Земля как фактор производства
в современной экономической теории - один из четырех основных факторов производства, который, для того чтобы стать производительным, обычно должен соединяться с трудом и капиталом.Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного назначения: производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленной инфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др. К этому фактору относятся следующие элементы природы: 1) сельскохозяйственные земли; 2) леса; 3) воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды; 4) химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми; 5) атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы; 6) космические явления и процессы; 7) пространство Земли как место размещения вещественных элементов экономики, а также околоземное пространство.От понятия «фактор» следует отличать понятие «ресурс». Ресурс - это потенциальный фактор производства. Следовательно, фактор производства — это ресурс, вовлеченный в процесс производства, т.е. до того, как природные объекты оказались вовлеченными в производство, они выступали в качестве природных ресурсов: земельных, лесных, минеральных, энергетических и т.д.Одной из важнейших характеристик земли является ее ограниченность.В связи с этим для земли как фактора производства характерен закон убывающей отдачи, т.е. рано или поздно дополнительное приложение труда к земле будет приносить все меньшую отдачу. Этот закон имеет место для земли, используемой в сельском хозяйстве. Однако закон убывающей отдачи лишь отчасти распространим на добычу природных ресурсов. Например, при добыче нефти применение дополнительных единиц труда приведет к тому, что скважина будет быстро исчерпана, и из нее просто нечего будет 1 взять.
Предпринимательство как фактор производства. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса и возможности понести убытки. Риск - главная отличительная черта предпринимателя, а целью осуществления предпринимательской деятельности является максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов производства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет убыток или он получит доход.В состав данного ресурса принято включать: во-первых, предпринимателей, к которым относятся владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих; во-вторых, всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно: действующие институты рыночной экономики, т.е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы; в-третьих, предпринимательскую этику и культуру, а также предпринимательский дух общества.В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Всё выше сказанное даёт основание для определения предпринимательства как фактора производства.Все факторы производства взаимодействуют друг с другом (схема 1.2.1).Соединение факторов производстваС точки зрения экономиста -это все природные ресурсы, которые используются в производстве. Такие ресурсы включают нефть, воду, лес, газ, месторождения руды и т.д. Эти ресурсы редки и во многих случаях их запасы с каждым днем уменьшаются. Труд - это очень широкий термин, охватывающий всевозможные способности и навыки человека, которые могут использоваться при производстве товаров и услуг. Если говорить точнее, собственники данного фактора продают не труд, а свою рабочую силу.В экономике часто употребляют термин «капитал» для обозначения всех искусственных приспособлений, используемых в производстве. Понимаемый таким образом, капитал состоит из зданий и сооружений, оборудования, инструментов и транспортных средств, средств сбыта и полуфабрикатов
Заключение Процесс производства материальных благ и услуг требует функционирования совокупности различных факторов: земли, труда, капитала, предпринимательской деятельности. Данным факторам соответствуют доходы — рента, заработная плата, процент и предпринимательский доход.Спрос на фактор производства является производным от спроса на изготовленный с его помощью товар. Фирма, выступающая на потребительском рынке в роли продавца, на рынке факторов производства выступает в роли покупателя.Величина заработной платы работников определяется в первую очередь спросом и предложением на рынке рабочей силы, а также трудовым законодательством, квалификацией работников, национальными особенностями и различиями в оплате труда и уровне жизни и другими факторами. Применяются две основные формы заработной платы: повременная и сдельная, а также их модификации и комбинации.Среди факторов производства особая роль принадлежит земле и другим природным факторам, многие из которых ограниченны, редки и невосполнимы. Предложение земли, в отличие от других факторов производства, фиксировано и ограничено наличием плодородных земель и не может быть быстро увеличено в зависимости от повышения ренты и цены.
Список литературы Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2005. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд-во ДИС, 2003. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т.: Пер. с англ. Т.1. - М.: Прогресс, 2003. Микроэкономика. Учебное пособие. Науч. ред. акад. В.Г. Тимирясов. М.: ИНФРА-М, 2002. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.: МАИ, 2002. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. Гальперина В.М. – СПб., 1993 Хайман Д.Н.Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 2002. Экономика. Учебник / Под ред. А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захарова, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|