Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами
Старший возраст (5-7)
Тема: Знакомство с народной культурой
Тип: познавательно – игровой; краткосрочный
Сроки: 14.11-21.11
Участники деятельности: дети, воспитатели, специалисты, родители
Цель: Расширять представления детей о родном крае.
Задачи: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках
Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.
Дата проведения итогового мероприятия___________ ответственные Н.В. Сорокина, О.Н. Трубина.
Итоговый продукт с детьми: «Эх, красавица Хохлома!»
Итоговый продукт с родителями:
Содержание работы по теме
Образовательные области
Виды
детской
деятельности
Формы работы с детьми
Физическое развитие
Двигательная
Утренняя гимнастика_№5, №6, «Утка»
Бодрящая гимнастика: «Катаемся на поезде», «Дождик и солнышко».
Дыхательные упражнения«Тик – так», «вырасти большой», «трубач», «Летит пчела».
Глазная гимнастика:«Далеко, близко» «Вправо, влево, вверх и вниз», «Вращение»
Пальчиковая игра: «Птицы летят», «Шар»
Игровой самомассаж лица:«Озорные мишки», «растирание пальцев»
Упражнения на профилактику осанки и свода стопы: «дорожка здоровья» комплекс№1;
Физминутки:«Хомячок», «Баба Яга»
Основные движения:Ходьба и бег в колонне по одному с выполнением заданий по сигналу.
Бросание мяча о землю двумя руками и ловля его.
Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени.
Строевые упражнения: Ходьба – змейкой, врассыпную; бег в колонне, змейкой. Построение в 2 колонны, построение в 3 колоны.
Другие формы работы (элементы простейшего туризма, целевые прогулки, спортивные досуги, эстафеты и т.д.):эстафета «кто первый до флажка»
Игровая
Подвижные игры: «Юрта», «Горох», «Платочек», «Продавец горшков», «С кочки на кочку», «Кто где живет», «Колдун», «Пятнашки»», «Мы веселые ребята»,
Народные (хороводные) игры: «Ровным кругом», «Тетя, туча», «Круг – кружочек»
Игры с элементами спорта:футбол
Физические упражнения: бросок мяча в корзину двумя руками от груди
Игры-соревнования:прокати мяч в кольцо; бег с препятствиями; проход по скамеечке с мешочком песка на голове.
Спортивные упражнения:скольжение по ледяным дорожкам
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская
Экспериментирование:«почему не тонет лимон?», «Волшебная гравитация»
Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир):Потрогайте почву. Что появилось на лужах? Почему вода замерзла?
ФЭМП: И.А. Помораева, Зан. №3 стр. 27, Зан. №4 стр. 28. Рабочая тетрадь «7 гномов» (Математика).
Наблюдениеза осенними превращениями с деревьями и кустарниками, за продолжительностью светового дня, за небом, за погодой. «Особенности поздней осени», «Заморозки – посланники Деда Мороза», «Осторожно гололед»,
Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей) «русская изба»
Рассматривание иллюстраций «обстановка в русской избе», «гжельская, городецкая, хохломская утварь»
Дидактические игры:«Найди 10 отличий» (народное творчество), «Найди пару»,», «Живое и неживое», «Когда это бывает», «Узнай по картинке», «3- лишний», «Сложи картинку», «Найди по описанию», «Дни недели по порядку»
Развивающие, настольные игры: «Лабиринт», «Лото», «Найди одинаковые», «География для малышей», «Сложи узор», «Составь картинку, «Лото».
Конструктивные игры:«Новгород», «Санкт – Петербург»(строительные наборы)
Речевое развитие
Коммуникативная
Беседа:«Культура и традиции русского народа», «Дымковская игрушка», «Элементы мезенской росписи», «Филимоновская игрушка. Основные элементы и цвета. Отличительные особенности», «Первый русский фарфоровый завод», «Красочный сельдерей», «При солнце тепло, при матери добро».
Моделирование речевой ситуации (интервьюирование, телефонный разговор):Как приветствуем гостей? Пожелание другу в день рождения. Продолжи рассказ, «Ты потерялся. Что делать?».
Составление рассказа по рисункам: «Моя мама»
Освоение компонентов устной речи:«НАЙДИ ЗВУК В СЛОВЕ»,
Словарная работа:введение в словарь детей «мезенская роспись», «полх-майданская», «гончар».
Грамматический строй речи: «Какая игрушка?» (дымковская, гладкая, красивая…) «Чудесный мешочек..»,подбор синонимов – антонимов к прилагательным, звуковой разбор слов
Связная речь: В.В. Гербов стр. 55 Зан. 5, стр. 57 Зан. 8 Рабочая тетрадь «7 гномов» (Пропись, Грамота, Развитие речи). «Как стали одеваться люди. Из каких материалов сшита одежда. Детали одежды»
Словотворчество:«если бы я был гончаром, то..»
Диалоговая речь: «Беседа о труде ткачей», «Чудеса из глины»
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение с обсуждением:Ершов «Конек – горбунок», сказка «Чудо – птицы», «Хаврошечка», «Ласточки пропали», «Василиса прекрасная».
Разучивание:разучивание ролей к досугу посвященному дню матери, стих-е.
Малые фольклорные формы: «Русская изба, чем ты красна», потешки, прибаутки по теме народно-прикладного искусства
Рассматривание иллюстраций с изображением«Мезенская роспись», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Полх – майданская роспись»
Ситуативный разговор(определение, объяснение сложных (не понятных) слов, ситуаций)
Просмотр презентаций, видеофильмов: презентация «Кружевная гжель», «Дымковская барыня»
Игровая
Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие):«Что получится, то получится», «Свяжите цепочку», «Кто это был?», «Слова на букву…», «Назови лишнее слово», «Отгадай предмет по названию частей», «Что это?», «Кто в какой стране живет?», «сложи картинки и расскажи»(городецкая, дымковская, Филимоновская, хохлома),»что сначала, что потом», «логические игры и упражнения»
Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Коммуникативная
Свободное общение«домашний адрес, имена и отчества родителей»
Беседы: «Расскажи, где ты видел декоративную роспись?, «Дедули и бабули», «На кого стоит быть похожим», «Деревья вокруг нас», Откуда взялась деревянная посуда?», «Что такое – передник?», «Придумай рассказ о бабушкином дворе», «деревянные игрушки- развлечение прошлого».
Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.): «Следи за осанкой», «Этичные, неэтичные поступки», «Встреча с животными», «Моем руки по всем правилам», «Расчеши меня расческа»
Игровая
Игровые ситуации:игра – экскурсия на выставку керамики
Сюжетно-ролевые игры Путешествие в«Музей народного творчества», «Семья», «Магазин», «Строители»,
Игры-драматизации:«Теремок на новый лад»
Театрализованные игры«Знакомство», «веселые превращения», «Передай позу».
Режиссерские игры (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми):«На городских улицах»; «Открытие кафе»
Игры на развитие эмоций (этюды): «Рассмеши принцессу-несмеяну»; «Удиви льва»; «Еж и лягушка».
Коммуникативные игры:«Похвали», «Приветствие», «За что меня можно любить», «Ручеек».
Игры-фантазирования«Папа, мама, детки», «Если бы я строил город», «Как бы я хотел провести свой выходной».
Игры с правилами:д.и.«Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?»; п.и.«Найди мяч», «Карусель», «Мышеловка», «Море волнуется»
трудовая
КГН«Водичка, водичка, умой мое личико», «Свет мой зеркальце!», «Посмотрите друг на друга». Самообслуживание «Вот мой шнурочек – он мой дружочек», «Аккуратная постель», «Расчеши меня расческа», «Пуговички застегну».
Общественно-полезный труд: работа в уголке народного творчества, удаление пыли с дымковских и филимоновских игрушек
Труд в природе: Трудовые поручения: уход за комнатными растениями, подметание постройки, протирание пыли с полочек.
Знакомство с трудом взрослых:знакомство с работой гончаров, с работой ткачей.
Художественно-эстетическое направление
Художественно-эстетическое направление
Слушание:«Моя мама лучшая на свете», «Я на горку шла», «Барыня», «Валенки», «Умка»
Пение:«Мы желаем счастья вам», «Мама, мама, мамочка»
Музыкально-ритмические движения:разучивание движений к новогодним танцам
Игра на музыкальных инструментах:бубен, барабан, колокольчики, ложки, маракасы
Творчество (пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах)разучивание движений к театрализации «Теремок на новый лад»
Создание условий для самостоятельной деятельности
Игровая
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Почта» (почтовый ящик, письма, газеты, сумка почтальона).
Познавательно-исследовательская
Домино, лото, мозаики, пазлы, дидактические игры,, игра «Мой город», лото.
Иллюстрации к книгам, фотографии, иллюстрации с русской избой, домашней утварью, пособия для знакомства с различными видами декоративной росписи, иллюстрации к произведениям.
Ершов «Конек – горбунек», сказка «Чудо – птицы», «Хаврошечка», «Ласточки пропали», «Василиса прекрасная»
Конструирование
Конструктор Лего, деревянный большой и маленький, конструктор –город, палочки Кюизенера, мягкие модули, линейка цветная бумага и т.д.
Изобразительная
Раскраски по теме «Народное творчество», «Декоративные росписи». Альбомные листы, гуашь, акварельные краски, кисточки, цветные карандаши, простой карандаш, резинка, раскраски по теме, обводки, трафареты, цветная бумага и картон, ножницы, клей, ткань.
Двигательная
Мячи, кегли, ленты, скакалки.
Музыкальная
Музыкальные инструменты – ложки, трещётки, погремушки, деревянные ложки.
Трудовая
Сметки, совочки, тряпочки, лейки, ведерки.
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами
Педагогическое просвещение
Вовлечение в образовательный процесс
Консультация «Приобщение детей к народному творчеству»
Содействие родителей в подготовке досуга ко «Дню матери», Подготовка костюмов к празднованию «День матери».