Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему при занятии с малышом разные игры-упражнения должны быстро сменять друг друга? Почему реакции ребенка на звуки вне занятия более ценны, чем его реакции на занятии?

Билет 13.

1. Что такое спонтанное научение и целенаправленное обучение? Их основные свойства, различия. Сравните соотношение спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слуха, понимания речи и собственной речи у детей, имплантированных в раннем и школьном возрасте.

 

В соответствии с традиционными методами ребенка с нарушенным слухом обучают речи целенаправленно – во время занятий с сурдопедагогом. В то же время ребенок с нормальным слухом научается речи спонтанно. Свойства целенаправленного и спонтанного обучения существенно отличаются (табл.1). «Целенаправленно» человек учится в ограниченное время в определенные периоды жизни в определенных условиях (в детском саду, школе, занятиях). И это время очень ограничено.

Спонтанное научение является непреднамеренным научением, происходящим в любой момент во время повседневных дел. Оно важнее для большинства умений и знаний, которым человек учится во время большей части жизни. У детей оно происходит в течение всего периода бодрствования - во время игры, кормления, гуляния и т.п. Оно происходит разными способами: посредством наблюдения за близкими или общении/разговоре с ними, подражания, взаимодействия с другими детьми и взрослыми, разрешения проблем, при приспособлении к разным ситуациям. Это естественный и более эффективный способ научения, чем обучение формальным способом.

 

Таблица 1. Свойства целенаправленного обучения и спонтанного научения (F.Coninx, 2009).

  Свойства целенаправленного обучения Свойства спонтанного научения
1. Планомерное Непланируемое
2. Структурированное (теория, планомерные инструкции) Неструктурированное (происходит само собой)
3. Практика (планомерные упражнения) Научение во время повседневных дел
4. Требует выполнения конкретных заданий/действий Действия, приводящие к овладению навыком, скрыты
5. Осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы) Осваиваемые навыки используются сразу – интегрированы
6. Осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни Осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни – мотивированы
7. Процесс обучения не увлекателен Процесс увлекателен (не всегда…)

 

Отличительное и важнейшее свойство речи состоит в том, что ребенок может учиться ей в любой момент времени – моет ли он руки или одевается, рассматривает книгу или рисует, если он это делает вместе с разговаривающим с ним взрослым. Овладение речью – процесс, максимально обладающий свойствами спонтанности.

Анализ свойств спонтанного научения свидетельствует, что главным для его использования является умение педагога и любого другого взрослого найти занятия, которые нужны и увлекательны для ребенка, умение создать условия, в которых ребенок хочет научиться и ему необходимо научиться. Один из наиболее эффективных способов это сделать - дать ребенку возможность показать, что он хочет, следовать за ребенком, взаимодействовать с ним с помощью речи, делая ее необходимой в этой ситуации. Ценным для научения должно быть то, чему ребенок хочет сам научиться в процессе игры.

У ребенка с КИ развитие слуха и речи у ребенка происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях:

1. В течение дня во время ежедневных дел и игр дома, режимных моментов в детском саду и школе. Это спонтанное, естественное, интегральное научение. Оно потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды.

2. Во время занятий с педагогом или родителями. Это целенаправленное обучение, происходящее в очень ограниченное время (см.табл.2). Учитывая это важно понимать, на что оно должно быть направлено. В соответствии с идеологией «слухового» метода целенаправленное обучение детей с КИ должно быть направлено на:

ü структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно. Например, развитие фонематического слуха, увеличение подвижности и переключаемости артикуляторного аппарата, особенно у детей с сочетанной речевой патологией и детей, имплантированных после 3-х лет, развитие грамматической системы и др.

ü формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе. Например, вызывание интереса к разным звукам и использования голоса при общении со взрослым на начальном этапе, развитие слухового внимания к говорящим, стремления общаться сначала голосом, а потом и речью, умения просить помощи взрослого при общении и др.

 

Таблица 2. Соотношение спонтанного и целенаправленного обучения у детей с нарушенным слухом в разном возрасте.

Возраст ребенка Семья (спонтанное научение речи) Занятия с сурдопедагогом (целенаправленное обучение речи) Занятия с воспитателем, режимные моменты (в речевой среде возможность спонтанного развития речи)
Ранний возраст (0-3 года) 16 час 15-20 мин.  
Дошкольный возраст (3-7 лет) 0-12 час 20-30 мин. 1-14 час. (зависит от режима пребывания ребенка в учреждении)
Школьный возраст (>7 лет) 0-10 час 20-60 мин. 1-14 час.

 

Из таблицы видно, что чем в более раннем возрасте ребенку проведена кохлеарная имплантация, тем больше у него возможности спонтанного научения речи. Это определяется также наличием критического (сенситивного) периода для развития речи, большая часть которого приходится на ранний возраст. В этот период мозг ребенка наиболее способен овладевать навыками, необходимыми для развития речи.

 

Чем меньше возраст проведения кохлеарной имплантации ребенку, тем больше вклад спонтанного научения в развитии речи. Чем в более старшем возрасте ребенку проведена имплантация, тем большее значение в развитии речи имеет целенаправленное обучение.

 

Что должен уметь ребенок, чтобы понимать речь на слух, что такое языковая система и ее составляющие?

 

Для того, чтобы ребенок мог понимать речь и говорить сам, он должен овладеть языковой системой, т.е. узнать значения множества слов, правила изменения и соединения слов в предложении. Для понимания речи надо уметь анализировать звуки речи, иметь словарный запас (пассивный словарь – слова, значения который ребенок знает, активный словарь – лексика, знакомая и уже используемая в речи), овладеть грамматическими правилами. Словарь и грамматика и составляют языковую систему. У нормально слышащего ребенка система родного языка начинает развиваться с первых месяцев жизни, уже к 6 мес. он начинает связывать отдельные слова с определенными предметами. В основном языковая система формируется к 6-7 годам, но продолжает развиваться до 16-17 лет. У детей с НС это также длительный процесс, который надо начинать с момента выявления НС, с привлечением всех доступных средств: слухозрительного восприятия, жестов, рисунков.

Почему при занятии с малышом разные игры-упражнения должны быстро сменять друг друга? Почему реакции ребенка на звуки вне занятия более ценны, чем его реакции на занятии?

 

Разные игры-упражнения должны быстро сменять друг друга во время занятия, потому что ребенку они быстро надоедают. Мы должны следить за его вниманием и интересом. К предыдущим играм-упражнениям можно возвращаться в ходе последующих занятий, включать уже отработанный речевой материал в течение дня снова.

Если ребенок САМ заинтересовался в обычной жизни звуком или сигналом, к которому педагог НЕ старался привлечь внимание ребенка, это значит, что обучаемый успешно развивает свое слуховое восприятие вне занятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...