Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихийные группы. Социально-психологическая сущность толпы

Существует особая разновидность больших социальных групп, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой», — стихийная группа. Это кратковременные объединения большого чис­ла лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа может быть в опре-'деленной степени кем-то организована, но чаще возникает сти­хийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Среди стихийных групп в социальной психологии выделяют толпу, массу, публику.

Толпа как разновидность стихийных групп наиболее полно исследована в социальной психологии. По определению Лебона, Толпа — это «человеческая совокупность, обладающая психичес­кой общностью», она образуется на улице по поводу самых раз­личных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя и т.д. Ее цели могут быть различными: просто поглазеть, протестовать против чего-либо, заявить о каких-то тре­бованиях. Длительность ее существования определяется значимо­стью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только эле­мент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно ког­да это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (например, отказались выдавать деньги в Сбербанке), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к дей­ствиям.

Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обяза­тельно как сиюминутное образование, подобно толпе, и может объе­динять людей, не обязательно находящихся в физической близос­ти. Признаком массы является объединение людей, которых вол­нует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собира­ются ради какой-либо акции: манифеста, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно извес­тны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.

В действиях массы поэтому более четки и продуманны как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и тол­па, масса достаточно разнородна, поэтому ее существование мо­жет быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной груп­пы, которая может быть представлена как кратковременное со­брание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зритель­ном зале и т.д.

В более замкнутых помещениях, например в лекционных за­лах, публику часто называют аудиторией. Публика всегда соби­рается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема. Но тем не менее публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Рассмотрим более подробно феномен толпы.

Толпа — это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляю­щих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе в условиях анонимности происходит раство­рение индивидуальной ответственности ее членов.

Выделяют следующие социально-психологические особенно­сти толпы:

1) повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения;

2) повышение эмоциональности восприятия действительно­сти;

3) подавление чувства ответственности за собственные поступки;

4) появление чувства силы и осознания анонимности.

Одним из механизмов развития толпы является массовое об­щение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство созна­тельно-используется организаторами, зачинщиками и подстрека­телями эксцессов, владеющими техникой воздействия. В случае чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно.

Основным средством психологического воздействия, осущест­вляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют».

Одним из основных способов информационного психологичен ского воздействия личности или группы на других участников толпы является внушение, подкрепленное различными по содер­жанию сообщениями, (уговорами, угрозами, слухами, шантажом|,

Внушение — это особый вид воздействия, т.е. целенаправ­ленное, неаргументированное воздействие одного человека на дру­гого или на группу. При внушении осуществляется процесс пере­дачи информации, основанный на ее некритичном восприятии. Внушение всегда вербализовано и является сознательной деятель­ностью со стороны субъектов воздействия.

В условиях толпы имеет место особаяреакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или груп­пы резонируют, усиливаются путем многократного отражения, цепной реакции. Нагляднее всего природа психического зараже­ния проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявля­ется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы, и передается через ре­чевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д.

Таким образом, психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или груп­пы определенным психическим состояниям, возникающим в тол­пе в результате воздействия неречевых и речевых средств обще­ния. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, уско­рения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.

Следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений, но и большую роль играют сила шума, выражаемого, как прави­ло, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев боль­шой массы людей.

Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно ча­сто ее возникновение провоцируется или она создается умышлен­но. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голо­довка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта.

Подражание также является одним из способов психологиче­ского воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение другого человека или массовое психическое состоя­ние не только принимается, но и воспроизводится, тиражирует­ся.

Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным не­обычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Моск­ве на Красной площади не один раз совершались попытки самосож­жения приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало тол­пу. Популярным в последнее время катализатором толпы явля­ются блокирование общественного транспорта, групповая голо­довка.

Участники толпы могут использовать в качестве способов пси­хологического воздействия пикетирование, «штурм» администра­тивных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложни­ков. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения целей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...