Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из опыта работы по использованию оригами на занятиях с детьми предшкольного возраста в детском объединении «Мозаика»

Елена Александровна Веретельник,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец детского творчества», г. Курск

[email protected]

Что год грядущий нам готовит? Этот вопрос актуален с наступлением как нового календарного, так и нового учебного года. Уже на протяжении десятилетия Президент РФ посвящает каждый год той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. Так, например, 2008- год семьи, 2009-год молодёжи, 2010-год учителя, 2011-год российской космонавтики, 2013-год охраны окружающей среды, 2014-год культуры, 2015-год литературы, 2016-год российского кино, 2017-год экологии, 2018-год волонтера, 2019-год театра, культуры и туризма. Немаловажную роль в нашей жизни играет и Китайский календарь животных по годам. Согласно данного календаря, каждый год соответствует одному из 12 животных, имеющих один из 5 цветов и одну из 5 стихий. Наступивший 2019 год – это год Желтой Земляной Свиньи. Свинка, поросёнок – персонаж многих мультфильмов и сказок, который любим детьми и не оставляет их равнодушными, такой розовый, добрый и милый, что нельзя, тем более, что и символ года, не использовать этот образ в работе с детьми. На одном из занятий в детском объединении «Мозаика» мы сделали поросят в технике оригами с элементами аппликации и рисования.

При изготовлении поделки-символа года у детей уже был опыт работы в технике оригами. Ранее с этой техникой мы познакомились при изготовлении «Совы».

   

На рисунках 1-11 представлена поэтапная работа изготовления поделки.

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
  Рисунок 4   Рисунок 7   Рисунок 5   Рисунок 8   Рисунок 6   Рисунок 9
  Рисунок 10   Рисунок 11

Данный вид работы можно использовать на занятиях по мастерству при работе с бумагой, на занятиях по математике при изучении геометрических фигур, а так же на занятиях по обучению чтению для повышения познавательной активности детей.

Оригами – техника работы, которая, несомненно, имеет огромную роль в развитии ребенка-дошкольника:

- способствует повышению активность правого и левого полушарий мозга;

- развивает у учащихся способность работать руками, приучает к точечным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику обеих рук;

- повышает интеллектуальные способности;

- способствует развитию аналитико-конструктивного, абстрактного и образного мышления;

- развивает пространственное воображение, художественный вкус;

- способствует концентрации внимания и усидчивости;

- даёт возможность учащимся проявить творческие, изобразительные и оформительские способности;

- способствует созданию игровых ситуаций и вносит занимательность в образовательный процесс.

«Применение техники оригами на занятиях математики с детьми предшкольного возраста»

(из опыта работы)

 

Негреева Антонина Олеговна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дворец детского творчества»

[email protected]

 

На протяжении не одной сотни лет искусство оригами притягивает к себе множество людей. Оригами, подобно волшебству, манит каждого человека невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги в красивейшие цветы, забавных животных, причудливых птиц и многое другое. Особенно сильно эта магия действует на детей, их мышление, воображение.

Оригами относится к виду искусства, такому же древнему, как и наука математика. Если посмотреть на оригами с точки зрения педагогики, то его можно отнести к одному из весьма эффективных средств обучения и развития детей. Использование техники оригами возможно как для реализации целей и задач обучения, так и для создания положительного эмоционального фона на занятиях. Детям не только интересно складывать из бумаги различные фигурки, но и легче в увлекательной форме запоминать изучаемый материал.

Одной из основных тем в курсе «Занимательной математики» детского объединения «Мозаика» является тема «Число и цифра», при изучении которой учащихся необходимо не только познакомить с числами, показать порядок их следования в числовом ряду, но и закрепить образ каждой изученной цифры. С этой целью на занятиях с детьми предшкольного возраста рекомендуется моделировать изучаемые цифры. Цифры можно лепить из пластилина, вырезать из бумаги, выкладывать из счетных палочек, делать аппликации. Каждый из данных вариантов работы имеет свои преимущества.

Но существует нестандартный способ моделирования цифры – оригами. Детям на занятиях с целью закрепления и обобщения пройденного материала предлагается сложить цифры из листка бумаги. Такой способ работы позволяет не только моделировать и формировать образ изучаемого числа, развивать воображение и мышление, но изатрагивать дополнительные темы смежных с математикой предметов, таких как, например, геометрия. Так в процессе складывания той или иной цифры учащимся предоставляется возможность отработать геометрические понятия и представления («наклонная и прямая линия», «диагональ», «угол», «сторона», «вершина» и т.п.), закрепить знания о геометрических фигурах и особенностях их построения (количество углов, сторон, длин сторон). Дети учатся ориентироваться в пространстве, определять положение предмета (листа бумаги) по отношению к себе или другому предмету. При работе в технике оригами отрабатываются понятия «верхний – нижний», «внутри – снаружи», «посередине», «в центре», «между», «впереди – позади», происходит знакомство с понятиями «ось», «симметрия», «зеркальное отображение». Дети знакомятся с оригами, как с еще одним способом построения любых геометрических фигур без использования чертежных приборов, а с помощью нескольких сгибаний листа.

С организационной точки зрения, оригамивозможно выделить в отдельное занятие по математике с целью повторения и обобщения материала по пройденному разделу «Число и цифра». Одной из форм организации деятельности детей на таком занятии может быть групповая или парная работа. Учащимся предлагается разделиться на группы или пары. Для каждой пары дается задание: по предложенной схеме собрать ту или иную цифру. Работа в группах обязательно сопровождается со стороны педагога словесной инструкцией, ориентацией на образцы и контролем выполняемой учащимися деятельности. Полученные модели цифр можно использовать как учебное пособие на последующих занятиях детского объединения. Для этого необходимо оформить детские работы как единый числовой ряд от 1 до 10. Данное учебное пособие имеет не только функциональное значение, но и напоминает учащимся о результативности их обучения, создавая положительный эмоциональный фон на занятиях.

Возможен и второй вариант применения техники оригами на занятиях математики с целью моделирования изучаемых цифр. На каждом занятии по изучению нового числа процесс моделирования выделяется в отдельный этап по закреплениюи обобщению материала. Основной формой организации учебной деятельности дошкольников, в таком случае, является индивидуальная работа с опорой на схему. Учащимся предоставляется возможность в процессе изучения всего раздела сложить из бумаги каждую изучаемую цифру. По итогам изучения всех чисел ребенок может собрать свой числовой ряд и использовать его как на занятиях в учреждении, так и дома для самостоятельной работы. 

Таким образом, использование оригами на занятиях математики с детьми предшкольного возраста весьма эффективно способствует достижению целей и задач обучения. Оригами позволяет:

- развивать элементарные математические понятия и представления;

- изучать основные геометрические фигуры и геометрические понятия;

- развивать образное мышление, память, внимание;

- формировать пространственное воображение;

- формировать умение слушать и слышать;

- формировать умение работать по заданному образцу;

- развивать мелкую моторику руки;

- воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, взаимопомощи и умение работать в коллективе.

Применение оригами на занятиях с детьми предшкольного возраста имеет ряд достоинств при организации учебного процесса:

- оригами подходит для работы с детьми разного уровня подготовки;

- оригами может быть использовано в различных формах работы на занятии (индивидуальной, групповой, коллективной), что способствует поддержанию положительного эмоционального фона занятия и создает ситуацию успеха для каждого учащегося;

- оригами подходит для любого этапа работы с учебным материалом (введение нового, обобщение, закрепление);

- может быть использовано для решения не только учебных, но и практических задач;

- способствует активизации деятельности всех учащихся, независимо от уровня их подготовки;

- оригами просто в использовании и не требует от педагога значительных затрат и специальных навыков работы.

В результате использования оригами на занятиях с детьми предшкольного возраста учащиеся становятся более активными, самостоятельными, формируется устойчивый интерес к обучению. Занятия становятся более эффективными и растет результативность освоения программы.   

 

 

 «Увлекательное путешествие»

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе

 

Елена Петровна Хохлова,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 87 «Улыбка»

города Улан-Удэ

[email protected]

Данное интегрированное занятие «Увлекательное путешествие» было разработано для детей старшей логопедической группы. В занятие были включены элементы оригами – изготовление фотоаппарата, с целью развития мелкой моторики, внимания, координации, памяти, а также эмоционального, позитивного настроя детей на предстоящее путешествие.

Была проведена большая предварительная работа как с детьми, так и с родителями. Родители оказали помощь в оформлении мини – музея древнего человека. Детей познакомили со свойствами, видами бумаги, а также способом ее изготовления. Для закрепления полученных знаний совместно с детьми мы самостоятельно в условиях детского сада изготовили бумагу. Дети не только поняли, как и откуда она берется, но и то, что ее надо экономить.

Заключительным этапом было путешествие в прошлое к древним людям, где наглядно было показано детям, в каких условиях жили древние люди, что использовали для письменности.

Цель: развитие познавательной активности детей.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью первобытного человека, расширить и обобщить знания детей о его развитии,

- создать эмоциональный настрой, вызвать желание общаться с древним человеком,

- развить навыки работы с бумагой в технике оригами,

- научить детей рисовать нетрадиционным способом (художественными мелками на камне)

Планируемые результаты:

Дети проявляют эмоциональную отзывчивость, принимают активное участие в играх «Меткий стрелок», «Охота», «Добыча огня», отвечают на вопросы полными предложениями, принимают активное участие в продуктивной деятельности.

Материалы, наглядные пособия и оборудование: пещера, музей - графические изображения, картины, иллюстрации о жизни и развитии древних людей, рисунки первобытных людей, макеты орудий труда, одежда, украшения, береста, глиняные дощечки, цветная бумага.

Макет костра, игрушки - мамонтёнок, тигр, собака; деревянные палочки - на каждого ребенка по 2 штуки; небольшие плоские камни; по 4 прямоугольника (20х15) на каждого ребенка. «Волшебный квадратик», схема, пластилиновые дощечки, деревянные палочки, художественные мелки, камни.

Презентация «Тайна прошлого», ноутбук.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам немного отдохнуть и куда-нибудь сходить. Утром я купила газету и здесь есть очень интересное объявление:

(воспитатель зачитывает объявление в газете: «Внимание, внимание! Сегодня открытие музея истории. У нас, и только у нас вы сможете увидеть и узнать многое о древнем человеке. Наш адрес: Камова, 7А)

Воспитатель: Ребята, а ведь музей находится недалеко от нашего детского сада. Хотите его посетить? (дети отвечают: «Да!») Давайте подумаем, что нам необходимо взять с собой?

(Деньги, чтобы купить билеты в музей. Фотоаппарат, чтобы фотографировать самое интересное.)

Воспитатель: Деньги у нас есть. А кто – нибудь из вас, ребята, догадался захватить с собой фотоаппарат? (дети отвечают: «Нет!»). Как же жаль! А ведь нас ждет очень много интересного и увлекательного. Может быть, нам поможет «Волшебный квадратик»? Давайте все вместе смастерим фотоаппараты.

(Дети проходят за столы, рассаживаются. «Волшебный квадратик» приветствует ребят, показывает схему. По показу, опираясь на схему, дети складывают фигурку «Фотоаппарат» в технике оригами)

Воспитатель: Ребята, какие замечательные у вас получились поделки! Ну, теперь мы можем смело отправляться, и не бояться что-то упустить. Мы можем многое запечатлеть и потом показать своим друзьям.

 (Воспитатель вместе с детьми направляется в ту часть музыкального зала, где оформлен музей первобытного человека. Возле музея их встречает работник музея (ребёнок). Дети рассматривают фотографии, орудия труда, украшения и одежду первобытных людей. Воспитатель предлагает детям сфотографировать то, что понравилось.

Работник музея предлагает посетить кинотеатр, где проходит премьера фильма «Тайна прошлого». Воспитатель вместе с детьми покупают билет и,отправляются в кинотеатр «Улыбка».У входа в кинотеатр детей встречает кассир (ребёнок). Далее -просмотр презентации «Тайны прошлого».

После просмотра презентации воспитатель предлагает вернуться в детский сад, но вдруг появляется Пещерный человек со своими детьми. Они испуганы)

Пещерный человек: Ой, куда это мы попали? Опять машина времени ошиблась! Здравствуйте. Вы не подскажите, в каком времени мы находимся? И где наши родные скалы и пещера?

Дети: Вы попали в двадцать первый век в детский сад «Улыбка».

Пещерный человек: А что такое детский сад? В моё время такого не было. (ответы детей)

Воспитатель: А вы из какого века? И как вас зовут?

Пещерный человек: Я живу в каменном веке, я Пещерный человек, зовут меня Махай, а это мои дети. Помогите нам, пожалуйста, вернуться обратно в наше время.

(Воспитатель предлагает детям помочь древним людям и заодно посмотреть, как жили люди в древности. Под космическую музыку дети отправляются в путешествие. В это время выдвигается «пещера», на стенах наскальные рисунки, посередине «пещеры» - огонь)

Пещерный человек: Вот мы и в моей родной пещере! Раньше в моей пещере было темно, сыро и холодно. Но однажды я увидел, как удивительный свет из неба коснулся дерева, и оно засияло и засверкало. Сначала я боялся подойти к дереву, но затем подходил всё ближе и ближе, мне становилось всё теплее и теплее. И я решил отнести этот свет к себе в пещеру. Вы знаете, как называется этот удивительный свет?

Дети: Огонь.

Пещерный человек: Надо запомнить «огонь». И вот в пещере у меня стало тепло, светло и сухо. А ещё я научился добывать огонь сам. Однажды мне было нечего делать, и я тёр одну деревянную палочку о другую, очень долго тёр, и вдруг появился огонь! Давайте я вас научу, как можно добыть огонь.

(Пещерный человек и его дети раздают палочки всем детям. Пещерный человек учит детей добывать огонь – пальчиковая гимнастика)

Пещерный человек: Ну, вот. Молодцы, сразу стало тепло и уютно у нас.

А ещё я хожу на охоту. Охочусь на мамонта и зубра, собираю и ем червячков, паучков, гусениц, ловлю рыбу руками. Когда я иду на охоту, то беру с собой копьё. Я его сделал сам из палки, а наконечник – из острого камня. Беру с собой лук, его делаю из гибких прутьев и верёвки, а верёвку я делаю из морских водорослей. Я высушиваю их и скручиваю. А ещё, когда море выбрасывает на берег острые раковины, я собираю их и делаю ножи. Они получаются очень острыми! Всё это очень нужно мне на охоте.

Вам нравится моя шкура? Я сам её сшил: нити я сделал из водорослей, а иглу придумал делать из костей рыб. Посмотрите на мои бусы. Их я сделал из костей тигров, которых убил. А ещё я люблю украшать волосы улитками, костями и комочками глины. Правда, я очень красивый? А дети мои красивые? Вот так мы и живём.

Воспитатель: Махай, расскажи, пожалуйста, что это за рисунки.

Пещерный человек:  Это я сам нарисовал. Правда, красиво? Посмотрите, мы с сородичами готовимся идти на охоту. А здесь нарисован бизон, на которого мы охотились. Вот мы танцуем ритуальный танец. (Дети рассматривают рисунки)

Пещерный человек: Что-то я проголодался! Дети мои, а вы голодны? А вы, гости дорогие? Подкрепиться бы надо, я вам предлагаю поохотиться, пойти на козу! (Проводится игра «Меткий стрелок». Махай благодарит ребят за отличную охоту. Когда коза «поймана», её нанизывают на жердь, и двое ребят несут её в пещеру. В пещере на костре «жарят козу», дети рассаживаются вокруг костра)

Пещерный человек: Пока наша добыча жарится, я предлагаю вам исполнить ритуальный танец. Это необходимо сделать для того, чтобы Боги огня и охоты были благосклонны к нам в следующий раз. Становитесь вокруг костра. (Показывает бубен) Этот бубен я сделал сам из кожи из сучьев, и кожи мамонта. А чтобы бубен звенел, я сделал костяшки. (Исполняется ритуальный танец под удары бубна)

Пещерный человек: Ну, вот коза и поджарилась. Пока она остывает, я предлагаю вам нарисовать наши приключения. Когда ко мне придут сородичи, я им обязательно покажу и расскажу о вас. Берите кусочки скалы (раздаёт камни), располагайтесь, где вам будет удобнее. Но чем же вы будете рисовать? Нам нужно потушить костёр, чтобы достать угольки. (дети тушат костёр – упражнение на поддувание). Доставайте угольки, но очень осторожно, потому что они могут быть ещё горячими.

(Дети рисуют свои приключения. Затем достают свои фотоаппараты и начинают фотографировать пещеру, Махая, сами фотографироваться.)

Пещерный человек: А что это у вас такое? Оно не опасное!

(Дети рассказывают и показывают Махаю и его детям фотоаппараты, дарят на память)

Пещерный человек: Вот спасибо за такой подарок! Вот уже и коза остыла. Сейчас я угощу вас моим фирменным блюдом «жаркое из козлятинки » (раздаёт сладких «червячков»). Вас, наверное, уже заждались в детском саду. (дети садятся в машину времени) Закрывайте глазки, я завожу машину времени! До свидания! Я был очень рад с вами познакомиться!

(Под космическую музыку дети отправляются в своё время).

Приложение 1

Схема складывания и сборки фотоаппарата

 

Приложение 2.

Фоторепортаж

Изготовление фотоаппарата способом оригами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к искусству оригами через проектную деятельность»

Пиль Елена Владимировна,

воспитатель,

Некрасова Ксения Александровна,

заместитель заведующего

МБДОУ «Детский сад № 27»,

г. Балахна, Нижегородская обл.

Оригами - вид прикладного искусства, котороезародилосьна Древнем Востоке, где и была изобретена бумага. Однако оно давно и прочно вошло в российскую культуру. Кто не помнит, как мастерил и запускал по ветру самолетики, отправлял в дальнее плаванье кораблики по весеннему ручью, всего за пару секунд складывал панаму из старой газеты? Каждыйчеловек на земле хоть раз в жизни, да и свернул что-нибудь из листка бумаги.На первый взгляд может показаться, что искусство оригами используется только для детских забав. Однако это неверно, оригами обладает огромным образовательным потенциалом. Это утверждение находит свое подтверждение в трудах О.Э. Литвиновой, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой и др.

Использование оригами в образовательной деятельности позволяет решать задачи развития личности ребенка во всех пяти образовательных областях, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Конструирование поделок из бумаги обеспечивает развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Занятие оригами способствует развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о форме, цвете, размере, материале, пространстве, овладению понятиями угол, сторона, противоположные и смежные стороны. В процессе деятельности происходит обогащение активного словаря приставочными глаголами и развитие связной речи. Дети комментируют свои действия, составляют описательные рассказы о своих поделках, придумывают истории и обыгрывают их сделанными фигурками.

Конструирование в технике оригами позволяет развивать у детей эстетическоеотношение к окружающему миру, формировать элементарные представления об оригами как о виде прикладного искусства, обеспечивать реализацию самостоятельной творческой деятельности. С точки физического развития, конструирование поделок по определенной схеме способствует развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Таким образом, развитие интереса старших дошкольников к оригами является одной из задач воспитателя.Повышению интереса детей старшего дошкольного возраста к оригами способствует применение метода проектов.

В МБДОУ «Детский сад № 27» в подготовительной к школе группе в течение восьми недель осуществлялся проект «Такая разная бумага». В нём приняли участие воспитатель, воспитанники и их семьи. Реализация проекта включала в себя три этапа: диагностическо-проектировочный, практический, аналитический.

На первом этапе осуществлялась стартовая педагогическая диагностика особенностей развития конструктивной деятельности детей при работе с бумагой. Выделялись следующие критерии - умение детей складывать прямоугольный лист пополам, умение складывать квадратный лист по диагонали, умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг), умение различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

В результате исследования были получены следующие результаты. Самостоятельно складывать лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксировать сгиб кончиком пальца, проглаживать линию сгиба в состоянии 52 % (13 человек) воспитанников, 40 % (10 человек) воспитанников требуется некоторая помощь взрослого, 8 % (2 человека) с трудом справляются с заданием даже при участии взрослого. С заданием самостоятельно сложить лист по диагонали, соединяя углы, фиксируя сгиб кончиком пальца и проглаживая линию сгиба, справилось 36 % (9 человек) воспитанников, 48 % (12 человек) воспитанникам понадобилась помощь взрослого, 16 % (4 человека) с трудом справлялись с заданием или не справились вообще. Геометрические фигуры безошибочно узнали 88 % (22 человек)воспитанников. Геометрические понятия оказались знакомы 64 % (16 человек)воспитанникам. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что развитые конструктивные навыки для большинства воспитанников являются зоной ближайшего развития. То есть педагог должен оказать им помощь в развитии этих навыков, и использование оригами подходит как нельзя лучше для этой задачи.

В рамках практического этапа дети познакомились с различными видами бумаги: газетной, мелованной, дизайнерской, гофрированной, бархатной, рельефной. Они сравнивали её между собой по плотности, твердости, толщине, проводили различные опыты. Попробовали сделать бумагу самостоятельно. Затем придумывали различные способы применения бумаги.

Сюрпризным моментом стало видеообращение от героя мультфильма к детям, в котором герой жаловался на то, что скопилось много листов бумаги, выбрасывать её он не хочет, бережет природу, а как ее превратить во что-то интересное не знает. «Вот бы у меня была волшебная палочка, превратил бы все листочки бумаги в зверей и был бы у меня в комнате настоящий зоопарк!» - мечтал Крош в письме. Мы с детьми решили помочь Крошу, и каждый ребенок вместе с родителями сделал животное в технике оригами. Оказалось, что взрослых также увлекает этот вид искусства.

Воспитанники презентовали своих животных: рассказывали об этом животном, особенностях строения его тела, о том, как эти особенности можно отразить в поделке из бумаги. Выполняя, а затем презентуя свою поделку, воспитанники закрепляли понятия «угол», «сгиб», «диагональ», «пополам», «противоположная сторона».

После презентации фигурка животного помещалась на один из макетов – «Животные средней полосы», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Обитатели морей и океанов». Во время свободной деятельности дети под руководством воспитателя изготавливали в технике оригами другие элементы макета – деревья, горы, айсберги, жилища животных. В работе использовались как готовые, так и придуманные воспитанниками схемы. Все схемы были собраны в альбом, впоследствии разместившийся в центре конструирования группы.

На заключительном этапе проекта проводилась итоговая диагностика особенностей развития конструктивной деятельности детей при работе с бумагой. По итогам реализации проекта самостоятельно складывать лист пополам (по диагонали), соединяя углы, фиксировать сгиб кончиком пальца, проглаживать линию сгибауже могли 92 % (23 человека)воспитанников. С заданием самостоятельно сложить лист по диагонали, соединяя углы, фиксируя сгиб кончиком пальца и проглаживая линию сгиба, справилось 80 % (20 человек) воспитанников. Все воспитанники безошибочно узнавали геометрические фигуры, понимали смысл геометрических понятий. Таким образом можно судить о том, что воспитанники освоили простейшие приемы оригами. Была создана ситуация успеха, которая стимулирует к постоянному совершенствованию навыков и умений, появлению желания и дальше заниматься данным видом деятельности.

В целом, по завершению проекта можно отметить возросший интерес воспитанников к оригами. Дети стали чаще в свободной деятельности конструировать из бумаги, создавать не отдельные фигурки, а целые композиции, включать их в свои игры. Особенно удачные фигурки стали героями мультфильма, созданного воспитанниками под руководством воспитателя.

Литература

1. Лиштван 3. В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

2. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Подготовительная группа. Конспекты. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2017.- 192 с.

3. Парамонова Л.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. - 192 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...