Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Область применения учебной программы

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа–Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

РАССМОТРЕНО Методическим советом Протокол № «» 2015 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР БУ «Нижневартовский медицинский колледж» ______________ И.Г.Золочевская «___»_____________ 2015 г.
   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОПД.07. Фармакология

специальность 34.02.01

Сестринское дело

Очная форма обучения

 

 

Нижневартовск 2015 г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, квалификация медицинская сестра/медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования.

 

Организация-разработчик:

Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж»

 

Разработчики:

Куликова Ирина Васильевна, преподаватель, Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж»

 

Внутренние эксперты:

БУ «Нижневартовский медицинский колледж» зам. директора по УР И.Г. Золочевская

 

БУ «Нижневартовский медицинский колледж» социальный педагог С.Н.Решетникова

Программа рекомендована Методическим объединение №1 БУ «Нижневартовский медицинский колледж»

Протокол № 1 от «10» сентября 2015 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ учебной ПРОГРАММЫ общепрофессинальной ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации учебной программы общепрофессиональной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения общепрофессиональной дисциплины  

 

 

Паспорт учебной программы общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ

 

Фармакология

Область применения учебной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело, квалификация медицинская сестра/медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования.

 

1.2. Место общепрофессиональной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Фармакология» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело.

 

 

1.3. Цели и задачи общепрофессиональной дисциплины – требования к результатам освоения общепрофессиональной дисциплины:

 

В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

- применять лекарственные средства по назначению врача;

- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

 

В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен знать:

- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

- правила заполнения рецептурных бланков;

 

1.4.Освоение учебной программы общепрофессиональной дисциплины будет способствовать формированию общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной программы общепрофессиональной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
практические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета    

2.2. Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины ОП.07. Фармакология

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения  
         
Раздел 1. Введение.        
Тема 1.1. Введение. Содержание учебного материала      
  1. Основные задачи фармакологии.      
  2. Этапы развития фармакологии.      
  3. Принципы классификации лекарственных средств: по фармакологическим эффектам, химическому строению, показаниям к применению.      
  4. Государственная фармакопея (11 и 12 издание)      
  5. Терминология: лекарственное вещество, лекарственный препарат, лекарственное средство, лекарственная форма, лекарственное растительное сырье. Международное непатентованное наименование лекарственного средства (МНН), патентованное лекарственное средство. Оригинальный препарат и генерический (дженерик). Фальсифицированное и недоброкачественное лекарственное средство. Наркотические, ядовитые и сильнодействующие вещества.      
  Самостоятельная работа обучающегося      
  Работа с учебником, изучение Федерального Закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и его изменений Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 262-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств      
Раздел 2. Общая рецептура        
Тема 2.1. Рецепт. Содержание учебного материала      
1. Рецепт, определение. Структура рецепта. Формы рецептурных бланков. Общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количеств лекарств в рецептуре. Принятые обозначения и сокращений используемые при выписывании рецептов.      
Самостоятельная работа обучающегося      
Изучение Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"      
Тема 2.2. Правила выписывания твердых и мягких лекарственных формы Содержание учебного материала      
1. Таблетки, драже, гранулы, порошки, капсулы: общая характеристика, правила выписывания в рецепте твердых лекарственных форм. Общая характеристика и особенности применения карамелей и пастилок в медицинской практике. Основные обозначения модифицированных таблеток с пролонгированным действием.      
2. Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, линименты, суппозитории, пластырь, кремы, гели, лекарственные пленки. Определение. Характеристика.      
Практическое занятие      
Знакомство с основными правилами заполнения рецептурных бланков. Пропись лекарственных форм в виде рецепта с использованием справочной литературы. Знакомство с образцами мягких лекарственных форм (мазей, паст, суппозиторий, гелей, пластырей, пленок) знакомство с образцами твердых лекарственных форм (порошков, таблеток, драже, капсул, гранул, карамелей, пастилок), выполнение заданий для закрепления знаний по рецептуре, проведение анализа рецептов;      
Тема 2.3. Правила выписывания жидких лекарственных формы Содержание учебного материала      
1. Растворы. Обозначения концентраций растворов. Растворы для наружного и внутреннего применения. Суспензии. Эмульсин. Настои и отвары. Настойки и экстракты (жидкие). Новогаленовые препараты. Линименты. Микстуры. Правила выписывания жидких лекарственных форм в рецептах. Общая характеристика: жидких бальзамов, лекарственных масел, сиропов, аэрозолей, капель и их применение.      
2. Лекарственные формы для инъекций. Требования к растворам для инъекций. Пропись в рецептах лекарственных форм в ампулах и флаконах.      
3. Способы стерилизации лекарственных форм. Лекарственных форм для инъекций в ампулах и флаконах. Стерильные растворы, изготовляемые в аптеках      
4. Правила выписывания лекарственных форм для инъекций в рецептах      
Практическое занятие      
Знакомство с образцами жидких лекарственных форм (растворов, суспензий, эмульсий, настоев, отваров, настоек, экстрактов (жидких), микстур); Расчет объема лекарственного средства для применения внутрь в жидком виде, расчет дозы при парентеральном применении лекарственных средств. выполнения заданий для закрепления знаний по рецептуре; Решение ситуационных задач. Работа с тестовыми заданиями и контрольными вопросам проведения анализа рецептов;      
Самостоятельная работа      
  Изучение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями)      
Раздел 3. Общая фармакология.        
Тема 3.1. Фармакокинетика. Фармакодинамика Содержание учебного материала      
1. Фармакокинетика лекарственных средств. Пути введения лекарственных средств в организм (характеристика энтеральных и парентеральных путей введения), всасывание, понятие о биологических барьерах и биологической доступности, распределении, биотрансформации, выведении, периоде полувыведения лекарственных средств.      
2. Фармакодинамика лекарственных средств.      
2.1. Механизмы реализации фармакотерапевтического эффекта лекарственных средств (медиаторы, рецепторы, ионные каналы, ферменты, транспортные системы, гены, гормоны).      
2.2. Факторы, влияющие на реализацию фармакотерапевтического воздействия лекарств на организм (физико-химические свойства лекарственных средств, дозы, виды доз, возраст, масса, индивидуальные особенности организма, биоритмы, состояния организма).      
2.3. Виды действия лекарственных средств: местное и резорбтивное, прямое и непрямое, основное и побочное, виды токсического действия; тератогенное, эмбриотоксическое, фетотоксическое.      
2.4. Реакции, обусловленные длительным приемом и отменой лекарственных средств: кумуляция,привыкание, лекарственная зависимость, феномен отмены, «рикошета», «обкрадывания».      
2.5. Комбинированное применение лекарственных средств: полипрагмазия, синергизм (суммация, потенцирование), антагонизм.      
Самостоятельная работа обучающегося      
Работа с учебной, справочной литературой; информационными системами; Решение проблемных задач; Работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных; Работа с рецептурными справочниками лекарственных средств. Реферативные сообщения 1) «Новейшие лекарственные формы» 2) «Принципы изыскания новых лекарственных средств» 3) «Понятие побочном и токсическом действии лекарственных веществ, нежелательные эффекты возникающие при применении ЛС». 4) Особенности дозирования лекарств в детском возрасте. 5) Особенности дозирования лекарств в пожилом возрасте.      
Раздел 4. Частная фармакология.        
Тема 4.1. Противомикробные и противопаразитные средства        
Тема 4.1.1. Антисептические и дезинфицирующие средства Содержание учебного материала      
1. Значение противомикробных средств, для лечения и профилактики инфекционных заболеваний. Понятия о бактериостатическом и бактерицидном действии противомикробных средств. Классификация противомикробных средств.      
2. Определение дезинфицирующих, антисептических, противомикробных и химиотерапевтических средств. Классификация антисептических и дезинфицирующих средств по химическому строению и происхождению.      
3. Галогенсодержащие: а) хлорсодержащие: Натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты (Деохлор, Хлормикс, Пюржавель). Натриевая соль хлорида бензолсульфокислоты (Хлорамин Б). б) йодсодержащие: раствор Йода спиртовый, раствор Люголя; йодофоры (Йодинол, Йодовидон).      
4. Кислородсодержащие (окислители): Перекись водорода, Калия перманганат,      
5. Спирты: Спирт этиловый 40%, 70%, 90-95%, композиционные растворы: «АХД-экспресс».      
6. Альдегиды: формальдегид «Лизоформин 3000».      
7. Гуанидинсодержащие: Хлоргексидин, «Трилокс».      
8. Производные нитрофурана: Нитрофурал (Фурацилин).      
9. Кислоты: Кислота салициловая, «Цистостерил». Кислота борная      
10. Щелочи: раствор Аммиака (Спирт нашатырный).      
11. Антисептики растительного происхождения: листья эвкалипта, трава шалфея, цветки ромашки, кора дуба цветки календулы.      
12. Красители: Бриллиантовый зеленый, Метиленовый синий. Риванол      
13. Соединения тяжелых металлов: Цинка окись (детская присыпка, цинковая мазь, «Нео-Анузол»), нитрат серебра (Ляпис), Протаргол (серебра протеинат), Ксероформ (трибромфенолят висмута).      
14. Фенолы: Деготь березовый, Ихтиол.      
15. Детергенты. Противомикробные и моющие свойства. Применение препаратов: «Циригель», «Роккал» и другие      
16. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, применение, побочные эффекты фармакологических групп.      
Практическое занятие      
Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения антисептических и дезинфицирующих средств. Выбор средств в зависимости от целей применения. Пропись в рецептах с использованием справочной литературы. Знакомство с готовыми препаратами, их свойствами, особенностями использования. Решение ситуационных задач.      
Самостоятельная работа обучающегося      
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных; Работа с информационными системами Изучение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.1.3.2630-10 (извлечения), Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ 18.05.10. № 58.      
Тема 4.1.2. Химиотерапевтические средства: антибиотики. Содержание учебного материала      
1. Общая характеристика химиотерапевтических средств. Их отличие от антисептиков. Понятие об основных принципах химиотерапии Понятие о возбудителях инфекционных заболеваний. Классификация антибиотиков по типу действия, спектру действия; химическому строению.      
2. Природные пенициллины короткого действия: Бензилпенициллина натриевая соль, калиевая соль; длительного действия: Бициллин-5.      
3. Полусинтетические пенициллины: Ампициллин, Оксациллин, Амоксициллин (Флемоксин солютаб), «защищенные» пенициллины: Амоксициллин-клавуланат (Аугментин).      
4. Цефалоспорины: 1 поколение: Цефазолин (Кефзол); 2 поколение: Цефуроксим натрия (Зинацеф); 3 поколение: Цефотаксим (Клафоран), Цефтриаксон (Лонгацеф); 4 поколение: Цефепим (Максипим).      
5. Карбапенемы: 1 поколение: Имипенем (Тиенам); 2 поколение: Меропенем (Меронем).      
6. Монобактамы: Азтреонам (Азактам).      
7. Макролиды. 14-членные: Эритромицин, Рокситромицин, Кларитромицин; 15-членные: Азитромицин (Сумамед); 16-членные: Джозамицин (Вильпрафен солютаб), Мидекамицин (Макропен).      
8. Аминогликозиды: 1 поколение: Стрептомицин, Канамицин; 2 поколение: Гентамицин; 3 поколение: Амикацин; 4 поколение: Изепамицин.      
9. Тетрациклины. Природные: Тетрациклин; полусинтетические: Доксициклин (Юнидокс солютаб).      
10. Левомицетины: Хлорамфеникол (Левомицетин).      
11. Линкозамиды: Клиндамицин (Далацин), Линкомицина гидрохлорид.      
12. Гликопептиды: Ванкомицин.      
13. Рифамицины: Рифаксимин (Альфа-нормикс).      
14. Особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты, противопоказания.      
15. Выбор растворителя при парентеральном введении, варианты разведения антибиотиков. Технология изготовления формы Солютаб.      
16. Лечение и профилактика синдрома нарушенного бактериального роста: пребиотики (Хилак форте) и пробиотики (Бифиформ).      
Самостоятельная работа обучающихся 2    
Работа с учебными текстами. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. Выполнение заданий в тестовой форме. Оформление фармакологического дневника. Заполнение листов рабочей тетради.      
Тема 4.1.4. Противотуберкулезные Противовирусные, противогрибковые средства.   Содержание учебного материала      
1. Понятие о возбудителе туберкулеза      
2. Противотуберкулезные: а) химиотерапевтические средства из групп рифамицина (Рифампицин), аминогликозидов (Стрептомицин, Амикацин), фторхинолонов (Ципрофлоксацин); б) препараты ГИНК: Изониазид, Фтивазид; в) препараты ПАСК: Парааминосалициловая кислота; г) другие группы: Этамбутол, Пиразинамид; д) комбинированные: «Рифинаг», «Тибинекс», «Трикокс».      
3. Понятие о возбудителях вирусных инфекций      
4. Классификация средств для лечения и профилактики ОРВИ: а) индукторы интерферона: Арбидол, Кагоцел, Анаферон; б) препараты интерферона: 1 поколение: человеческий лейкоцитарный интерферон; 2 поколение: Интерферон Альфа-2А (Реаферон), Виферон, Гриппферон; в) противовирусные химиопрепараты: - ингибиторы нейраминидазы: Осельтамивир (Тамифлю), Занамивир (Реленза); - блокаторы ионных М2-каналов вируса гриппа типа А: Римантадин.      
5. Противогерпетичесие средства: Ацикловир (Зовиракс), Валацикловир (Валтрекс), Пенцикловир, Фамцикловир (Фамвир). Панавир      
7. Противогрибковые: а) полиены: Нистатин, Амфотерицин В (Фунгизон), Натамицин (Пинафуцин); б) азолы: местного действия: Клотримазол, Эконазол, Кетоконазол (Низорал); азолы системного действия: Флуконазол (Дифлюкан);      
8. Особенности применения (форма выпуска, кратность введения)противотуберкулезных, противовирусных средств, противогрибковых, побочные эффекты и противопоказания.      
Самостоятельная работа обучающихся      
Работа с учебными текстами. Поиск информации о лекарственных средствах в доступных базах данных. Выполнение заданий в тестовой форме. Оформление фармакологического дневника. Заполнение листов рабочей тетради.      
Тема 4.1.3. Противомикробные химиотерапевтические синтетические лекарственные средства Содержание учебного материала      
1. Понятие о паразитарных заболеваниях.      
2. Противопротозойные средства:Хлорохин (Делагил),Гидроксихлорохин (Плаквенил),Метронидазол (Трихопол), Орнидазол (Тиберал),Фуразолидон, Доксициклин.      
3. Противогельминтные: Албендазол (Немозол),Мебендазол (Вермокс).      
4. Производные нитрофурана: Фуразолидон, Нитрофурантоин (Фурадонин), Нифуратель (Макмирор).      
5. Производные нитроимидазола: Метронидазол (Трихопол), Тинидазол (Фазижин), Орнидазол.      
6. Фторхинолоны: 1 поколение: Налидиксовая кислота (Невиграмон); 2 поколение: Ципрофлоксацин (Цифран), Левофлоксацин (Таваник); 3 поколение: Спарфлоксацин (Спарфло); 4 поколение: Моксифлоксацин (Авелокс).      
7. Сульфаниламидные препараты: а)резорбтивного действия: короткого действия: Норсульфазол, Стрептоцид, Сульфадимезин; длительного действия: Сульфадиметоксин; сверхдлительного действия: Сульфален; б) плохо всасывающиеся в ЖКТ: Фталазол, Сульгин; в) местного действия: Сульфацил натрия (Альбуцид); г) Комбинированные: Ко-тримоксазол (Бисептол).      
Практическое занятие      
Обсуждение вопросов классификации, действия и применения противомикробных (химиотерапевтических) средств. Основные группы химиотерапевтических средств. Принципы терапии различных инфекционных заболеваний. Осложнения, возникающие при химиотерапии и их профилактика. Методы применения химиотерапевтических средств. Комбинированная химиотерапия. Знакомство с образцами готовых лекарственных препаратов. Решение задач. Расчет количества лекарственного препарата в зависимости от назначенной дозы.      
Самостоятельная работа обучающихся 2    
Составить схематическую классификацию противомикробных лекарственных средств      
Тема 4.2. Средства, действующие на периферическую нервную систему        
Тема 4.2.1 Средства, влияющие на афферентную нервную систему Содержание учебного материала      
  Анатомо-физиологические особенности периферической нервной системы. Классификация средств, действующих на афферентную нервную систему.      
  Местные анестетики. Виды местной анестезии. Комбинированные препараты, содержащие Адреналин и Норадреналин («Ультракаин ДС»); а) эфиры ароматических кислот: Тетракаин (Дикаин), Бензокаин (Анестезин), Прокаин (Новокаин); б) амиды ароматических аминов: Ксикаин (Лидокаин), Мезокаин (Тримекаин), Ультракаин (Артикаин), Маркаин (Бупивакаин).      
  Вяжущие: а) растительного происхождения: отвар коры дуба, плодов черники, настой листьев шалфея; б) минерального происхождения: Висмут трикалия дицитрат (Де-нол).      
  Обволакивающие: а) растительного происхождения: слизи (картофельный крахмал); б) комбинированные средства минерального происхождения: «Альмагель», «Фосфалюгель».      
  Адсорбирующие: Уголь активированный (Карболен), Полифепан (Лигнин), Смекта, Тальк.      
  Раздражающие: а) растительного происхождения, содержащие эфирные масла: мяты («Меновазин», Валидол), эвкалипта («Пектусин»), горчицы (горчичники), терпентиновое (Скипидарная мазь), камфорное (Спирт камфорный), перец стручковый («Никофлекс»); б) животного происхождения: яд пчел («Апизартрон»), яд змей («Випросал»); в) синтетического происхождения: «Финалгон».      
  Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты и противопоказания.      
  Самостоятельная работа обучающихся 2    
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке; Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием методической и справочной литературы; Реферативные сообщения: «История открытия местноанестезирующих средств» «Применение лекарственных растений, обладающих вяжущим действием в медицинской практике» «Применение препаратов горчицы в медицинской практике»      
Тема 4.2.2. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Холинэргические лекарственные средства.   Содержание учебного материала      
1. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы. Строение холинергического синапса. Классификация холинергических средств.      
2. М-холиномиметики: Пилокарпин, Ацеклидин. Влияние на величину зрачка, внутриглазное давление, гладкие мышцы внутренних органов. Антихолинэстеразные вещества обратимого действия: прозерин. Применение в медицинской практике, побочные эффекты.      
3. М-холиноблокаторы: Атропина сульфат, Платифиллин, Ипратропия бромид (Атровент), Тиотропия бромид (Спирива).      
4. N-холиномиметики; а) прямого действия: Никотин, «Никоретте», «Никотинелл», Анабазин. Действие никотина на организм; б) рефлекторного действия: Цитизин (Цититон). Общая характеристика. Применение, особенности действия. Токсическое действие никотина. Применение препаратов цитизина и лобелина для борьбы с курением      
5. N-холиноблокаторы: а) ганглиоблокаторы: Пентамин, Бензогексоний; б) миорелаксанты: - периферического действия: антидеполяризующие: Пипекурония бромид (Ардуан), деполяризующие: Суксаметония хлорид (Дитилин); - центрального действия: Тиназидин (Сирдалуд), Толперизон (Мидокалм).      
6. M-, N-холиномиметики: а) прямого действия: Ацетилхолин, Карбахолин; б) непрямого действия: - обратимые: Неостигмин (Прозерин), Пиридостигмин (Калимин); - необратимые: Малатион. Токсическое действие фосфорорганические соединений, принципы лечения отравлений      
7. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения) ядовитых средств, побочные эффекты и противопоказания.      
Самостоятельная работа      
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных      
Тема 4.2.3. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Адренергические лекарственные средства. Адреномиметики.   Содержание учебного материала      
1. Понятие о строении адренергического синапса. Классификация адренергических средств.    
2. α-, β- адреномиметики: а) прямого действия: Эпинефрин (Адреналин), Норэпинефрин (Норадреналин); б) непрямого действия (симпатомиметики): Эфедрин. Комбинированные препараты, содержащие Эфедрин: «Солутан», «Бронхолитин», «Бронхоцин»; Стимуляторы дофаминовых рецепторов: Дофамин (Допмин).    
3. α1- адреномиметики: Фенилэфрин (Мезатон), комбинированные преператы, содержащие Мезатон: «Максиколд».      
4. α2-адреномиметики периферического действия: Нафазолин (Санорин), Ксилометазолин (Галазолин), Оксиметазолин (Назол).      
5. α2- адреномиметики центрального действии: Клонидин (Клофелин), Метилдофа (Допегит).      
6. β1- адреномиметики: Добутамин (Добутрекс).      
7. β1-, β2- адреномиметики: Изопреналин (Изадрин).      
8. β2- адреномиметики: Сальбутамол (Вентолин), Фенотерол (Беротек), Гексопреналин (Гинипрал), Сальметерол (Серевент);Формотерол (Оксис).      
  Фармакологические эффекты, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты и противопоказания.      
Самостоятельная работа      
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных      
Тема 4.2.4. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Адренергические лекарственные средства. Адреноблокаторы. Содержание учебного материала      
1. β- адреноблокаторы: а) неселективные: Пропранолол (Анаприлин); б) кардиоселективные: Метопролол (Беталок-ЗОК), Бисопролол (Конкор), Бетаксолол (Локрен), Небиволол (Небилет).      
2. α- адреноблокаторы: а) α1- адреноблокаторы: Празозин (Минипресс); б) α2- адреноблокаторы: Йохимбин; в)α1-, α2- адреноблокаторы: Фентоламин.      
3. α-, β- адреноблокаторы: Карведилол (Дилатренд).      
4. Симпатолитики: Резерпин. Комбинированные препараты: «Адельфан».      
5. Фармакологические эффекты, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты и противопоказания.      
Практическое занятие      
  Обсуждение основных вопросов фармакодинамики и применение холинергических и адренергических средств. Сравнительная характеристика средств, действующих на синапсы эфферентной иннервации. Способы применения этих средств. Решение задач. Знакомство с готовыми лекарственными препаратами. Выполнение заданий по рецептуре с использованием справочной и методической литературы.      
Самостоятельная работа      
Консультация. Нейротропные лекарственные средства      
Тема 4.3. Средства, влияющие на центральную нервную систему        
Тема 4.3.1.Средства, влияющие на центральную нервную систему. Наркотические и ненаркотические анальгетики. Содержание учебного материала      
1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы. Классификация препаратов угнетающего и стимулирующего действия.      
2. Ненаркотические анальгетики: а) производные салициловой кислоты: Кислота ацетилсалициловая (Тромбо АСС, Аспирин). Комбинированные препараты, содержащие кислоту ацетилсалициловую: «Кардиомагнил», «Цитрамон»; б) производные пиразолона: Метамизол (Анальгин). Комбинированные препараты, содержащие метамизол: «Пенталгин», «Баралгин», «Андипал»; в) производные анилина: Парацетамол (Панадол). Комбинированные препараты, содержащие парацетамол: «Пентафлуцин», «Солпадеин», «Колдрекс»; г) производные алкановых кислот: Ибупрофен (Нурофен), Диклофенак натрия (Ортофен), Кеторолак (Кетанов); д) производные индола: Индометацин (Метиндол); е) оксикамы: Мелоксикам (Мовалис), Лорноксикам (Ксефокам); ж) сульфонамиды: Нимесулид (Найз); з) коксибы: Целекоксиб (Целебрекс).      
3. Наркотические анальгетики: а) природные: Морфин (МСТ Континус), Кодеин, Омнопон; б) синтетические: Промедол, Трамадол, Фентанил (Дюрогезик Матрикс ТТС), Бупренорфин, Буторфанол. Острые и хронические отравления, специфические антагонисты: Налоксон, Налтрексон.      
4. Фармакологические эффекты лекарственных средств, механизм
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...