Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единство и взаимодействие права и морали




 

Единство права и морали состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Ведь право - возведенная в закон нравственность.

С этой точки зрения право должно быть морально обосновано, иметь своего рода легитимацию с позиций господствующей, общепринятой морали.

Известный отечественный правовед С.С. Алексеев пишет: «Есть тут и принципиальный сущностный момент. Право призвано воплотить, актуализировать, сделать реальной одну из высших моральных ценностей, имеющую общецивилизационное значение, - справедливость. Не случайно поэтому категории «право», «правда», «справедливость» на всех этапах цивилизации рассматривала как нечто единое, нераздельное».

Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины.

«Мораль требует, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения», - писал Гегель. Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую позицию. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и не удивительно - ведь право основывается на морали. Оно не может быть безнравственным.

Не случайно право нередко представляют в виде юридически оформленной нравственности, ее норм и принципов. Такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств.

В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. Мораль и право объективно нужны друг другу.

Задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно более гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены.

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражается это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя. Фактические обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, стяжательства, «низменных побуждений», выступающих мотивами многих правонарушений.

Рассмотрим примеры, которые, на мой взгляд, ярко выражают единство и взаимодействие морали и права. Более десяти лет назад - 1 июля 2002 г. - начал свое действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ). В гл. 2 УПК РФ «Принципы уголовного судопроизводства» сформулированы принципы современного российского уголовного процесса. Выражая подлинно демократическую сущность российского уголовного процесса, характеризующуюся сочетанием строгого соблюдения законов и гуманного отношения к правам и интересам граждан, указанные принципы российского уголовного процесса, призванные обеспечить объективное исследование доказательств, наполнены глубоким нравственным содержанием.

Так, в качестве принципа уголовного процесса названо назначение уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Согласно этому принципу, уголовное судопроизводство имеет своим назначением: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Уточняется, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Это высокогуманная мера, поэтому представляется чрезвычайно прогрессивным, что она нашла закрепление в действующем законодательстве.

В уголовном праве закреплен принцип справедливости (ст. 6 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)), согласно которому наказание и иные виды уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Закреплен и принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ), согласно которому уголовное законодательство России обеспечивает безопасность человека, а наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. право мораль социальный норма

Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, является, в частности, создание условий для формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения (ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Принципы гуманизма, уважения прав человека названы в числе принципов деятельности уголовно-исполнительной системы в ст. 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с последующими изм. и доп.). В этой же статье установлено, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Конституцией России установлено достоинство личности как личное неотъемлемое право человека. Достоинство личности - это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства. Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая: «Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21). В ч. 2 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) закреплено следующее положение: «Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица». Установлено также, что при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ). Одной из задач законодательства об административных правонарушениях провозглашена защита общественной нравственности.

В гражданском законодательстве закреплено, что гражданские права и обязанности могут быть ограничены федеральным законом в целях охраны, в частности, нравственности (подп. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)). Например, сделки должны соответствовать законодательству, основам правопорядка и нравственности. Сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), ничтожны, т.е. недействительны с момента их совершения. Под нравственностью как критерием ничтожности должно пониматься не любое осуждаемое обществом поведение, а наиболее серьезные аморальные деяния, противоречащие принятым в обществе представлениям о справедливости, добре и зле. Иначе этот критерий превратится в средство злоупотребления правом, т.е. при незначительных безнравственных поступках (нарушение правил приличия, недостойное поведение и т.п.) позволит одной стороне использовать свои правомочия во вред охраняемым законом интересам другой стороны. Деяние должно противоречить именно общепринятым представлениям общества о нравственности, а не морали отдельных социальных групп: студентов, служащих, осужденных и т.д. К безнравственным следует отнести соглашения о создании притонов, сделки по купле-продаже порнографических изданий и др.

Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений на основе справедливости, которая содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием. Алексеев С.С. пишет: «Определяющее значение в цивилизованной системе нормативного регулирования общества имеет глубокая взаимосвязь морали и права. Право под углом зрения этой взаимосвязи может быть охарактеризовано как форма институциализации, реального претворения в жизнь принципа справедливости».

Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное, предпринимательское, природоохранительное, уголовное – призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Поэтому законодатель, предпочитающий сейчас развитие рыночных отношений, должен создать эффективный механизм устранения причин, снижающих социально-экономическую гарантированность юридического статуса личности.

Итак, именно с точки зрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое или несправедливое, складывается представление о праве как о гуманистической ценности; от степени восприимчивости правом моральных принципов во многом зависит эффективность его действия. Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы. Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...