Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему невидимый мир невидим?




Иерей Владимир Елисеев.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ и восточные и оккультные мистические учения

М.: "Даниловский благовестник", 1995

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Содержание:

  • Предисловие- 3 стр.
  • ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ МИР—3.
  • ПОЧЕМУ НЕВИДИМЫЙ МИР НЕВИДИМ?- 3.
  • ЦЕЛЬ НАШЕГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ- 4.
  • САМОВОЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В НЕВИДИМЫЙ МИР НЕДОПУСТИМО- 4.
  • ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ К ПОЗНАНИЮ НЕВИДИМОГО- 4.
  • ЭТАП ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ- 5.
  • 1. ТРИ ВИДА ВОЗМОЖНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАС СО СТОРОНЫ ПАДШИХ ДУХОВ- 5.
    • а). О воздействии помыслами
    • б). О воздействии мечтаниями
    • в). О воздействии прикосновением
  • 2. ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ ВИДЕНИЕ- 5.
  • 3. УСЛОВИЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ДУХОВНОЙ СЛЕПОТЫ- 6.
  • 4. ПУТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ЙОГИ И ПОКАЯНИЕ- 6.
  • 5. БУДДИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ- 9.
  • 6. О ДЕЙСТВЕННОСТИ ПОКАЯНИЯ- 10.
  • 7. ЦЕРКОВЬ И ОККУЛЬТИЗМ, ВЕРА И СОМНЕНИЕ- 11.
  • 8. ОСНОВАНИЕ, УСЛОВИЯ И ПЛОДЫ ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ- 12.
  • 9. ОРУДИЯ ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ: УМ И СЕРДЦЕ- 13.
  • 10. ОБМАНЧИВОСТЬ НАШИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ- 13.
  • ЭТАП ЧУВСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ НЕВИДИМОГО МИРА- 14.
  • 1. НЕДОЗВОЛЕННЫЕ БОГОМ СПОСОБЫ ОТВЕРЗЕНИЯ ЧУВСТВ- 14.
    • а) Раджа-йога
    • б) Мантра-йога — метод кришнаитов, тибетского буддизма, трансцедентной медитации (ТМ) и др. учений
    • в) Агни-йога
    • г) Следствия самовольного отверзения чувств и опасности современной жизни
  • 2. О ТЕХ, КТО СПОСОБЕН ЧУВСТВЕННО ВИДЕТЬ ДУХОВ- 18.
  • ТРИ ПОТОКА ОККУЛЬТНЫХ И МИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ- 19.
  • ПРАВОСЛАВНАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И ПЛОДЫ НЕПРАВОСЛАВИЯ- 21.
  • ЗАКОН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ- 30.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ- 31.
  • Литература- 32.

 

 

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.

Предисловие

В настоящем очерке сопоставляется "технология духовного роста" восточных и оккультных мистических учений и православный путь к спасению. В центр внимания поставлен вопрос о том, какими шагами и в какой последовательности происходит спасение в Православии, и каковы принципиальные отличия этого пути от всех других.

В предлагаемом тексте не ставится целью доскональный обзор содержания неправославных учений и критики их доктрин. Апостол Павел писал: "Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими" (Евр. 13, 9). Важнее показать психологический эффект от прикосновения с этими учениями и то, что может происходить с людьми, как способна деформироваться их личность в результате такого соприкосновения. Эти негативные следствия, факт существования которых отрицать невозможно, мы считаем вполне достаточным доводом против рассматриваемых учений и убедительным основанием для того, чтобы не знакомить читателей с их содержанием, дабы не принести им вред вместо пользы. Ибо, как показывает опыт, даже незаинтересованное чтение оккультной литературы есть процесс соединения с темными силами, невидимо отравляющий и губящий душу читателя.

Избирая такой подход, мы хотели лишь следовать известным словам Спасителя: "По плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16), "Ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника" (Лк. 6,44).

ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ МИР

Ныне все мы — свидетели бурного распространения оккультных и восточных мистических идей среди людей, полностью невежественных в духовном отношении. Критика этих идей возможна лишь с некоей иной духовной позиции. В нашем случае — это позиция православия. Поэтому естественно прежде изучить то, что говорит Церковь относительно тех целей и тех средств их достижения, которые предлагают нам восточные и оккультные системы. Эти системы, в общем и целом, призывают нас к проникновению (мысленному или реально-чувственному) в невидимый мир, обещая нам обретение там ключей к нашему спасению. О путях такого проникновения мы и поговорим здесь.

Каждому православному христианину известен Символ Веры, в котором сказано: "Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца Неба и Земли, видимым же всем и невидимым". Уже из этих слов ясно, что помимо видимого и всем нам известного мира, существует и некий мир невидимый — т. е. неощущаемый нами ни зрением, ни слухом, ни осязанием, ни обонянием, ни вкусом. Короче говоря, этот мир не доступен нашему познанию по определению. Эта недоступность могла бы нас и не волновать, если бы невидимый мир не имел никакого отношения к нашей судьбе. Однако, являясь православными христианами и веруя в Бога, полагая в Нем все свое спасение от превратностей этого временного и тленного существования, равно как и характер нашей будущей вечной жизни, мы уповаем на невидимое, ибо сам Бог невидим нам непосредственно. Кроме того, из вероучения нашей Церкви мы знаем о существовании положительных и отрицательных воздействий, исходящих из этого невидимого мира, о наличии в нем ангельских и демонических существ, борющихся за нашу душу. Все эти обстоятельства не позволяют нам оставаться равнодушными к факту существования невидимого мира, и, более того, делают как будто разумным и обоснованным стремление познать этот мир, чтобы обеспечить свою безопасность от его пагубных влияний. Не так ли мы защищаемся от вредных климатических и иных воздействий в этом видимом мире, опираясь на детальное и глубокое знание закономерностей последнего? Ведь вся наша человеческая цивилизация и культура, так комфортно обставившая наше существование в видимом мире, опирается на науку — т. е. на особые процедуры познания этого видимого мира и на их результаты. Логично предположить, что применительно к невидимому миру, те же усилия могли бы обеспечить такие же положительные следствия.

Итак, неощутимость этого иного, невидимого мира является главным препятствием для его познания, и первым шагом к его изучению будет выяснение того, почему этот мир для нас невидим?

ПОЧЕМУ НЕВИДИМЫЙ МИР НЕВИДИМ?

Как учит Церковь, причиной того, что мы не ощущаем невидимый мир, является грехопадение первых людей, качественно изменившее состояние их жизни, а вслед за ними — и нашей. В соответствии с изменением состояния жизни изменилось человеческое тело и его способности. Святитель Игнатий Брянчанинов, ссылаясь на преп. Макария Великого, пишет: "До падения человека, тело его было безсмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных. Чувства его были несравненно тоньше, действие их было несравненно обширнее, вполне свободно. Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов….был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродни святым духам….Падением изменились и душа и тело человеческия. В собственном смысле падение было для них вместе и смертью… B этом состоянии мертвости, по причине крайней дебелости и грубости, телесные чувства не способны к общению с духами, не видят их, не слышат их, не ощущают" (5, т. 3, с. 7–8).

Таким образом, до грехопадения человек был способен непосредственно воспринимать невидимый мир; после грехопадения он эту способность утратил. В чем причина этой утраты? Святитель Игнатий так поясняет это: "по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, "сотвори им ризы кожаны и облече их" (Быт. 3, 21). Ризы кожаныя, по объяснению святых Отцов (св. Иоанна Дамаскина "Точное изложение Православной веры", кн. 3, гл. 1) означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость. Хотя начальною причиною изменения и было падение, но изменение совершилось под влиянием Всемогущего Творца, по неизреченной Его милости к нам, к нашему величайшему благу….Чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Объясним это. Мы стяжали как бы естественное влечение ко злу. Это влечение естественно падшему естеству: это влечение подобно влечению демонов ко злу; "прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его" (Быт. 8, 21). Но в нас смешано добро со злом: мы влечемся то ко злу, то, покидая это стремление, направляемся к добру. Демоны, напротив того, всегда и всецело устремлены ко злу. Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они, в кратчайшее время, окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянной преступной и враждебной Богу деятельности….В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, соделались бы демонами; покаяние и возстание из падения были бы для нас невозможны. Премудрость и благость Божия положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами, низверженными на землю с неба — грубую вещественность тела человеческого. Так земные правительства отделяют темничною стеною злодея от общества человеческого, чтоб они по произволу не вредили этому обществу и не развращали прочих человеков (пр. Кассиана Собеседование VIII, гл. 12)(5, т. 3, c.11).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...