Идеи для «Литературного багажа» (музейные предложения о коллекции)
СОСТАВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПАПКИ «МУЗЕЙ – УЧИТЕЛЮ» Визитная карточка музея Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится в центре Петербурга, во флигеле Шереметевского дворца, одного из красивейших особняков XVIII века. Здесь, в квартире известного искусствоведа, теоретика авангарда Николая Пунина Анна Ахматова прожила почти 30 лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов. Музей открылся в 1989 году к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем в нашем городе, который рассказывал о советском периоде русской истории, когда представители интеллигенции – поэты, художники, люди эпохи Серебряного века, жизнь которых пришлась именно на годы репрессий в социалистическом Ленинграде – должны были сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства. Анна Ахматова принадлежала к поколению рубежа двух столетий, и исторические судьбы XX века, отразившиеся в ее судьбе, последовательно раскрываются в многообразии экспонатов музея. В 2005 году в музее Анны Ахматовой открылась экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского», основанная на вещах, которые передала вдова поэта Мария Соццани-Бродская из небольшого городка Саут-Хедли, где Бродский жил и преподавал с начала 1980-х, и из последней квартиры Иосифа Бродского в Бруклине. Кабинет – своего рода модель сознания поэта, отображающая образ жизни, независимо от того, в какой точке земного шара он находится. И хотя Иосиф Бродский никогда не жил в Фонтанном Доме и даже никогда не бывал здесь, есть все основания для развертывания здесь посвященной ему экспозиции. В этом доме почти тридцать лет прожила Анна Ахматова. Они познакомились в поселке Комарово в 1961 году. Благодарность, смирение и прощение – главные уроки, которые, по словам Бродского, дало ему общение с Анной Ахматовой.
«…Во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами». «Двух голосов перекличка» продолжается и по сей день. - контактная информация: время работы, телефоны для заказа программ, цены, телефон и электронный адрес музейного куратора «Литературного багажа» Стоимость: 2900 руб. на группу. Вход в музей ТОЛЬКО с Литейного пр., под арку дома 53 Музей открыт с 10.30 до 18.30. По средам с 12.00 до 20.00. Касса закрывается на час раньше. Выходной день — понедельник. Запись на занятие по телефону (812) 579-72-39 Телефоны: 272-22-11 (касса), 579-72-39 (научно-просветительский отдел), akhmatova-museum@mail.ru, Куратор – Екатерина Печеник 8 965 768 76 86, e.pehenik@gmail.com
«ДЫРА В ПЕЙЗАЖЕ» Для учащихся 9-11 классов.
Музейно-педагогическая мастерская построена на интеллектуальной игре с подлинными вещами поэта из экспозиции «Американского кабинета Иосифа Бродского», а также с его текстами. Игровой ход продиктован как возможностями музея, так и самой поэтикой Бродского. Каждый предмет в кабинете становится поводом к коллективному обсуждению, центр которого - не сама вещь, но «мысль о вещи» (формула Бродского). Вещь есть «дыра в пейзаже», через которую можно проникнуть в «другие сферы» (мысли о доме и бездомности, о времени и пространстве, о жизни и смерти, о памяти и свободе). Читатель, опираясь на свои нравственные и эстетические представления, собственные ассоциации, прочитывает стихотворение через призму истории той или иной вещи, которая наполняется для него уже новым смыслом. («Я обнял эти плечи и взглянул…», «Все чуждо в доме новому жильцу…» «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…», «На столетие Анны Ахматовой», «Новый Жуль Верн», «К Урании» и др.) В ходе коллективного обсуждения участники игры создают свою версию путеводителя по «Американскому кабинету Иосифа Бродского», в котором вещи выступают как ключ к прочтению стихов, а стихи становятся своеобразным поэтическим комментарием к этим вещам и предметам.
Основная задача – приблизить участников к первому прочтению поэзии Иосифа Бродского,дать представление об особенностях его поэтики, помочь включить восприятие поэтических текстов Бродского в их собственный личностный опыт. Коллективное прочтение и обсуждение стихотворений Бродского дает возможность услышать его мысли Необходимо подчеркнуть: размышление над стихами не предполагает их литературоведческого анализа. Подросток – читатель выступает соавтором поэта, трактующим его произведение, опираясь на свои собственные нравственные и эстетические ценности, собственные ассоциации. Он может вступать в спор с автором, но для этого должен постараться понять его. В ходе коллективного обсуждения он может пересмотреть свои представления. Идеи для «Литературного багажа» (музейные предложения о коллекции) - Собрание поэтических «реликвий» (у Бродского есть строки «Я не сборщик реликвий … Это повод проникнуть в другие сферы») фотографии экспонатов или собственное собрание вещей, которые могут стать образом, какого-либо стихотворения, «ключом» к пониманию стихов Бродского. - «Библиотека в алфавитном беспорядке» Настольная лампа с картой мира, любые вещи в экспозиции, которые привлекут внимание учащихся и вызовут ассоциации по заданной теме: письменный стол, секретер, банка Кока-колы, постеры из Италии, его библиотека. - Чемодан Бродского, Альбом с коллекцией фотографий, эмоций, впечатлений, с «неотправленными» письмами…
Подготовка учеников к посещению музея: Группа не более 15 человек. Продолжительность занятия – 1,5 часа. Вторая группа может отправиться по музею с маршрутным листом, на пешеходную экскурсию с маршрутным листом, пойти на другое занятие, напр. «А каждый читатель как тайна» по стихам А. Ахматовой
Запись на занятие по телефону (812) 579-72-39
«Что ещё»: культурный контекст произведения: Дополнительно можно посетить экскурсию «Город Бродского», пройти по «кабинету» с маршрутным листом «ИМХО», -Прочтение некоторых стихотворений Бродского (не обязательно).
-Просмотр фильмов о Бродском -Как сопутствующее чтение можно рекомендовать книги: Результатом творческой работы может стать выступление на конференции «Музей открывает фонды» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|