Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике




ВВЕДЕНИЕ

 

В конце XIX в. возникла реальная угроза для функционирования конкуренции (необходимого атрибута рынка) в виде монополистических образований в экономике.

История монополии восходит к глубокой; древности, а о возрастающей роли ТНК в мировой экономике стали говорить только во второй половине ххв. Монополистические тенденции в разных формах проявляются на всех этапах развития рыночных процессов. Но их новейшая история начинается в последней трети XIXв., во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название "дети кризиса".

В общем виде монополия - это исключительное право государства или другого хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.

Монополия как вид экономической структуры рынка представляет определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Существуют реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий.

Монополии охватывают все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Опыт показывает, что монополии, утвердившись в определенной отрасли и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективность. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор[1,с.138-139].

Монополия как экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между субъектами, которые реализуют собственный интерес и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулирование цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.

Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти[6,с.100].

Целью данной работы является анализ монополизации в экономике Беларуси.

 

1. M онополизм в современных условиях

Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

В республике и внастоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам,3.1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Ьеллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель - проводник государственной политики Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%.В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.

Сохраняются наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.

Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов, как в сфере производства, 'так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как' естественные, 'так и искусственные, являются государственными.

Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.

Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.

Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-командных инструментов воздействия на дея­тельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.

Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1995 г. была изменена система лицензирования: на 25 единиц сокращено количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86), отменены 21 специальные решения правительства по данному вопросу. Однако и в настоящее время выдачу лицензии осуществляют более 10 государственных органов, а число лицензируемых видов деятельности составляет более 100

По оценкам зарубежных специалистов начинающему белорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например, мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев. В республике, по данным 1997 г., ежемесячно обнародовалось около 150 указов и постановлений, причем некоторые из них имели обратную силу, законодательные акты иногда публиковались спустя шесть месяцев со дня их принятия, а нормативные — зачастую вводились в действие административными указами. Проекты законов публикуются редко и недоступны для заинтересованных сторон. Возможна ситуация, когда отдельные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин, получают.льготное финансирование.

Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг, например, «Торгэкспо», «Белагронпторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления, например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Бсллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефл'егаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода па рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы.

В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функций, полномочий, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования.

Увеличилось  количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масш табов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополисты, руководители теневого биз неса. Объем «теневой экономии» в респуб лике составляет 21-25% ВВП.

В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.

Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете директоров АК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).

Примерами усиления государственной монополистической практики являются: государственная интервенция в акционерные компании — введение в 1997 г. «золотой акции»,особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний: принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных прав на экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по координации деятельности Национального банка» (март 1998г.) юридически закрепил фактическое руководство правительства денежно-кредитной политикой, установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка.

Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного  монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.

Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая степень в развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитала, как правило, путем преобразования предприятий в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке[6,с.100-104].

 

Монополизм и конкуренция

В Беларуси сложилась уникальная сверхмонополизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.

В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский:

Таблица 1: Размер предприятий Республики Беларусь по численности занятых

Показатель 1970г. 1980г. 1985г. 1989г. 1990г. 1997г.
Средняя численность работающих на одном предприятии(чел.) 560 980 998 1010 890 430

 

Если в 1970 г. средний размер промышленного предприятия в Беларуси был существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР, 640 - в СССР), то к 1989 г. картина стала обратной: БССР — 1010 чел., СССР — 793 чел. В странах Западной Европы, Японии, Южной Корее на 1 предприятие в 1989г. приходилось не более 80—90 чел.

По нормативным документам антимонопольных органов в экономике республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских,  страховых, строительных услуг); олигополии представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо -,  газо-, тепло-, электроснабжения и др.). При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается наличие трех видов монополий - естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей - административных (в форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии пли олигополии).

Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные - включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии и олигополии).

В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

В зависимости от критериев монополизм можно классифицировать следующим образом: по происхождению - искусственный и естественный; по степени влияния — всеобщий, абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния - отраслевой и межотраслевом; по территориальному признаку — тотальный и локальный: по функциональной роли — ведомственный, должностной и производственный.

В советской практике были распространены и в настоящее время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных должностных лип (монополизация ими должностных функций, связанных с исполнением возложенных обязанностей); групповой монополизм отдельных групп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма является гарантированность существования субъекта независимо от реальных результатов его деятельности.

Децентрализация государственной системы распределения и отказ от прямого контроля над ценами стимулировали возникновение региональных и даже районных монополий в сфере торговли и сбыта. Бывшие государственные сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались в акционерные объединения и при отсутствии конкуренции диктуют потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения региональных барьеров произошла монополизация региональных рынков, возник массовый сговор продавцов на потребительском рынке. На смену ведомственно-отраслевому пришел республиканско - региональный монополизм.

Высокий уровень монополизации: экономики характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг). (Состояние монополизации белорусской промышленности отражено в табл.2.)

 

Таблица 2: Доля продукции предприятий-монополистов по отраслям промышленности Республики Беларусь в 1997 г.

 

Отрасль промышленности Число предприятий-монополистов

Удельный вес предприятий-монополистов

        в общем числе предприятий (%) в общем объеме производства {%)
Вся промышленность 343 14.3 52.2
в том числе      
топливная 1 2,5 28.5
Черная металлургия 4 21.1 87.1
цветная металлургия 2 50.0 65.8
химическая и нефтехимическая 33 41.8 94.9
машиностроение и металлообработка 136 21.4 68.7
лесная, деревообрабатывающая и      
Целлюлозно-бумажная 35 11.5 35.6
строительных материалов 21 13.4 5 6.
стекольная и фарфоро-фаянсовая 9 60.0 88.7
Легкая 56 12.1 67.3
пищевая 29 59.8 24."

 

В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Го­мельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).

Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые  даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.

Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.

Так, единственный в республике производитель сухого детского питания Волковысское ОАО «Беллакт» разоряется вследствие сдерживания цен на свою продукцию. Ценовая политика государства обусловила отсутствие оборотных средств. Долги предприятия в начале 1999 г. составили 172 млрд.  белорусских рублей и 420 тыс. долл. Имея в ассортименте около 20 наименований продукции, в настоящее время оно производит только два. В условиях высокой инфляции у предприятия есть только два пути выживания — рост цен или сокращение предложения (объемов производства).

Принудительное разукрупнение рыночных монополий в разных странах является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике Республики Беларусь сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. Ликвидация СССР привела к появлению монополизма и поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искус­ственного создания  которого - командно-административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемов поставок, запрет на реализацию сырья и материалов за пределы определенной территории и т.п.

Разрушение госснабовской системы привело к потере сводной информации о производителях. Организации бывшего Госснаба превратились в коммерческие структуры, монополизировавшие складское и транспортное хозяйство, информационные базы данных, стали диктовать свои кабальные условия при заключении хозяйственных договоров. Так, Минский автомобильный завод и Жлобинский металлургический, имевшие налаженные хозяйственные связи, приобретают сегодня продукцию друг друга через посредническую коммерческую фирму, что сказывается на росте цен.

Условия переходного периода, некоторые негативные результаты проведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит его трансформация в скрытые формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур.

В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношении путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем[6,с.104-107].

 

 3.Монополистическая конкуренция и поведение фирмы

Рассмотренные ранее чистая конкуренция и чистая монополия являются скорее исключением из правила, чем нормой жизни фирм и корпораций. Большинство из них находятся где-то "посерединке", имея черты и чистой конкуренции, и чистой монополии. Таковой является монополистическая конкуренция, имеющая в основном черты чистой конкуренции, к которым примешивается небольшая доза монопольной власти.

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции проявляется в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один, но и не масса продавцов, число производителей продукции умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь, а часть рынка и имеет поэтому ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора по согласованным действиям в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и влияние каждой отдельно взятой фирмы не может быть значительным.

Независимость каждого субъекта монополистической конкуренции определяется также дифференциацией продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта за счет различий качества изготовления, объема оказываемых при продаже товаров услуг, размещения рыночной точки относительно маршрута движения покупателей, стимулирования сбыта с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и фирменные клейма оберегает товары от копирования и подделок.

По масштабам рынок монополистической конкуренции достаточно велик, ибо вхождение в данную отрасль является достаточно простым. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей[3,с.151-152].

Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность — монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках — вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступают первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавливаемых в интересах монополиста[2,с.58].

Когда речь заходит о поведении фирм на рынке, имеются в виду их действия относительно уровня цен на товары и объема производства. При этом фирмой учитываются, прежде всего, такиефакторы, как наличие конкурентов и степень дифференциации продукта на рынке. При малом числе конкурентов и низкой степени дифференциации продукта фирма рискнет установить на свою продукцию более высокую цену. Если конкурентов много, фирма будет сопоставлять свою цену с ценой конкурирующих фирм, учитывая при этом степень дифференциации продукта, т.е. наличие вариантности его изготовления и типов продажи.

В краткосрочном периоде фирма исходит из максимизации своих прибылей или минимизации убытков. В основу закладываются предельные издержки и предельный доход фирмы.

В долговременном периоде фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, стремятся к получению нормальной прибыли или, точнее, к безубыточному функционированию.

Механизм действия рынка таков. В краткосрочном периоде прибыли фирмы, ориентированные на предельные издержки, побудят другие фирмы вступать в отрасль, что обострит конкуренцию и приведет к разорению ряда фирм. Убытки вызовут массовый выход фирм из отрасли, и это продолжится до тех пор, пока нормальные прибыли  не будут восстановлены. Экономическая ситуация, при которой цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого МК = =М С, в долговременном периоде достигается положение равновесия.

Характеристику издержек производства следует давать во взаимосвязи с эффективностью, а она требует тройного равенства — цены, предельных издержек и средних издержек. При условии равенства цены и предельных издержек эффективно используются ресурсы, а высокая производственная эффективность, эффективность технологии, достигаются при равенстве цены и минимальных средних валовых издержек. Таким образом, монополистическая конкуренция не обеспечивает ни эффективное использование ресурсов, ни производственную эффективность. Монополии, как правило, недоиспользуют ресурсы и производят несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем продукции. В силу этого на единицу продукции такие фирмы несут более высокие издержки, чем возможный достижимый минимум. Поэтому естественным является то, что монопольные цены устанавливаются на несколько более высоком уровне, чем при чистой конкуренции (иначе не будет достигаться равенство нормальных прибылей).

Анализ данного процесса подводит к логическому выводу, что на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их количество, но при полной занятости ресурсов производить такой же или больший объем продукции, что это усиливает монополистическую тенденцию в экономике и сужает рамки конкуренции. Однако не следует столь строго относиться к монополистической конкуренции. Дело в том, что цена и объем производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Более того, фирмы и покупатель выигрывают за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференциация продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.

Анализ монополистической конкуренции показывает, что фирмы, действующие в ней, могут оказаться незаинтересованными в расширении объемов производства. Действительно, издержки производства у них выше и труднее обеспечивать получение нормальной прибыли. Однако ситуацию можно изменить за счет неценовой конкуренции. Речь идет о том, что конкурентной силой обладает не только цена, но и сам продукт, имеющий самые разнообразные свойства. Задача состоит в том, чтобы открыть эти свойства и предложить покупателю. Кроме того, можно не только сделать упор на действительные свойства товара, но и с помощью рекламы создать воображаемые, которые привлекут покупателя. Такие моменты фирмы весьма активно используют, усиливая конкурентоспособность своих товаров. Конечно, это увеличивает издержки, но фирмы идут на такое увеличение при условии, что увеличивающийся впоследствии спрос на продукцию превысит расходы на рекламу и другие мероприятия, связанные с повышением престижности товара. Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактор: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Разные комбинации этих переменных могут обеспечивать равновеликую прибыль. Поэтому фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли[3,с.152-153].

 

 

Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Современный хозяйственный механизм представляет собойобъединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция. Различают два типа конкуренции: совершенную и несовершенную. В современных условиях преобладает несовершенная конкуренция. Можно выделить следующие ее особенности.

1.Несовершенная конкуренция возникает в условиях соревнования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней задают тон продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом и возможность манипулировать ценами.

2.В условиях несовершенной (монополистической) конкуренции расширяется диапазон целей конкурирующих фирм. Конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3.Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства и технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4.Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Различают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция-это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...