Контрольные тесты на усвоение пройденного материала
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ 1 Практикум
Выберите один правильный вариант ответа. 1. Мотивацией называется: а) стимулирование труда; б) совокупность ведущих мотивов; в) актуальность той или иной потребности для человека; г) процесс побуждения к деятельности для достижения цели; д) правила, способствующие повышению эффективности труда. 2. Трудовой мотив – это: а) внешнее или внутреннее вознаграждение; б) осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию; в) непосредственное побуждение работника к деятельности, связанное с удовлетворением его потребностей; г) благо, предоставляемое работнику субъектом управления при условии эффективной трудовой деятельности; д) стремление работника получить определенные блага посредством трудовой деятельности. 3. Мотивы труда делятся: а) на поощряемые и подавляемые; б) активные и пассивные; в) социальные и биологические; г) духовные и материальные; д) врожденные и приобретенные. 4. К мотивационным типам работников относятся: а) «хулиган»; б) «равнодушный»; в) «патриот»; г) «конформист»; д) «наставник». 5. Побуждением называется: а) осознание отсутствия чего-либо; б) внешнее или внутреннее вознаграждение; в) ощущение недостатка в чем-либо, сконцентрированное на достижении цели; г) степень актуальности той или иной потребности для человека; д) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника. 6. Вознаграждение – это: а) цель, к достижению которой стремится человек; б) награда в виде повышения в должности; в) мотив, заставляющий человека действовать; г) все, что работник считает для себя ценным; д) средство удовлетворения потребности.
Тренинг
Выберите все варианты ответов, которые вы считаете правильными. 1. Трудовая мотивация – это: 1) стимулирование труда работника; 2) совокупность человеческих потребностей; 3) процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе; 4) совокупность внешних и внутренних вознаграждений за выполненную работу; 5) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника. 2. Потребность – это: 1) ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность; 2) стимул к труду; 3) все, что человек считает ценным для себя; 4) внутреннее побуждение к деятельности; 5) состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования. 3. Стимулирование труда – это: 1) комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников; 2) процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации; 3) стратегическая политика фирмы, направленная на повышение эффективности труда работников; 4) совокупность мотивов труда; 5) процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов. 4. Концепция «человеческих ресурсов» включает в себя: 1) систему «пожизненного найма» работников; 2) коллективный контроль за работой; 3) продвижение по службе по старшинству и стажу работы; 4) систему моральных поощрений за коллективные результаты; 5) индивидуальный характер принятия решений и индивидуальную ответственность работника, поощряемые в зависимости от его личных результатов. 5. Японская концепция мотивации подразумевает: 1) строго формализованную структуру управления; 2) быструю оценку результатов труда и ускоренное продвижение по службе;
3) долгосрочный найм персонала в сочетании с системой старшинства при продвижении по службе; 4) обучение узкоспециализированных руководителей; 5) формальные отношения с подчиненными.
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ 2
Тренинг Выберите те варианты ответов, которые вы считаете правильными. 1. Материальные потребности, согласно теории Маслоу, включают в себя: а) потребность постоянного получения заработной платы (стабильность выплат); б) неденежиое материальное поощрение; в) многолетнюю привычку работы в трудовом коллективе; г) максимальную вовлеченность в процесс труда; д) гарантии социального характера. 2. К потребностям в безопасности и защищенности в теории Маслоу относятся: а) премиальные выплаты и бонусы; б) гарантии пенсионного обеспечения по старости или увечью; в) самостоятельное планирование карьеры; г) ощущение своей компетентности в профессии; д) ощущение уверенности в своей занятости на фирме в грядущей перспективе. 3. По теории Маслоу, социальными потребностями являются: а) вознаграждение за выслугу лет; б) возможность свободного (дружеского) общения с коллегами по работе; в) получение признания от окружающих за свою трудовую деятельность; г) ощущение своей необходимости людям; д) возможность повышения квалификации за счет средств фирмы. 4. К потребностям самоуважения (признания) теория Маслоу относит: а) возможность считать себя полезным работником коллектива, выполняющим необходимую работу; б) реализацию через труд всех своих способностей и достоинств; в) самостоятельность в принятии решений; г) причастность к кому или чему-либо; д) желание воздействовать на других людей для достижения личных целей или целей своей организации. 5. Самоактуализация (самовыражение), согласно Маслоу, проявляется через: а) смену своего должностного статуса; б) многолетнюю привычку работы в трудовом коллективе; в) ощущение своей компетентности в выполняемой работе; г) ощущение того, что работа, выполняемая вами, является наиважнейшим делом вашей жизни; д) возможность выразить себя через трудовую деятельность.
Контрольные тесты на усвоение пройденного материала
1. Создателем «школы научного управления» является: а) Г. Форд; б) А. Маслоу; в) Г. Мюнстерберг; г) Ф.Тейлор; д) Ф. Герцберг. 2. Школа человеческих отношений подразумевает: а) политику кнута и пряника; б) научную организацию труда; в) иерархическое построение человеческих потребностей; г) удовлетворенность или неудовлетворенность трудом; д) создание неформального климата между людьми в процессе коллективного труда. 3. К содержательным теориям мотивации относятся: а) модель Портера – Лоулера; б) иерархия потребностей А. Маслоу; в) теория ожиданий и предпочтений В. Врума; г) теория равенства С. Адамса; д) система НОТ Ф. Тейлора. 4. Двухфакторная теория Ф. Герцберга направлена: а) на профессиональный отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев; б) создание психологической атмосферы в коллективах, способствующей повышению производительности труда; в) выявление стиля руководства людьми в процессе трудовой деятельности; г) удовлетворение определенных групп потребностей работников; д) определение удовлетворенности или неудовлетворенности персонала своим трудом. 5. К. Алдерфер выделил: а) потребности власти, успеха, причастности; б) гигиенические факторы и мотиваторы; в) пять групп потребностей, движение от потребности к потребности происходит снизу вверх; г) авторитарный и демократический стили управления людьми в организации; д) потребности существования, взаимосвязи и роста, движение от потребности к потребности происходит как снизу вверх, так и сверху вниз. 6. Среди ученых, внесших вклад в развитие школы научного управления, был: а) Ф. Герцберг; б) В. Ядов; в) Д. МакКлелланд; г) Д. Эмерсон; д) А. Леонтьев.
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ 3
Тест Выберите один правильный вариант ответа. 1. К мотивационным состояниям личности относятся: а) интересы, желания; б) потребности, побуждения; в) темперамент, характер; г) способности, старание; д) мотивы, стимулы. 2. Социализация личности характеризуется: а) адаптацией к условиям своего социального бытия;
б) девиантностью поведения; в) психическими аномалиями; г) неспособностью к коррекции поведения (ригидностью); д) отсутствием толерантности. 3. К слабому типу темперамента относятся: а) гипертим; б) холерик; в) флегматик; г) меланхолик; д) иксотимик. 4. Следующему описанию акцентуации характера соответствует (веселый, жизнерадостный, общительный человек, малосклонный к переживаниям, любящий сплетни и слухи, уверенный в своем успехе): а) меланхолик; б) возбудимый; в) педант; г) гипертим; д) интроверт. 5. Нижеперечисленным качествам соответствует следующий тип характера (любовь к порядку, тщательность во всем, подчинение букве закона, высокий энергетизм, агрессивность): а) шизоид; б) истероид; в) экстраверт; г) эпилептоид; д) холерик. 6. Для создания коллектива, встречающего комиссию или делегацию, лучше всего использовать двух работников, относящихся к следующим психологическим типам: а) гипертима и эпилептоида; б) двух шизоидов; в) истероида и гипотима; г) психастеноида и паранояльного; д) интроверта и педанта.
Тренинг Выберите два варианта ответов, которые вы считаете правильными. 1. Для человека, обладающего холерическим темпераментом, характерны: а) повышенная возбудимость; б) эмоциональная устойчивость; в) повышенная резкость в движениях; г) замедленные вербальные и невербальные реакции; д) повышенная склонность к глубоким переживаниям; е) быстрая утомляемость и падение работоспособности. 2. Человеку, являющемуся по типу темперамента сангвиником, присущи: а) легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; б) резкая смена настроений; в) сильно уравновешенная, но инертная нервная система; г) повышенная раздражительность даже к слабым внешним воздействиям; д) способность к быстрому переключению внимания и деятельности; е) значительное единовременное напряжение сил. 3. Человек, являющийся по типу темперамента флегматиком, способен: а) преодолевать значительные трудности, отдаваясь выполняемому делу с большой страстью; б) к быстрому переключению внимания и деятельности. в) действовать сначала завершив одно дело, а потом взявшись за другое; г) к высокохудожественному и интеллектуальному творчеству; д) хорошо сопротивляться сильным внешним раздражителям; е) менять свои привычки, место работы, круг знакомств; 4. Поведение человека, являющегося по типу темперамента меланхоликом, отличается: а) вспыльчивостью и агрессивностью; б) повышенной контактностью с окружающими людьми; в) устойчивым настроением; г) повышенной ранимостью;
д) долгими колебаниями перед принятием решения; е) ухудшением результатов деятельности в стрессовых ситуациях.
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ 4
Тренинг Определите, правильно ли вы понимаете изученные понятия по предлагаемым вариантам ответов, и выберите те варианты, которые вы считаете правильными. 1. Чтобы определить, каковы мотивационные ожидания работников, следует: а) выявить соотношение между затратами и результатами труда; б) определить вероятность определенного вознаграждения в ответ на достигнутые результаты труда; в) выяснить, справедливо ли вознаграждение результатов труда по мнению работника; г) выявить предпочтение работника между внутренним и внешним вознаграждением; д) выяснить, какова комплексная оценка работником получаемого вознаграждения. 2. Для восстановления мотивации у работников, чувствующих себя несправедливо вознагражденными по результатам своего труда, по сравнению с другими работникам трудового коллектива, руководитель должен: а) постоянно повышать вознаграждение работника, пока он не почувствует себя удовлетворенным; б) определить совместно с работником ценность поощрения по результатам труда; в) заставить его эффективно работать под угрозой увольнения; г) доверительно поговорить с работником, объяснив, почему тот или иной работник получает большее вознаграждение и что необходимо сделать данному работнику для удовлетворения своих потребностей; д) предоставить работнику возможность удовлетворения других потребностей в процессе труда. 3. Для определения комплексного воздействия процессуальных факторов мотивации на результаты труда работников, необходимо: а) проанализировать воздействие на эффективность работы внутреннего вознаграждения от процесса труда; б) определить возможные связи между внутренними и внешними вознаграждениями; в) определить иерархию потребностей для данного работника; г) удовлетворить потребности работника, для достижения результативного труда; д) исходить из предпосылки, что человек ленив, и по своей воле работать не станет. 4. Для авторитарного стиля руководства характерно: а) постоянное награждение работника по результатам его труда; б) предоставление работнику возможности участвовать в процессе управления и давать советы руководителю в пределах своей компетенции; в) уравнительное («справедливое») отношение ко всем работникам организации при выплате вознаграждения за результаты труда; г) принуждение к труду под угрозой наказания; д) предоставление работнику возможности творческого отношения к делу. 5. Для демократического стиля управления характерны следующие положения: 1) труд для человека процесс естественный; 2) у человека отсутствует честолюбие, и он предпочитает, чтобы им руководили; 3) человек стремится к ответственности и самоконтролю; 4) работника нужно постоянно вознаграждать по результатам труда; 5) если работника запугивать, то он станет работать лучше.
Контрольные вопросы на усвоение пройденного материала Выберите правильный вариант ответа. 1. Автором теории справедливости является: а) Д. МакГрегор; 6) В. Врум; в) Л. Портер; г) С. Адаме; д) Э. Лоулер. 2. Теория ожиданий предполагает: а) наличие авторитарного стиля руководства; б) справедливость по отношению к другим работникам при распределении вознаграждения; в) возможность творческого отношения к труду со стороны работника; г) наличие валентности у работников; д) взаимосвязь между внутренними и внешними вознаграждениями. 3. Теория справедливости предполагает, что: а) человек ленив по своей природе; б) если затраченные усилия будет вознаграждены достойно, то мотивация повысится; в) результативный труд ведет к удовлетворению; г) восприятие вознаграждения разными людьми неоднозначно; д) восприятие справедливости у работников носит ярко выраженный субъективный характер. 4. Модель Портера–Лоулера показывает, что: а) работник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты; б) эффективный труд достигается только за счет принуждения; в) труд для человека процесс естественный; г) удовлетворение работника способствует эффективному труду; д) работник стремится к ответственности и самоконтролю. 5. Основным положением теории «X» является: а) необходимость творческого отношения к труду; б) достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий; в) важное место в процессе коллективного труда играет осознание работником своей роли; г) человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого; д) удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости.
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ 5
Практикум Выберите все варианты ответов, которые вы считаете правильными. 1. Для характеристики потребительской корзины справедливо: а) она является одним из показателей уровня жизни; б) для нормального потребления продуктовая потребительская корзина в экономически развитых странах должна составлять не менее 50% совокупных расходов; в) она используется для расчета индекса потребительских цен. 2. Трансфертные платежи – это: а) одна из форм заработной платы; б) выплаты населению, не обусловленные предоставлением с его стороны товаров и услуг; в) доходы от собственности. 3. Можно ли считать бедным человека, если его зарплата ниже прожиточного минимума: а) да, это так; б) нет, это не так. 4. Что учитывается при определении индекса развития человеческого потенциала: а) средняя продолжительность жизни; б) размеры теневой экономики; в) валовой продукт на душу населения; г) уровень образования населения; д) состояние окружающей среды; е) уровень смертности населения. 5. Государственная система социальной защиты населения – это характерная черта: а) чистого капитализма; б) смешанной (социальной) рыночной экономики; в) социалистической экономики; г) традиционной экономики. 6. Помощь, предоставляемая социально уязвимым слоям населения (в денежной и натуральной форме), требующая (как правило) проверки на нуждаемость и финансируемая за счет общих налоговых поступлений, – это: а) социальное обеспечение; б) социальные гарантии; в) социальное страхование; г) социальные льготы; д) социальная поддержка; е) социальная работа. 7. Защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба – это: а) социальное обеспечение; б) социальные гарантии; в) социальное страхование; г) социальные льготы; д) социальная поддержка; е) социальная работа. 8. Может ли массированная социальная поддержка населения иметь негативные последствия: а) да, это так; б) нет, не может. 9. Что считается показателем уровня бедности населения: а) более низкие доходы по сравнению с окружающими; б) отсутствие в домохозяйстве автомобиля, телевизора, видеокамеры; г) доходы ниже прожиточного минимума; д) доля расходов на продукты питания свыше 50% общих расходов. 10. В России минимальная продуктовая корзина (для расчета физиологического прожиточного минимума) включает: а) 19 продуктов питания; б) минимум товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни; в) 30 продовольственных товаров; г) наиболее часто потребляемые товары и услуги в среднестатистической семье. 11. Индекс потребительских цен – это: а) отношение стоимости потребительской корзины в текущих ценах к стоимости потребительской корзины в базовых ценах; б) отношение номинального ВВП к реальному ВВП; в) отношение стоимости корзины из основных продовольственных товаров в текущих ценах к стоимости этой же корзины в базовых ценах. 12. Совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы, – это: а) единая тарифная сетка; б) тарифно-квалификационный стравочник; в) тарифная система. 13. Бонус – это: а) ежемесячная заработная плата; б) трансферт; в) форма социальной поддержки; г) разовое вознаграждение, премия или добавочное вознаграждение; д) форма штрафа. 14. К нематериальным методам поощрения относятся: а) предоставление дополнительных дней отпуска; б) поощрения, выплачиваемое победителям соревнований, проводящихся между подразделениями предприятия; в) единовременные выплаты на рождение ребенка, юбилей и пр. г) возможность приобретения льготных путевок; д) награждение почетными званиями и знаками. 15. К трансфертам относятся: а) пенсия; б) заработная плата; в) доходы от предпринимательской деятельности; г) пособие; д) наследство; е) проценты; ж)стипендия. 16. Стимулирование классифицируется как: а) материальное и нематериальное; б) социальное и биологическое; в) духовное и материальное; г) моральное и денежное; д) сознательное и подсознательное. 17. К основным формам оплаты труда относятся: а) сдельная или повременная; б) тринадцатая зарплата; в) бонусы; г) надбавка за выслугу лет; д) дивиденды. 18. Одним из основных принципов стимулирования является: а) сочетание моральных и материальных стимулов; б) превышение материальной составляющей над нематериальной; в) обязательное наличие бонусов в оплате труда работника; г) участие работников в управлении и разработке форм оплаты труда; д) государственное регулирование оплаты труда. 19. Целями социальной политики на предприятии являются: а) формирование «среднего» класса в обществе; б) рост производительности труда и желание работников трудиться; в) выбор наиболее эффективной системы оплаты труда; г) социальная защищенность работников; д) сочетание тарифных и бестарифных систем оплаты труда. 20. Государственное регулирование оплаты труда преследует цепь: а) устранения социального неравноправия в обществе; б) установления государственных гарантий по оплате труда; в) расчета заработной платы на основе тарифной сетки; г) социальной защиты малообеспеченных слоев населения; д) стимулирование эффективного труда работников на предприятиях государственного сектора экономики.
Тренинг Определите, правильно ли вы понимаете изученные понятия по предлагаемым вариантам ответов, часть из которых заведомо неверные. 1. Под стимулированием понимается: а) мотивирование работника к достижению поставленных целей; б) комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников; в) воздействие на персонал, направленное преимущественно на активизацию функционирования работников работников; г) наказание работника за ошибки, допущенные в работе; д) компенсация трудового вклада работника в деятельность фирмы. 2. Партисипативное управление означает: а) программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить внутреннюю мотивацию работников; б) участие всего трудового коллектива в управлении предприятием; в) участие работников в прибылях и собственности фирмы; г) принятие решения о повышении стимулирующих выплат во всех подразделениях трудового коллектива; д) коллективная разработка систем оплаты труда. 3. Государственное регулирование оплаты труда предполагает: а) централизованное вмешательство государственных органов в установление форм и величины заработной платы во всех сферах экономики; б) законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда; в) разработку «компенсационных пакетов» на предприятиях, увеличивающих размер заработка работника; г) установление государственных гарантий по оплате труда; д) обязательное проведение социальной политики на предприятиях. 4. Социальная политика на предприятиях представляет собой: а) обеспечение комфортного социально-психологического климата в коллективе; б) участие представителей профсоюзов в принятии решений, касающихся повышения заработной платы работников; в) проведение мероприятий, связанных с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера; г) участие работников в управлении предприятием; д) инструмент мотивации и стимулирования работников. 5. Заработная плата оказывает стимулирующее воздействие на работника в следующих случаях: а) существует тесная связь с произведенной работой по времени; б) когда она выше прожиточного минимума; в) реально, а не символически увеличивает доход работника; г) состоит из постоянной и переменной составляющих; д) ее величина согласована с отраслевыми профсоюзами.
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛАМ 6–7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|