Нижневартовск 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, квалификация медицинская сестра/медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования.
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж»
Куликова Ирина Васильевна, преподаватель, Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж»
БУ «Нижневартовский медицинский колледж» зам. директора по УР И.Г. Золочевская
Программа рекомендована Методическим объединение №1 БУ «Нижневартовский медицинский колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело, квалификация медицинская сестра/медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Фармакология» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело.
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| |
|
|
|
| |
Раздел 1. Введение.
| |
| | |
Тема 1.1. Введение.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
| 1.
| Основные задачи фармакологии.
|
|
| |
| 2.
| Этапы развития фармакологии.
|
|
| |
| 3.
| Принципы классификации лекарственных средств: по фармакологическим эффектам, химическому строению, показаниям к применению.
|
|
| |
| 4.
| Государственная фармакопея (11 и 12 издание)
|
|
| |
| 5.
| Терминология: лекарственное вещество, лекарственный препарат, лекарственное средство, лекарственная форма, лекарственное растительное сырье. Международное непатентованное наименование лекарственного средства (МНН), патентованное лекарственное средство. Оригинальный препарат и генерический (дженерик). Фальсифицированное и недоброкачественное лекарственное средство. Наркотические, ядовитые и сильнодействующие вещества.
|
|
| |
| Самостоятельная работа обучающегося
|
|
| |
| Работа с учебником, изучение Федерального Закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и его изменений Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 262-ФЗ
"О внесении изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств
|
|
| |
Раздел 2.
Общая рецептура
| |
|
| |
Тема 2.1. Рецепт.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Рецепт, определение. Структура рецепта. Формы рецептурных бланков. Общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количеств лекарств в рецептуре. Принятые обозначения и сокращений используемые при выписывании рецептов.
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающегося
|
|
| |
Изучение Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"
|
|
| |
Тема 2.2. Правила выписывания твердых и мягких лекарственных формы
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Таблетки, драже, гранулы, порошки, капсулы: общая характеристика, правила выписывания в рецепте твердых лекарственных форм. Общая характеристика и особенности применения карамелей и пастилок в медицинской практике. Основные обозначения модифицированных таблеток с пролонгированным действием.
|
|
| |
2.
| Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, линименты, суппозитории, пластырь, кремы, гели, лекарственные пленки. Определение. Характеристика.
|
|
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Знакомство с основными правилами заполнения рецептурных бланков. Пропись лекарственных форм в виде рецепта с использованием справочной литературы. Знакомство с образцами мягких лекарственных форм (мазей, паст, суппозиторий, гелей, пластырей, пленок) знакомство с образцами твердых лекарственных форм (порошков, таблеток, драже, капсул, гранул, карамелей, пастилок), выполнение заданий для закрепления знаний по рецептуре, проведение анализа рецептов;
|
|
| |
Тема 2.3. Правила выписывания жидких лекарственных формы
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Растворы. Обозначения концентраций растворов. Растворы для наружного и внутреннего применения. Суспензии. Эмульсин. Настои и отвары. Настойки и экстракты (жидкие). Новогаленовые препараты. Линименты. Микстуры. Правила выписывания жидких лекарственных форм в рецептах. Общая характеристика: жидких бальзамов, лекарственных масел, сиропов, аэрозолей, капель и их применение.
|
|
| |
2.
| Лекарственные формы для инъекций. Требования к растворам для инъекций. Пропись в рецептах лекарственных форм в ампулах и флаконах.
|
|
| |
3.
| Способы стерилизации лекарственных форм. Лекарственных форм для инъекций в ампулах и флаконах. Стерильные растворы, изготовляемые в аптеках
|
|
| |
4.
| Правила выписывания лекарственных форм для инъекций в рецептах
|
|
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Знакомство с образцами жидких лекарственных форм (растворов, суспензий, эмульсий, настоев, отваров, настоек, экстрактов (жидких), микстур);
Расчет объема лекарственного средства для применения внутрь в жидком виде, расчет дозы при парентеральном применении лекарственных средств.
выполнения заданий для закрепления знаний по рецептуре;
Решение ситуационных задач. Работа с тестовыми заданиями и контрольными вопросам проведения анализа рецептов;
|
|
| |
Самостоятельная работа
|
|
| |
| Изучение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями)
|
|
| |
Раздел 3. Общая фармакология.
|
|
|
| |
Тема 3.1. Фармакокинетика. Фармакодинамика
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Фармакокинетика лекарственных средств. Пути введения лекарственных средств в организм (характеристика энтеральных и парентеральных путей введения), всасывание, понятие о биологических барьерах и биологической доступности, распределении, биотрансформации, выведении, периоде полувыведения лекарственных средств.
|
|
| |
2.
| Фармакодинамика лекарственных средств.
|
|
| |
2.1.
| Механизмы реализации фармакотерапевтического эффекта лекарственных средств (медиаторы, рецепторы, ионные каналы, ферменты, транспортные системы, гены, гормоны).
|
|
| |
2.2.
| Факторы, влияющие на реализацию фармакотерапевтического воздействия лекарств на организм (физико-химические свойства лекарственных средств, дозы, виды доз, возраст, масса, индивидуальные особенности организма, биоритмы, состояния организма).
|
|
| |
2.3.
| Виды действия лекарственных средств: местное и резорбтивное, прямое и непрямое, основное и побочное, виды токсического действия; тератогенное, эмбриотоксическое, фетотоксическое.
|
|
| |
2.4.
| Реакции, обусловленные длительным приемом и отменой лекарственных средств: кумуляция,привыкание, лекарственная зависимость, феномен отмены, «рикошета», «обкрадывания».
|
|
| |
2.5.
| Комбинированное применение лекарственных средств: полипрагмазия, синергизм (суммация, потенцирование), антагонизм.
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающегося
|
|
| |
Работа с учебной, справочной литературой; информационными системами;
Решение проблемных задач;
Работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных;
Работа с рецептурными справочниками лекарственных средств.
Реферативные сообщения
1) «Новейшие лекарственные формы»
2) «Принципы изыскания новых лекарственных средств»
3) «Понятие побочном и токсическом действии лекарственных веществ, нежелательные эффекты возникающие при применении ЛС».
4) Особенности дозирования лекарств в детском возрасте.
5) Особенности дозирования лекарств в пожилом возрасте.
|
|
| |
Раздел 4. Частная фармакология.
|
|
|
| |
Тема 4.1. Противомикробные и противопаразитные средства
|
|
|
| |
Тема 4.1.1.
Антисептические и дезинфицирующие средства
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Значение противомикробных средств, для лечения и профилактики инфекционных заболеваний.
Понятия о бактериостатическом и бактерицидном действии противомикробных средств. Классификация противомикробных средств.
|
|
| |
2.
| Определение дезинфицирующих, антисептических, противомикробных и химиотерапевтических средств. Классификация антисептических и дезинфицирующих средств по химическому строению и происхождению.
|
|
| |
3.
| Галогенсодержащие:
а) хлорсодержащие: Натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты (Деохлор, Хлормикс, Пюржавель). Натриевая соль хлорида бензолсульфокислоты (Хлорамин Б).
б) йодсодержащие: раствор Йода спиртовый, раствор Люголя; йодофоры (Йодинол, Йодовидон).
|
|
| |
4.
| Кислородсодержащие (окислители): Перекись водорода, Калия перманганат,
|
|
| |
5.
| Спирты: Спирт этиловый 40%, 70%, 90-95%, композиционные растворы: «АХД-экспресс».
|
|
| |
6.
| Альдегиды: формальдегид «Лизоформин 3000».
|
|
| |
7.
| Гуанидинсодержащие: Хлоргексидин, «Трилокс».
|
|
| |
8.
| Производные нитрофурана: Нитрофурал (Фурацилин).
|
|
| |
9.
| Кислоты: Кислота салициловая, «Цистостерил». Кислота борная
|
|
| |
10.
| Щелочи: раствор Аммиака (Спирт нашатырный).
|
|
| |
11.
| Антисептики растительного происхождения: листья эвкалипта, трава шалфея, цветки ромашки, кора дуба цветки календулы.
|
|
| |
12.
| Красители: Бриллиантовый зеленый, Метиленовый синий. Риванол
|
|
| |
13.
| Соединения тяжелых металлов: Цинка окись (детская присыпка, цинковая мазь, «Нео-Анузол»), нитрат серебра (Ляпис), Протаргол (серебра протеинат), Ксероформ (трибромфенолят висмута).
|
|
| |
14.
| Фенолы: Деготь березовый, Ихтиол.
|
|
| |
15.
| Детергенты. Противомикробные и моющие свойства. Применение препаратов: «Циригель», «Роккал» и другие
|
|
| |
16.
| Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, применение, побочные эффекты фармакологических групп.
|
|
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения антисептических и дезинфицирующих средств. Выбор средств в зависимости от целей применения. Пропись в рецептах с использованием справочной литературы. Знакомство с готовыми препаратами, их свойствами, особенностями использования. Решение ситуационных задач.
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающегося
|
|
| |
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных;
Работа с информационными системами
Изучение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.1.3.2630-10 (извлечения), Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ 18.05.10. № 58.
|
|
| |
Тема 4.1.2.
Химиотерапевтические средства: антибиотики.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Общая характеристика химиотерапевтических средств. Их отличие от антисептиков. Понятие об основных принципах химиотерапии
Понятие о возбудителях инфекционных заболеваний. Классификация антибиотиков по типу действия, спектру действия; химическому строению.
|
|
| |
2.
| Природные пенициллины короткого действия: Бензилпенициллина натриевая соль, калиевая соль; длительного действия: Бициллин-5.
|
|
| |
3.
| Полусинтетические пенициллины: Ампициллин, Оксациллин, Амоксициллин (Флемоксин солютаб), «защищенные» пенициллины: Амоксициллин-клавуланат (Аугментин).
|
|
| |
4.
| Цефалоспорины:
1 поколение: Цефазолин (Кефзол);
2 поколение: Цефуроксим натрия (Зинацеф);
3 поколение: Цефотаксим (Клафоран), Цефтриаксон (Лонгацеф);
4 поколение: Цефепим (Максипим).
|
|
| |
5.
| Карбапенемы:
1 поколение: Имипенем (Тиенам);
2 поколение: Меропенем (Меронем).
|
|
| |
6.
| Монобактамы: Азтреонам (Азактам).
|
|
| |
7.
| Макролиды. 14-членные: Эритромицин, Рокситромицин, Кларитромицин; 15-членные: Азитромицин (Сумамед); 16-членные: Джозамицин (Вильпрафен солютаб), Мидекамицин (Макропен).
|
|
| |
8.
| Аминогликозиды:
1 поколение: Стрептомицин, Канамицин;
2 поколение: Гентамицин;
3 поколение: Амикацин;
4 поколение: Изепамицин.
|
|
| |
9.
| Тетрациклины. Природные: Тетрациклин; полусинтетические: Доксициклин (Юнидокс солютаб).
|
|
| |
10.
| Левомицетины: Хлорамфеникол (Левомицетин).
|
|
| |
11.
| Линкозамиды: Клиндамицин (Далацин), Линкомицина гидрохлорид.
|
|
| |
12.
| Гликопептиды: Ванкомицин.
|
|
| |
13.
| Рифамицины: Рифаксимин (Альфа-нормикс).
|
|
| |
14.
| Особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты, противопоказания.
|
|
| |
15.
| Выбор растворителя при парентеральном введении, варианты разведения антибиотиков. Технология изготовления формы Солютаб.
|
|
| |
16.
| Лечение и профилактика синдрома нарушенного бактериального роста: пребиотики (Хилак форте) и пробиотики (Бифиформ).
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
| |
Работа с учебными текстами. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. Выполнение заданий в тестовой форме. Оформление фармакологического дневника. Заполнение листов рабочей тетради.
|
|
| |
Тема 4.1.4.
Противотуберкулезные Противовирусные, противогрибковые средства.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Понятие о возбудителе туберкулеза
|
|
| |
2.
| Противотуберкулезные:
а) химиотерапевтические средства из групп рифамицина (Рифампицин), аминогликозидов (Стрептомицин, Амикацин), фторхинолонов (Ципрофлоксацин);
б) препараты ГИНК: Изониазид, Фтивазид;
в) препараты ПАСК: Парааминосалициловая кислота;
г) другие группы: Этамбутол, Пиразинамид;
д) комбинированные: «Рифинаг», «Тибинекс», «Трикокс».
|
|
| |
3.
| Понятие о возбудителях вирусных инфекций
|
|
| |
4.
| Классификация средств для лечения и профилактики ОРВИ:
а) индукторы интерферона: Арбидол, Кагоцел, Анаферон;
б) препараты интерферона: 1 поколение: человеческий лейкоцитарный интерферон; 2 поколение: Интерферон Альфа-2А (Реаферон), Виферон, Гриппферон;
в) противовирусные химиопрепараты:
- ингибиторы нейраминидазы: Осельтамивир (Тамифлю), Занамивир (Реленза);
- блокаторы ионных М2-каналов вируса гриппа типа А: Римантадин.
|
|
| |
5.
| Противогерпетичесие средства: Ацикловир (Зовиракс), Валацикловир (Валтрекс), Пенцикловир, Фамцикловир (Фамвир). Панавир
|
|
| |
7.
| Противогрибковые:
а) полиены: Нистатин, Амфотерицин В (Фунгизон), Натамицин (Пинафуцин);
б) азолы: местного действия: Клотримазол, Эконазол, Кетоконазол (Низорал); азолы системного действия: Флуконазол (Дифлюкан);
|
|
| |
8.
| Особенности применения (форма выпуска, кратность введения)противотуберкулезных, противовирусных средств, противогрибковых, побочные эффекты и противопоказания.
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
Работа с учебными текстами. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. Выполнение заданий в тестовой форме. Оформление фармакологического дневника. Заполнение листов рабочей тетради.
|
|
| |
Тема 4.1.3.
Противомикробные химиотерапевтические синтетические лекарственные средства
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Понятие о паразитарных заболеваниях.
|
|
| |
2.
| Противопротозойные средства:Хлорохин (Делагил),Гидроксихлорохин (Плаквенил),Метронидазол (Трихопол), Орнидазол (Тиберал),Фуразолидон, Доксициклин.
|
|
| |
3.
| Противогельминтные: Албендазол (Немозол),Мебендазол (Вермокс).
|
|
| |
4.
| Производные нитрофурана: Фуразолидон, Нитрофурантоин (Фурадонин), Нифуратель (Макмирор).
|
|
| |
5.
| Производные нитроимидазола: Метронидазол (Трихопол), Тинидазол (Фазижин), Орнидазол.
|
|
| |
6.
| Фторхинолоны:
1 поколение: Налидиксовая кислота (Невиграмон);
2 поколение: Ципрофлоксацин (Цифран), Левофлоксацин (Таваник);
3 поколение: Спарфлоксацин (Спарфло);
4 поколение: Моксифлоксацин (Авелокс).
|
|
| |
7.
| Сульфаниламидные препараты:
а)резорбтивного действия: короткого действия: Норсульфазол, Стрептоцид, Сульфадимезин; длительного действия: Сульфадиметоксин; сверхдлительного действия: Сульфален;
б) плохо всасывающиеся в ЖКТ: Фталазол, Сульгин;
в) местного действия: Сульфацил натрия (Альбуцид);
г) Комбинированные: Ко-тримоксазол (Бисептол).
|
|
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Обсуждение вопросов классификации, действия и применения противомикробных (химиотерапевтических) средств.
Основные группы химиотерапевтических средств. Принципы терапии различных инфекционных заболеваний. Осложнения, возникающие при химиотерапии и их профилактика.
Методы применения химиотерапевтических средств. Комбинированная химиотерапия. Знакомство с образцами готовых лекарственных препаратов. Решение задач. Расчет количества лекарственного препарата в зависимости от назначенной дозы.
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
| |
Составить схематическую классификацию противомикробных лекарственных средств
|
|
| |
Тема 4.2. Средства, действующие на периферическую нервную систему
|
|
|
| |
Тема 4.2.1 Средства, влияющие на афферентную нервную систему
| Содержание учебного материала
|
|
| |
| Анатомо-физиологические особенности периферической нервной системы. Классификация средств, действующих на афферентную нервную систему.
|
|
| |
| Местные анестетики.
Виды местной анестезии. Комбинированные препараты, содержащие Адреналин и Норадреналин («Ультракаин ДС»);
а) эфиры ароматических кислот: Тетракаин (Дикаин), Бензокаин (Анестезин), Прокаин (Новокаин);
б) амиды ароматических аминов: Ксикаин (Лидокаин), Мезокаин (Тримекаин), Ультракаин (Артикаин), Маркаин (Бупивакаин).
|
|
| |
| Вяжущие:
а) растительного происхождения: отвар коры дуба, плодов черники, настой листьев шалфея;
б) минерального происхождения: Висмут трикалия дицитрат (Де-нол).
|
|
| |
| Обволакивающие:
а) растительного происхождения: слизи (картофельный крахмал);
б) комбинированные средства минерального происхождения: «Альмагель», «Фосфалюгель».
|
|
| |
| Адсорбирующие: Уголь активированный (Карболен), Полифепан (Лигнин), Смекта, Тальк.
|
|
| |
| Раздражающие:
а) растительного происхождения, содержащие эфирные масла: мяты («Меновазин», Валидол), эвкалипта («Пектусин»), горчицы (горчичники), терпентиновое (Скипидарная мазь), камфорное (Спирт камфорный), перец стручковый («Никофлекс»);
б) животного происхождения: яд пчел («Апизартрон»), яд змей («Випросал»);
в) синтетического происхождения: «Финалгон».
|
|
| |
| Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты и противопоказания.
|
|
| |
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
| |
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке;
Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием методической и справочной литературы;
Реферативные сообщения:
«История открытия местноанестезирующих средств»
«Применение лекарственных растений, обладающих вяжущим
действием в медицинской практике»
«Применение препаратов горчицы в медицинской практике»
|
| | |
Тема 4.2.2. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Холинэргические лекарственные средства.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы. Строение холинергического синапса. Классификация холинергических средств.
|
|
| |
2.
| М-холиномиметики: Пилокарпин, Ацеклидин. Влияние на величину зрачка, внутриглазное давление, гладкие мышцы внутренних органов.
Антихолинэстеразные вещества обратимого действия: прозерин.
Применение в медицинской практике, побочные эффекты.
|
|
| |
3.
| М-холиноблокаторы: Атропина сульфат, Платифиллин, Ипратропия бромид (Атровент), Тиотропия бромид (Спирива).
|
|
| |
4.
| N-холиномиметики;
а) прямого действия: Никотин, «Никоретте», «Никотинелл», Анабазин. Действие никотина на организм;
б) рефлекторного действия: Цитизин (Цититон).
Общая характеристика. Применение, особенности действия.
Токсическое действие никотина. Применение препаратов цитизина и лобелина для борьбы с курением
|
|
| |
5.
| N-холиноблокаторы:
а) ганглиоблокаторы: Пентамин, Бензогексоний;
б) миорелаксанты:
- периферического действия: антидеполяризующие: Пипекурония бромид (Ардуан), деполяризующие: Суксаметония хлорид (Дитилин);
- центрального действия: Тиназидин (Сирдалуд), Толперизон (Мидокалм).
|
|
| |
6.
| M-, N-холиномиметики:
а) прямого действия: Ацетилхолин, Карбахолин;
б) непрямого действия:
- обратимые: Неостигмин (Прозерин), Пиридостигмин (Калимин);
- необратимые: Малатион.
Токсическое действие фосфорорганические соединений, принципы лечения отравлений
|
|
| |
7.
| Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения) ядовитых средств, побочные эффекты и противопоказания.
|
|
| |
Самостоятельная работа
|
|
| |
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных
|
|
| |
Тема 4.2.3. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Адренергические лекарственные средства. Адреномиметики.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Понятие о строении адренергического синапса. Классификация адренергических средств.
|
|
|
2.
| α-, β- адреномиметики:
а) прямого действия: Эпинефрин (Адреналин), Норэпинефрин (Норадреналин);
б) непрямого действия (симпатомиметики): Эфедрин. Комбинированные препараты, содержащие Эфедрин: «Солутан», «Бронхолитин», «Бронхоцин»;
Стимуляторы дофаминовых рецепторов: Дофамин (Допмин).
|
|
|
3.
| α1- адреномиметики: Фенилэфрин (Мезатон), комбинированные преператы, содержащие Мезатон: «Максиколд».
|
|
| |
4.
| α2-адреномиметики периферического действия: Нафазолин (Санорин), Ксилометазолин (Галазолин), Оксиметазолин (Назол).
|
|
| |
5.
| α2- адреномиметики центрального действии: Клонидин (Клофелин), Метилдофа (Допегит).
|
|
| |
6.
| β1- адреномиметики: Добутамин (Добутрекс).
|
|
| |
7.
| β1-, β2- адреномиметики: Изопреналин (Изадрин).
|
|
| |
8.
| β2- адреномиметики: Сальбутамол (Вентолин), Фенотерол (Беротек), Гексопреналин (Гинипрал), Сальметерол (Серевент);Формотерол (Оксис).
|
|
| |
| Фармакологические эффекты, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты и противопоказания.
|
|
| |
Самостоятельная работа
|
|
| |
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных
|
|
| |
Тема 4.2.4. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Адренергические лекарственные средства. Адреноблокаторы.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| β- адреноблокаторы:
а) неселективные: Пропранолол (Анаприлин);
б) кардиоселективные: Метопролол (Беталок-ЗОК), Бисопролол (Конкор), Бетаксолол (Локрен), Небиволол (Небилет).
|
|
| |
2.
| α- адреноблокаторы:
а) α1- адреноблокаторы: Празозин (Минипресс);
б) α2- адреноблокаторы: Йохимбин;
в)α1-, α2- адреноблокаторы: Фентоламин.
|
|
| |
3.
| α-, β- адреноблокаторы: Карведилол (Дилатренд).
|
|
| |
4.
| Симпатолитики: Резерпин. Комбинированные препараты: «Адельфан».
|
|
| |
5.
| Фармакологические эффекты, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты и противопоказания.
|
|
| |
Практическое занятие
|
|
| |
| Обсуждение основных вопросов фармакодинамики и применение холинергических и адренергических средств.
Сравнительная характеристика средств, действующих на синапсы эфферентной иннервации. Способы применения этих средств.
Решение задач. Знакомство с готовыми лекарственными препаратами. Выполнение заданий по рецептуре с использованием справочной и методической литературы.
|
|
| |
Самостоятельная работа
|
|
| |
Консультация. Нейротропные лекарственные средства
|
|
| |
Тема 4.3.
Средства, влияющие на центральную нервную систему
|
|
|
| |
Тема 4.3.1.Средства, влияющие на центральную нервную систему. Наркотические и ненаркотические анальгетики.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы.
Классификация препаратов угнетающего и стимулирующего действия.
|
|
| |
2.
| Ненаркотические анальгетики:
а) производные салициловой кислоты: Кислота ацетилсалициловая (Тромбо АСС, Аспирин). Комбинированные препараты, содержащие кислоту ацетилсалициловую: «Кардиомагнил», «Цитрамон»;
б) производные пиразолона: Метамизол (Анальгин). Комбинированные препараты, содержащие метамизол: «Пенталгин», «Баралгин», «Андипал»;
в) производные анилина: Парацетамол (Панадол). Комбинированные препараты, содержащие парацетамол: «Пентафлуцин», «Солпадеин», «Колдрекс»;
г) производные алкановых кислот: Ибупрофен (Нурофен), Диклофенак натрия (Ортофен), Кеторолак (Кетанов);
д) производные индола: Индометацин (Метиндол);
е) оксикамы: Мелоксикам (Мовалис), Лорноксикам (Ксефокам);
ж) сульфонамиды: Нимесулид (Найз);
з) коксибы: Целекоксиб (Целебрекс).
|
|
| |
3.
| Наркотические анальгетики:
а) природные: Морфин (МСТ Континус), Кодеин, Омнопон;
б) синтетические: Промедол, Трамадол, Фентанил (Дюрогезик Матрикс ТТС), Бупренорфин, Буторфанол. Острые и хронические отравления, специфические антагонисты: Налоксон, Налтрексон.
|
|
| |
4.
| Фармакологические эффекты лекарственных средств, механизм |