Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Энергетическая пилюля-«Чудо-оружие» Гитлера

В ходе Второй мировой войны немецкие учёные и конструкторы смогли дать вермахту целый ряд видов вооружения, многие из которых значительно опередили своё время. Применение этого, если использовать тогдашнюю немецкую терминологию, «чудо-оружия» должно было переломить ход войны в пользу Гитлера.

К такого рода «чудесам» причисляли и разработку «энергетической пилюли», получившей название таблетки D-IX, смеси первитина, кокаина и эвкодала морфия (болеутоляющее средство на базе морфина). Руководил изысканиями профессор фармакологии Кильского университета Герхард Орцеховски.

Испытания этого психопрепарата проходили в ноябре 1944 года в концлагере Заксенхаузен. Было установлено, что заключённые, принимая препарат, несколько суток подряд могли маршировать с рюкзаками весом двадцать килограммов без остановок по 22 часа, причём за сутки они проходили не менее девяноста километров.

Среди нацистских персон, даже самого высокого уровня, посадивших вермахт на первитин, было немало тех, кто и сам не брезговал наркотической дозой.

Прежде всего здесь следует упомянуть Гитлера. Состояние здоровья кровавого диктатора, развязавшего Вторую мировую войну, начало ухудшаться начиная с лета 1942 года, Гитлер страдал букетом самых разнообразных хронических болезней, включая повышенное кровяное давление, сильные головные боли, артериосклероз, бессонница, депрессии, расстройства пищеварения, постоянные боли в кишечнике и желудке, приступы слабости, ухудшение зрения, явные нарушения координации движений. У него дрожали левая рука и нога, которую он подволакивал. Эти симптомы резко усилились после покушения на него 20 июля 1944 года в его ставке в Восточной Пруссии.

После войны подсчитано, что личный врач фюрера Теодор Морель (Theodor Morell) для лечения своего именитого пациента с 1936 года использовал 88 медикаментов, далеко не последнее место среди них занимали кофеин и первитин, а также целый ряд сильнодействующих наркосодержащих стимулирующих средств.

Биограф Гитлера Вернер Мазер (Werner Maser) утверждает, что целый ряд важных стратегических решений, оказавшихся ошибочными, а также такие черты характера Гитлера, как всё возраставшие подозрительность и недоверчивость, приобретшие «прямо-таки пугающие формы», резкие необоснованные обвинения в адрес немецких военачальников и союзников по войне, учащающиеся припадки гнева и агрессивного упрямства – прямое следствие приёма медикаментов Мореля.

Некоторые из своих речей перед большими скоплениями слушателей Гитлер произносил под влиянием наркотиков. В качестве примера Мазер приводит выступление Гитлера в берлинском Дворце спорта» 4 сентября 1940 года, когда он, назвав Черчилля и нескольких других руководителей Великобритании «мокрыми курицами» и «болтунами», после чего угрожал, что может сбросить за ночь на Англию миллион килограммов бомб. Позднее, «протрезвев», он изменил эту цифру в опубликованном тексте речи на «400 000 и более килограммов».

Не менее знаменитым потребителем наркотиков в Третьем рейхе был рейхсмаршал Герман Геринг, которого Гитлер в июне 1941 года назначил своим преемником. Примкнув к нацистскому движению в ноябре 1922 года, Геринг стал участником так называемого «Пивного путча» 9 ноября 1923 года, когда группа нацистов попыталась вооружённым путём захватить государственную власть в Мюнхене, и был тяжело ранен. Герингу удалось бежать за границу. Испытывая сильные боли, он регулярно принимал морфий.

Чтобы избавиться от наркотической зависимости, он неоднократно проходил курс лечения, но безрезультатно. С именем Геринга связаны самые мрачные страницы в истории нацистского режима. Умный, хитрый, беспринципный политик, неразборчивый в средствах, он внёс огромный вклад в завоевание власти Гитлером и установление его личной диктатуры в Германии, в подготовку страны к ведению кровавой войны против едва ли не всего мира, стал одним из организаторов неограниченного террора в Германии и на оккупированных территориях.

С течением времени огромная власть и неуёмная тяга к роскоши вконец развратили Геринга, превратив его, некогда отважного лётчика-аса Первой мировой войны (22 сбитых самолёта), в донельзя разжиревшего, самовлюблённого, алчного и тщеславного стяжателя, присвоившего огромное количество выдающихся произведений искусства из музеев и частных коллекций в Германии и в оккупированных странах. Про Геринга, увесившего себя немыслимым количеством разнообразных орденов, позументов, украшений, исподтишка рассказывали анекдот: «Геринг прикрепил на грудь надпись „Продолжение смотри на обороте“».

В другом анекдоте утверждалось, что перед сном Геринг перевешивает все свои награды с мундира на пижаму.

Когда 8 мая 1945 года Геринг попал в плен к американцам, в его имуществе нашли двадцать тысяч ампул с морфием. В качестве главного военного преступника Геринг был привлечён к суду Международного военного трибунала в Нюрнберге, в тюрьме его подвергли принудительной терапии. Дальнейшая судьба Геринга хорошо известна – ему удалось покончить с собой после того, как он был приговорён к смерти через повешение.

Остаётся лишь удивляться тому, как Гитлер все годы войны держал на одной из ключевых должностей командующего Военно-воздушными силами Германии морально разложившегося наркомана…

Гитлер и его приспешники заботились не только об оснащении своей армии новейшими образцами военной техники и оружия, но и о том, чтобы резко расширить физические и психические возможности солдат и офицеров вермахта в боевых условиях. Приём первитина вызывал прилив сил и уверенности в себе, резко повышает работоспособность и концентрацию, снимает, невзирая на отсутствие сна и отдыха, чувство усталости, а также боли, голода и жажды.

Только с апреля по июнь 1940 года в войска было поставлено более 35 миллионов таблеток. И если на первом её этапе первитин входил в боевой паёк только лётчиков и танкистов, то после нападения на Советский Союз это вещество стали распространять систематически, десятками миллионов доз, среди всех без исключения категорий военнослужащих, а также работников военной промышленности.

Как утверждает криминолог Вольф Кемпер, исследовавший эту тему, в последние годы войны первитин стал использоваться абсолютно бесконтрольно, даже простой санитар мог выдать солдату эти таблетки в любом количестве. Потребление первитина достигло невероятных масштабов, в том числе и среди гражданских лиц.

При этом предупреждения врачей о том, что препарат этот – не что иное как наркотик, что его регулярный приём сопровождается привыканием и соответственно увеличением дозы, депрессиями, порой нервными срывами и даже летальными исходами, оставлялись без внимания. Как указывалось в директиве Верховного командования вермахта, принятой в феврале 1944 года, «возможные осложнения от применения препаратов и даже смертные случаи не должны отягчать совесть медиков. Ситуация на фронте требует от нас полной отдачи сил».

 

§ 4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

В процессе работы по борьбе с наркоманией выявляется 2 типа отношений людей в нашей стране к этой проблеме.
Та часть населения, которая наслышана и сами стали пострадавшими от воровства, разбойного нападения имеют только одну позицию - наркоманы - это опустившиеся люди, с ними ничего уже не сделать и заниматься их проблемами только время терять. Более того, значительная часть этой категории настроена радикально - к наркоману уже нельзя относиться, как к человеку, и состояние, то которого они дожили - заслужили сами, нельзя их жалеть и необходимо, как можно скорей от них избавляться.
Есть другая часть людей, которых постигла страшная трагедия - их дети или дети родственников стали наркоманами. В результате чего семьи наркоманов стали, разграблены, квартиры порой превращены в притоны и дети сидят в тюрьме или умерли от наркотиков, не дожив до 16-25 лет. Эти люди знают, что когда-то это были прекрасные дети, и в силу каких-то обстоятельств оказались втянутыми в зависимость от смертоносного зелья. Эта категория людей осознают весь ужас тех семей, где живут дети-наркоманы и они стараются чем-то помочь организациям, которые борются с наркоманией.
Парадокс заключается в том, что люди, которые ранее и слышать не желали о помощи наркоманам и считали, что проблема наркомания к ним не имеет никакого отношения, только тогда меняли свои позиции по отношении к наркоманам и наркомании, когда сами становились постигнутыми страшной трагедией. Когда сын или дочь становится наркоманом, то проблема совсем уже не только их самих, это крах семейной жизни и часто, крушение светлых надежд на будущее других членов семьи.
"Не было бы счастья, да несчастье помогло". В последнее время наблюдается картина, когда сдвиги в принятии мер по профилактике и борьбе с наркоманией начинались только тогда, когда в трагедию оказываются вовлеченными люди, занимающие высокие посты. И это и чиновники самых высоких рангов и директора и завучи учебных заведений, а также редакторы печатных изданий.

 

В наше время даже специалисты имеют весьма приблизительное представление об этих масштабах. Только небольшая часть наркоманов попадает в поле зрения наркологов, социологов, правоохранительных органов и отражается в цифрах статистики.

По оценкам экспертов только за 2010 г. в России насчитывалось более 3,5 миллионов наркоманов, большинство из которых молодые люди. За последние 10 лет количество попавших в наркотическую зависимость в России среди подростков увеличилось в 17 раз. По данным министерства здравоохранения РФ, ежегодный прирост наркоманов среди взрослого населения составляет 50%, а среди подростков и молодёжи - более 100%. Возрастной уровень приобщения к наркомании снизился до 13 -11 лет Наркомания не оставила ни одного свободного от неё места в городе, её кровавый след отпечатан на каждой школе, институте, дискотеке, больнице.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения — профилактическая и реабилитационная.

Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

— содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

— нейтрализующие; — компенсирующие;

— предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

— устраняющие эти обстоятельства;

— контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

— направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

— обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

— решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Так, отсутствие целевой информации о последствиях употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика — это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико- биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.

Следующий подход — социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Воля всегда проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путей достижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все это оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственную ценность.

Быть свободным — значит обладать развитой волей. Не случайно у подростков и юношей, допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже затем, закрепившись, выступают как отрицательные волевые черты характера, проявляющиеся в той или иной мере в поступках и действиях.

Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов.

Первый этап — раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.

Второй этап — выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению.

Третий этап — планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость к собственным недостаткам.

Четвертый этап — зрелое самовоспитание, т. е. реализация потребности в самоусовершенствовании.

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как правопослушного гражданина.

Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. «Чтоб другим не повадно было», — гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений.

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся наркоманией, в-четвертых, создание специальной наркологической службы социальной помощи

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика проводится в отношении лиц, не имеющих опыта потребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а так же допускающих нерегулярное потребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ.

Первичная профилактика включает:

- пропаганду здорового образа жизни;

- выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней стадии и проведение с ними профилактической работы;

- антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

- достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

- профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

- профилактическую работу с семьями;

- организацию досуга молодежи.

При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам, является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Таким образом, основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально-педагогический подход, информационный, социально-профилактический и применение санкций.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы рассмотрели понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе. Наркомания – это заболевание, проявляющееся в влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Охарактеризовали факторы и причины наркомании среди подростков. Выделили биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы. К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе. И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Описали социально-педагогическую деятельность по профилактике наркомании среди подростков. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторичную, третичную профилактику.

В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод о том, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

Ахмерова С.Г. Основы здорового образа жизни: Базовый учебник для самостоятельного изучения медико-биологических дисциплин. - Уфа, 2001.

Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2001.

Дудко Т.Н., Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В. и др. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. - М., НаркоНет, 2001.

Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.,2002.

Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М., 1999.

Ковалев С.В. Семь шагов к пропасти: НЛП-терапия наркотических зависимостей. - М. - Воронеж, 2001.

Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. - М. - Воронеж, 2003.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.,2000.

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде МО РФ. - М.,2000.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001.

Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2001.

Лапшина Д. Будущее России // Молодежная газета. - 8 сентября, 2005.

Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2003.

Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М. - СПб.,2000.

Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. - М., 2003.

Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 2.

Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 5.

Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 6.

Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 7.

Предпосылки развития наркозависимости у подростков [Электронный ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http:. – Заглавие с экрана.

Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.

Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа.- М.,1991.

Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.

Семкина Е.А. Новые возможности помощи бездомным и беспризорным детям и подросткам, употребляющим наркотические вещества // Социальная работа. – 2007. - № 2. – С.60.

Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М., 2003.

Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании [Электронный ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http:. – Заглавие с экрана.

Социальная политика / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2004.

Твой выбор: в помощь специалистам, работающим с детьми, подростками и молодежью. - Уфа: ГЦ ПМСС «ИНДИГО», 2004.

Урицкий Б.Л. Прежде, чем «забить косяк» - 2 // Домашний доктор в Башкортостане. - 2005. - № 1.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2003.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска. - М., 1997.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...