Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какому обращению Вы отдадите предпочтение?




а) Николай Васильевич, я уже целый месяц жду Вашего звонка, которой Вы обещали мне сделать.

б) Николай Васильевич, я очень жду вашего звонка, а его все нет и нет.

в) Николай Васильевич, скоро уже месяц закончится, а звонка от Вас все нет и нет.

г) Николай Васильевич! Я естественно понимаю, что в таких крупных организациях как Ваша, вопросов, стоящих перед вами - огромное количество. Решаются они обычно не быстро. Однако, нашу встречу откладывать дальше нельзя.

д) Николай Васильевич! Через два дня у нас с Вами юбилей.

- Какой?

- Исполняется месяц нашего знакомства.

е) Николай Васильевич! Когда я делал вам свое предложение, мне казалось, что решить его Вам будет не трудно. Однако, судя по всему, обстоятельства сильнее нас?

ж) Николай Васильевич! Мне думается, что было бы неплохо определиться с нашим вопросом в ближайшие дни, так как появилась возможность реально решить рассматриваемое мною дело.

з) Николай Васильевич! Может быть пришло время нам встретиться, по интересующему меня вопросу, или может быть мне встретиться с тем, кого вы порекомендуете?

Выберите два наилучших варианта, начав с наиболее предпочтительного. Обоснуйте этот выбор. В качестве подсказки можно воспользоваться требованиями, которые заключены в тех ролях, которые мы обычно используем в процессе личного взаимодействия: беседа, спор, полемика, конфликт и т.д.

Их три:

- «Родитель» - требует, осуждает, одобряет, учит, руководит, покровительствует;

- «Взрослый» - его качества: рассудительность, осмотрительность, информативность, спокойствие, уверенность;

- «Дитя» - для него характерно проявление чувств беспомощности, подчинения, послушания, следования за кем-то.

В каждой реальной ситуации одна из этих позиций становится решающей. Она определяет как слова, которые будут произнесены, так и позиции сторон. Естественно, в этих компонентах беседы будет заключен и позитивный исход, если в нее не будет включен какой-то дополнительный фактор. В связи с этим, студентам не помешает овладение механизмом ролевого анализа.

Наибольшие шансы заинтересованной стороне решить вопрос положительно дает следующее распределение позиций: обе стороны находятся в позиции «взрослый».

И в качестве пожеланий: следует изначально осмыслить и заучить основные правила выбора альтернатив в процессе принятия окончательного решения. Вот они:

- нельзя закрывать глаза на возможные последствия принимаемого решения или совсем не пытаться их просчитать;

- всегда следует оценивать ранее принятые решения, что позволит в последующем исключать технологические ошибки;

- ни в коем случае нельзя попадать в ситуацию, когда потребуется принимать решение, а подготовки к нему не было;

- лучше избегать принятия решений, где критерием его квалифицированности будет выступать только ваша выгода или польза для вас;

- надо отказываться от принятия решения по интуиции;

- не принимайте решения только по симпатиям, по настроению;

- не считайте себя непогрешимым и не отказывайтесь от советов коллег.

Если же Вы приняли неквалифицированное решение, постарайтесь остановить его исполнение, но не стремитесь сразу же заменить данное решение другим.

Шестой шаг в подготовке студентов к принятию квалифицированных решений предполагает реализацию следующих процедур:

- развитие качеств личного достоинства в каждом из обучаемых;

- формирование уверенности в своих возможностях и способностях;

Известно, что в иерархии своего профессионального становления, каждый из нас имеет тенденцию подниматься до своего уровня компетентности. Однако это не значит, что мы в своем становлении обязаны взирать на других снизу вверх. Нет. Каждый из нас есть самодостаточная личность. Человек способен на многое и многого может достичь. Наши исторические параллели дают возможность каждому из нас убедиться в этом. Главное, только пожелать этого достичь.

Многие могут засомневаться и, допустим, сказать, что если внутренний мир человека и его мироощущение можно изменить самостоятельно, то как быть с внешними данными. Например, телосложение, рост, облик. Конечно, крупные и красивые выделяются изначально среди других. Но вот парадокс: среди выдающихся личностей есть люди разного роста, но все же больше тех, кто не вышел ростом: Жуков, Ленин, Лермонтов, Наполеон, Пушкин, Суворов, Чаплин и т.д.

Главное – работа над собой. Человека нельзя принудить к отступлению, если он не сдается сам и изначально в своем сознании.

Есть одна человеческая слабость от которой нет лекарства – отсутствие честолюбия.

В условиях учебы в Академии возможно создать тренинги для деловых общений, где студенты могли бы готовить себя к поведению в различных условиях, ситуациях, выполняли бы различные роли, переводя внешнюю атрибутику во внутреннее личностное «Я».

Седьмой шаг в подготовке студентов к принятию квалифицированных решений ориентирован на создание социально надежной и целенаправленной личности.

Судья – это личность с высокой ответственностью. Он изначально принимает на себя обязанность быть проводником идей государства, отстаивать национальные интересы страны, обеспечивая ее безопасность и будущее или все то же, но применительно к конкретному гражданину страны.

Он является представителем России, российских граждан, разделяет принятые в обществе нормы морали, соблюдает требования закона. Судебный работник обязан согласовывать решение с интересами общества и государства.

Именно поэтому судья должен быть, прежде всего, – социально надежным! На этот факт автор сознательно обращает внимание студентов. Квалифицированные решения в интересах граждан, России может принимать только социально надежный специалист.

Каков уровень социализации человека, таков уровень и его социальной надежности. Структурно в понятие «социальная надежность личности» входит моральная надежность, политическая надежность, правовая надежность, профессиональная надежность. Их формирование – это относительно самостоятельная задача, которая может и должна решаться комплексно, самостоятельно и вместе с подготовкой студентов к принятию квалифицированных решений.

Восьмым действием в подготовке студентов к принятию квалифицированных решений выступает формирование волевых качеств у каждой личности, которые соответствовали бы характеру и содержанию его профессиональной деятельности.

Воля – существенный фактор в процессе становления специалиста, в подготовке каждого слушателя к принятию квалифицированных решений.

Воля и страсть в правильном сочетании дают неотразимый эффект. И вот почему. Большинство людей при первых неудачах готовы сразу же отказаться от своих целей и намерений. И только совсем немногие идут от результата к результату, преодолевая все трудности, достигают желаемой цели.

Люди, обладающие сильной волей, необходимы государственной и коммерческой деятельности. Отсутствие настойчивости – самая распространенная причина неудач. Настойчивость – лучшая страховка и от неприятностей. Сформировать сильную волю может каждый.

В основе этого процесса лежит процедура следования определенным правилам жизни. Их несколько:

- определитесь со своими намерениями, устремлениями, целями как в плане жизни, так и по своей специальной работе;

- формулируйте четкие, конкретные планы достижения поставленных целей, так как они потребуют своего выполнения. Достижение успеха по этапам будет способствовать развитию уверенности, настойчивости и воли;

- развивайте и совершенствуйте свое мировоззрение, ибо независимое мышление и глубокие всесторонние знания будут защищать вас от влияний и укреплять волю;

- укрепляйте дружественные союзы со своими коллегами, которые в случае неудач будут поддерживать вас укрепляя вашу волю;

- введите в привычку тщательный анализ проделанного, который позволит утвердить вашу веру в достижение поставленных целей и будет укреплять волю.

Важнейшей составляющей процесса развития и укрепления вашей воли, уважаемый читатель, будет стремление исключать из жизни страх.

Страх парализует волю. Именно поэтому к страху следует относиться так же, как и к другим негативным компонентам нашей жизни. Это своеобразная реакция на неизвестное, неизведанное и необычное. Страх исчезает по мере расширения наших знаний.

Таковы основные компоненты процесса формирования у студентов необходимых навыков и умений, а также личностных качеств, которые позволят им принимать квалифицированные решения.

Конечно, они раскрывают перед ними только основную канву движения к мастерству, достижению того уровня профессионализма в судебной деятельности, который позволит более успешно решать поставленные перед ними задачи.

Подготовка к принятию квалифицированных решений будущих судей представляет собой непрерывный целенаправленный процесс формирования необходимых черт, свойств, навыков и умений у студентов. Он основывается на уже достигнутом уровне подготовленности студента к принятию решений и предполагает дальнейшее развитие необходимых, для осуществления данного процесса, признаков у личности.

Резюме.

1. Варианты подготовки студентов к принятию квалифицированных решений обусловлены их личностными возможностями, а также содержанием выбранного ими образовательного процесса.

2. Основными элементами процесса подготовки к принятию квалифицированных решений следует назвать следующие:

а) формирование культуры вопросов и ответов у каждого студента, профессионального мышления и высокого уровня мыслеречевой деятельности;

б) развитие способностей к классификации знаний, событий, явлений, процессов, предметов, определению их сути и содержания;

в) выработка и закрепление у студентов алгоритмов решения типовых судебных задач и разрешения такого же вида проблем, а также готовности к творческой деятельности;

г) формирование мотивации на принятие решений в различных видах профессиональной деятельности юриста, нацеленности на достижение значимых для судебной системы результатов, уверенности в готовности и способности принять квалифицированное решение по вопросам, входящим в круг профессиональных интересов;

д) отработка и закрепление приобретаемых знаний, навыков, профессионального мышления и практического действия на ролевых играх и практических занятиях, максимально приближенных к реальным условиям.

3. Достижение высокого уровня компетентности возможно для любого студента, если он будет осуществлять тщательно работу над собой самостоятельно и вместе с коллегами.

4. Одним из критериев подготовленности студента к принятию квалифицированных решений могут быть результаты ролевых игр, проводимых в рамках «мозгового центра», а также личные рейтинговые оценки своих признаков как личности и специалиста.

Заключение

Итак, завершено изложение основных положений логики, аргументации, теории принятия решений в судебной практике. Конечно, не все положения логики, логической аргументации и приемы принятия решений изложены в работе полностью и всесторонне. И даже не все изложенные в книге положения, правила, приемы, принципы могут быть использованы в юридической деятельности и судебной практике.

Поднятые в книге вопросы разнообразны и сложны. А что касается аргументации и принятия решений, особенно в судебной практике, то теория здесь в определенной мере отстает от требований практики. Слабо разработанными до сих пор остаются количественные методы и критерии обоснования и выбора тех или иных альтернатив по ситуациям, возникающим в профессиональной деятельности юриста вообще и в частности судьи. Более того, следует помнить, что любой учебник не может дать готовых рецептов, как истины в последней инстанции, по вопросам, изучаемым в курсе логики как учебной дисциплины в академии. Однако, он представляет читателю глубокий и всесторонний анализ как аргументации, так и принятия решений, использования логики в нашей жизни.

Что делать дальше, после того как вы, надеюсь, заинтересованный читатель, ознакомились с материалом, а может, и изучили его? Как продолжить процесс совершенствования своих умений и навыков в использовании правил и законов логики, проведения аргументации, принятия решений?

Первое и самое главное пожелание: обращайтесь к теоретическим положениям и практическим примерам, изложенным в книге, постарайтесь помнить о них во всех случаях практической работы юриста.

Во-вторых, применяйте уже усвоенные правила, приемы на практических занятиях, отслеживайте новые, которые «подсказывает» и формирует учебный процесс, опытные юристы в процессе вашей практики, непосредственном участии в судебных заседаниях, научных исследованиях и других формах образования и воспитания.

В-третьих, непрерывно развивайте свои навыки и умения, повышайте свой потенциал интеллекта, придавайте своим личным качествам совершенство, формируйте устойчивую направленность на достижение поставленной значимой для профессии и общества цели, укрепляйте волю и становитесь все более нравственно зрелыми.

Главное! Непрерывно самосовершенствуйтесь в плане использования всего спектра рекомендаций и требований в области логики, аргументации и принятия квалифицированных решений во всех сферах судебной практики.


Глоссарий

Аксиомы – это наиболее общие, очевидные и потому не доказываемые в конкретной области человеческой деятельности положения.

Алгоритм – это четкие предписания субъекту о подлежащих выполнению действий и операций, которые следует совершать, чтобы достичь желаемой цели. (Алгоритм – это также латинизированнная форма имени среднеазиатского ученого IX века Аль - Хорезми).

Анализ – это систематизированное расчленение предмета изучения, представляющего единое целое, на составные элементы с выяснением их признаков и функций.

Аналогии свойств – это умозаключение, в котором объектом уподобления являются два единичных предмета, а переносимым признаком – свойства этих предметов.

Аналогия отношений – это умозаключение, в котором объектом уподобления являются отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – свойства этих отношений.

Аргументация - это целенаправленный логико-психологический процесс утверждения в сознании и деятельности субъекта воздействия образа (модели) или системы ценностей "активной" стороны.

Беседа - это осмысленное взаимодействие как минимум двух человек, в котором посредством слова, мимики, жестов обусловливается направленность мышления и практического действия у другого человека или группы людей, изменяется характер какой-либо ситуации, устанавливаются новые отношения между участниками данного взаимодействия.

Версия - это предположение (высказывание), включающее в себя мысль, объясняющую условия и причины появления тех или иных фактов действительности, отклонений в поведении и поступках людей, раскрывающая побудительные мотивы активности человека или группы людей на достижение определенной цели в конкретных социально-исторических условиях и в конкретное историческое время.

Вопрос – это форма мышления, в которой выражается потребность или просьба от субъекта в получения сведений, информации с целью устранения или уменьшения наличествующей у него познавательной неопределенности, расширения и углубления его знаний об окружающем нас мире, обществе, человеке.

Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент на анализаторы человека.

Гипотеза – это предположение (высказывание), включающее в себя мысль и раскрывающее связь между явлениями, устанавливающее причинно-следственную зависимость сущностью предмета и ее проявлением, объясняющее свойства и причины исследуемого предмета: явлений, процессов, вещей.

Дедуктивное обоснование (или обусловливающее подтверждение тезиса) чаще всего принимает форму подведения частного случая под общее правило.

Дедуктивное умозаключение – это такое заключение, в котором из посылок, выражающих знания большей степени общности, получаем вывод как знание меньшей степени общности.

Демонстрация в форме аналогии - это обоснование тезиса, в котором формулируется утверждение о свойствах единичного явления.

Дискуссия – это обсуждение какой-либо спорной мысли в личном взаимодействии оппонентов, или опосредованно в СМИ посредством словесного состязания в котором каждый отстаивает свою позицию.

Доказательство - это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения (высказывания) с помощью других истинных и связанных с ним суждений (высказываний).

Достаточное основание – это любая другая мысль, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Достоверные сведения – это такая информация, которая получена от источника, который непосредственно воспринимал и фиксировал явления, отражающего суть интересующего нас объекта (предмета).

Задача – это такой уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется движением (достижением) его к цели в соответствии с определенным а лгоритмом или на основе освоенного им умения, требующего корректировки в соответствии с условиями и ситуацией.

Законы логики – это внутренние, существенные, устойчивые, необходимые, повторяемые связи между элементами мыли и самими мыслями.

Закон достаточного основания утверждает, что всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной. На латинском языке – это принцип ratio sufficiens - разумной достаточности.

Закон исключенного третьего гласит: две противоречащие друг другу мысли не могут быть одновременно ложными, одна из них обязательно истинна, другая – ложна, а третьего не дано. По-латыни его называют принципом tertium non datur (третьего не дано).

Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия выражается следующим образом: чем богаче содержание понятия, тем ỳже его объем и, наоборот, чем беднее содержание понятия, тем шире его объем.

Закон противоречия утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном том же отношении.

Закон тождества утверждает, что каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.

Знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта

Знания – это сведения, информация, полученные субъектом, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и служащие ему в качестве регулятивов его познавательно-преобразовательной деятельности.

Значение – это выражаемый знаком реальный объект, который и обозначается этим знаком.

Индуктивное обоснование (соединительное подтверждение тезиса) - это логический переход от аргументов, в которых представлена информация об отдельных случаях определенного ряда, к тезису, обобщающему эти либо другие случаи того же рода.

Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, когда на основе повторяемости признака у явлений определенного класса заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса, когда вывод представляет собой знание большей степени общности, чем посылки.

Истина - это знания, которые адекватно отражают предмет изучения, исследования.

Косвенным доказательством называется такое, в котором истинность тезиса обосновывается с использованием противоречащего тезису допущения (антитезиса).

Логика (от греческого λογος – логос – слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции, так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, версий, предположений).

Методика подготовки специалистов к принятию квалифицированных решений – это обусловленная предметом, характером социального управления в стране и спецификой профессиональной деятельности система принципов, правил и приемов актуализации мыслительных и волевых качеств личности к созданию гармоничных вариантов соединения ситуации со способами, средствами и силами по ее разрешению.

Метод единственного сходства: если два или большее число случаев, когда наступает данное явление «Х» сходны только в одном условии «А», в то время как два или более случаев, когда данное явление «Х» отсутствует, отличаются от первых случаев только тем, что отсутствует условие «А», то это условие «А» и есть причина «Х».

Метод единственного различия: если какое-то условие «А» имеет место, когда наступает исследуемое явление «Х», и отсутствует, когда этого явления нет, а все остальные условия остаются неизменными, то «А» представляет причину «Х».

Метод сходства и различия: если какое-то условие «А» постоянно предшествует наступлению исследуемого явления «Х» в то время, как иные условия изменяются, то это условие, вероятно, есть причина явления «Х».

Метод сопутствующих изменений: если с изменением условия «А» в той же степени меняется некоторое явление «Х», а остальные обстоятельства остаются неизменными, то вероятно «А» является причиной «Х».

Метод остатков: если сложные условия производят сложное действие и известно, что часть условий вызывает определенную часть этого действия, то остающаяся часть условий вызывает остающуюся часть действия.

Мозговой центр – это скоординированное взаимодействие трех-пяти специалистов, объединенных стремлением достижения одной цели, которые систематизируют, синтезируют свои знания и усилия по формулированию квалифицированных решений.

Научной индукцией на основе установления причинной связи называется умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления.

Неполная индукция – это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений.

Непосредственные умозаключения – это такие, в которых вывод осуществляется из одной посылки путем ее преобразований: превращения, обращения, противопоставления предикату или по «логическому квадрату».

Норма - это узаконенное, подтвержденное общественной практикой или чьей-то волей установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо, мера единения количественно-качественных изменений, когда качество предмета остается неизменным.

Объем понятия — это множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, тех предметов, которым присущи признаки, составляющие содержание понятия.

Объект логики как науки – это мышление человека, со всеми его характеристиками и свойствами.

Опровержение – это логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Ощущение – простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.

Парадоксы (от греческого paradoxos - неожиданный, странный) представляют собой мнения, суждения, которые резко расходятся с общепринятыми, устоявшимися мнениями или отрицают то, что представляется “безусловно правильным”.

Паттерна – повторяющиеся специфические изменения в позе тела, движениях головы, рук, ног, в мускулах, окраске лица, в ритме дыхания, темпе и тембре голоса, обусловленные внутренним состоянием человека.

Познавательная ситуация – такая взаимосвязь мышления субъекта и предмета его познания, которая характеризуется тремя моментами: 1. необходимостью познать искомое, сняв с него покров неизвестности; 2. возможностями субъекта познания, наличием у него средств для достижения цели познания; 3. характером решения, которое нужно получить.

Полемика – это дискуссия по спорным мыслям, которая включает не только обоснование выдвинутых тезисов, но и критический взаимный анализ предложений.

Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у каждого из явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений.

Понятие — одна из форм абстрактного мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Популярная индукции – это такое обобщение, в котором путем перечисления устанавливают повторяемость признака у некоторых явлений класса, на основе чего проблематично заключают о его принадлежности ко всему классу явлений.

Постулаты - это утверждения, принимаемые без доказательства в качестве исходного положения при любом рассуждении.

Правдивые знания - это такие сведения, которые получены от источника, имеющего статус надежного.

Правдоподобными (вероятностными) рассуждениями называют высказывания, знания, заключенные в которых имеют сходство, подобие с истиной и поэтому не достоверны, а лишь вероятны.

Предмет логики как науки – это формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, а также методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.

Представление – это процесс наглядного и обобщенного отражения тех предметов и явлений (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств.

Признаки — это наличие или отсутствие свойств, каких-то показателей у предмета, наличие или отсутствие отношений между предметами. Это то, в чем предметы сходны друг с другом, или отличны друг от друга. Они бывают существенные и несущественные, отличительные и неотличительные.

Проблема – это такой уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется разрешением ее и движением (достижением) его к цели в соответствии с определенной гипотезой или версией, или на основе метода «проб и ошибок», обусловленного реальными возможностями познающего, сложившимися условиями и субъективными факторами.

Прямым называется доказательство, в котором при обосновании тезиса не пользуются противоречащими тезису допущениями.

Разделительно - категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное, а другая посылка и заключение – категорические суждения.

Решение – познавательный акт субъекта, выраженный в форме суждения, осуществленный в пределах его компетенции для достижения определенной цели и влекущий конкретные последствия для него, его микро- и макросреды.

Сила привычки – устойчивый стереотип в психике человека, обладающий положительной или негативной направленностью. Распознай и оцени силу привычки!

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...