Человек как предмет познания. Системное представление о человеке. Предмет и задачи современной психологии.
Общее понятие о методе психологического исследования. Принципы и общая организация психологического исследования.Общая характеристика методов психологии.
2.
Личность.
Понятие о личности в психологии.
Современные теории личности: психодинамические, социодинамические, интеракционисткие.
Зарубежные концепций личности (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон и др.). Отечественные концепций личности (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.). Мотивы и потребности личности. Формирование и развитие личности в онтогенезе. Понятие о деятельности. Виды и характеристики деятельности.
3.
Общение.
Понятие об общении.
Социальная общность и общение. Функция общения.
Общение и личность.
Педагогическое общение. Общение учителя с учащимися, общение в учительском коллективе.
Проблемы внимания в психологии.
Проблема внимания в психологии сознания. Теоретические направления в исследованиях внимания. Функции внимания. Виды внимания. Свойства внимания и их учет в учебно-воспитательном процессе. Развитие внимания.
Память.
Общее представление о памяти. Теории памяти. Виды памяти. Различные основания для выделения видов. Основные процессы памяти, способы и приемы их исследования и развития. Тренинг памяти.
5.
Мышление и речь.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности.
Теории мышления в различных направлениях философии и психологии. Основные виды мышления. Основные формы мышления. Виды умственных операций.
Индивидуальные особенности мышления. Значение речи в жизни человека. Речь как средство общения. Речь и ее функции. Соотношение мышления и речи.
6.
Эмоции.
Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций в жизни человека и животных, основные функции эмоций.
Современные психологические теории эмоций. Классификации эмоций.
Виды эмоциональных состояний. Специфические особенности состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации.
Психологическая характеристика чувств.
Воля.
Понятие о воле. Теории воли. Структура волевого акта.
Развитие воли у человека. Воля в структуре мотивации личности.
Способности.
Понятие о способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Природа человеческих способностей. Развитие способностей.
7.
Темперамент
Общая характеристика темперамента. Краткий обзор учений о темпераменте: донаучные представления (гороскопы, физиогномика, хиромантия); Гиппократ; Э. Кречмер; У. Шелдон; И.П. Павлов.
Характер.
Понятие о характере. Классификация черт характера.Типологии характера по К. Юнгу, Э. Фромму, А.Е. Личко. Акцентуации характера.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ по разделу «Педагогическая психология»
№
Тема
Содержание
Психология воспитания и самовоспитания.
Традиционные и инновационные теории воспитания: личностный подход в воспитании; деятельностный подход в воспитании; ценностный подход в воспитании; гуманистический подход в воспитании. Приоритетные стратегии воспитания на современном этапе. Общее понятие о самовоспитании. Значение самовоспитания в жизни человека. Этапы составления программы самовоспитания. Методы самовоспитания.
Психология обучения.
Обучение как процесс. Основные психологические характеристики обучения. Основные направления современного образования: психология традиционного обучения; психологические основы развивающего обучения; психология проблемного обучения; психологическое обоснование индивидуально-дифференцированного обучения; личностно-ориентированное обучение. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости.
Психология педагогической деятельности.
Общая характеристика педагогической деятельности: формы, содержание, методы. Педагогические функции и умения. Педагог как субъект деятельности. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности.
Психология педагогического общения.
Общая характеристика общения (понятие, структура, уровни). Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Стили и модели педагогического общения. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии. Педагогические конфликты.
По разделу «Социальная психология образования»
№
Тема
Содержание
Социально-психологическая диагностика в сфере образования.
Организация социально-психологической диагностики и характеристика её основных методов. Методологические аспекты социально-психологических исследований. Методы социальной психологии, их типология. Принципы построения социально-психологического исследования. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии образования.
Социальная психология напряжённости и конфликтов.
Социально-психологическая характеристика конфликтов в сфере образования. Понятие конфликта, конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Виды конфликтов. Структура и динамика конфликта. Психологические состояния в условиях конфликта (стресс, фрустрация, агрессия и т.п.). Способы регуляции и разрешения конфликта.
Человек как предмет познания. Системное представление о человеке. Предмет и задачи современной психологии.
Общее понятие о методе психологического исследования. Принципы и общая организация психологического исследования.Общая характеристика методов психологии.
2.
Личность.
Понятие о личности в психологии.
Современные теории личности: психодинамические, социодинамические, интеракционисткие.
Зарубежные концепций личности (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон и др.). Отечественные концепций личности (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.). Мотивы и потребности личности. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
3.
Проблемы внимания в психологии.
Проблема внимания в психологии сознания. Теоретические направления в исследованиях внимания. Функции внимания. Виды внимания. Свойства внимания и их учет в учебно-воспитательном процессе. Развитие внимания.
Память.
Общее представление о памяти. Теории памяти. Виды памяти. Различные основания для выделения видов. Основные процессы памяти, способы и приемы их исследования и развития. Тренинг памяти.
Мышление и речь.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности.
Теории мышления в различных направлениях философии и психологии. Основные виды мышления. Основные формы мышления. Виды умственных операций.
Индивидуальные особенности мышления. Значение речи в жизни человека. Речь как средство общения. Речь и ее функции. Соотношение мышления и речи.
Темперамент и характер.
Общая характеристика темперамента. Краткий обзор учений о темпераменте: донаучные представления (гороскопы, физиогномика, хиромантия); Гиппократ; Э. Кречмер; У. Шелдон; И.П. Павлов. Понятие о характере. Классификация черт характера.Типологии характера по К. Юнгу, Э. Фромму, А.Е. Личко. Акцентуации характера.