Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный статус ребенка в коллективе




 

Прежде чем преступите к работе с детьми, необходимо четко представить себе социальный, физический и психологический (возрастной) статус современного ребенка, приехавшего на отдых в детский оздоровительный лагерь, а также иметь представление об объективных трудностях, возникающих в работе с тем или иным возрастом, и способах преодоления этих трудностей.

Существует множество классификаций детей: педагогические, социальные, медицинские и т. п. Мы рассмотрим такую классификацию, которая наиболее приближена к вожатской деятельности.

Активист. Эти дети сразу же бросаются в глаза. Они стараются скорее познакомиться со всеми вожатыми, быстро находят тему для разговора и без стеснений общаются со всеми ребятами из отряда. Эти дети всегда в первых рядах, какое бы дело ни задумывалось. Но как только они теряют интерес к нему – бросают. Нередко они обладают всеми качествами лидера и создают вокруг себя своеобразное ядро. Активисты оказывают сильнейшее воздействие на отряд и могут при определенных обстоятельствах создать группировку негативного настроения.

Эти дети также требуют постоянного внимания вожатого, потому что должны все время чувствовать, что их деятельность оценивается по достоинству. Главное не перехваливать их, и не делать из них «любимчиков».

Лидер. По сути дела, это активист, у которых повышено чувство ответственности не только за себя, но и за других. В отличии от Активиста, Лидер всегда доведет начатое дело до конца. Часто они могут оставаться в стороне, так как могут организовать работу, привлекая других – создать им ситуацию «успеха». Но не стоит забывать, что и эти ребята приехали в лагерь отдыхать – отдыхать не только от школы, но и от своего лидерства.

При умелом педагогическом руководстве Лидеры могут стать хорошими помощниками вожатого.

Обычный ребенок. Эти дети составляют большинство отряда. Они в меру активны, стараются добросовестно выполнить поручение вожатого, однако при возможности могут и отлынить от общих дел. Они не спешат откликнуться на призыв вожатого участвовать в том или ином деле, однако добровольно скоро соглашаются. Это дети, у которых нет особых проблем во взаимоотношениях со сверстниками. Они вполне самостоятельны, поэтому, доверяя им какое-нибудь дело, можно не волноваться за его выполнение. От вас потребуется только несколько подсказок, направляющих мысли подопечных в нужное русло.

Дети данной категории иногда шалят, хулиганят. Зачастую это происходит только потому, что ребенок вовремя не подумал о последствиях своего поведения или просто заигрался, перевозбудился. В целом с такими детьми довольно легко ладить.

Так как обычные дети составляют большинство отряда, то вожатому надо научиться, прежде всего, работать с ними. Данные дети не так откровенны, как активисты. Им требуется больше времени для того, чтобы привыкнуть к вам, научиться доверять вам. Если этого не произойдет, то дети уже с середины смены начнут уезжать из лагеря.

Домашний ребенок. Эти дети потребуют от вас особого внимания, поскольку плохо приспосабливаются к новым условиям, нередко капризны и эгоистичны. Иногда они настолько привыкают в семье к всеобщему обожанию и любви, что начинают и в лагере требовать от окружающих такого же отношения к себе. С другой стороны, эти нередко застенчивы. Любое неостороженное слово вожатых или соотрядовцев способно вызвать у них настоящую истерику. если такой ребенок обладать музыкальными или изобразительными способностями, то вам будет проще с ним работать, так как его можно приобщить к данной деятельности в отряде. Если же домашний ребенок не отличается явной склонностью к какому-либо занятию, то вам придется его постоянно развлекать, втягивать в отрядные дела.

Активная деятельность необходима этому ребенку потому, что она на какое-то время заглушает его тоску по дому. Такой ребенок настолько привязан к дому, что даже если ему и понравится лагерная жизнь, нет верности, что он не постарается покинуть лагерь в первый же приезд родителей.

Постарайтесь, чтобы у такого ребенка обязательно появились друзья. Иногда в лагере домашние дети очень сильно страдают от одиночества, поскольку не способны самостоятельно найти общий язык с окружающими. Как правило, дома они привыкли большей частью общаться со взрослыми. В школе у них также мало друзей. Они иногда просто не знают, как подойти к сверстникам, да еще и незнакомым.

«Тормоз». К счастью, подобных детей в отряде бывает не так уж и много. Это совершенно нормальные, только очень медлительные дети. Им требуется больше времени, чтобы разобраться в той или иной ситуации, понять, чего от них хотят. На первых порах вам придется постоянно смотреть за тем, чтобы этот ребенок нигде не отстал и не потерялся, вовремя приходил в отряд, долго не задерживался в столовой. Вам придется удвоить внимание во время выхода отряда за территорию лагеря. Старайтесь, не затрагивая самолюбия ребенка, незаметно подгонять его.

Нередко такие дети очень усидчивы, поэтому с удовольствием занимаются лепкой, рисованием, делами, не требующими особой спешки.

Следует отметить, что очень часто в отряде подобный ребенок становится так называемым «козлом отпущения». Ребята смеются над его неповоротливостью, дразнят, не желают брать в команду во время подвижных игр. Поэтому параллельно вам необходимо проводить работу с отрядом. Объяснить ребятам, что каждый человек отличается определенными качествами, все мы не похожи друг на друга. А самому вожатому при общении с таким ребенком очень важно избавиться от негативизма и постараться найти в нем что-то хорошее.

«Одинокий волк». Эти дети тихи и незаметны в отряде. Они молчаливы, замкнуты, постоянно думают о чем-то своем. Нередко они не имеют друзей, поскольку и не стремятся к сближению с другими детьми. Ребенок не желает участвовать в общих развлечениях, несмотря на уговоры, в лучшем случае следит из своего угла за тем, как развлекается другие. Кроме того, такого ребенка сложно втянуть в беседу, он не поддерживает разговор и на все вопросы отвечает односложно. Случается, что такие дети надолго исчезают из отряда, причем никто не знает, куда они направились.

Иногда ребенок становится таким только потому, что ему скучно в отряде, и тогда он слоняется по лагерю в надежде найти себе развлечение. иногда ребенок выступает в роли «одинокого волка» потому, что он устал быть у всех на виду. Это случается с детьми, которые две-три, а то и четыре смены вынуждены проводить в лагере. В такой ситуации апатия вполне естественна: здесь и усталость, и тоска по дому, и обыденность, поскольку по большому счету все мероприятия в лагере повторяются.

Изгой. Случается, что в отряде тот или иной ребенок по какой-то, на первый взгляд, невидимой причине не принимается другими детьми. Как правило, это происходит в том случае. Если ребенок чем-то отличается от других детей: например, имеет физический недостаток, дурные манеры поведения, не умеет общаться и т. п.

Конечно же изгой, - это серьезная проблема для вожатого. Появление такого ребенка в отряде нередко создает множество непринятых моментов, как для взрослого, так и для самого ребенка. Но в любом случае вы должны постараться помочь такому ребенку, так как он не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы.

«Трудные дети». Обычно в эту категорию попадают педагогически запущенные (невоспитанные) дети. Как правило, эти отстают от своих сверстников в интеллектуальном развитии, их отличает бедность словарного запаса, узость кругозора и интересов, они не любят трудиться, не могут заставить себя делать то, что кажется им неинтересным. «Трудные дети» более других склонны к нарушению дисциплины и порядка, к конфликтам со взрослыми и сверстниками, к воровству, бродяжничеству, вандализму, употреблению алкоголя, курению и т. п. Они легко возбудимы и агрессивны.

Н. Вайзман выделяет три группы «трудных детей».

К первой группе он относит «психически неустойчивых детей, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников». Они бурно реагируют на любые запреты, склонны к нарушению дисциплины, антиобщественным поступкам.

Ко второй группе относятся подростки «с ускоренным половым развитием, с повышенной возбудимостью и агрессивностью». Они бурно реагируют на любые запреты, склонны к нарушению дисциплины, антиобщественным поступкам.

К третьей группе относятся дети, у которых «преобладает расторможенность влечений». Они склонны к бродяжничеству, употреблению алкоголя, наркотиков, проявлению сексуальности. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты, а отсюда – злобность, жестокость, раздражительность.

Определенные трудности создают дети, которые в энный раз приехали в лагерь. у них более раскованное поведение, они склонны противопоставлять себя новичкам. Их всезнайство, воспоминания о том, как было раньше, постоянное сравнение, навязывание вожатым «старых» порядков в некоторой степени раздражают, вызывают неприязнь создают помехи в общей работе отряда. Настоящим крахом надежд и мечтаний таких детей становится повторяемость дел и мероприятий, которые кочуют из одного плана работы в другой на протяжении многих лет существования детского оздоровительного лагеря. В данном случае опытный вожатый оказывается в неприятной ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...