Стихийные группы. Социально-психологическая сущность толпы
Существует особая разновидность больших социальных групп, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой», — стихийная группа. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа может быть в опре-'деленной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Среди стихийных групп в социальной психологии выделяют толпу, массу, публику. Толпа как разновидность стихийных групп наиболее полно исследована в социальной психологии. По определению Лебона, Толпа — это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью», она образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя и т.д. Ее цели могут быть различными: просто поглазеть, протестовать против чего-либо, заявить о каких-то требованиях. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (например, отказались выдавать деньги в Сбербанке), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам. Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе, и может объединять людей, не обязательно находящихся в физической близости. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифеста, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.
В действиях массы поэтому более четки и продуманны как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, поэтому ее существование может быть неустойчивым. Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, которая может быть представлена как кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале и т.д. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто называют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема. Но тем не менее публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Рассмотрим более подробно феномен толпы. Толпа — это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов. Выделяют следующие социально-психологические особенности толпы: 1) повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения; 2) повышение эмоциональности восприятия действительности;
3) подавление чувства ответственности за собственные поступки; 4) появление чувства силы и осознания анонимности. Одним из механизмов развития толпы является массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно-используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. В случае чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно. Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют». Одним из основных способов информационного психологичен ского воздействия личности или группы на других участников толпы является внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщениями, (уговорами, угрозами, слухами, шантажом|, Внушение — это особый вид воздействия, т.е. целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритичном восприятии. Внушение всегда вербализовано и является сознательной деятельностью со стороны субъектов воздействия. В условиях толпы имеет место особаяреакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения, цепной реакции. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы, и передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д. Таким образом, психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.
Следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений, но и большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей. Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Подражание также является одним из способов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение другого человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется. Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Москве на Красной площади не один раз совершались попытки самосожжения приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу. Популярным в последнее время катализатором толпы являются блокирование общественного транспорта, групповая голодовка. Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|