Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление дебиторской задолженностью

Целью управления дебиторской задолженностью является опти­мизация ее размера и структуры, а также стимулирование объема продаж за счет использования эффективной кредитной политики.

Для достижения этих целей используют:

• управление структурой задолженности;

• контроль над платежной дисциплиной покупателей;

• разработку эффективной кредитной политики.

На размер дебиторской задолженности влияют такие факторы, как объем продаж организации, ее рыночная позиция, интенсивность конкуренции на рынке, а также политика взыскания и кредитова­ния клиентов.

Для оптимизации структуры дебиторской задолженности исполь­зуется классификация по следующим критериям.

1. По экономическому содержанию: задолженность покупателей и
заказчиков; авансы выданные; прочая. Управление этой структурой
заключается в том, чтобы минимизировать удельный вес выданных
авансов и прочей дебиторской задолженности.

2. По срокам погашения: краткосрочная — со сроком погашения
до 3 месяцев, и долгосрочная — со сроком погашения свыше
трех месяцев. Цель управления структурой по срокам возникновения


124 Н- Краткосрочная финансовая политика

заключается в том, чтобы уменьшить удельный вес задолженности с большим сроком, вероятность погашения которой с увеличением срока уменьшается.

3. По своевременности возврата: нормальная и просроченная.
Цель управления — уменьшение доли просроченной задолженности.

4. По возможности взыскания: надежная, сомнительная (не по­
гашенная в срок и не обеспеченная), а также безнадежная (с истек-­
шим сроком исковой давности; по которой есть решение государст-­
венного органа о невозможности взыскания; задолженность лик-­
видированных организаций). Цель управления — минимизация
сомнительной и безнадежной задолженности.

5. По группам дебиторов: группа А — 80% суммарной дебитор­-
ской задолженности; группа В — 15%; группа С — 5% в суммарной
дебиторской задолженности. Такая классификация проводится в
целях выявления задолженности, которая подлежит постоянному
контролю (группа А), и задолженности, контролировать которую
можно с меньшей периодичностью.

6. По номенклатуре реализуемой продукции; цель — выявление
видов продукции, на которую приходится основная сумма дебитор­-
ской задолженности.

Очень важным элементом контроля дебиторской задолженности является анализ ее качества — того, насколько велика вероятность погашения задолженности в ближайшее время и в полном объеме. Такую информацию могут дать следующие аналитические процедуры.

Анализ структуры дебиторской задолженности по ее экономи­ческому содержанию. Значительный удельный вес выданных аван­сов и прочей дебиторской задолженности свидетельствует о низкой степени ликвидности и низком качестве дебиторской задолженно­сти, поскольку, как это отмечалось выше, такая структура является следствием слабой рыночной позиции организации или неэффек­тивного менеджмента, допускающего необоснованное отвлечение финансовых ресурсов.

Анализ срока погашения дебиторской задолженности. Чем боль­ше время оборота, тем при прочих равных условиях ниже качество задолженности, поскольку, как показывает статистика, доля безна­дежных долгов находится в прямой зависимости от сроков погаше­ния задолженности дебитором. В общей сумме дебиторской задол­женности со сроком погашения до 30 дней не более 4% относится к разряду безнадежной; 31—60 дней — 10%; 61—90 дней — 17; 91— 120 дней — 26; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3—4%!.

1 Ковалев В.В. Финансовый анализ: анализ отчетности, выбор инвестиций, управ­ление капиталом. М.: Финансы и статистика, 2000.


4. Управление оборотными активами 125

Анализ убытков от списания дебиторской задолженности, по ко­торой истек срок исковой давности, а также анализ списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов. Наличие зна­чительных сумм потерь такого рода свидетельствует о низком качестве дебиторской задолженности, а также о недостаточной конкуренто­способности продукции, которую организация вынуждена отгружать неплатежеспособным покупателям. Очевидно, что при наличии су­щественных убытков в предыдущих периодах велика вероятность потерь и в будущих периодах. Для оценки этих потерь используются следующие показатели:

• удельный вес убытков от списания дебиторской задолженности в выручке

Удз — убытки от списания дебиторской задолженности; ости

- удельный вес списанной в убыток дебиторской задолженности в дебиторской задолженности

ДЗу — списанная в убыток дебиторская задолженность.

Анализ удельного веса просроченной задолженности. Чем выше ее удельный вес, тем ниже качество дебиторской задолженности. Доля «плохих» долгов не должна превышать 5% выручки.

Анализ резерва по сомнительным долгам, наличие которого свиде­тельствует о высокой вероятности невзыскания задолженности поку­пателей и заказчиков в полном объеме. Для оценки целесообразно рассчитать отношение резерва по сомнительным долгам к дебитор­ской задолженности покупателей и заказчиков и к выручке.

Контроль состояния дебиторской задолженности. Этот контроль включает:

• контроль оборачиваемости задолженности;

• контроль над структурой по срокам возникновения;

• контроль над задолженностью на основе ведомости непога­-
шенных остатков;

• контроль над структурой выручки по срокам ее оплаты.
Контроль оборачиваемости дебиторской задолженности. Одними

из важнейших аналитических показателей являются коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и время ее оборота. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение вы­ручки к средней за период дебиторской задолженности и показывает,


126 II. Краткосрочная финансовая политика

сколько раз за анализируемый период дебиторская задолженность преобразуется в денежные средства:

где ДЗ — среднегодовая дебиторская задолженность.

Срок погашения дебиторской задолженности рассчитывается по формуле


Продолжительность обращения выданных авансов рассчитыва­ется по формуле


Срок погашения дебиторской задолженности рассчитывается также в разрезе ее составляющих, а именно: дебиторской задолжен­ности покупателей и заказчиков, выданных авансов, прочей деби­торской задолженности. Полученные показатели затем сравнивают­ся с показателями времени оборота полученных авансов, а также со сроком погашения кредиторской задолженности. Срок погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков определяется следующим образом:

где Ав среднегодовая сумма выданных авансов.

Срок погашения прочей дебиторской задолженности рассчиты­вается по формуле

где ДЗПР среднегодовая сумма прочей дебиторской задолженности,

которая, как правило, включает задолженность бюджета,

персонала, подотчетных лиц, дочерних обществ и т.д.

Кроме того, на практике используют аналитический показатель «отношение дебиторской задолженности к выручке», который на­зывается коэффициентом закрепления дебиторской задолженности. Показатели оборачиваемости не являются абсолютно объективными, поскольку при увеличении выручки они улучшаются, при ее сни­жении ухудшаются независимо от состояния расчетов.


4. Управление оборотными активами 127

Контроль структуры задолженности по срокам погашения. Для

осуществления контроля структуры задолженность группируют сле­дующим образом:

• до 1 месяца;

• от 1 месяца до 2;

• от 2 до 3 месяцев;

• свыше 3 месяцев.

В дальнейшем рассчитывается удельный вес задолженности каж­дой группы, при этом чем больше удельный вес более ранней за­долженности, тем лучше ее структура. Удельный вес рассчитывается по формуле

где Д3t — дебиторская задолженность t-й группы.

Эти показатели не являются абсолютно объективными, так как при увеличении выручки структура задолженности улучшается даже при неизменной платежной дисциплине покупателей, поскольку увеличение выручки приводит к возрастанию удельного веса задол­женности с более ранним сроком погашения. Таким образом, ни показатели оборачиваемости задолженности, ни показатели ее струк­туры не могут дать объективной информации о платежной дисцип­лине покупателей.

Контроль задолженности на основе ведомости непогашенных ос­татков. Более объективную оценку платежной дисциплины покупа­телей дает расчет показателей ведомости непогашенных остатков, поскольку его результаты не зависят от циклической или сезонной динамики выручки. Расчет заключается в следующем: на определен­ную дату, например на конец квартала, рассчитываются удельные веса непогашенной задолженности в выручке /-го месяца по формуле

где ДЗ, — дебиторская задолженность, возникшая в i -м месяце и остав­шаяся непогашенной на дату расчетов;

Bi — выручка i -го месяца.

Результаты этих расчетов объективно свидетельствуют об ухудше­нии платежной дисциплины клиентов, если доля непогашенной задолженности увеличивается, и об улучшении, если доля уменьшается.

Контроль структуры выручки по срокам ее оплаты. Объективные результаты дает расчет показателей структуры выручки по срокам ее оплаты. При этом рассчитываются удельные веса авансовых плате-


128 II. Краткосрочная финансовая политика

жей, платежей в первом, втором, третьем, у'-м месяце в выручке, т.е. определяется структура выручки по срокам ее оплаты:

где Пj — платежи, которые были осуществлены в j-м месяце в счет оплаты продукции.

Результат этих расчетов дает информацию о том, какая часть вы­ручки была оплачена авансом, в первом, втором и т.д. месяце после отгрузки, что позволяет прогнозировать потоки денежных средств в будущих периодах.

Расчет явных и неявных потерь, связанных с отвлечением денежных средств в дебиторскую задолженность. Эти потери рассчитываются следующим образом.

Потери, связанные с инфляционным обесценением дебиторской задолженности:


rинф — годовой темп инфляции.

Они показывают, сколько денежных средств недополучит орга­низация в связи с тем, что погашение задолженности будет обеспе­чено относительно обесценившимися денежными средствами.

Потери, связанные с необходимостью финансировать дебитор­скую задолженность, привлекая краткосрочные кредиты и займы:

где r КК - средний процент, под который организация привлекает крат-

косрочные кредиты и займы.

Эти расчеты показывают, каковы процентные платежи органи­зации, связанные с заимствованиями для финансирования задол­женности.


где га — депозитная процентная ставка или рентабельность активов.

Потери, связанные с недополучением прибыли в связи с отвлече­нием денежных средств в дебиторскую задолженность и невозмож­ностью заработать прибыль. Для оценки такого рода потерь исполь­зуется депозитный процент, если альтернативой отвлечения средств в дебиторскую задолженность является их размещение на банков­ский депозит, или рентабельность активов, если альтернативой яв­ляется направление их в работающие активы:


4. Управление оборотными активами 129

При окончательном определении потерь из рассчитанных выше по­казателей выбирается максимальный и по нему оцениваются потери.

Разработка кредитной политики. Кредитная политика организа­ции представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией сво­им контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов:

• жесткая — предоставление минимальной отсрочки платежей
или непредоставление отсрочек вообще;

• либеральная — предоставление значительной отсрочки пла-­
тежей.

Жесткая политика применяется организациями, имеющими силь­ную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Ее преимущества — минимизация потерь от непогашен­ной дебиторской задолженностей и затрат на финансирование за­долженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции.

Либеральную кредитную политику применяют организации, ра­ботающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество — стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика есть фактор конку­рентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков, в частности это потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности, расходы, свя­занные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.

Либеральная кредитная политика имеет следующие признаки:

• большой срок погашения дебиторской задолженности, напри­
мер превышающий полтора-два месяца;

• наличие существенной долгосрочной дебиторской задолжен-­
ности;

• более высокий темп прироста дебиторской задолженности по­-
купателей по сравнению с темпом прироста выручки;

• наличие списанной в убыток задолженности и убытков от спи­-
сания задолженности в размере, превышающем 1% соответст-­
венно дебиторской задолженности и выручки;

• наличие резервов по сомнительным долгам.

На предварительном этапе разработки кредитной политики оце­нивается рыночная конъюнктура и определяется, насколько выгодно организации придерживаться либеральной политики. На следующих этапах проводят:

• определение лимита дебиторской задолженности в целом по
предприятию;

• оценку надежности и выгодности покупателей;


130 И- Краткосрочная финансовая политика

определение лимита дебиторской задолженности и срока пла-­
тежей по отдельным покупателям;

• оценку эффективности кредитной политики.

Лимит дебиторской задолженности по всей организации рассчи­тывается как сумма доступных для организации источников финан­сирования оборотных активов за вычетом прогнозируемой величины запасов, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и НДС по приобретенным ценностям:

где СОС — собственные оборотные средства;

ДО — долгосрочные обязательства;

Кк — краткосрочные кредиты и займы;

КЗ — кредиторская задолженность;

З – запасы и НДС по приобретенным ценностям;

ДЗапр – дебиторская задолженность в части выданных авансов и про­чей задолженности;

КФВ — краткосрочные финансовые вложения;

ДС — денежные средства.

Общий лимит может увеличиваться более быстрыми темпами, чем выручка, если организация переходит к более либеральной кре­дитной политике.

Оценка надежности и выгодности покупателей включает тща­тельные проверки контрагентов на стадии заключения договоров, а также мониторинг их финансового состояния в течение срока дого­вора. Анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка, включает оценку двух характеристик контрагентов: их надежности и выгодности для организации.

Оценка надежности покупателей основывается на анализе их юридических, финансовых, производственных и рыночных харак­теристик:

• юридические — период существования юридического лица и
период сотрудничества с организацией. Чем дольше эти периоды,

тем более надежен покупатель, тем выше его кредитный
рейтинг, кредитный лимит и срок предоставляемой отсрочки;

• финансовые — уровень просроченной покупателем задолжен­-
ности за предыдущий период (чем он выше, тем менее наде-

жен клиент); динамика кредиторской задолженности покупа­теля (при ее существенном увеличении надежность покупателя

снижается); текущая ликвидность покупателя, т.е. соотноше­ние его ликвидных активов и краткосрочных обязательств (чем она выше, тем выше надежность клиента);


4. Управление оборотными активами 131

производственные — наличие основных средств, других акти-­
вов, численность работающих; чем больше производственных
ресурсов у покупателя и чем позитивнее их динамика, тем он
надежнее;

• рыночные — перспективы рынка, на котором работает контр­
агент; продолжительность работы организации на рынке; устой­-
чивость рыночного положения покупателя; контролируемая
покупателем доля рынка. Чем лучше эти характеристики, тем
надежнее клиент.

Оценка выгодности покупателя основывается на анализе его па­раметров: рентабельности продаж; удельного веса в объеме продаж, а также динамики объема продаж.

Чем лучше эти характеристики, тем выгоднее покупатель, тем больше лимит, который может быть ему предоставлен. Для опреде­ления агрегированной оценки покупателя необходимо разработать критерии оценки перечисленных параметров.

По обобщении этих характеристик покупателей ранжируют в со­ответствии с матрицей, представленной на рис. 4.12.

Рис. 4.12. Ранжирование покупателей

При установлении лимита задолженности по отдельному покупа­телю необходимо учитывать то, что его доля в дебиторской задол­женности должна приблизительно соответствовать его доле в сум­марной выручке организации. Для установления лимита задолжен­ности по покупателям рассчитывается коэффициент надежности и выгодности каждого покупателя. Этот показатель отражает соотно­шение между долей покупателя в задолженности и его долей в вы­ручке. У выгодных и надежных доля в дебиторской задолженности должна быть больше их доли в выручке, а у невыгодных и нена-


132 II. Краткосрочная финансовая политика

дежных покупателей — значительно меньше. Новым покупателям лимит, как правило, устанавливается в объеме, не превышающем выручку, полученную организацией от этого покупателя за месяц.

Рассчитанный лимит по организации распределяется по покупа­телям в соответствие с их рейтингом надежности и выгодности для организации. Лимит по отдельному i -му покупателю рассчитывается по формуле



 


где i — доля i -го покупателя в выручке;

кнв коэффициент надежности и выгодности клиента; для надеж­ных клиентов превышает единицу, для ненадежных находится в интервале от нуля до единицы; для средних приблизи­тельно равен единице.

С учетом рассчитанного лимита по i -му покупателю рассчиты­вается срок предоставляемой ему отсрочки по формуле



 


Для оценки эффективности кредитной политики рассчитываются потери организации от увеличения задолженности и выигрыш от увеличения объема реализации.

Потери организации от предоставления отсрочки в процентах к выручке определяются по формуле

где rкр — годовой процент за банковский кредит;

До средний срок предоставляемых отсрочек.

Выигрыш предприятия от роста объема продаж в процентах к выручке определяется по формуле

где ΔO номинальный темп прироста объема, измеренный в долях

единицы;

тв — валовая маржа в долях единицы (отношение валовой при­были к цене).

Приравнивая выигрыш к потерям, определяют минимально не­обходимый прирост объема продаж при предоставлении отсрочки платежа на определенное число дней:


4. Управление оборотными активами 133

 

Если увеличение объема продаж превышает расчетное, то либе­ральную политику можно признать эффективной, поскольку она позволяет организации увеличивать свою прибыль.

Для оценки эффективности либерализации кредитной политики по данным финансовой отчетности рассчитывается прирост потерь от увеличения дебиторской задолженности:

где Зотч , Зпр — потери, связанные с дебиторской задолженностью, в

отчетном и предыдущем году; обычно рассчитывают на основе кредитного процента (прирост затрат на финан- сирование дебиторской задолженности).

Выигрыш от либерализации политики рассчитывается по формуле

где ΔВ — прирост выручки отчетного года относительно предыдущего;

мотч — маржа прибыли в отчетном году, рассчитанная через вало­вую прибыль;

лп — доля прироста выручки, которая обусловлена либерализацией кредитной политики; определяется экспертным путем.

Если выигрыш превысит потери, то либерализацию кредитной политики можно признать оправданной, а саму кредитную полити­ку — эффективной.

Взыскание задолженности. Важнейшим элементом политики управления дебиторской задолженностью является взыскание задол­женности. Способы взыскания долгов зависят от того, каким образом организация организует эту работу — самостоятельно или с привле­чением специализированных организаций. Долги можно взыскать:

1) функционированием оперативного отдела, в задачи которого
входит инвентаризация расчетов с дебиторами, ведение баз данных
и карточек по контрагентам, регистрация их платежей, истребование
неоплаченных сумм, отслеживание сроков исковой давности, сроков
для предъявления претензий;

2) добровольным урегулированием задолженности. Это возмож­
но, если финансовое положение должника в ближайшем будущем не
улучшится, но вероятность его ликвидации невелика, а совокупные


134 И- Краткосрочная финансовая политика

судебные расходы по взысканию задолженности, вероятно, превысят величину долга. В числе добровольных способов взыскания задол­женностей следующие:

• фиксация размера долга и утверждение графика его погаше­-
ния. В этом случае заключается соглашение о предоставлении
отсрочки (рассрочки) платежа;

• прекращение обязательства новацией. Обязательство прекра­-
щается соглашением сторон о замене первоначального обяза­-
тельства, существовавшего между ними, другим обязательством
между теми же лицами, предусматривающим иной предмет
или способ исполнения (новацию). При замене первоначаль­-
ного обязательства определяются характеристики нового, кото­-
рое должно быть финансово эквивалентным первоначальному;

• заключение соглашения об отступном. Применяется в том слу­-
чае, когда должник не может погасить долг на условиях пер-­
воначального договора. Отступное заключается в прекращении
обязательства предоставлением определенной суммы денег или
передачей в распоряжение кредитора имущества (недвижи­-
мость, товары, ценные бумаги, др.). Размер, сроки и порядок
предоставления имущества устанавливаются сторонами. Здесь
также оценивается эквивалентность обязательств;

• уступка права требования третьему лицу. Этот способ возмо­-
жен, если в договоре нет запрета на передачу прав и обязан­-
ностей. По договору финансирования под уступку денежного
требования одна сторона (финансовый агент) передает или
обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства
в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему
лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом
товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему
лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому
агенту это денежное требование;

3) меры оперативного воздействия на должника:

• удержание имущества должника. Если компания-кредитор
располагает имуществом должника, она может его удерживать
до тех пор, пока не будет погашено обязательство;

• неисполнение встречного обязательства кредитором;

• принудительное взыскание долгов. Взыскание через суд; пред­-
варительно необходимо оценить издержки и имущество долж­-
ника, которое пойдет на их покрытие. По результатам судеб­-
ного разбирательства выдается исполнительный лист, после
чего начинается исполнительное производство, сопровождение
которого организация может осуществлять самостоятельно или
с привлечением коллекторских агентств;


4. Управление оборотными активами 135

• процедура банкротства должника. Этот способ считается са­мым неэффективным, поскольку за время, отведенное зако­ном на осуществление процедур банкротства, должник может вывести все активы и в результате предприятие-кредитор не сможет возместить свои потери.

При использовании добровольных способов взыскания задол­женности для учета интересов обеих сторон необходимо оценить финансовую эквивалентность обязательств. Финансово эквивалент­ными считаются обязательства, которые, будучи приведенными к одному моменту времени, оказываются равными. Приведение осу­ществляется на основе схемы сложного процента путем дисконти­рования или наращения. В процессе определения финансово экви­валентных обязательств должно быть сформировано уравнение эк­вивалентности, которое отражает равенство между приведенными обязательствами: первоначальным и новым. Вид уравнения эквива­лентности будет зависеть от даты приведения обязательств: если датой приведения является дата последнего платежа по новому обя­зательству, то уравнение эквивалентности будет строиться на осно­ве операции наращения:

где -платежи в 1, 2, N-м — периодах по первоначаль­ному обязательству;

— платежи в 1, 2, N-m — периодах по новому обяза-

тельству;

nc1; nc2; ncN — период времени от даты 1, 2, N -го платежа по

первоначальному обязательству до даты приведения;
пн 1; пн2 — период времени от даты 1, 2, (N— 1)-го платежа

по новому обязательству до даты приведения.

В этом уравнении неизвестна величина размер последне­го платежа по новому обязательству.


В этом уравнении неизвестен также размер последнего платежа по новому обязательству.

Если датой приведения является дата первого платежа по пер­воначальному обязательству, то уравнение эквивалентности будет строиться на основе операции дисконтирования:


136 II. Краткосрочная финансовая политика

Если дата приведения будет находиться между датами первого платежа по первоначальному обязательству и последнего платежа по новому обязательству, то в уравнении будут использоваться и операция наращения, и операция дисконтирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...