Серия 1. «Утро, день, вечер, ночь».
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методика экспериментального исследования. Для успешного решения задач нашего исследования необходимо изучить особенности временных представлений школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса и предложить вариант методических рекомендаций по развитию данных представлений у детей на уроках тематического рисования, что и явилось целью нашего констатирующего эксперимента. Исходя из цели экспериментального исследования, были поставлены следующие задачи: 1. Подбор диагностического инструментария для изучения временных представлений у школьников с интеллектуальных недоразвитий. 2. Анализ и сравнение полученных данных. 3. Разработка направлений коррекционной программы по развитию временных представлений у школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках тематического рисования. Экспериментальное исследование проводилось на базе школы № 613 Московского района, г. Санкт-Петербург. В экспериментальную группу вошли 10 школьников с интеллектуальным недоразвитием второго «А» класса: 1. Олеся Г. – 8 лет. 2. Слава С. – 8 лет. 3. Леша Н. – 8 лет. 4. Маша К. – 8 лет. 5. Миша С. – 10 лет. 6. Коля П. – 8 лет. 7. Соня П. – 9 лет. Обследование детей проходило в индивидуальном и групповом порядке, полученные результата и характерные для каждого ребенка особенности развития временных представлений, фиксировались в протоколах обследования. Работа начиналась с беседы и постепенным переходом на выполнение необходимых проективных методик и заданий. В экспериментальной работе предполагалось: 1. Исследовать наличие представлений о частях суток; 2. Исследовать наличие знаний о таких временных про понятиях как «вчера», «сегодня», «завтра».
3. Исследовать наличие знаний об основных признаках каждого времени года; 4. Исследовать наличие знаний о месяцах; 5. Исследовать наличие знаний об одежде для каждого времени года; 6. Исследовать наличие интереса при рисовании; 7. Исследовать наличие понимания темы при рисовании; 8. Исследовать способность рисования по словесной инструкции; 9. Исследовать наличие общих знаний о сезонных изменениях природы и спообность отражать их в рисунке. Помимо этого, в процессе прохождения эксперимента за учениками проводилось наблюдение по следующим показателям: - понимание инструкции; - правильность выполнения задания; - сосредоточенность на задании на всем протяжении работы; - способность придерживаться инструкции на всем протяжении работы; - способность выполнить задание до конца; - замечает ли ребенок ошибки; - целенаправленность выполнения задания; - способность принимать помощь и подсказки с помощью наводящих вопросов. Эксперимент в зависимости от изучаемого свойства внимания (объем, переключаемость, устойчивость, концентрация) предполагал выполнение шести серий – десяти заданий. Раскроем содержание методик и заданий констатирующего эксперимента. Серия 1. «Утро, день, вечер, ночь». Цель: установить наличиезнаний о частях суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека. Оборудование: набор картинок с изображением мальчика спящего ночью, просыпающегося утром, играющегося днем, смотрящего телевизор вечером, картинки природы утром, днем, вечером, ночью, протокол обследования. Задание 1. Ход исследования: школьнику предлагается ответить на ряд вопросов. Затем кладется 4 карточки с мальчиком в режимных моментах; разложить карточки по порядку. Учащийся работает по инструкции: выбрать нужную карточку из четырех; После предлагается ответить на вопросы.
Инструкции: «Скажи, пожалуйста, какие части суток ты знаешь?» «Сейчас мы с тобой немного поиграем. Посмотри внимательно на другие карточки. Кто на них изображен? Покажи утро; ночь; вечер; день. Как ты понял, что на картинке нарисовано утро; ночь; вечер; день? Разложи карточки в правильной последовательности, начиная с утра. Что следует за утром? Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности: Оценка выполнения задания:
Задание 2. Ход исследования: перед школьником кладутся 4 карточки с явлениями природы, свойственной тому или иному времени суток. Задаются вопросы. Инструкция: «Посмотри внимательно на карточки. Тебе нужно определить, на какой фотографии утро. Покажи. Покажи ночь; вечер; день. Как ты определил, что это утро; ночь; вечер; день? Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:
Оценка выполнения задания:
Задание 3. Ход исследования: Школьнику предлагается ответить на вопросы. Инструкция: « Используя слова утро, день, вечер, ночь, закончи мои предложения: «Мы завтракаем…, а обедаем…. Мы умываемся и ложимся спать…, а крепко спим...». «Ответь на вопросы: «Что следует за вечером; что перед ночью; что между ночью и днем?» Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности: Оценка выполнения задания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|