Ф.М. Достоевский: психология характера
Спецкурс рассчитан на 40 академических часов = 20 пар = 10 встреч по 2 пары. В рамках спецкурса рассматриваются ранние произведения писателя (до 1866 года).
Цели спецкурса: – рассмотреть художественные тексты Ф.М. Достоевского с точки зрения разнообразия психологических типов; выявить архетипические черты центральных героев произведений; проследить связь между ранними произведениями писателя и поздним «пятикнижием»; найти в творчестве русского писателя-классика истоки европейского экзистенциализма; осознать актуальность произведений писателя для настоящего времени. 1 вводная лекция: Биография писателя, роль эпохи в становлении личности. Этапы взросления. Эпизоды детских и юношеских лет, вошедшие в художественные тексты: анализ рассказа «Мужик Марей», отдельных сцен из романов «Игрок», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Литература: 1) Гроссман Л. Достоевский. – М.: ЖЗЛ, 1963. Электронный ресурс:http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0770.shtml 2) Селезнев Ю.И. Достоевский. (5-е изд.) – М.: Молодая гвардия, 2007. 3) Сараскина Л. Достоевский. (2-е издание). – М.: Молодая гвардия, 2013. 4) Достоевский Ф.М. в воспоминаниях современников. В 2-х томах. – М.: Худ. лит., 1990. 5) Громова Н.А. Достоевский: Воспоминания. Письма. Дневники... – М.: Аграф, 2000. Экранизация: Сериал «Достоевский» 2010 года – автобиографический фильм Владимира Хотиненко (в главной роли – Евгений Миронов). 2 лекция + семинар: «Бедные люди» (1846 год) – блаженны ли нищие духом?.. Новаторская форма произведения как попытка заглянуть во внутренний мир человека. Психология бедности. Развитие характеров главных героев. Смысл финала. Литература: 1) Баршт К.А. «Бедные люди» Достоевского в литературном и историко-культурном контексте. // Достоевский: материалы и исследования. – СПб: Наука, 2010. – с. 259 – 281.
2) Щенников Г.К. Эволюция сентиментального и романтического характеров в творчестве раннего Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. – Т. 5. – Л.: Наука, 1983. – с. 90 – 100. 3) Якубович И.Д. Достоевский в работе над романом «Бедные люди». // Достоевский: Материалы и исследования. – Л.: Наука, Т. 9. – с. 39 – 55. 4) Якубович И.Д. Поэтика романа «Бедные люди» в свете европейской традиции эпистолярного романа... // Достоевский: Материалы и исследования. – СПб, 2001. – Т. 16. – с. 80 – 96. 3 лекция + семинар: Повесть «Двойник» как история одной болезни. Черты шизоидного типа личности в образе г-на Голядкина. Внешняя и внутренняя речь героя как отображение раздвоения личности. Суицидальный мотив. Литература: 1) Ефремов В. Достоевский: психиатрия и литература. Глава 1. Фантастические титулярные советники (Голядкин – «правда психиатрическая»). – СПб: Диалект, 2006. 2) Осипов Н.Е. Петербургская поэма Ф.М. Достоевского (Заметки психиатра) // О Достоевском (сборник статей под ред. А.Л. Бема). – М.: Русский путь, 2007. – с. 74 – 91. 3) Чижевский Д.И. К проблеме двойника // О Достоевском (сборник статей под ред. А.Л. Бема). – М.: Русский путь, 2007. – с. 54 – 74. 4) Ковач О смысле и художественной структуре повести Достоевского «Двойник» // Достоевский: Материалы и исследования. – Л.: Наука, Том 2. – с. 57 - 65. 5) Поддубная Р.Н. Двойничество и самозванство // Достоевский: Материалы и исследования. – СПб, Наука, Т. 11. – с. 28 – 40. Экранизация: «Двойник» Ричарда Айоади (2013) – современное прочтение повести: https://www.kinopoisk.ru/film/602694/status/good/ord/rating/ 4 лекция + семинар: «Неточка Незванова» (1948 год) – особенности детской психологии. Первая попытка показать психологию взрослеющего ребенка в художественном тексте, первый литературный портрет девочки в русской литературы! Мотив «случайного семейства». Влияние семьи и окружения на развитие личности.
Литература: 1) Соколова Т.С. Типология «странного семейства» в повести Достоевского «Неточка Незванова» // Вестник Томского пед. университета. – Томск: Томский гос. пед. университет, 2014. Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-strannogo-semeystva-v-povesti-f-m-dostoevskogo-netochka-nezvanova 2) Косяков С.А. «Неточка Незванова» и «Подросток»: о генезисе мечтателя в творчестве Достоевского // Известия Волгоградского гос. пед. университета. Вып. № 7. – Волгоград, Волгоградск. пед. ун-т, 2009. Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/netochka-nezvanova-i-podrostok-o-genezise-mechtatelya-v-tvorchestve-dostoevskogo 3) Андреева К.А., Новичкова Л.Н. Полифония раннего произведения Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» // Филологические науки: вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, № 10 (52), 2015. – с. 13 – 17. 4) Романова Н.Н. Евангельский текст в романе Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова». – Петрозаводск: Изд-во ПГУ: Проблемы исторической поэтики, 2012. Электронная версия: http://cyberleninka.ru/article/n/evangelskiy-tekst-v-romane-f-m-dostoevskogo-netochka-nezvanova 5) Пушкарева В.С. Дети и детство в творчестве Ф.М. Достоевского и русской литературе второй половины XIX века. [Учеб. пособие для студентов филол. фак. пед. вузов]. - Белгород: Белгородск. гос. университет, 1998. – 103 с. 6) Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с. Электронная версия: http://psychlib.ru/mgppu/ode/ode-001.htm Экранизация: «Петербургская ночь» (реж.: Григорий Рошаль, Вера Строева). По мотивам повестей Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи» (СССР, 1934) 5 лекция + семинар: «Белые ночи» (1848 год) – тип мечтателя. Мотив ухода от реальности. Мечты – путь к себе или бесплодный эскапизм?.. Роль общения в определении своих жизненных целей, приоритетов, идей. Литература 1) Николаева Е.Г. Тип петербургского мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» // Вестник Удмурдского университета, Серия: «История и филология» (№ 1), 2008. Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/tip-peterburgskogo-mechtatelya-v-povesti-f-m-dostoevskogo-belye-nochi-1 2) Евлампиев И.И. Петербург белых ночей в творчестве Ф. Достоевского // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, № 3 (2010). – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. Электронная версия: http://cyberleninka.ru/article/n/peterburg-belyh-nochey-v-tvorchestve-f-dostoevskogo
3) Киносита Т. Образ мечтаталя: Гоголь, Достоевский, Щедрин // Достоевский: Материалы и исследования. – Т. 8. – с. 21 - 38. Экранизации: «Белые ночи» Лукино Висконти (Италия, 1957) «Белые ночи» Ивана Пырьева (СССР, 1959) «Четыре ночи мечтателя» Робера Брессона (Франция, 1971) «Белые ночи» Леонида Квинихидзе (Россия, 1992)
6 лекция + семинар: «Село Степанчиково и его обитатели» (1859 год). Фома Опискин как мастер манипуляции. Модели поведенческой и речевой манипуляции в коммуникации. Созависимые отношения «тирана – жертвы». Феномен лжеучительства как актуальная проблема нашего времени. Литература 1) Лотман Ю.М. «Село Степанчиково» Достоевского в контексте литературы второй половины XIX века. // Достоевский: материалы и исследования. – Ленинград: Наука, Т. 7, 1987. – с. 152 – 165. 2) Лотман Ю.М. О литературном подтексте одного из эпизодов повести Достоевского «Село Степанчиково...» // Достоевский: Материалы и исследования. – Спб: Наука, Т. 12, 1996. – с. 67 - 78. 3) Ренанский А.Л. Почему Фома Опискин боролся с «комаринским мужиком»? – Достоевский: Материалы и исследования. – Спб: Наука, Т. 18. – 2008.– с. 331 – 346. 4) Кибальник С.А. «Село Степанчиково и его обитатели как криптопародия» // Достоевский: Материалы и исследования. – СПб: Наука, Т. 19. – с. 108 – 142. Экранизации: «Село Степанчиково и его обитатели» (реж. Лев Цуцульковский), 1990 год «Фома Опискин» – спектакль театра Моссовет (Сергей Юрский - в главной роли); телеспектакль театра Моссовет 1998 года 7 лекция + семинар: «Записки из Мертвого дома» (1860 год) – психология преступления. Типы преступников. Роль свободы в развитии личности. Свобода внешняя и внутренняя. Автобиографичность произведения. Литература 1) Альтман М.С. Образы и эпизоды из «Записок из Мертвого дома» в последующих произведениях Достоевского (с. 19 – 23) // Альтман М.С. Достоевский по вехам имен. – Саратов: Изд-во Саратовского ун.-та, 1975. - 280 с. 2) Иванов А.В. О свободе // Вопросы философии, № 11. - М., 1993. – с. 10 – 15. 3) Кирпотин В.Я. Достоевский в 60-е гг. Глава 2. «Записки из Мертвого дома». - М.: АН СССР, 1959. – 254 с.
4) Сохряков Ю. От «Мертвого дома» до ГУЛАГА (нравственные уроки «лагерной» прозы) // Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза XX века (70-80-е годы). - М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 240 с. 5) Фридлендер Г.М. Совершенно новый мир, до сих пор неведомый…(Вступ. ст.) // Ф.М. Достоевский. «Записки из Мертвого дома». Рассказы. - М.: Сов. Россия, 1983. – 416 с. 6) Червинскине Е.П. Свобода личности в мире идей Достоевского. – Достоевский: материалы и исследования. – Л.: Наука, 1980. – Т. 4. – с. 68 – 74. 7) Штейнберг А.З. Система свободы Ф.М. Достоевского. – Берлин: Скифы, 1923. – 144 с. 8) Франкл Виктор Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. 8 лекция + семинар: «Записки из подполья» (1864 год): «личный ад» каждого. Роли палача и жертвы во взаимоотношениях. Параллели с поздней повестью Ф.М. Достоевского «Кроткая» (1876 год). Причины суицида. Литература: 1) Гарин И.И. Многоликий Достоевский. Глава 6: Подпольные люди. – М.: Терра, 1997. 2) Одиноков В.Г. Об одной литературной реминисценции в «Записках из Подполья» // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 2. – с. 82 – 87. 3) Штедке К. О различных контекстах «Записок из Подполья» // Достоевский: Материалы и исследования. – СССР, Ленинград: Наука, Т. 2. – 1976. – с. 74 – 81. 4) Бельтраме Ф. О парадоксальном мышлении «Подпольного человека». // Достоевский: Материалы и исследования. – Спб, Наука, 2007. – Т. 18. – с. 135 – 142. 5) Ельницкая Л.П. Исповедь антигероя. («Записки из Подполья» Ф.М. Достоевский и «Распад атома» Г. Иванова) // Достоевский: Материалы и исследования. – СПб, Наука, 2007. – Т. 18. – с. 227 – 240. Театральная версия: Моноспектакль в театре «Сатирикон» – «Вечер с Достоевским» (Константин Райкин - в роли Подпольного) 9 лекция + семинар: «Игрок» (1866 год). Власть моноидей. Проблема игровой зависимости личности. Биографические черты романа. Актуальность произведения сегодня. Литература: 1) Ельницкая Л.М. Хронотоп Рулетенбурга в романе Достоевского «Игрок» // Достоевский и мировая культура. – СПб.: Альманах № 23, 2007. 2) Кибальник С.А. Проблемы интертекстуальной поэтики Ф.М. Достоевского (на материале романа «Игрок») // СПб: Русская литература, 2014, № 1. – С. 135—148. 3) Назиров Р.Г. К вопросу об автобиографичности романа Ф.М. Достоевского «Игрок». Электронная версия: http://nevmenandr.net/nazirov/journal/2013_1_8-93_igrok.pdf 4) Бурлаков И. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. — М.: Независимая фирма Класс (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 86), 2000. 5) Анализ развития зависимости у главного героя рассказа Ф. М. Достоевского “Игрок”. Электронный ресурс: https://asidaya.wordpress.com/addiction-analysis-igrok/
Экранизация: «Игрок» 1972 год (СССР - Чехословакия), реж. - Алексей Баталов
10 лекция + семинар: обобщение идей, обмен мнениями, написание аналитического эссе по курсу. Литература: 1) Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник // Сост. и научн. редактор – Г.К. Щенников, Б.Н. Тихомиров. – СПб: Пушкинский Дом, 2008. – 470 с. 2) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского, 4-е изд. - М.: Советская Россия, 1979.- 320 с. 3) Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // О русских классиках. – М.: Высшая школа, 1993. – 368 с. 4) Померанц Г. С. Точка безумия в жизни героя Достоевского // Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. – М.: Наука, 1990. 5) Фрейд Зигмунд Достоевский и отцеубийство. – М.: Республика, 1995. Электронный ресурс: http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/uch_materialy/muz/3_kurs/Estetika_Leschinskaya/27.pdf Электронные ресурсы: Страница Достоевского в ImWerden: http://imwerden.de/razdel-212-str-1.html Сайт Ф.М. Достоевского: http://www.fedordostoevsky.ru/ NB Отсканированные статьи из «Материалов и исследований» (Тома 1 – 20) можно найти на этом сайте, в соответствующем разделе: http://www.fedordostoevsky.ru/research/mr/!)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|