Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностные коммуникационные потребности

Коммуникационная потребность – функциональное свойство субъектов активно реагировать на рассогласование между наличным и нормальным состоянием их сознания. Эта реакция заключается в пространственно-коммуникационной или мнемической деятельности в различных их видах и формах.

Личностные коммуникационные потребности

Личностные потребности отличаются тем, что их но­ситель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делят­ся на биогенные (витальные, органические), принадлежа­щие биологическому виду хомо сапиенс, и социогенные (общественные, социально-Культурные), свойственные членам общества. Биогенные АИ весьма многочисленны; перечислим важнейшие из них:

АИ1. Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потреб­ность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой.

АИ2. Физиологические предпосылки духовной дея­тельности:

АИ2.1. Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей.

АИ2.2. Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над от­рицательными.

АИ2.3. Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида.

АИ2.4. Волевая потребность — потребность преодо­левать препятствия и страх.

 

АИ2.5. Потребность в игре.

АИ2.6. Мнемическая потребность — потребность в памяти.

АИ2.7. Контактная потребность — потребность в обще­нии с другими людьми, «потребность в другом человеке»; сюда же относится «лингвистическая потребность» — по­требность говорить и понимать услышанную речь.

АИ3. Другие биогенные абсолютные личностные потребности.

Среди биогенных потребностей обнаруживаются та­кие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей

Социогенные АИ -потребности — результат обще­ственного образа жизни хомо сапиенс и культурной транс­формации биогенных потребностей. Их делят на материальные и духовные.

АИ4. Материальные социогенные потребности:

АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразова­нии окружающей среды; потребность в творческом физи­ческом труде и изготовлении орудий.

АИ4.2. Потребность в организации социальной жиз­ни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безо­пасности рода (семьи).

АИ4.3. Другие социогенные материальные потребно­сти личности.

АИ5. Духовные социогенные потребности:

АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверж­дении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации.

АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиноче­ства, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации.

АИ5.3. Познавательная потребность.

АИ5.4. Этическая потребность.

АИ5.5. Эстетическая потребность.

АИ5.6. Коммуникационная потребность.

К числу абсолютных, врожденных духовных потреб­ностей богословами и многими учеными относится рели­гиозная потребность,

Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ, есть потребности общечеловечески е, вытекающие из биопсихологической природы человека. Но «человека вообще» не бывает. Человеческая жизнь детерминирует­ся общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вто­ричных и спонтанных потребностей личности, конкрети­зирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождает­ся с набором абсолютных потребностей в виде неразви­тых форм и потенциальных структур. В процессе жизне­деятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности.

Вторичные индивидуальные потребности (ВИ) обус­ловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессионалъные потребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны. От смены испол­нителей потребности не меняются. Поэтому профессио­нальные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей (ОИП), которые можно планировать апри­ори, исходя из производственных заданий. Получается, что индивидуальные коммуникационные потребности растворяются в коллективных потребностях целевых социальных групп (см. следующий параграф).

Непрофессиональные коммуникационные потребнос­ти — это потребности в знаниях, умениях, стимулах, эмо­циях, вытекающих из интересов, увлечений, хобби, кото­рым люди отдаются на досуге. Но эти интересы и увлече­ния не что иное, как спонтанные потребности личности. Получается, что непрофессиональные ВИ = СИ.

Спонтанные коммуникационные потребности изучают­ся социологией культуры, где они именуются «культурны­ми потребностями». «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном простран­ством и временем общении людей». Далее выясняется, что «содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические и др.» аспекты. Таким образом тождество коммуникацион­ных и культурных потребностей очевидно. Именно эти потребности влекут людей в театры, библиотеки, клубы, на стадионы, в музеи и в туристические путешествия.

Накоплен большой эмпирический материал, характе­ризующий зависимость индивидуальных культурных по­требностей от образования, места жительства (город — село), возраста и других социально-демографических ха­рактеристик. Известны попытки группировки спонтанных потребностей, но они малоуспешны, ибо СИ -потребности субъективны и личностно-уникальны, подобно ху­дожественным вкусам и читательским интересам. Тем не менее обнаруживаются следующие спонтанные коммуни­кационные потребности, которые правомерно назвать «культурными»:

СИ1. Потребность в освоении культурного наследия, в том числе — потребность в непрерывном образовании;

СИ2. Потребность в самостоятельном духовном твор­честве, реализуемая в художественной самодеятельности, техническом конструировании, литературном сочини­тельстве и т. д.;

СИЗ. Потребность в самопознании и саморазвитии, вплоть до реинкарнации, телепатии, ясновидения, экст­расенсорной диагностики и лечения.

История показывает, что прогресс человеческой куль­туры обеспечивается самопроизвольно возникающими и развивающимися спонтанно личностными потребностя­ми; отсюда его замысловатость, противоречивость, непред­сказуемость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...