на основе личной заявки каждого из членов и, как правило, без предварительных специальных уведомлений государственных органов. Партии вправе самостоятельно устанавливать свои цели, определять свою структуру, внутреннюю организацию и свой порядок деятельности, формировать свой устав.

Политические партии не имеют права создавать на своей базе военизированные партийные организации или военизированные отряды. Также они не имеют права создавать партийные организации в государственных структурах, по месту учебы или работы своих членов. С целью создания партии необходимо организовать учредительное собрание всех предполагаемых членов. На данном учредительном собрании обязательно выбирают председателя, секретаря партии, составляется учредительный протокол о факте создания партии, принимается устав.

Членами партии могут быть только граждане той страны, в которой регистрируется партия. Все члены партии в обязательном порядке должны быть старше 18 лет. В любую политическую партию граждане могут приниматься по личному заявлению.

Функции политических партий:

1) идеологическая;

2) организация и поддержка обратной связи между гражданами страны и органами государственной власти;

3) использование всех разрешенных конституцией средств борьбы между отдельными соперничающими политическими группами;

4) обязательное участие в формировании государственного аппарата на всех уровнях и проведение контроля и надзора над деятельностью всех звеньев на всех уровнях власти;

5) прямое или заочное участие представителей политической партии в процессе разработки законодательных проектов, в формировании и осуществлении внутриполитического и внешнеполитического курса государства;

6) проявление инициативы миротворцев для разрешения различных противоречий между социальными группами.

Политические партии классифицируются:

1) по политическим характеристикам:

а) консервативные партии – за сохранение прежних порядков, против реформ (консервативная партия в Великобритании, народная партия в Испании);

б) клерикальные (религиозные) партии (Христи-анско-демократический союз в Германии, Мусульманская лига в Пакистане и др.) – требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством сообразовывались с догматами религии;

в) либеральные партии (либеральная партия в Великобритании, Партия центра в Швеции) – за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь;

г) реформистские партии – за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе, Индийский национальный конгресс, институционно-революционная партия в Мексике, некоторые партии Баас (социалистического возрождения) в арабских странах);

д) радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство общества с применением, как правило, насильственных мер. В этой группе партий есть такие, которые отражают устремления самых различных, в том числе противоположных, социальных слоев (неофашистские партии, коммунистические партии);

2) по организационной структуре:

а) кадровые партии – прием в них связан с определенными условиями, имеют фиксированное членство, жесткую дисциплину, обязательные членские взносы; руководство ими в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существует принцип демократического централизма);

б) массовые партии – нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс;

в) партии-движения – обычно единственная разрешенная партия, ее членами считалось большинство жителей страны (в Гвинее – с семилетнего возраста, в Заире по конституции все граждане с момента рождения рассматривались как члены партии);

3) по правовому положению:

а) зарегистрированные – имеющие регистрацию юридического лица;

б) незарегистрированные – без регистрации, на добровольных началах;

в) легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран, как отмечалось, до регистрации партийная деятельность не разрешается;

г) нелегальные – если они запрещены законом, судебным решением, но продолжают свою деятельность в подполье. В настоящее время нелегально действуют во многих странах (Египте, Пакистане, Турции, Саудовской Аравии и др.) коммунистические партии.

В некоторых странах (Мексике, Шри-Ланке, Германии, Швеции и др.) существует понятие национальной, т. е. общегосударственной, партии. Она пользуется преимуществами при выдвижении кандидатов на выборах, при проведении избирательной кампании. На национальные партии возлагаются и дополнительные обязанности.

10.Партийные системы. Регламентация правового статуса и порядок деятельности политических партий

Граждане объединяются в партию не по причинам культурных или просветительских целей (хотя и такие задачи партия может выполнять), не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать задачи материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, более или менее общего мировоззрения. Конституционное право в демократических странах устанавливает свободу и многообразие идеологии политических партий. Ограничения связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества: запрещается призывать к насилию, проповедовать национальную, религиозную и иную рознь, ненависть, вражду. В странах тоталитарного социализма конституции провозглашают господство марксистско-ленинской идеологии с теми или иными национальными особенностями (маоизм в КНР, идеи чучхе в КНДР). Эта идеология, обязательная для правящей партии, фактически становится обязательной и для всего общества, поскольку в некоторых государствах предусмотрено наказание за пропаганду антисоциалистических идей. Другие партии, если они существуют в странах тоталитарного социализма, также должны сообразовывать свою деятельность с основными постулатами марксизма, поскольку они являются союзными, а не оппозиционными.

В ряде развивающихся стран также установлена обязательная, или государственная, идеология.

Конституции демократических стран (Германии, Испании, Венгрии, Франции и др.) устанавливают, что партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, выражению общественного мнения путем голосования. Законы о политических партиях определяют их роль более детально. В них говорится также, что политические партии стимулируют активное участие граждан в политической жизни, воспитывают их в духе ответственности за дела общества, выдвигают кандидатов на выборах, заботятся о постоянной связи между народом и государственными органами, содействуют осуществлению политических прав граждан и т. д.

Посредством партийной деятельности, как и деятельности некоторых других общественных организаций, осуществляются отбор и подготовка политической элиты, кадров управленческого аппарата. Партии могут влиять демократическими методами на политику государства (Конституция Польши 1997 г.), на политическую деятельность парламента и правительства (Закон о политических партиях Германии 1967 г.), но они не могут непосредственно руководить государственными органами, им запрещено непосредственное осуществление публичной власти (Венгрия). Законодательное регулирование деятельности партий в демократических странах исходит из возможности чередования их у власти в результате свободных выборов. В странах тоталитарного социализма, а также в других странах с законодательно закрепленной однопартийной системой существует иной подход к роли партий в обществе и государстве. При таком подходе смена партий у власти исключена. Она тем более невозможна конституционным путем в странах с законодательно фиксированной однопартийной системой (в настоящее время таких государств уже нет).

11.Понятие, сущность, основные стандарты и принципы избирательного права в КПЗС.

Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоскостях.

Во- первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во- вторых, избирательная система представляет собой способ выведения итогов голосования и подсчета результатов.

Понятие «избирательное право» применяется как объективное понятие и как субъективное понятие.

Объективное избирательное право понимается как раздел конституционного права, нормы которого контролируют само избирательное право. Во всех конституциях мира существуют статьи, закрепляющие принципы избирательного права граждан и других лиц, проживающих на территории государства. Некоторые законы о выборах могут регулировать и разрешать разным субъектам федераций принимать собственные законы о выборах в пределах своей территории.

Субъективное избирательное право представляет собой право человека принимать участие в выборах, высказывать свое личное мнение на референдуме, выступать с законодательной инициативой. Для того чтобы реализовать свои избирательные права, человеку необходимо быть гражданином конкретного государства, быть совершеннолетним или достигшим избирательного возраста, быть психически вменяемым.

Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное избирательное право подразумевает право распоряжаться своим избирательным голосом с целью избрания конкретной кандидатуры.

Пассивное избирательное право подразумевает право быть избранным на любую выборную должность. Человек может обладать активным избирательным правом, но не обладать пассивным избирательным правом.

Принципы избирательного права:

1) законом установлены равные избирательные права и возможности для гражданина оказывать влияние на результаты выборов и быть избранным на выборные должности;

2) избирательное право четко регламентирует категории жителей страны, которые могут принимать участие в выборах. Обычно избирательного права лишены иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, несовершеннолетние и душевнобольные. Чаще всего распространена возрастная категория для участия в голосовании: не менее 18 лет на день проведения выборов. Для пассивного избирательного права, т. е. для того, чтобы быть избранным, возрастной уровень повышается, и требуется обладать определенным жизненным опытом для участия в решении государственных дел;

3) прямые выборы представляют собой прямое и открытое избрание гражданами своих представителей в органы государственного управления;

4) тайное голосование характеризуется отдачей своего голоса без участия других лиц разными методами: заполнением избирательного бюллетеня, использованием избирательной машины или электронной карточки избирателя;

5) открытое голосование проводится очень редко, чаще всего в низовом звене представительных органов путем простого подсчета поднятых рук.

12.Организация, порядок проведения и определение результатов голосования и избирательные системы в КПЗС.

Организация и порядок проведения выборов объявляются указом главы государства.

С предусмотренного в (конституции) законе срока начинается избирательная кампания, которая завершается за 1 день до начала голосования.

Выборы проводятся по определенным территориям, закрепленным в законе, которые называются избирательные округа. Одномандатным округом считается округ, от которого избирается один депутат, многомандатным округом является округ, если избирается несколько депутатов.

Избирательные округа всегда дробятся на избирательные участки, которые представляют собой территориальные единицы. На каждой территориальной единице есть одним пункт для голосования. На всех избирательных участках в обязательном порядке проводится регистрация всех избирателей.

Для проведения избирательной компании учреждаются специальные органы по проведению выборов.

Избирательные органы проводят регистрацию избирателей и составляют избирательные списки.

Существуют две системы регистрации избирателей: постоянная и периодическая. При постоянной

системе регистрации избиратель один раз регистрируется и больше не является для регистрации.

При периодической системе регистрации старые избирательные списки уничтожаются, и все избиратели регистрируются снова.

Существуют способы выдвижения кандидатов в депутаты:

1) кандидат подает заявление в орган избирательной комиссии, часто заявление сопровождается определенным количеством подписей установленного числа избирателей;

2) кандидат выдвигается как официальный представитель партии или группы избирателей;

3) выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами — праймеризом.

Голосование представляет собой процесс отдачи голосов за выдвинутых кандидатов лично каждым избирателем. В некоторых случаях допустимо голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), голосование представителей от неграмотных и больных избирателей.

Одной из главных гарантий свободного волеизъявления граждан любого государства является тайное голосование. Тайное голосование проводится путем подачи голосов, когда избиратель заполняет листок- бюллетень в изолированном помещении на территории избирательного участка и лично опускает его в общую урну для голосования.

Голосование завершает любую избирательную кампанию. После завершения голосования члены избирательной комиссии приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов. Результаты голосования подсчитываются простым абсолютным большинством поданных голосов.

13.Роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран. Полномочия главы государства.

Главой государства являются высший государственный конституционный орган или же высшее должностное лицо государства. Глава государства обязан представлять государство как в мировом сообществе, так и внутри страны и отождествляться как символ государственности народа.

Различают статус главы государства:

1) единоличный (монарх или президент);

2) коллегиальный (постоянно действующий орган парламента).

К полномочиям главы государства относят:

1) созыв парламентских сессий;

2) официальное опубликование законов;

3) право роспуска и право вето;

4) формирование правительства или его формальное утверждение;

5) право увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей;

6) право предоставления гражданства и политического убежища;

7) право заключать международные соглашения определенного рода, назначать дипломатических представителей;

8) право награждать, помиловать осужденных и другие права.

Полный перечень всех прав может варьироваться в зависимости от формы государственного строя и национальных обычаев. Практически при любой форме правления некоторые полномочия глава государства обязан согласовывать или утверждать в парламенте, правительстве в установленном конституцией порядке.

Главой государства могут быть монарх, король, султан. Как правило, такие представители высшей власти одновременно являются и главами исполнительной власти. На практике полномочиями главы государства и главы исполнительной власти глава государства пользуется в дуалистической монархии и абсолютной монархии. В остальных вариантах обязанности главы государства и главы исполнительной власти лицо может совмещать по указанию правительства. Президент государства может выполнять обязанности главы государства и одновременно совмещать другие обязанности (например, главы государства и исполнительной власти, руководителя правительства при наличии особой должности административного премьер- министра).

Президент в отличие от монархов, королей и султанов избирается на определенный временной срок.

Существует несколько способов избрания президента:

1) голосование в парламенте;

2) голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, которые, не общаясь между собой, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых разными партиями;

3) избрание президента специальной избирательной коллегией;

4) избрание непосредственно избирателями, т. е. открытым всенародным голосованием.

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ (ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19AФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

14.Конституционный статус государства и основы государственной власти. Сущность и юридическая природа государственной власти. Понятия разделения властей.

15.Компетенция парламентов. Парламентский контроль.

Парламентом является высший орган народного представительства, основная функция которого — выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем принятия законов, деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Члены парламента вправе формировать другие высшие органы государства, избирать на должность президента, избирать членов нового правительства. А также парламент вправе назначать конституционный суд, объявлять амнистию, ратифицировать международные договоры и т. д.

Состав парламента:

1) верхняя палата;

2) нижняя палата.

Численность членов обеих палат разная и регулируется конституцией. С изменением численности населения изменяется и число депутатов. В большинстве государств принято, чтобы верхняя палата в два раза, а то и больше была малочисленнее нижней.

Депутатами обычно называются представители нижней палаты парламента. Они, как правило, избираются на срок 4—5 лет непосредственно гражданами данного государства или в результате многоступенчатых выборов как народные представители. В некоторых государствах (Бутане, Свазиленде и др.) представители нижней палаты парламента выбираются косвенными выборами.

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются в полном составе. Члены верхней палаты используют принцип ротации, т. е. состав нижней палаты и однопалатного парламента обновляется по определенным частям в определенные сроки. В мировой практике используется правило равнопропорциональной замены се

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...