Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая подготовка (30 час)

Кафедра «Безопасность труда и инженерная экология»

«Утверждаю»

Декан ЭЭФ

 

_____________ Саухимов А..

«____» _____________2017 г.

Syllabus дисциплины

EUBZh1107 Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности

 

Курс  
Семестр  
Всего кредитов  
Всего кредитов ЕSTS  
Общее количество часов Лекций  
Практические занятия Лабораторные занятия -
СРО  
в т.ч. СРСП  
РГР  
Экзамен  

 

 

Алматы, 2017 г.

 

Syllabus составила доцент, к.б.н. Мусаева Ж.К. и ассистент Айтбаева Ж.М. на основании рабочей программы. Syllabus рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Безопасность труда и инженерная экология», протокол № 11 от 21.06.17г.

 

Заведующий кафедрой Абикенова А.А

 

Syllabus рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методической комиссии электроэнергетического факультета (протокол № 4 от 23.06.17г.)

 

 

 

 

1 Преподаватель:

Мусаева Ж.К. - к.б.н., доцент каф. БТиИЭ, каб. А113. Контакты: [email protected]., [email protected], +77016022581;

Айтбаева Ж.М. – ассистент каф. БТиИЯ, магистр БЖЗОС. Контакты: +77012234568

 

2 Время и место проведения аудиторных занятий курса указано в расписании учебных занятий, график консультаций СРСПразмещен на досках объявлений деканата электроэнергетического факультета (Д 209) и кафедры БТиИЯ (А 117).

 

Характеристика учебной дисциплины

3.1 Цель дисциплины – Изучение особенностей функционирования технических систем, а также природных процессов и явлений, как источников экологической и техногенной опасности.

3.2 Задачи дисциплины – изучить проблемы современной цивилизации, основные закономерности функционирования живых организмов, сформировать знания об экологических последствиях хозяйственной деятельности человека.

Описание дисциплины.

Дисциплина «Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности» является элективной из цикла общеобразовательных дисциплин. При изучении дисциплины формируется экологическое мировозрение, изучается теория надежности технических систем, методы анализа опасностей и обнаружения отказов технических систем. Порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

По окончании курса «Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

- основные законы и закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой их обитания;

- закономерности потока энергии через живые системы, круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;

- основные принципы охраны природы и рационального природопользования;

- стратегию устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Уметь:

- выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;

- разбираться в современных стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования с целью сохранения стабильности биосферы и социума без катастрофических кризисов;

- классифицировать чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера; оценивать уровни риска по степени приемлемости.

- расшифровывать кодировку чрезвычайных ситуаций согласно классификатору;

- определять уровень чрезвычайных ситуаций по критериям территориального распространения, экономических убытков и количества пострадавших.

Иметь навыки:

- анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач;

- знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения ее устойчивости;

- защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;

- навыков оказания первой помощи с помощью медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

- причин опасностей и выявлять причины отказов технических систем.

Компетенции: владение культурой безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски, применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.

3.4 Пререквизиты дисциплины: естественно-научные дисциплины среднего образования

3.5 Постреквизиты дисциплины: Охрана труда

4 Структура и содержание дисциплины

Теоретическая подготовка (30 час)

Лекция Тема Номер источника
  Введение. Задачи курса «Экологическая устойчивость и БЖД». Разделы экологии. Методы экологических исследований. Определение «Устойчивое развитие». Законы Б.Коммонера. Экологический фактор. Взаимоотношения живых организмов. Экологическая система, популяция и их характеристики. - 2 часа 1, 2, 3,
  Основные вопросы БЖД. Биосфера и устойчивость. Уровни организации живой материи. Функции биосферы. Классификация загрязнителей биосферы. Актуальность проблемы экологической опасности. Причины и источники возникновения экологической опасности. Понятие ноосферы, техносферы. Классификация производственных факторов. Чрезвычайные ситуации и их классификация по признакам. Внутренние и внешние причины ЧС. - 2 часа 1, 2, 3, 4
  Факторы экологического риска Общие сведения о литосферных опасностях: землетрясения, сели, лавины, оползни и обвалы. Гидросферные опасности: наводнения. Атмосферные опасности: ветровое движение воздушных масс. - 2 часа  
  Антропогенные опасности среды обитания. Общая характеристика ЧС техногенного характера. Классификация ЧС техногенного характера- 2 часа  
  Аварии на радиационных опасных объектах: источники радиационной опасности; классификация зон радиоактивного загрязнения; дозы облучения и их нормирование; Расчет и оценка радиационной обстановки. Аварии на биологических опасных объектах- 2 часа  
  Гидродинамические аварии. Причины возникновения, поражающие факторы, последствия. Аварии на взрывопожароопасных объектах. Классификация пожаров, опасные факторы пожара, классификация производственных помещений по взрывной и пожарной опасности. Меры предотвращения пожаров. - 2 часа  
  Источники и уровни загрязнения атмосферного воздуха. Баланс газов в атмосфере. Естественные и искусственные загрязнения атмосферы. Влияние загрязнений и изменения газового баланса атмосферы на климат. - 2 часа  
  Экологический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха. Оценка негативного влияния загрязнения атмосферы. ПДК, ПДВ Расчет выбросов загрязняющих веществ. Установки и аппараты очистки газа и их классификация, принцип действия. - 2 часа  
  Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест. Расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере. Санитарно-защитные зоны. Правовая охрана атмосферы. - 2 часа  
  Источники и уровни загрязнения гидросферы. Водные объекты, их классификация и водопользование. Системы водоснабжения и их классификация. Критерии оценки эффективности использования воды. Сточные воды и их классификация. Методы водоочистки. Охрана вод от загрязнения- 2 часа  
  Источники и уровни загрязнения литосферы. Отходы производства и потребления и их классификация. Меры по снижению негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду- 2 часа  
  Защита от электромагнитных полей и излучений. Электромагнитные поля и излучения и их действие на человека и окружающую среду. Нормирование электромагнитных полей и излучений. Гигиенические требования по обеспечению защиты от электромагнитных полей и излучений. Контроль и надзор за уровнями электромагнитных полей и излучений- 2 часа  
  Защита от ионизирующих излучений. Радиоактивность. Ионизирующие излучения. Действие ионизирующих излучений на человека и окружающую среду. Радиационная безопасность. Реабилитация радиационно-загрязненных участков территории. Дезактивация и способы ее проведения. Радиометрический контроль- 2 часа 1,2, 3
  Экологический кризис и проблемы современной цивилизации. Стратегия, принципы и цели устойчивого развития. Экоэнергетика. Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития. Возобновляемые источники энергии. - 2 часа 1, 2, 3
  Экологическая политика РК. Концепция устойчивого развития РК Социальные аспекты устойчивого развития. Глобальное партнерство в целях устойчивого развития. Международное сотрудничество в области экологии - 2 часа 1, 2, 3,

 

 

Практическая подготовка

4.2.1 Примерный перечень лабораторных работ – рабочим учебным планом дисциплины не предусмотрено проведение лабораторных занятий

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...