Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кузнечные тайны. Древнерусское ремесло на примере работы интерактивной кузницы.

Программа «живые уроки» в историко – этнографическом комплексе «Сугорье»

Предмет: «История», класс: 6, тема урока: «Древняя Русь в VIII – первой половине XII вв.»;

предмет: «Окружающий мир», 3 - 4 класс. Тема урока: «Наше государство в древности»;

предмет: «Литература», 5 – 6 класс. Тема урока «Былины»;

предмет: «Литература», 8 класс. Тема урока: «Слово о полку Игореве»;

предмет: «Истоки», 4, 7 класс. Тема урока: «Воинство»

предмет: «Истоки», 6 класс. Тема урока: «Слово и образ Отечества», «Слово и образ малой родины»;

предмет: «Истоки», 4, 7 класс. Тема урока: «Мастера – ремесленники»

предмет: «Истоки», 2 класс. Тема урока: «Кузнецы», «Ткачихи – рукодельницы»

Тема экскурсии: «Один день в Древней Руси»

Формат проведения экскурсии: Интерактивная экскурсия.

Продолжительность экскурсии: 3 часа + время переезда до комплекса и обратно.

Место проведения: Историко-этнографический комплекс «Сугорье»

Организатор: ООО «Княжий двор». Адрес:161105 Вологодская область, Кирилловский район, пассажирский причал Кузино, вблизи местечка Косые гряды

т. 89212509205

www.sugorie.ru

e-mail:igor.ru4in@yandex.ru


Введение.

Русский Север, летописное Белоозеро… Древняя святая земля.
Сегодня зти лесные и озерные места знамениты на весь мир своими православными монастырями – Кирилло-Белозерским, Ферапонтовым, Горицким, основанными в XV-XVI вв.
Земли, расположенные здесь - же, по берегу реки Шексны, в старину были известны под певучим названием Сугорье. Управлялись они князьями Сугорскими, жившими в своих укрепленных усадьбах – дворах с дружиной и челядью. Правили они мудро и справедливо, а в лихую годину отважно вставали на защиту родной земли.
Много минуло веков с той поры, но не прервалась связь времен: как и прежде, гордо высится над величавой Шексной мощная сторожевая башня – вежа, а распахнутые резные ворота приглашают гостей посетить удивительное место – древнерусскую усадьбу «Княжий двор».
На территории усадьбы воссоздан по достоверным научным данным двор удельного Сугорского князя XI – XШ вв. с двухэтажными рублеными хоромами на подклете, теремом, хозяйственными постройками и кузницей. Только попав сюда, начинаешь понимать, что значит выражение «живая история».
Здесь нет привычных стеклянных витрин, ограждений и табличек «руками не трогать!». Все экспонаты этого необычного музея живут своей повседневной жизнью, а встречает гостей не экскурсовод, а могучий княжеский дружинник, звучным голосом повествующий о временах стародавних.


 

Тема интерактивной экскурсии: «Один день в Древней Руси»

 

1.Встреча группы экскурсоводом в древнерусском костюме. Обзорная экскурсия по территории комплекса от автобусной стоянки до усадьбы "Княжий двор".

В ходе экскурсии дети узнают о народах, проживавших на территории Древней Руси в целом, и, Вологодской области, в - частности, о торговых путях, пролегавших через эти земли. Объект показа – река Шексна, по которой в древности проходил Великий Волжский путь «Из варяг в персы», а в наши дни – Волго – Балтийский речной путь.

Знакомство с народами, которые этими путями пользовались, на примере рунического камня викингов. В контексте повествования о торговых путях -

знакомство с копией древнерусской ладьи, ее устройством, как основного средства передвижения и транспортировки грузов.

Рассказ о древнерусском поселении на примере усадьбы «Княжий двор» Выбор места расположения, оборонительные сооружения – тын, сторожевые башни, воротная группа. Происхождение выражения «косить трын – траву».

Знакомство с древнерусской архитектурой, ее основными элементами. Раскрытие терминов «хоромы», «терем», «подклет», «гульбище», «крыльцо».

Переход на территорию усадьбы. Встреча новым экскурсоводом. Приглашение в княжескую гридницу – парадную палату для пиров и приемов.

 

Экскурсия в интерактивном музее «Княжеская гридница».

Знакомство с внутренним устройством древнерусского жилища, его основными составляющими – сенями, перерубом, матицей, красным углом, а также с мебелью, светильниками, посудой, бытовыми предметами.

Поэтапный выбор исторических персонажей – князя, княгини, гридня (дружинника – телохранителя), сенной боярышни. Облачение в реконструированные древнерусские костюмы с сопроводительным рассказом. Раскрытие особенностей древнерусского костюма, его основных элементов. Используемые ткани, цветовая гамма, способы ношения. Отделка – «золотное шитье», «сажание жемчугом», «набойка», отделка мехом. Отдельные элементы княжеского костюма - шапка, плащ – корзно, гривна, как символы власти.

Древнерусские украшения, их значение, материал и способы изготовления, образы, символизм, изменение с принятием христианства.

Вооружение древней Руси на примере облачения дружинника. Наступательное вооружение – клинковое, копья, топоры, ударное, связанная с ним мифология. Отличия от вооружения кочевников. Защитное вооружение – кольчуга, виды шлемов, щитов. Обряд посвящения в дружинники.

Древнерусские обряды и ритуалы, на примере воссоздания княжеского пира. Видоизменение традиций по мере отказа от язычества. Период двоеверия.

Приветствие исторических персонажей, фотосессия.

3. Практическая часть урока, связанная с вооружением.

Рассказ о луке и арбалете, устройство, различия у разных народов. Виды стрел и наконечников. Стрельба по мишени под руководством инструктора. Метательное копье (сулица) – поражение мишени.

Кузнечные тайны. Древнерусское ремесло на примере работы интерактивной кузницы.

Переход в кузницу, знакомство с мастером – кузнецом. Рассказ о значении металла в жизни древнего человека. Ранний железный век, месторождения железной руды на территории края, раскрытие понятий «домница», «сыродутный способ», «крица», «шлак». Описание кузницы, ее устройство, основные элементы – горн, мехи, наковальня. Инструментарий кузнеца. Важность древесного угля и способы его добывания. Профессия углежога. Практическая часть – изготовление гвоздя или походной воинской вилки. Основные принципы работы молотом, отжиг, ковка, закалка. Раскрытие значения выражений: «довести до белого каления», «куй железо, пока горячо» на примере цвета нагрева металла. Вручение готового изделия в качестве памятного сувенира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...