Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудит учета операций по расчетным счетам




При аудите операций по расчетному счету аудитору необходимо проверить:

- соответствие сумм, указанных в выписках банка, суммам, ука­занным в приложенных к ним оправдательных первичных документах;

- наличие в первичных документах, приложенных к выпискам, штампа банка. В случае выявления документов без штампа банка ауди­тору целесообразно провести встречную проверку в банке путем пись­менного запроса с целью проверки правильности произведенной опе­рации;

- правильность и полноту зачисления денежных средств, сдан­ных в банк наличными;

- обоснованность перечисления денежных средств акцептован­ными платежными поручениями через почтовые отделения связи (де­понированная заработная плата, алименты и т.п.), а также достовер­ность указанных в перечне почтовых адресов получателей переводов;

- правильность отражения в учете операций, связанных с конвер­тацией рублей;

- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке, отражение этих операций в бухгалтерском учете на соответствующих счетах. Особое внимание аудитору следует обратить на те операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя сче­та расчетов) на затраты производства (балансовые счета 20, 23, 25, 26) или издержки обращения (счет 44);

- полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним. Полноту банковских выписок устанавливают по их постранич­ной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равнять­ся остатку средств на начало периода в следующей выписке.

В тех случаях, когда аудитор обнаруживает в выписках банка неого­воренные исправления и подчистки, ему следует провести встречную проверку в учреждении банка.

Анализ операций, совершенных в отчетном периоде, осуществля­ется путем тщательного изучения выписок с приложенными к ним платежными документами. Такая проверка позволяет выявить бездокументарное списание средств или перечисление средств на одни цели, тогда как приложенные документы подтверждают другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Ауди­тору необходимо выяснить, допускаются ли незаконные банковские операции (при отсутствии договоров между предприятиями, по бесто­варным счетам и т.п.); полноту и своевременность оприходования оп­лаченных товарно-материальных ценностей, достоверность докумен­тов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и за­конность операций с аккредитивами.

При проверке поступивших на счета денежных средств следует ус­тановить правильность их учета и полноту зачисления. Для учета бан­ковских операций используются счета 51 «Расчетный счет» и 55 «Спе­циальные счета в банках».

Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учет­ных регистрах по счетам учета реализации — 90 «Продажи», 91 «Про­чие доходы и расходы», а также по счету учета расчетов с покупателями и заказчиками 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поступле­ние денежных средств от прочих дебиторов (по договорам аренды, со­вместной деятельности, штрафных санкций и др.) проверяют по дан­ным выписок и приложенных к ним документов, а при необходимо­сти — и учетных записей у организаций-контрагентов (встречная про­верка). Выясняется также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевре­менность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов идр. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».

Аналогично осуществляется контроль операций по списанию де­нежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое вни­мание уделяется своевременности и полноте оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Если предприятие осуществляет переводы сумм зара­ботной платы, удержаний по исполнительным листам и т.д., то их обоснованность обеспечивается как наличием первичных учетных до­кументов, так и реальностью указанных в них адресов получателей средств.

Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и других счетов проверяется по данным учетных регистров по счетам 51 и 55. Так, следует уточнить правомерность от­несения на издержки отдельных видов расходов. Как правило, средст­ва, списанные с расчетного и других счетов в банках, предварительно отражаются на счетах учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, разными дебиторами и кредиторами — 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми» — и на счета издержек (20, 26, 44 и др.) непосредственно не отно­сятся. Исключение составляют расходы по внереализационным опе­рациям, которые сразу списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» по мере их оплаты. Тем самым обеспечивается необходимая аналитич­ность учета, возможность контроля отдельных видов затрат. Поэтому аудитор должен убедиться, что под видом текущих затрат не списаны расходы на капитальные вложения, на научно-исследовательские ра­боты, на оплату социально-бытовых и других услуг, которые должны финансироваться за счет чистой прибыли или фондов. Для этого про­водится сплошная проверка документов и взаимная сверка регистров учета по указанным счетам. Обнаруженные нарушения фиксируются в рабочих документах аудитора.

На заключительном этапе проверки данного блока операций уста­навливается реальность и законность операций по счету 57 «Переводы в пути». На эти счета иногда необоснованно относят просроченную де­биторскую задолженность, искажая тем самым финансовую отчет­ность. По счету 57 выясняется реальное отражение средств, направ­ленных для зачисления на расчетный счет (путем инкассации, сдачи в вечернюю кассу банка, через отделение связи и др.).

Типичные ошибки, выявляемые аудитором при аудите различных видов операций по счетам:

- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт со­вершения операций, или оформление их ненадлежащим образом;

- отсутствие приложений к платежным документам, послужив­ших основанием для совершения операций;

- перечисление авансов по бестоварным счетам, без предвари­тельного оформления договора и по другим сомнительным опера­циям;

- несоответствие данных в платежных поручениях данным вы­писки банка;

- некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...