Кузнечные тайны. Древнерусское ремесло на примере работы интерактивной кузницы.
Программа «живые уроки» в историко – этнографическом комплексе «Сугорье» Предмет: «История», класс: 6, тема урока: «Древняя Русь в VIII – первой половине XII вв.»; предмет: «Окружающий мир», 3 - 4 класс. Тема урока: «Наше государство в древности»; предмет: «Литература», 5 – 6 класс. Тема урока «Былины»; предмет: «Литература», 8 класс. Тема урока: «Слово о полку Игореве»; предмет: «Истоки», 4, 7 класс. Тема урока: «Воинство» предмет: «Истоки», 6 класс. Тема урока: «Слово и образ Отечества», «Слово и образ малой родины»; предмет: «Истоки», 4, 7 класс. Тема урока: «Мастера – ремесленники» предмет: «Истоки», 2 класс. Тема урока: «Кузнецы», «Ткачихи – рукодельницы» Тема экскурсии: «Один день в Древней Руси» Формат проведения экскурсии: Интерактивная экскурсия. Продолжительность экскурсии: 3 часа + время переезда до комплекса и обратно. Место проведения: Историко-этнографический комплекс «Сугорье» Организатор: ООО «Княжий двор». Адрес:161105 Вологодская область, Кирилловский район, пассажирский причал Кузино, вблизи местечка Косые гряды т. 89212509205 www.sugorie.ru e-mail:igor.ru4in@yandex.ru Введение. Русский Север, летописное Белоозеро… Древняя святая земля.
Тема интерактивной экскурсии: «Один день в Древней Руси»
1.Встреча группы экскурсоводом в древнерусском костюме. Обзорная экскурсия по территории комплекса от автобусной стоянки до усадьбы "Княжий двор". В ходе экскурсии дети узнают о народах, проживавших на территории Древней Руси в целом, и, Вологодской области, в - частности, о торговых путях, пролегавших через эти земли. Объект показа – река Шексна, по которой в древности проходил Великий Волжский путь «Из варяг в персы», а в наши дни – Волго – Балтийский речной путь. Знакомство с народами, которые этими путями пользовались, на примере рунического камня викингов. В контексте повествования о торговых путях - знакомство с копией древнерусской ладьи, ее устройством, как основного средства передвижения и транспортировки грузов. Рассказ о древнерусском поселении на примере усадьбы «Княжий двор» Выбор места расположения, оборонительные сооружения – тын, сторожевые башни, воротная группа. Происхождение выражения «косить трын – траву». Знакомство с древнерусской архитектурой, ее основными элементами. Раскрытие терминов «хоромы», «терем», «подклет», «гульбище», «крыльцо».
Переход на территорию усадьбы. Встреча новым экскурсоводом. Приглашение в княжескую гридницу – парадную палату для пиров и приемов.
Экскурсия в интерактивном музее «Княжеская гридница». Знакомство с внутренним устройством древнерусского жилища, его основными составляющими – сенями, перерубом, матицей, красным углом, а также с мебелью, светильниками, посудой, бытовыми предметами. Поэтапный выбор исторических персонажей – князя, княгини, гридня (дружинника – телохранителя), сенной боярышни. Облачение в реконструированные древнерусские костюмы с сопроводительным рассказом. Раскрытие особенностей древнерусского костюма, его основных элементов. Используемые ткани, цветовая гамма, способы ношения. Отделка – «золотное шитье», «сажание жемчугом», «набойка», отделка мехом. Отдельные элементы княжеского костюма - шапка, плащ – корзно, гривна, как символы власти. Древнерусские украшения, их значение, материал и способы изготовления, образы, символизм, изменение с принятием христианства. Вооружение древней Руси на примере облачения дружинника. Наступательное вооружение – клинковое, копья, топоры, ударное, связанная с ним мифология. Отличия от вооружения кочевников. Защитное вооружение – кольчуга, виды шлемов, щитов. Обряд посвящения в дружинники. Древнерусские обряды и ритуалы, на примере воссоздания княжеского пира. Видоизменение традиций по мере отказа от язычества. Период двоеверия. Приветствие исторических персонажей, фотосессия. 3. Практическая часть урока, связанная с вооружением. Рассказ о луке и арбалете, устройство, различия у разных народов. Виды стрел и наконечников. Стрельба по мишени под руководством инструктора. Метательное копье (сулица) – поражение мишени. Кузнечные тайны. Древнерусское ремесло на примере работы интерактивной кузницы. Переход в кузницу, знакомство с мастером – кузнецом. Рассказ о значении металла в жизни древнего человека. Ранний железный век, месторождения железной руды на территории края, раскрытие понятий «домница», «сыродутный способ», «крица», «шлак». Описание кузницы, ее устройство, основные элементы – горн, мехи, наковальня. Инструментарий кузнеца. Важность древесного угля и способы его добывания. Профессия углежога. Практическая часть – изготовление гвоздя или походной воинской вилки. Основные принципы работы молотом, отжиг, ковка, закалка. Раскрытие значения выражений: «довести до белого каления», «куй железо, пока горячо» на примере цвета нагрева металла. Вручение готового изделия в качестве памятного сувенира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|