Почему при занятии с малышом разные игры-упражнения должны быстро сменять друг друга? Почему реакции ребенка на звуки вне занятия более ценны, чем его реакции на занятии?
Билет 13. 1. Что такое спонтанное научение и целенаправленное обучение? Их основные свойства, различия. Сравните соотношение спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слуха, понимания речи и собственной речи у детей, имплантированных в раннем и школьном возрасте.
В соответствии с традиционными методами ребенка с нарушенным слухом обучают речи целенаправленно – во время занятий с сурдопедагогом. В то же время ребенок с нормальным слухом научается речи спонтанно. Свойства целенаправленного и спонтанного обучения существенно отличаются (табл.1). «Целенаправленно» человек учится в ограниченное время в определенные периоды жизни в определенных условиях (в детском саду, школе, занятиях). И это время очень ограничено. Спонтанное научение является непреднамеренным научением, происходящим в любой момент во время повседневных дел. Оно важнее для большинства умений и знаний, которым человек учится во время большей части жизни. У детей оно происходит в течение всего периода бодрствования - во время игры, кормления, гуляния и т.п. Оно происходит разными способами: посредством наблюдения за близкими или общении/разговоре с ними, подражания, взаимодействия с другими детьми и взрослыми, разрешения проблем, при приспособлении к разным ситуациям. Это естественный и более эффективный способ научения, чем обучение формальным способом.
Таблица 1. Свойства целенаправленного обучения и спонтанного научения (F.Coninx, 2009).
Отличительное и важнейшее свойство речи состоит в том, что ребенок может учиться ей в любой момент времени – моет ли он руки или одевается, рассматривает книгу или рисует, если он это делает вместе с разговаривающим с ним взрослым. Овладение речью – процесс, максимально обладающий свойствами спонтанности. Анализ свойств спонтанного научения свидетельствует, что главным для его использования является умение педагога и любого другого взрослого найти занятия, которые нужны и увлекательны для ребенка, умение создать условия, в которых ребенок хочет научиться и ему необходимо научиться. Один из наиболее эффективных способов это сделать - дать ребенку возможность показать, что он хочет, следовать за ребенком, взаимодействовать с ним с помощью речи, делая ее необходимой в этой ситуации. Ценным для научения должно быть то, чему ребенок хочет сам научиться в процессе игры. У ребенка с КИ развитие слуха и речи у ребенка происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях: 1. В течение дня во время ежедневных дел и игр дома, режимных моментов в детском саду и школе. Это спонтанное, естественное, интегральное научение. Оно потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды. 2. Во время занятий с педагогом или родителями. Это целенаправленное обучение, происходящее в очень ограниченное время (см.табл.2). Учитывая это важно понимать, на что оно должно быть направлено. В соответствии с идеологией «слухового» метода целенаправленное обучение детей с КИ должно быть направлено на:
ü структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно. Например, развитие фонематического слуха, увеличение подвижности и переключаемости артикуляторного аппарата, особенно у детей с сочетанной речевой патологией и детей, имплантированных после 3-х лет, развитие грамматической системы и др. ü формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе. Например, вызывание интереса к разным звукам и использования голоса при общении со взрослым на начальном этапе, развитие слухового внимания к говорящим, стремления общаться сначала голосом, а потом и речью, умения просить помощи взрослого при общении и др.
Таблица 2. Соотношение спонтанного и целенаправленного обучения у детей с нарушенным слухом в разном возрасте.
Из таблицы видно, что чем в более раннем возрасте ребенку проведена кохлеарная имплантация, тем больше у него возможности спонтанного научения речи. Это определяется также наличием критического (сенситивного) периода для развития речи, большая часть которого приходится на ранний возраст. В этот период мозг ребенка наиболее способен овладевать навыками, необходимыми для развития речи.
Что должен уметь ребенок, чтобы понимать речь на слух, что такое языковая система и ее составляющие?
Для того, чтобы ребенок мог понимать речь и говорить сам, он должен овладеть языковой системой, т.е. узнать значения множества слов, правила изменения и соединения слов в предложении. Для понимания речи надо уметь анализировать звуки речи, иметь словарный запас (пассивный словарь – слова, значения который ребенок знает, активный словарь – лексика, знакомая и уже используемая в речи), овладеть грамматическими правилами. Словарь и грамматика и составляют языковую систему. У нормально слышащего ребенка система родного языка начинает развиваться с первых месяцев жизни, уже к 6 мес. он начинает связывать отдельные слова с определенными предметами. В основном языковая система формируется к 6-7 годам, но продолжает развиваться до 16-17 лет. У детей с НС это также длительный процесс, который надо начинать с момента выявления НС, с привлечением всех доступных средств: слухозрительного восприятия, жестов, рисунков. Почему при занятии с малышом разные игры-упражнения должны быстро сменять друг друга? Почему реакции ребенка на звуки вне занятия более ценны, чем его реакции на занятии?
Разные игры-упражнения должны быстро сменять друг друга во время занятия, потому что ребенку они быстро надоедают. Мы должны следить за его вниманием и интересом. К предыдущим играм-упражнениям можно возвращаться в ходе последующих занятий, включать уже отработанный речевой материал в течение дня снова. Если ребенок САМ заинтересовался в обычной жизни звуком или сигналом, к которому педагог НЕ старался привлечь внимание ребенка, это значит, что обучаемый успешно развивает свое слуховое восприятие вне занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|