Понятие и принципы организации системы бюджетирования
Система бюджетирования - это организационно-экономический комплекс, представленный рядом специальных атрибутов, введенных в систему управления предприятием. Наиболее важными из них являются: · применение особых носителей управленческой информации - бюджетов, · присвоение структурным подразделениям статуса бизнес-единиц (центров финансовой ответственности - ЦФО), · высокий уровень децентрализации управления предприятием. Традиционно под бюджетом понимали финансовый план, имеющий форму балансовой таблицы, в которой затраты согласованы с доходами. Однако в системе бюджетирования предприятия эта категория приобрела более широкое смысловое наполнение. Часто под бюджетом понимается любой документ, отражающий какой-либо аспект деятельности в процессе выполнения миссии предприятия. Бюджет задает направления деятельности. Он также отражает фактические результаты этой деятельности. Основная идея, реализуемая системой бюджетирования, заключается в сочетании централизованного стратегического управления на уровне предприятия идецентрализации оперативного управления на уровне его подразделений. Децентрализация управления предприятием при использовании системы бюджетирования означает: · делегирование управленческих полномочий (соответственно и ответственности) звеньям низшего уровня, · повышение хозяйственной самостоятельности этих звеньев, · наделение звеньев определенным имуществом, необходимым для решения стоящих перед ними задач, · закрепление за звеньями затрат, связанных с их деятельностью. <Закрепление> означает предоставление возможности в широких пределах управлять этими затратами,
· закрепление за подразделениями части получаемого ими дохода, · отчуждение части дохода, получаемого каждым подразделением для финансирования деятельности подразделений, не имеющих возможности получать такой доход извне, · главенство миссии предприятия над целями отдельных подразделений. Степень, возможности вмешательства вышестоящих звеньев в деятельность нижестоящих определяет уровень централизации управления. Он может изменяться от высшего (все решает и за все отвечает директор и исполнительная дирекция) до низшего (каждое подразделение - юридически самостоятельное лицо). Основными элементами системы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит или профицит), принципы построения бюджетной системы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение соответствующего ЦФО - центра прибыли или доходов. Закрепленные доходы - доходы, поступающие полностью в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - средства, передаваемые одним бюджетом другому. Они могут иметь следующие формы: · дотация - средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах для компенсации дефицита, · субвенции - средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, · субсидия -средства, передаваемые на условиях долевого финансирования целевых расходов. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта управления. Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Секвестр расходов - регулярное снижение всех статей расходов (кроме защищенных) при угрозе дефицита бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Бюджетная классификация - систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах: · единства бюджетной системы; · разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; · самостоятельности бюджетов; · полноты отражения доходов и расходов бюджетов; · сбалансированности бюджета; · бездефитцитности бюджета; · эффективности и экономности использования бюджет-ных средств; · общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; · достоверности бюджета. Принцип единства бюджетной системы означает единство · регламентирующей нормативной базы, · форм бюджетной документации, · санкций и стимулов, · методологии формирования и использования бюджетных средств. Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов (пол-ностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления. Принцип самостоятельности бюджетов означает: · право отдельных субъектов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; · наличие собственных источников доходов бюджетов каждого субъекта управления, определяемых в соответствии с методологией формирования бюджета предприятия; · право субъектов управления самостоятельно в соответствии с действующей методологией определять направления расходова-ния средств соответствующих бюджетов; · недопустимость изъятия доходов, дополнительно по-лученных в ходе исполнения бюдже-та, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; · недопустимость компенсации за счет дру-гих бюджетов потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджета. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюд-жетов означает, что все доходы и расходы субъекта управления, подлежат от-ражению в его бюджете. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соот-ветствовать суммарному объему доходов бюджета и по-ступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюдже-та необходимо исходить из принципа минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использова-ния бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов соответствующие субъекты управления должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использовани-ем наименьшего объема средств или достижения наилуч-шего результата с использованием определенного бюдже-том объема средств. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов оз-начает, что бюджетные расходы всех ЦФО должна покрываться общей суммой доходов предприятия. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития предприятия в целом и отдельных субъектов управления, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|