Из сотниц иером. Петра Серегина (1895 - 1982 гг.)
Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия) ЦИКЛ БЕСЕД «ВЕЛИКИЙ ПОСТ» ТЕМА 4.6 «Дух целомудрия даруй мне»
ВОПРОСЫ: 1. Неделя пятая Великого Поста – прп. Марии Египетской. 2. Духовное целомудрие с христианской точки зрения. Целомудрие и цельность души (единство воли, разума, мыслей и действий) 3. Как обрести целомудрие? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Из сотниц иером. Петра Серегина (1895 - 1982 гг.) № 512. О целомудрии души. Целомудрие нашей души и сердца постоянно или разрушается тройственной похотью, или восстанавливается покаянием и "слезами любви" (покаяния).
№ 718. О духовном целомудрии. Обычно под целомудрием разумеют чистоту телесную в брачном отношении. Но Златоуст придает этому слову более широкое значение, близкое к понятию "здравомыслие" в распространенном значении. В этом смысле быть "целомудренным" значит мыслить, чувствовать и жить чисто, в свете истины Божией. В том свете, о котором нам заповедано: "Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех". И действительно: язык невоздержный, злой, клеветнический может также растлить сердце, как и другой какой-нибудь член тела, или даже нечистый взгляд. Таким образом, целомудрие есть чистота ума, сердца и тела от "всякия скверны плоти и духа". Первый грех - гордость, нарушивший чистоту безплотного духа - денницы. От гордости происходят и все прочие грехи душевные и телесные. Гордость или превозношение свидетельствует об отсутствии в сердце благоговения пред Богом - любви и страха Божия. Гордость свидетельствует об отсутствии смирения; следовательно - смирение есть показатель чистоты "от всякия скверны плоти и духа". Поэтому понятия и состояния "целомудрия" и "смирения" - весьма близки. И поэтому же никакая добродетель не может быть совершенна без смирения. И поэтому же только смирение может избежать всех сетей вражиих, т.е. всякаго греха. Насколько высока добродетель смирения видно из того, что Сам Господь Иисус Христос усваивает ее Себе, говоря: "Научитеся от Мене, яко кроток Есмь и смирен сердцем". (Мф 11,29). Смирением Сына Божия побежден диавол и очищается грех.
Итак, целомудрие заключается в том, чтобы быть чистым "от всякия скверны плоти и духа": превозношения, тщеславия, гнева и даже малейшаго неудовольствия не только на ближних, но и на себя, ибо сказано: "Аще кто и на себя поропщет - грех есть". Да и невозможно себе представить, чтобы смиренный человек "трепещущий словес Божиих" осквернил свое тело. Для него легче умереть. Преподобный же Ефрем предлагает нам это в восходящем порядке: "дух целомудрия" - в тесном смысле телесной чистоты; "смиренномудрия"- большей, совершеннейшей духовной чистоты; "дух любве" - "союз" и венец совершенства. Любовь божественна. К ней-то и ведет целомудрие.
№ 876. О целомудрии. Если чувство целомудрия есть чувство чистоты, то чистота должна мыслиться не только от желаний сластных, но и от гнева и всякой злобы, ибо они все от одного оскверняющаго корня - гордости. Более высокое целомудрие в том, чтобы отказаться не только от услаждения временной земной жизни разными способами, но отказаться от наслаждения и самой временной жизнью, ради жизни блаженной и вечной, т.е. ради высшей любви ко Господу. Целомудрие, или чистота - ради совершеннейшей любви. "Больше той любви никто не имеет, если кто жизнь свою положит за друзей своих".
№ 914. Разные вражьи подступы. Иногда темные враги преследуют десятками лет, чтобы соблазнить человека на грех, а иногда действуют быстро и внезапно, так что человек чувствует неожиданные сильные удары. Видимо, они иногда придерживаются тактики, известной людям: "глазомер, быстрота, натиск". Глазомер у них довольно внушительный: они очень хорошо изучают и знают преследуемаго человека до разных тонкостей в его душевной и телесной жизни, и имеют тысячелетний опыт в своей пагубной деятельности. Быстрота действий не вещественная, а молниеносная, духовная. Наглый натиск - удивительно упорный. Мы должны быть всегда осторожны и осмотрительны в своих внутренних и внешних состояниях и действиях. Но когда почувствуем вражеские удары, надо защищаться также быстро. Святой Крест Христов - наша защита, и молитва - убежище. Но как бы ни были быстры духовные нападения врагов, не надо допускать в душе торопливости и замешательства. Наша крепость - благодать от Святаго Крещения. А на грех мы можем и не согласиться. Можно отметить три быстрые момента искушения: 1. Смятение души 2. Движение сердца 3. Работа мысли. Как овца чувствует приближение волка, так душа наша приходит в смятение и тревогу при приближении духовнаго хищника. Иногда это бывает и без видимой причины. Благодатию Святаго Духа, дарованной нам от Святаго Крещения "всяка душа живится"- чувствует жизнь от Животворящаго и хочет жить. А приближение отчужденнаго духа тьмы веет на человека дыханием смерти. С этого момента будь осторожен и не допускай смущения совести, стараясь быть непорочным; зри сердцем к Богу. Далее искуситель старается привести в движение сердце: или пристрастным движением к себе - леностным или сластным, или к тварным окружающим предметам - пристрастием или неудовольствием. Будь духовно неподвижным, и постоянным только в обращении сердечнаго ока к Богу. Смотри умом в сердце и не допускай его предосудительных движений за пределы духовнаго целомудрия - верности своему Всемогущему Создателю. А остальное все завершает (оформляет) мысль с содействием воли - действиями разумной и свободной души. Когда враг искушает нас, то старается прикрепить наше внимание к предметам внешним, тварным, чтобы самому ему за ними скрыться как в коварной засаде.
Иногда прилоги бывают и совсем безгрешные и незаметные, лишь для того, чтобы отвлечь наше внимание от "единаго на потребу" в разсеянность, чтобы там напасть. Все это протекает довольно быстро, но мы должны быть всегда осмотрительны, спокойны, неторопливы. Это дело невидимой брани - важнейшее дело нашей жизни. Все это действуется просто естественно при непрестанной молитве.
№ 978. Познание качества своего сердца. По действиям сердца познаются его основныя качества. Наблюдай его щупальцы к окружающему, называй их настоящими именами и порочные из них обрывай и обламывай. Проследи, как пальцы (щупальцы) сердца срастаются и слипаются, т.е. как объединяются наши отдельные страсти во что-то общее, монолитное (например, похотливость, алчность, сребролюбие, любоимание и т.п.). Не предавай себя добровольно богопротивному уродству.
№ 1183. Путь к целомудрию души. Это путь восходящаго воздержания (поста всесторонняго). 1. От невоздержания в пище и питии: и по возможности от услаждения ими. От сластных движений плотских и не целомудренных желаний сердечных; и от гнева. 2. От мыслей о плотской жизни. 3. От “душевных” желаний приятнаго общества. 4. От услаждения всем тварным без мысли о Боге. 5. От всякого превозношения. 6. От осуждения словом и помыслом. 7. От лености к непрестанной молитве, которая сопровождая постоянно, непрерывно нашу жизнь, благодатию Божиею, очистит нас от всякия скверны плоти и духа. - Так создается в нас спасительное благоговение.
№ 1222. О целомудрии сердца. Целомудрие сердца заключается в неведении зла греховнаго, в истреблении в себе блазненности (влекущей ко греху порочной силы), до забвения о грехе. В покаянном истреблении собственных грехов и в неведении согрешений ближняго, т.е. чтобы согрешения ближняго не замечать, не видеть. Не зная их, быть готовым предупредительно прикрывать их одеждой братской любви и милосердия. Ни по какому поводу не превозноситься над ближним; ни в мыслях ума, ни в превозносительном чувстве сердца, унижающем ближняго.
№ 1247. О целомудрии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|