Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике




КУРСОВАЯ РАБОТА

По микроэкономике

На тему: «Монополии и их место в структуре экономики»

 

 

Харьков 2007г.


ПЛАН

Введение

1. Понятие монополии

1.1 Монополии, виды и формы

1.2 Монопольная цена

1.3 Монополия и конкуренция

2. Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике.

2.1 Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы

2.2 Регулирование деятельности монополий

Заключение

Список литературы


Введение

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить, продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.

Предмет данной работы – монополия. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Другим способом можно представить монополию, как ситуацию на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Однако, при анализе монополии важно учитывать, что в реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститутов. Обычно речь идет о фирмах, которые имеют монопольную власть - степень рыночной власти.

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть: экономические основы монополий, их виды и формы; монополистическую цену; соотношение монополии и конкуренции; влияние монополий на народное хозяйство и как государство может регулировать монополизм.


Понятие монополии

 

Монополии, виды и формы

 

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единым производителем продукта, не имеющего аналогов[1, 191]. При этом покупатель не имеет возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль. Существует две противоположные мысли экономистов относительно закономерности возникновения монополий: одни считают, что монополии возникают случайно, а другие, среди которых А. Пигу, настаивают, что монопольная власть является логическим завершением стратегии фирмы [8, 140]. Данные взгляды базируются на выводах А. Смита про то, что экономическая выгода принуждает фирмы постоянно искать возможности повышения прибыли. А монопольная власть не только дает возможности иметь большую прибыль, но и выступает самозащитой.

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Монопольного положения фирма может достичь тремя путями: монополия отдельной фирмы на основе постоянного повышения эффективности деятельности для получения конкурентного преимущества над другими фирмами, монополия на основе слияния фирм и монополия на основе дифференциации продукта. Такое положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы. Еще одним условием, для того чтобы фирма занимала монопольное положение на рынке, продукт, который она выпускает, должен быть уникальным, т.е. не иметь близких заменителей. Такая рыночная власть также может быть установлена через исключительные права, предоставленные государством фирме, в результате получения фирмой патентов или лицензии на все предложение ресурса, через установление низких цен на продукт. Монополист создает условия для поддержания такого своего положения с помощью применения неценовой конкуренции (реклама, связи с общественностью и т.п.). Все это создает барьеры для вступления в область других фирм. К таким барьерам можно отнести:

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентам трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2. Исключительные права. В ряде стран Европы и Америки правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и население.

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

Итак, по выше сказанному можно подвести итог, что основными характеристики монополии являются: наличие одного производителя, отсутствие близких заменителей продукта, значительный контроль над ценой, барьеры для вступления в область, неценовая конкуренция.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений  картели и синдикаты.

Картель  это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат  это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест  это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн  это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Необходимо еще отметить, что монополия на практике встречается очень редко. Обычно речь идет о фирмах, которые имеют монопольную власть - степень рыночной власти. Существует несколько основных индексов, с помощью которых определяется степень монопольной власти. Индекс Лернера, который определяется как (1/Edp) или ((P-AC)/P=TP/TR), чем больше будет значение индекса, тем более будет монопольная власть фирмы (при чистой конкуренции значения индекса равняется нулю, а при монополии с нулевыми предельными затратами - единицы). Коэффициент Бейна отображает величину экономической прибыли, которая приходится на одну денежную единицу инвестированного собственного капитала. Для акционерных обществ собственным ресурсом является акционерный капитал. Нормальная прибыль определяется как максимальный результат альтернативного варианта инвестирования акционерного капитала в проекты с подобным уровнем риска. Т.е., определяется, насколько полученная доходность от собственной деятельности превышает доходность, которая была бы полученная от инвестирования в государственные ценные бумаги.

Следует учесть, что монопольная власть фирмы изменяется со временем, так же как изменяются рыночные условия: спрос, затраты фирмы, поведение конкурентов. Кроме того, сильная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в долгосрочном периоде.

Наиболее яркими представителями монополизма в Украине на 2005 г. выступали такие компании, как: Укртелеком, Нафтогаз Украины, Енергоатом, Укрзализныця [5, 110].

 

Монопольная цена

Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Монополии, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены: Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Между движением цен и изменением количества продаваемой продукции существует прямая зависимость, а следовательно, кривая спроса на продукцию монопольной фирмы будет убывающей. Это, в свою очередь, означает, что предельный доход будет меньше цены, т.е. прирост общего дохода, полученный от продажи каждой дополнительной единицы продукции, будет меньше, чем цена, по которой продается эта единица.

 

Рис.1

 

Кривая предельного дохода (MR) будет всегда расположена ниже кривой спроса (D) (рис.1). Следовательно, монополист имеет возможность, снижая цены, увеличивать свои доходы за счет расширения объема продаж.

Стремясь максимизировать прибыль, фирма-монополист может манипулировать и ценами, и объемами продаж, выбирая вариант, ведущий к получению прибыли, близкой к максимуму. Максимальную прибыль принесет цена, соответствующая такому объему выпуска, продажа последующей единицы которого обеспечивает превышение предельного дохода над предельными издержками.

Например, при цене 300 грн. За единицу выпускается 4 единицы продукции. Продажа четвертой единицы еще сохраняет превышение MR над МС, но расширение выпуска до 5 единиц приводит уже к превышению издержек над доходом. Максимальную прибыль, следовательно, принесут 4 единицы выпуска, после чего она начнет снежатся.

Возможен также вариант, когда при неблагоприятной рыночной ситуации монополист не может получать прибыль в краткосрочном периоде. В этом случаи он попытается минимизировать свои потери.

Согласно правилу МС= MR выпуск установится на уровне, где кривая придельных издержек (МС) пересекается с кривой предельного дохода (MR) – на графике это 10 единиц (рис.2).

 

Рис.2

 

На кривой спроса (D) этот уровень соответствует цене 4 грн. за единицу. Но удельные общие затраты десяти единиц продукции равны 4,60 грн. Значит, при цене в 4 доллара монополист теряет 60 коп. на каждой проданной единице. Общие потери показаны заштрихо­ванным прямоугольником.

Хотя монополист и несет убытки, но любой другой уровень выпуска может их только увеличить. Данной же цены вполне достаточно, чтобы покрыть удельные переменные затраты (АVС), и пока цена будет их превышать, имеет смысл продолжать бизнес. Но если кривая спроса сдвинется влево настолько, что окажется ниже кривой средних пере­менных затрат, монополист сможет минимизировать свои потери, толь­ко закрыв дело.

В долгосрочном плане, однако, поведение монополиста, в отличие от условий совершенной конкуренции, будет определяться задачей не допустить в сферу своей деятельности конкурентов. Поэтому, имея воз­можность манипулировать ценами, он будет ориентироваться не только на цели максимизации прибыли или минимизации убытков, но и стре­миться создать барьеры для желающих проникнуть в отрасль. Для этого фирма-монополист может поддерживать цены более низкие, чем те, которые обеспечивают максимум прибыли. Поступая таким образом, фирма хотя и получит прибыль, меньшую максимально возможной, но большую, чем нормальная прибыль, к уровню которой свелся бы ее до­ход в случае свободного проникновения на ее рынок конкурирующих фирм.

Кроме того, монополист может увеличивать свою прибыль, прибе­гая к методу ценовой дискриминации. Он может продавать свою про­дукцию различным покупателям по разным ценам, учитывая их покупательные возможности и эластичность спроса. Покупатели разде­ляются на группы, каждая из которых готова платить свою цену за продукт. В группах с низкоэластичным спросом цена может быть выше, а с высокоэластичным - ниже. Посредством такого сегментирования устанавливаются цены, приносящие максимальную прибыль для каж­дой группы в отдельности, и тем увеличивается общая прибыль.

Компания, продающая электроэнергию, может установить более высокую цену за киловатт, используемый для освещения, и более низ­кую - для приготовления пищи и отопления. Причина в том, что спрос на электроэнергию для освещения низкоэластичен, ибо ей не существу­ет разумной альтернативы, а спрос на энергию для кухни более эласти­чен, так как ее можно заменить газом. Похожая ситуация и с промышленными потребителями электроэнергии, которые платят меньшую цену, так как в крайнем случае могут установить у себя авто­номные генераторы в отличие от бытовых потребителей, которые ли­шены такой возможности и вынуждены соглашаться на более высокую цену.


Монополия и конкуренция

 

Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции и монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.

Монополия - это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”, которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”[4, 166]. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция - это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция - это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер.


Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...