Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение, задачи и структура инженерно-авиационной службы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

КАФЕДРА МИКРО- И НАНОТЕХНОЛОГИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

 

 

В.П.ПАШКОВ

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК 629.13.05.001.4

ББК

П

 

 

Пашков В.П.

П Техническое обслуживание и эксплуатация аэрокосмической техники: Конспект лекций / СПбГУАП. СПб.,2012.

 

Рецензенты:

 

Рассмотренные материалы могут быть использованы студентами инженерных специальностей для совершенствования технологической подготовки в части проведения испытаний аппаратуры различного назначения.

Подготовлены кафедрой технологии аэрокосмического приборостроения и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

 

 

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

© Санкт-Петербургский

государственный университет

аэрокосмического приборостроения.2012

© В.П. Пашков.2012

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Появление самолетов нового поколения – Ил – 96 – 300, Ту – 204, Ил – 114 и других, авиационное оборудование которых практически полностью построено на базе цифровых ЭВМ, микроЭВМ, микропроцессоров и другой современной авионики предъявляет повышенные требования к организации и проведению процесса технической эксплуатации авиационной техники.

Настоящее учебное пособие посвящено задачам повышения качества эксплуатационной подготовки студентов эксплуатационных и других инженерных специальностей. В нем рассмотрены вопросы организации инженерно-авиационной службы (ИАС), технического обслуживания, методов и средств технической эксплуатации авиационной техники.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЭКСПЛУАТАЦИ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

 

Организационно-технологические основы эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники.

 

Эксплуатация авиационной техники – совокупность процессов подготовки объекта к использованию, использования по назначению, различных видов технического обслуживания и ремонта, хранения, транспортирования, а также управления летным и инженерно-техническим составом авиационных предприятий.

Из этого следует, что эксплуатация авиационной техники (АТ) включает в себя: техническую эксплуатацию, летную эксплуатацию, ремонт на авиационных ремонтных заводах.

Техническая эксплуатация представляет собой производственную деятельность авиапредприятий по инженерно-авиационному обеспечению полетов для достижения безопасности и регулярности полетов, высокой надежности и исправности АТ, высокого качества и своевременности подготовки техники к полетам, правильной эксплуатации ее на земле и в воздухе (сохранении заданных Нормами летной годности характеристик на протяжении установленных ресурсов и сроков службы).

Летная эксплуатация – система действий экипажа по непосредственному использованию АТ в полете, заключающаяся в управлении оборудованием воздушного судна с целью обеспечения оптимальных режимов работы этого оборудования.

Техническое обслуживание АТ представляет собой комплекс технологических операций, выполняемых инженерно-техническим и рабочим составом инженерно-авиационной службы на АТ для поддержания работоспособности или исправности изделия при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Техническое обслуживание включает в себя: организацию и выполнение работ, определяемых Регламентом технического обслуживания соответствующего типа воздушного судна; выполнение дополнительных к Регламенту работ по устранению отказов и неисправностей, выявленных в полете и в процессе обслуживания АТ; проведение доработок АТ, выполнение специальных осмотров, замену выработавших ресурс агрегатов и блоков.

Организационное обеспечение технического обслуживания представляет собой систему мероприятий инженерно-авиационной службы по организации технического обслуживания АТ (планирование обслуживания и использования АТ; планирование и распределение инженерно-технического и рабочего состава; планирование и распределение средств технического обслуживания; контроль качества и сроков технического обслуживания и т.п.).

Система технического обслуживания и ремонта (ТоиР) представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, документации, процесса технического обслуживания и ремонта, исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему.

Цель системы ТоиР – управление техническим состоянием изделий в течение их ресурса или срока службы, которое обеспечивает заданный уровень готовности к использованию по назначению и их работоспособность в процессе использования, минимальные затраты времени, труда и средств на выполнение ТоиР изделий.

 

Классификация воздушных судов, ресурсов и сроков службы авиационной техники.

 

Классификация воздушных судов (ВС). Самолетам и вертолетам гражданской авиации в зависимости от их массы присваивается класс (табл. 1.1).

Таблица 1.1

 

Класс ВС Взлетная масса, т
Самолеты Вертолеты

 

  Более 75 30 – 75 10 – 30 До 10 Более 10 5 – 10 2 – 5 До 2

 

Самолеты классифицируются также в зависимости от дальности полета в километрах:

Магистральный дальний………………………………более 6000

Магистральный средний………………………………2500 – 6000

Магистральный ближний……………………………..1000 – 2500

Самолет местных воздушных линий (МВЛ)…………до 1000

 

Ресурсы авиационной техники. В процессе эксплуатации происходит износ подвижных элементов и старение материалов, накопление усталостных явлений в изделиях АТ. Следствие этого – возрастание интенсивности отказов изделий. Поэтому изделиям АТ устанавливаются ресурсы и сроки службы.

Гарантийный ресурс (гарантийная наработка) Тг – наработка изделия (в часах, циклах или других единицах измерения), в пределах которой изготовитель гарантирует нормальную работу и обеспечивает (бесплатное) восстановление отказавших изделий при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения, транспортирования.

Гарантийный срок службы (срок гарантии ) – календарный период, в течении которого изготовитель гарантирует нормальную работу и обеспечивает (бесплатное) восстановление отказавших изделий при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения, транспортирования.

Каждому изделию АТ устанавливаются гарантийные ресурсы и срок службы. Гарантия изготовителя прекращается после окончания хотя бы одного из этих периодов. Так, например, пусть агрегату установлены гарантийный ресурс (наработка) 1000 ч и гарантийный срок службы 3 года. Если агрегат наработал 1000 ч за 1,5 года или за 3 года он наработал 500 ч, то в обоих случаях гарантия на агрегат прекращается.

В настоящее время гарантийный срок службы изделий АТ устанавливается, как правило, в пределах 3 - 5 лет.

Назначенный (или общий) технический ресурс (Тназн) – суммарная наработка изделия, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния изделия.

Общий срок службы – суммарная календарная продолжительность эксплуатации изделия до предельного состояния, при котором ремонт его технически невозможен или экономически нецелесообразен.

Межремонтный ресурс (Тмр) – наработка изделия между двумя последовательными плановыми капитальными ремонтами. Для нового изделия устанавливается ресурс до первого капитального ремонта.

Межремонтный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации изделия между двумя последовательными плановыми капитальными ремонтами.

В пределах назначенного ресурса (общего срока службы) может быть несколько межремонтных ресурсов.

Гарантийный ресурс и срок службы устанавливаются специальным соглашением между Департаментом авиационной промышленности и Департаментом гражданской авиации для каждого конкретного ВС и типа авиационной техники. Этот ресурс имеет как юридическое, так и финансовое значение. В период действия гарантийного ресурса завод-изготовитель обязан бесплатно восстановить отказавшее изделие.

Межремонтные и назначенные ресурсы и сроки службы устанавливаются совместно выше названными Департаментами на основании результатов испытаний и опыта эксплуатации аналогичных изделий.

В процессе эксплуатации осуществляется обязательный учет расхода ресурса АТ. В этот расход засчитываются:

- для самолетов – налет часов и число посадок;

- для вертолетов – налет часов и 1/5 часть времени работы их несущих винтов и трансмиссий на земле;

- для авиационных двигателей – время налета и 1/5 часть времени их работы на земле.

Некоторые изделия бортовых систем имеют специальные счетчики (часы) их наработки. Для приборов, агрегатов, блоков, у которых не ведется специальный учет их наработки, принимается, что их наработка равна времени налета ВС.

К полетам допускаются только исправные ВС, отвечающие техническим условиям (ТУ), прошедшие проверку и подготовку в соответствии с Наставлением по технической эксплуатации и ремонту АТ.

Исправным считается ВС при одновременном выполнении следующих условий:

- планер, двигатели и их оборудование имеют остаток ресурса и срока службы, полностью укомплектованы согласно ТУ;

- на ВС выполнены все работы в объеме, предусмотренном регламентом технического обслуживания и ведомостью дополнительных работ;

- устранены все неисправности, записанные в бортовом журнале ВС, а также обнаруженные в процессе подготовки к полету; оформлена производственно-техническая и пономерная документация; исправность ВС подтверждена в карте-наряде подписями соответствующих должностных лиц.

Готовым к полету считается исправное ВС, если:

- работы по обеспечению вылета выполнены и записаны в карте-наряде на подготовку к полету;

- системы ВС заправлены горюче-смазочными материалами (ГСМ), спецжидкостями и газами в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации, задания на полет и регламента технического обслуживания данного типа воздушного судна;

- ресурсы бортовых изделий и всего ВС достаточны для выполнения полета в соответствии с заданием;

- ВС укомплектовано всей необходимой документацией, осмотрен и принят экипажем от ответственного лица инженерно-авиационной службы (ИАС), что подтверждено подписью бортинженера (бортмеханика) или командира экипажа в карте-наряде на подготовку ВС к полету.

В ряде случаев ВС может быть готовым к полету и при наличии в его системах неисправностей, отказов. Однако эти отказы и неисправности не должны снижать уровень безопасности полетов. Для каждого типа ВС установлен Перечень допустимых неисправностей для вылета с небазовых аэропортов. Для перспективных самолетов (Ту-204, Ил-96-300 и др.), где обеспечивается достаточное резервирование, предусматривается неисправностей в отдельных резервированных системах при очередных периодических формах технического обслуживания.

 

1.3. Виды и формы технического обслуживания.

 

По принятой в гражданской авиации системе технической эксплуатации предусматриваются следующие виды ТО: оперативные, периодические, особые виды, к которым относятся сезонное, ТО при хранении, специальное.

ОПЕРАТИВНОЕ ТО. Основное назначение оперативного ТО – устранение возникших в полете и на земле отказов в бортовых системах и подготовка ВС к очередному полету. Существуют следующие формы оперативного ТО:

- работы по встрече ВС;

- работы по обеспечению стоянки ВС;

- работы по осмотру и обслуживанию ВС;

- работы по обеспечению вылета ВС.

Работыповстрече ВС выполняется непосредственно после каждой посадки ВС, а также при постановке его на стоянку оперативного ТО. К этим работам, например, относятся: внешний осмотр ВС, одевание чехлов и установка заглушек на приемники воздушных давлений, установка защитных заглушек на воздухозаборники, подключение аэродромных источников электроэнергии, получение от экипажа замечаний о работе авиатехники в полете и др.

Работы по обеспечению стоянки ВС выполняются в случае передачи его от экипажа в АТБ, если продолжительность стоянки до очередного вылета превышает 5 час.

К этим работам, например, относятся: проверка наличия чехлов и защитных заглушек на приемниках воздушных давлений и на воздухозаборниках, установка всех выключателей, реостатов, рычагов управления в положение выключено, отключение аэродромного источника электроэнергии, съем и перенос бортовых аккумуляторов в теплое помещение при морозной погоде и др.

Работы по осмотру и обслуживанию ВС в свою очередь делятся на несколько форм. Для многих типов ВС регламентами ТО установлены формы А1 (или А-транзитная), А2 (или А-базовая), Б (или базовая).

Работы по форме А1 выполняются: в транзитном и конечном аэропортах после каждой посадки ВС; после контрольно-испытательного полета(облета); перед вылетом после проведения периодического ТО; при очередных заправках топливом во время учебно-тренировочных полетов; перед вылетом, если ВС не летало после любой формы ТО более 12…24 час. (в зависимости от типа ВС).

В процессе выполнения формы А1 устраняются обнаруженные отказы, а восстановленные системы оборудования проверяются на работоспособность. Кроме того, проводятся осмотры авиационной техники, проверка работоспособности отдельных систем в соответствии с регламентом ТО конкретного типа ВС.

Техническое обслуживание по форме А2 (А-базовая) выполняется: в базовом аэропорту после каждой посадки рейсового ВС; в конце летного дня при учебно-тренировочных полетах. Назначение формы А2 такое же, как и А1, однако объемы работ, определяемые регламентом ТО для этой формы, больше. После проведения формы А2 обеспечивается готовность ВС к полету в течение 12 час.

Техническое обслуживание по форме Б выполняется в базовом аэропорту через назначенный календарный промежуток времени регулярной эксплуатации ВС, если по налету часов не требуется выполнять очередное периодическое ТО. Объем работ, выполняемых по форме Б, превышает объем предыдущих форм.

Работы по обеспечению вылета ВС производятся перед его вылетом после проведения соответствующей формы ТО (А1, А2, Б), а также повторно после задержки вылета на время, превышающее 1 час. Эти работы состоят из подключения аэродромных источников электроэнергии к борту ВС перед подготовкой к полету, съема с ВС защитных чехлов, заглушек, установка аккумуляторных батарей, осмотра ВС по установленному маршруту, отключения аэродромных источников питания, заземления и др.

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ТО. Оно выполняется в базовых аэропортах через определенное время налета или определенное число посадок. Для ВС с относительно малым налетом период выполнения таких работ определяется календарным временем.

Основное назначение периодического ТО - проведение углубленного контроля технического состояния, выявление и устранение развивающихся неисправностей систем, агрегатов, узлов и деталей ВС, проведения профилактических мероприятий по предотвращению возможностей возникновения неисправностей и отказов.

Число форм периодического ТО и периодичность их выполнения зависит от типа ВС, уровня развития авиационной техники и средств ее обслуживания, от применяемых методов и организации технического обслуживания. Так, для многих типов ВС установлены следующие формы периодического ТО:

- форма 1 – через каждые (300 30) час. налета;

- форма 2 – через каждые (900 30) час. налета;

- форма 3 – через каждые (1800 30) час. налета.

При этом отсчет часов ведется от базовых цифр, кратных 300, 900, 1800, независимо в какой момент поля допуска проводилось предыдущее обслуживание. Например, если предыдущее ТО проводилось при налете 875ч, то очередное следует выполнить через 1200 ± 30 часов, а не 1175 ± 30 часов.

Для ВС с календарной периодичностью выполнения ТО могут быть установлены следующие формы периодического ТО:

1К - через 3 месяца ± 15 суток;

2К - через 9 месяцев ± 30 суток;

3К - через 18 месяцев ± 30 суток.

Каждая форма периодического ТО подразделяется на следующие виды работ:

- предварительные (подготовка рабочих мест, открытие люков, подключение источников энергии и т.д.);

- смотровые (контрольные осмотры узлов, блоков, систем, составление ведомостей дефектов);

- стандартные (демонтаж агрегатов, контроль их состояния в лабораториях, выполнение регулировочных работ и текущего ремонта, монтаж агрегатов на борт, проверки работоспособности и регулировки бортовых систем);

- заключительные (закрытие лючков, отсеков, щитков, контроль наличия инструментов и приспособлений, оформление документации, передача ВС в цех оперативного ТО.

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Условия эксплуатации ВС в определенной степени зависят от времени года. В связи с этим регламентируются некоторые особенности эксплуатации для осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов. К эксплуатации в этих условиях должны быть подготовлены ВС, люди и средства технического обслуживания. Для подготовки техники к соответствующим сезонам эксплуатации 2 раза в год проводят сезонное ТО.

Перечень работ, которые должны быть выполнены при этом, определяются Регламентом ТО конкретного ВС и перечнем дополнительных работ, который определяется главным инженером АТБ. Во время сезонного ТО выполняются также различные профилактические работы (восстановление защитных покрытий; устранение коррозии, ремонт чехлов и заглушек и т.д.).

СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Оно выполняется после каждого полета ВС в нестандартных условиях: турбулентная атмосфера, зона грозы, града, пылевой бури, а также после грубой посадки, выкатывания ВС за взлетно-посадочную полосу (ВПП) или приземление до ВПП, превышение допустимых перегрузок. В таких полетах могут появиться трещины в конструкции ВС, оплавления, пробой изоляции, повреждение авиадвигателей, электронного оборудования и т.п. Цель специального ТО - контроль состояния авиационной техники и устранение неисправностей, связанных с особыми условиями полета. Перечень работ для каждого из перечисленных условий полета определяется Регламентом ТО и специальными указаниями главного инженера АТБ.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ХРАНЕНИИ. При необходимости ВС может быть поставлено на определенный срок хранения. С целью сохранения его в исправном состоянии периодически проводятся ТО, которое состоит из работ по подготовке к хранению, работ, выполняемых черезкаждые 10 или 30 дней хранения, работ по подготовке ВС к полету после хранения. Перечень работ определяется регламентом ТО.

В эксплуатационном предприятии (на техническом складе, в обменном фонде) постоянно хранится большое число приборов, блоков, агрегатов бортовой аппаратуры. Эти изделия должны систематически проходить техническое обслуживание в соответствии со специальными инструкциями по хранению.

 

1.4. Разработка регламента технического обслуживания изделий авиационной и ракетно-космической техники

 

Регламент ТО является основным документом, определяющим перечень и периодичность плановых работ по техническому обслуживанию ВС в процессе эксплуатации. В него включены все виды работ по ТО систем и изделий ВС, выполняемых силами авиационно-технической базы (АТБ) и представителей промышленности, как на борту ВС, так и в лабораториях АТБ.

Все работы, указанные в регламенте, группируются по системам и назначению. Регламент может состоять из двух или трех частей. В первом случае часть 1 относится к планеру и силовой установке, а часть 2 к авиационному и радиоэлектронному оборудованию (АиРЭО). Каждая часть может быть разделена на две с отдельным изложением оперативных форм и периодических форм ТО.

С целью стандартизации регламентов ТО для всех типов ВС, а также электронной обработки рабочей документации утверждены Общие требования к регламенту технического обслуживания ВС гражданской авиации. Они разработаны в соответствии с действующими нормативными документами. Согласно этим требованиям содержание всех форм и видов ТО должно оформляться в виде рекомендованных таблиц.

Регламент ТО разрабатывается специалистами КБ в процессе создания ВС. При этом учитывается обобщенный опыт создания и эксплуатации аналогичных типов ВС с их оборудованием и специфические особенности разрабатываемого устройства.

Разработанный регламент ТО уточняется в процессе заводских испытаний, утверждается разработчиком ВС и затем передается на государственные испытания. Уточненный по результатам этих испытаний регламент утверждается разработчиком ВС и вводится в действие на период эксплуатационных испытаний. По их результатам регламент снова корректируется, утверждается разработчиком ВС, после чего вводится в действие для всего парка ВС данного типа.

В процессе эксплуатации АТ дорабатывается, модифицируется, накапливается опыт и совершенствуются методы и средства ее технического обслуживания. Это вызывает необходимость периодической корректировки регламентов ТО. Такая работа ведется НИИ гражданской авиации, эксплуатационными и ремонтными предприятиями. При этом осуществляется: сбор данных об отказах и неисправностях по системам и агрегатам ВС, качественный анализ отказов и неисправностей, исследование их влияния на регулярность и безопасность полетов, расчет показателей надежности наиболее ответственных агрегатов и систем, анализ возможностей существующих методов и средств ТО.

На основании полученной эксплуатационной информации разрабатывается перечень изменений к действующему регламенту ТО и составляется новый регламент. Затем проводится проверка нового регламента на ограниченном числе ВС при их подконтрольной эксплуатации. По ее результатам осуществляются окончательная доработка регламента и его внедрение на всем действующем парке ВС данного типа. Регламент ТО обычно не претерпевает существенных изменений в течение 3 – 5 лет.

Проведение указанного выше комплекса работ по корректировке регламентов в процессе эксплуатации ВС, как правило, позволяет увеличить периодичность регламентных работ ряда систем ВС, повысить эффективность при одновременном сокращении трудоемкости технического обслуживания.

 

1.5. Технологические указания по выполнению регламентных работ

 

В регламенте ТО указывается, какую работу необходимо сделать в процессе ТО, а в технологических указаниях по выполнению регламентных работ – в какой последовательности и какими технологическими приемами. Технологические указания излагаются в виде отдельных технологических карт, в графах которых указываются: номер карты и наименование соответствующего пункта регламента; содержание операции и технические требования; способы устранения выявленных неисправностей и отклонений от технических требований; нормативная трудоемкость работы; кто контролирует работу; перечень инструмента, приспособлений, приборов и расходных материалов для выполнения работы.

Размеры и форма технологической карты определяются стандартами. Ввиду большого объема технологических указаний они могут делиться на отдельные выпуски, в которых излагается технология работ по отдельным видам оборудования или даже по отдельным системам. Каждая технологическая карта может располагаться на одном, двух и более листах.

 

1.6. Методы технической эксплуатации и стратегии технического обслуживания

 

Эффективность процесса технической эксплуатации АТ в значительной мере определяется совершенством применяемых методов технической эксплуатации и стратегий ее технического обслуживания. Это особенно становится заметным и ощутимым в современных условиях, когда АТ усложняется и оснащается ЭВМ, микропроцессорами и другими высокотехнологичными устройствами, увеличиваются объемы авиационных перевозок и работ, выполняемых авиацией. Опыт показывает, что при оптимизации применяемых методов технической эксплуатации и стратегий технического обслуживания повышается эксплуатационная надежность техники, регулярность и безопасность полетов, сокращаются расходы на ТОиР.

Метод технической эксплуатации изделия представляет собой принцип (правило) назначения предельного состояния, при котором прекращается или прерывается его использование по назначению. В зависимости от вида предельного состояния изделия различают методы технической эксплуатации изделия по ресурсу (ТЭР) и методы технической эксплуатации по состоянию (ТЭС).

При методе ТЭР предусматривается эксплуатация изделия до выработки им заданного ресурса (межремонтного, назначенного), после чего оно подлежит восстановлению путем ремонта или списанию.

Техническая эксплуатация по состоянию (ТЭС) делится на два метода: технической эксплуатации до предотказового состояния (ТЭП) и технической эксплуатации до отказа (ТЭО). В первом случае в момент достижения предотказового состояния изделие восстанавливается или совсем снимается с эксплуатации (списывается). Во втором случае изделие эксплуатируется до отказа или до минимально допустимого уровня его надежности, после чего подлежит восстановлению или списанию.

При методах ТЭС изделие эксплуатируется без установления для них ресурсов и сроков службы (до первого ремонта, межремонтных, назначенных). В случае метода ТЭП осуществляется плановый контроль параметров изделия и в зависимости от результатов этого контроля могут выполняться восстановительные работы. В случае метода ТЭО осуществляется только плановый контроль работоспособности изделия (без выполнения восстановительных работ вплоть до его отказа).

Стратегия технического обслуживания определяет принцип (правило) назначения сроков и объемов технического обслуживания изделия. В настоящее время различают стратегии технического обслуживания по наработке (ТОН) и техническое обслуживание по состоянию (ТОС).

В случае ТОН перечень и периодичность выполнения операций обслуживания определяются значением наработки изделия с начала эксплуатации или после капитального ремонта.

В случае ТОС перечень и периодичность выполнения операций обслуживания определяются фактическим техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания. При этом учету подлежат и результаты прогнозирования и предыдущего контроля технического состояния изделия.

Техническое обслуживание изделий АТ включает в себя контроль их параметров, работоспособности, выполнение профилактических и восстановительных работ. Плановость и объемы этих работ определяются принятыми методами технической эксплуатации и стратегиями технического обслуживания.

Режимы технического обслуживания АТ определяют периодичность и перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании. Для каждого типа ВС задаются режимы оперативных, периодических и особых видов ТО. Документом, в котором изложены режимы, ТО является Регламент технического обслуживания, который входит в программу ТОиР ВС.

Программа технического обслуживания и ремонта представляет собой документ, устанавливающий методы технической эксплуатации, стратегии, количественные характеристики видов ТОиР, порядок их корректировки на протяжение срока службы с начала эксплуатации до списания изделия. Эта программа формируется разработчиком ВС на основе Общих требований к программе ТОиР ВС гражданской авиации.

В программе ТОиР отражаются: заданные условия эксплуатации; характеристика ВС как объекта ТОиР; план ТОиР; организация ТОиР; оснащенность авиационных технических баз (АТБ) и авиационных ремонтных заводов (АРЗ), средства ТОиР; показатели системы ТОиР.

В плане ТОиР излагаются основные принципы построения, организации, объемов и периодичности ТОиР, методы эксплуатации. Этот план служит основой для разработки эксплуатационной, ремонтной и другой производственной документации.

 

1.7.Состояние процесса эксплуатации авиационной техники

 

Эксплуатацию АТ можно рассматривать как процесс с последовательной сменой ее состояния. В общем случае существует довольно большое число состояний процесса, в которых может находиться АТ. Процесс смены состояний протекает во времени. Сложность процесса обусловлена воздействием на него многих факторов, имеющих неслучайный и случайный характер. К ним относятся, например, появление отказов и систем, квалификация и психофизиологическое состояние летного и инженерно-технического состава, условия полета, качество АТ, качество управления воздушным движением и инженерно-техническим составом, качество технического снабжения и т. д.

В результате воздействия всех этих факторов возникают трудности точного планирования времени пребывания АТ в различных состояниях, поскольку оно является случайным. Необходимо учитывать весь комплекс факторов, оказывающих воздействие на процесс эксплуатации АТ, для обеспечения безопасности и регулярности полетов.

Схема состояний АТ, в которых она может находиться в процессе эксплуатации, представлена на рис. 1.1. Всего схема отражает 15 состояний, обозначенных соответствующими цифрами. Четыре укрупненных состояния цифрами не обозначены.

В процессе эксплуатации происходит постоянная смена состояний, переход АТ из одного состояния в другое до тех пор, пока не будет достигнуто поглощающее состояние, т.е. такое, при котором АТ снимается с эксплуатации и подлежит списанию.

Граф состояний процесса эксплуатации бортового оборудования

(рис. 1.2) дает представление о направлениях смены его состояний. Состояния процесса обозначены здесь кружками с соответствующими цифрами. Номера состояний соответствуют цифрам, приведенным на рис. 1.1. Стрелками показаны возможные направления переходов состояний процесса эксплуатации. Например, после полета (1) базовый самолет может поступить на оперативное ТО по форме А2(8) или Б(9). Может оказаться, что самолет попадает в состояние ожидания ТО(6).

При благоприятных условиях после оперативного ТО самолет отправляется в полет (стрелки 8 – 1 или 9 – 1). Если же при выполнении ТО не удалось устранить отказ в системе самолета за отведенное время, то самолет переходит в состояние простоя с отказом (13). В это же состояние самолет может перейти из состояния подготовки к полету по форме А1(7). Из состояния 2 возможен обратный переход в состояние 7, если время ожидания превысит допустимые нормы.

Аналогичным образом на графе можно рассмотреть и остальные переходы процесса эксплуатации.

Граф состояний бортового оборудования дает возможность применить хорошо разработанный аппарат случайных процессов к вопросам изучения статики и динамики процессов эксплуатации, технического обслуживания для повышения для повышения безопасности полетов, качества организации технической эксплуатации и эффективности использования авиационной техники.

 

НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

2.1.Назначение и задачи инженерно-авиационной службы

 

Инженерно-авиационная служба (ИАС) предназначена для организации и осуществления всего процесса технической эксплуатации ВС. Комплекс мероприятий, проводимых ИАС для выполнения планов воздушных перевозок и авиационных работ при обеспечении безопасности полетов, называется инженерно-авиационным обеспечением полетов.

Главными задачами ИАС являются: обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ исправными и подготовленными к полетам ВС; инженерно-авиационное обеспечение безопасности и регулярности полетов; поддержание установленного уровня летной годности эксплуатируемых ВС; экономное использование трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов при ТОиР авиационной техники; повышение авиационно-технической подготовки инженерно-технического и летного состава; выполнение требований государственной, трудовой и производственной дисциплины.

На ИАС возлагаются следующие основные функции:

- руководство технической эксплуатацией АТ;

- организация и проведение ТО, ремонта и подготовки АТ к полетам в

заданные сроки и предусмотренных регламентами ТО объемах;

- планирование использования, ТО и ремонта АТ, обеспечивающее выполнение планов летной работы, регулярность полетов, правильное распределение отработки ресурсов парка АТ, ритмичную и максимальную загрузку подразделений АТБ и ремонтных заводов;

- разработка и реализация мероприятий по предупреждению авиационных происшествий и их предпосылок, отказов и неисправностей АТ по вине инженерно-технического состава;

- сбор, учет и обработка данных об отказах и неисправностях АТ, анализ ее фактической надежности, ведение рекламационной работы, предъявление требований об устранении конструктивных и производственных недостатков АТ;

- контроль соответствия летно-технических характеристик АТ значениям, приведенным в руководствах по эксплуатации;

- учет и выполнение доработок авиационной техники;

- разработка и внедрение в производство прогрессивных методов, технологий и средств ТОиР, средств контроля состояния АТ, внедрение новейших достижений авиационной науки и техники;

- обобщение и распространение передового опыта ТОиР АТ, внедрение прогрессивных норм труда, совершенствование технико-экономического планирования в АТБ;

- ведение и обеспечение сохранности эксплуатационной документации, разработка предложений по ее совершенствованию;

- учет и отчетность по производственной деятельности АТБ, составу, состоянию и использованию АТ, по запасным частям и материалам, осуществление мер по экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов;

- правильное использование закрепленных за ИАС производственных и служебных зданий, сооружений и технологического оборудования, систем энергообеспечения и пожаротушения;

- совершенствование организационной структуры ИАС, повышения качества ТОиР, производительности труда рабочих и инженерно-технического состава, методов организации и проведения ТОиР, разработка и внедрение автоматизированных систем управления производством с использованием ЭВМ;

- разработка и проведение мероприятий по охране труда, окружающей среды, по пожарной безопасности при ТОиР АТ;

- организация и проведение технической подготовки личного состава ИАС, летного состава предприятий;

- подбор и расстановка кадров ИАС, эффективное применение правовых актов по укреплению трудовой и технологической дисциплины, личной ответственности за качество ТОиР АТ.

Важнейшая задача ИАС – исключение случаев снижения безопасности полетов по причинам, связанным с техническим состоянием АТ. Решение этой задачи достигается высоким уровнем орга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...