Анализ совокупных издержек предприятия
Тема 4. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 1. Анализ затрат и управление себестоимостью продукции Цель и задачи анализа себестоимости продукции 2. Анализ совокупных издержек предприятия 3. Анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям 4. Анализ затрат на рубль продукции (работ, услуг) 5. Методика определения резервов снижения себестоимости продукции
Анализ затрат и управление себестоимостью продукции Цель и задачи анализа себестоимости продукции
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда – используемых непосредственно в процессе изготовления и реализации продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции, а также позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. Выделяют следующие задачи анализа себестоимости: 1) исследование динамики изменения затрат; 2) оценка факторов, оказывающих влияние на динамику показателей себестоимости; 3) определение причин отклонений фактических затрат от уровня предыдущих периодов и бизнес-плана;
4) выявление резервов возможного снижения себестоимости продукции (работ, услуг); 5) разработка мероприятий и управленческих решений по реализации выявленных резервов и повышения эффективности использования ресурсов.
Анализ совокупных издержек предприятия Анализ бизнес-процессов – основное направление снижения затрат в целом и себестоимости продукции в частности. Цепочка бизнес-процессов, создающая стоимость продукции, начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей и компонентов продукции, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукции конечным потребителям. Анализируя цепочку создания себестоимости и стоимости продукции, можно найти варианты снижения затрат. Для управления себестоимостью при анализе используется классификация издержек по разным критериям. Издержки – это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. Для анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема и прибыли издержки подразделяют на постоянные и переменные. Переменные затраты – это затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции. Следовательно, размер этих расходов на каждую единицу продукции остается неизменным. К переменным затратам чаще всего относят сырье и материалы; заработную плату рабочих; арендную плату, если ее величина устанавливается в качестве определенного процента с оборота предприятия; издержки на энергоносители, необходимые для производства продукции; издержки на доставку продукции, если этот вид услуг перепоручается предприятием какой-либо третьей стороне – железной дороге, почте, автотранспортному предприятию. Постоянные затраты – это затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства. Размер этих расходов на каждую единицу продукции изменяется с изменением объема производства и реализации продукции. К постоянным затратам относятся заработная плата административного персонала (оклады), арендная плата, расходы на эксплуатацию и ремонт машин, издержки на энергоносители (электричество, газ, нефть, уголь), которые направлены на удовлетворение энергопотребностей (например на освещение и отопление), издержки на доставку товаров, если на предприятии существует для этих целей собственный транспорт, маркетинговые издержки, амортизация.
Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции может измениться из-за: − объема продукции; − структуры продукции; − уровня переменных затрат на единицу продукции; − суммы постоянных расходов. На практике многие издержки не так явно можно разделить на постоянные и переменные. Это является сложной задачей для бухгалтера-аналитика и почти невыполнимой для внешнего аналитика, не имеющего данных внутреннего учета. Чаще всего в российской практике издержки подразделяются на издержки производства и издержки обращения. Издержки производства – это расходы, связанные с изготовлением товарной продукции предприятия и образующие ее производственную себестоимость (сырье, материалы, заработная плата рабочих и т. д.). Издержки обращения – это затраты, связанные с реализацией продукции потребителям, т. е. затраты по отгрузке продукции покупателям, затраты на доставку, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынка, комиссионные сборы и отчисления. Совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимости продукции (работ, услуг). На структуру затрат влияют следующие факторы: − техническая оснащенность производства; − уровень автоматизации и механизации труда; − специализация технико-экономической деятельности; − природно-климатические условия; − месторасположения предприятия. − При этом факторы делятся на группы: − прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продукции; изменение структуры потребляемого сырья, материалов, топлива; улучшение использования основных фондов и др.); − не зависящие от работы предприятия (природно-климатические условия, месторасположение предприятия и т. д.). В рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится расчет влияния каждого фактора на себестоимость продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|