Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Земля как фактор производства





в современной эко­номической теории - один из четырех основных факторов производства, который, для того чтобы стать производитель­ным, обычно должен соединяться с трудом и капиталом.Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ре­сурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного на­значения: производство сельскохозяйственной и промыш­ленной продукции, социальной и промышленной инфра­структуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др.

К этому фактору относятся следующие элементы при­роды:

1) сельскохозяйственные земли;

2) леса;

3) воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;

4) химические элементы земной коры, именуемые по­лезными ископаемыми;

5) атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;

6) космические явления и процессы;

7) пространство Земли как место размещения веще­ственных элементов экономики, а также околоземное про­странство.От понятия «фактор» следует отличать понятие «ре­сурс». Ресурс - это потенциальный фактор производства. Следовательно, фактор производства — это ресурс, вовле­ченный в процесс производства, т.е. до того, как природ­ные объекты оказались вовлеченными в производство, они выступали в качестве природных ресурсов: земельных, лес­ных, минеральных, энергетических и т.д.Одной из важнейших характеристик земли является ее ограниченность.В связи с этим для земли как фактора производ­ства характерен закон убывающей отдачи, т.е. рано или поздно дополнительное приложение труда к зем­ле будет приносить все меньшую отдачу. Этот закон имеет место для земли, используемой в сельском хо­зяйстве. Однако закон убывающей отдачи лишь отча­сти распространим на добычу природных ресурсов. Например, при добыче нефти применение дополни­тельных единиц труда приведет к тому, что скважина будет быстро исчерпана, и из нее просто нечего будет 1 взять.



 

 

Предпринимательство как фактор производ­ства.

Под предпринимательской способностью обыч­но понимают особый вид человеческого ресурса, зак­лючающийся в способности наиболее эффективно ис­пользовать все другие факторы производства. Специ­фика этой разновидности человеческого ресурса со­стоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды произво­димого продукта, технологий, форм организации биз­неса и возможности понести убытки. Риск - главная отличительная черта предпринимателя, а целью осу­ществления предпринимательской деятельности яв­ляется максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов произ­водства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет убы­ток или он получит доход.В состав данного ресурса принято включать: во-первых, предпринимателей, к которым относятся вла­дельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их соб­ственниками, а также организаторы бизнеса, сочета­ющие в одном лице владельцев и управляющих; во-вторых, всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно: действующие институты рыночной экономики, т.е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы; в-третьих, предпринима­тельскую этику и культуру, а также предпринима­тельский дух общества.В целом предпринимательский ресурс можно оха­рактеризовать как особый механизм реализации пред­принимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Всё выше сказанное даёт основание для определения предпри­нимательства как фактора производства.Все факторы производства взаимодействуют друг с другом (схема 1.2.1).Соединение факторов производстваС точки зрения эконо­миста -это все природ­ные ресурсы, которые используются в произ­водстве. Такие ресурсы включают нефть, воду, лес, газ, месторождения руды и т.д. Эти ресур­сы редки и во многих случаях их запасы с каждым днем умень­шаются.Труд - это очень широ­кий термин, охваты­вающий всевозможные способности и навыки человека, которые могут использоваться при про­изводстве товаров и ус­луг. Если говорить точ­нее, собственники дан­ного фактора продают не труд, а свою рабочую силу.В экономике часто упот­ребляют термин «капитал» для обозначения всех ис­кусственных приспособ­лений, используемых в производстве. Понимае­мый таким образом, капи­тал состоит из зданий и сооружений, оборудова­ния, инструментов и транспортных средств, средств сбыта и полуфаб­рикатов

 

 

Заключение

Процесс производства материальных благ и услуг требует функционирования совокупности различных факторов: земли, труда, капитала, предпринимательской деятельности. Данным факторам соответствуют доходы — рента, заработная плата, процент и предпринимательский доход.Спрос на фактор производства является производным от спроса на изготовленный с его помощью товар. Фирма, выступающая на потребительском рынке в роли продавца, на рынке факторов производства выступает в роли покупателя.Величина заработной платы работников определяется в первую очередь спросом и предложением на рынке рабочей силы, а также трудовым законодательством, квалификацией работников, национальными особенностями и различиями в оплате труда и уровне жизни и другими факторами. Применяются две основные формы заработной платы: повременная и сдельная, а также их модификации и комбинации.Среди факторов производства особая роль принадлежит земле и другим природным факторам, многие из которых ограниченны, редки и невосполнимы. Предложение земли, в отличие от других факторов производства, фиксировано и ограничено наличием плодородных земель и не может быть быстро увеличено в зависимости от повышения ренты и цены.

 

 

Список литературы

Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд-во ДИС, 2003.

Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т.: Пер. с англ. Т.1. - М.: Прогресс, 2003.

Микроэкономика. Учебное пособие. Науч. ред. акад. В.Г. Тимирясов. М.: ИНФРА-М, 2002.

Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.: МАИ, 2002.

Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. Гальперина В.М. – СПб., 1993

Хайман Д.Н.Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Экономика. Учебник / Под ред. А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захарова, 2001.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.