Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимой для освоения дисциплины

Учебно-методическое сопровождение курса

 

I

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (в дидактических единицах)
  Филологическая фольклористика и ее цели. Специфика фольклора как вербальной культуры. Споры вокруг предметного поля фольклористики. Главные признаки фольклора, отличающие его от других видов искусства. Фольклор и литература. Содержание категорий: устность, коллективность, традиционность, вариативность. Деление фольклора на роды и жанры. Понятие о синкретизме в фольклоре. Проблема стадиально-исторической и социокультурной стратификации фольклора.
  Раннетрадиционный фольклор и его жанры. Обряд и обрядовая поэзия Условия формирования раннетрадиционного фольклора. Этнические корни русских.. Проблема реконструкции раннетрадиционного фольклора восточных славян. Трудовые песни, заговоры и заклинания как древнейшие жанры фольклора.Общее понятие обряда (ритуала) Типологическое сходство славянских обрядов с обрядами других народов. Религиозно-магические и жизненно-практические функции ритуала. Древнейшие культы и их роль в обрядах. Обряды земледельческие / календарные/ и семейные. Виды и жанры обрядовой поэзии. Причитания. Песни. Приговоры.
  Классический фольклор. Народная проза. Сказка как вид фольклора. Жанры несказочной прозы. Родовые и видовые признаки сказки. Идейная направленность и нравственный идеал. Опыт классификации сюжетов. История собирания и изучения. Сказки о животных: специфика поэтического вымысла, герои, типы сюжетных структур. Понятие о циклизации и контаминации. Кумулятивные сказки. Волшебные сказки: специфика вымысла, исторические корни, конфликтная основа, типы героев, сюжетно-композиционная организация, мотивы и формулы, стиль. Бытовые сказки: специфика вымысла, жанровые разновидности, приемы и средства комического. Сказка и миф. Понятие литературной сказки. Дифференцирующие признаки. Несказочного фольклора. Своеобразие сюжетной организации. Специфика повествования. Предания. Легенды. Демонологические (суеверные) рассказы.
  Эпические и лиро-эпические жанры фольклора. Былина. Историческая песня.Баллада. Духовный стих. Определение жанра. Былины и историческая действительность. Проблемы происхождения, классификации и исторической периодизации эпоса. Былины и мифология. Циклизация былин. Основное содержание русского эпоса. Поэтика: принципы изображения людей и событий (гиперболизация, идеализация), сюжет, композиция, общие места, система повторений, ретардация, поэтическийязык. Былинный стих. Проблема термина «историческая песня». Историческая песня как этап развития эпического творчества. Принципы художественно-достоверного изображения событий и лиц в исторических песнях. Основные циклы. Типы персонажей. Жанровые разновидности. Баллада. Происхождение и развитие русских балладных песен. Идейная направленность, тематика. Баллады мифологические, классические, новые. Искусство изображения трагического в балладе. Поэтика: характер конфликта, особенности сюжета и композиции, принципы изображения героев, психологизм, стихотворная организация. Духовный стих. Основные источники. Связь с народными легендами и апокрифами. Сюжетно-композиционная соотнесенность жанра с былинами, балладами, лирической народной песней. Тематические группы.Нравственный императив.
  Народная лирика. Своеобразие фольклорной лирики. Лирические внеобрядовые песни. Проблема классификации. Основные жанровые группы (по времени происхождения, среде бытования, способу создания). Поэтика: характерные композиционные формы и принципы, тропы и стилистические фигуры. Лирика народная и лирика книжная: явление фольклоризации. Частушка и романс как жанры позднетрадиционной лирики.
  Народный театр. Фольклор речевых ситуаций. Народная драма как род и как жанр. Специфические признаки фольклорного театра. Дотеатральные и театральные формы народного драматического творчества. Скоморохи. Раек, балаган, театр Петрушки, вертеп. Героико-романтические драмы и сатирические пьесы народного репертуара. Особенности постановки народных драматических действ. Проблема границ и жанрового состава. Мировоззренческая природа речевых жанров. Обобщение трудового и социального опыта народа в пословицах, поговорках, загадках, байках. Образная система. Художественный мир.

Примечание.

Внимательно прочитайте этот раздел.

Содержание курса дано в дидактических единицах. Это тот необходимый минимум знаний, который должен быть вами освоен в течение семестра.

Справляйтесь с этим разделом после каждой лекции и каждого практического занятия, чтобы выяснить, что вы поняли, а что нуждается в уточнении и доработке.

 

II

Перечень основной и дополнительной литературы,

необходимой для освоения дисциплины

а) Основная литература

1. Джанумов С.А./ред. Русское устное народное творчество. Хрестоматия-практикум. - М.: Академия, 2008.

2. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2008

3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2004.

 

б) Дополнительная литература

1. Астахова Е.А. Виды и жанры фольклора. Словарь-справочник. Ярославль, 2008

2. Зуева Т.В.. Русский фольклор. Словарь-справочник. М., 2002

3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.,1983

4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия (Под ред. Н.И. Кравцова). М., 1971

5. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие (Под ред. А.М.Новиковой). М.,1978

6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия (Под ред. А.М. Новиковой). М., 1978

7. Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск.,1993

 

в) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

  1. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Режим доступа: http://artclassic.edu.ru/
  2. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Режим доступа: http://mh k.realms.biz/
  3. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Режим доступа: http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm
  4. Интернет-ресур для преподавателей и студентов. Библиотека Гумер. Гуманитарные науки. Режим доступа: http://www.gumer.info/
  5. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Режим доступа: http://dic.academic.ru/
  6. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Автор-составитель Н.Д.Тамарченко [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philologos.narod.ru/tamar/
  7. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/
  8. Аnnализ текста [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/annalystxt/
  9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru/

10. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – Режим доступа: http://www.gumer.info/

11. Русский филологический портал. – Режим доступа: http://www.philology.ru/

12. Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru

 

Примечание.

В вашем распоряжении должен быть хотя бы один из источников, указанных в основной литературе (учебник), и одна хрестоматия текстов фольклора. В библиотеке они есть в достаточном количестве. После каждой лекции и перед каждым практическим занятием прочитывайте соответствующую статью учебника и те фольклорные тексты, которые входят в изучаемый раздел фольклористики.

 

III. Вопросы к зачету

 

1. Фольклористика как наука, ее место в ряду других филологических дисциплин Споры о предметном поле фольклористики.

2. Специфика фольклора как вербальной культуры. Основные признаки фольклора. Понятие фольклорного синкретизма.

3. Фольклор и действительность. Стадиально-историческая и социокультурная стратификация фольклора.

4. Деление фольклора на роды, виды и жанры. Вопрос о жанровых разновидностях. Историческая сменяемость жанровых систем в фольклоре.

5. Проблема происхождения фольклора. Стадии развития фольклорного искусства. Фольклор и язычество.

6. Фольклор и христианство. Понятие «двоеверия» в фольклоре.

7. Раннетрадиционный фольклор. Условия его формирования. Источники. Трудовые песни как один из древнейших жанров фольклора.

8. Заговоры. Магическая природа жанра. Соотношение вербального и акционального элементов. Виды заговоров. Художественное своеобразие.

9. Понятие обряда (ритуала). Его роль в традиционной культуре восточных славян. Обряды природного и жизненного циклов. Соотношение вербального элемента с операционным планом обряда.

10. Типология обрядовых структур /пространственно-временной и коммуникативный аспекты/. Семиотизация мира в ритуале и его поэзии (на примере одного из обрядовых жанров).

11. Обрядовая поэзия. Жанровый состав и проблема классификации жанров. Поэтика причитаний и приговоров.

12. Песенные жанры обряда. Функциональная направленность, поэтическое содержание, стиль и язык.

13. Паремии, их жанровое разнообразие. Пословица и поговорка. Речевая и поэтическая функция пословичного суждения. Проблема классификации. Особенности художественной формы.

14. Жанровое своеобразие загадки. Загадка как текст. Взаимодействие загадки с другими жанрами фольклора.

15. Сказка как прозаический вид фольклора. Жанры и жанровые разновидности сказки. Своеобразие поэтического вымысла в них. Собирание и изучение сказки.

16. Сказки о животных. Этапы эволюции. Генетическая связь жанра с этиологическими мифами. Аллегоризм, сатира в сказках. Типы сюжетных структур. Контаминация.

17. Волшебные сказки. Влияние обряда и мифа на сказочную структуру. Стилистическая обрядность восточнославянской волшебной сказки.

18. Бытовые сказки. Жанровые разновидности. Связь бытовой сказки с анекдотом. Средства и приемы создания комического.

19. Жанры несказочной прозы. Функциональная направленность. Принципы сюжетной организации. Предания. Легенды. Былички.

20. Былины. Определение жанра. Происхождение. Былинный историзм. Дискуссионный характер классификации и периодизации эпоса. Циклизация в былинах.

21. Архаический тип былин. Герои. Сюжеты. Связь с мифологией Концепция исторической преемственности.

22. Значение Киевского периода в истории эпоса. Былины о Добрыне Никитиче. Трансформация мифологического мотива змееборчества в былине «Добрыня и Змей».

23. Былинный цикл об Илье Муромце. Основные сюжеты. Средства создания образа богатыря в эпосе.

24. Былины об Алеше Поповиче. Героический и новеллистический типы сюжетов о нем. Формы и средства комического в эпосе.

25. Новгородские былины. Сюжеты и герои. Отражение в былинах социально-бытовых и исторических реалий. Взаимодействие языческого и христианского в былинах.

26. Время и пространство в эпосе. Понятие былинного хронотопа. Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами.

27. Поэтика былин. Композиция. Общие места. Приемы ретардации. Стилевые черты. Былинный стих. Характер эпического сказительства.

28. Исторические песни. Проблема происхождения. Характер историзма. Разнообразие художественных форм.

29. Духовные стихи. Признаки жанра. Тематические группы. Художественный мир. Связь с литературой и песенными формами фольклора.

30. Песни-баллады. Исторические стадии развития жанра. Морально-этическая проблематика песен. Характер образности, сюжеты, мотивы, поэтика. Типы баллад.

31. Народная лирика. Родовые черты. Основные группы лирических внеобрядовых песен /по времени возникновения и среде бытования/. Лирика народная и лирика книжная: явление взаимодействия.

32. Лирические внеобрядовые песни. Тематические группы. Специфические приемы композиции и поэтического стиля.

33. Частушка. Происхождение жанра. Связь образной системы с традициями народной лирики. Структурные типы. Влияние книжной поэзии на частушечный стих.

34. Фольклорный театр как совокупность видов традиционного народного драматического творчества. Раек. Вертеп. Балаган. Театр Петрушки.

35. Народная драма. Жанровый состав. Сюжетно-композиционная структура. Система персонажей. Стиль.

36. Детский фольклор. Споры о границах термина Принципы классификации жанров. Полифункциональность детского фольклора.

37. Особенности бытования и процессы развития фольклора в ХХ веке. Фольклор рабочих. Городской фольклор. Жизнь традиционного крестьянского фольклора в условиях ХХ в.

38. Литература и фольклор: взаимодействие и взаимовлияние. Жанрово-стилистический фактор как регулятор контактов литературы с народным искусством. Рассказать о роли фольклора в творчестве одного из писателей или поэтов (по выбору)

39. Этапы развития русской фольклористики. Академические школы Х1Х: Мифологическая школа, Школа заимствований, Антропологическая школа, Историческая школа.

40. Изучение фольклора в ХХ веке. Неоисторическая и неомифологическая школы. Структурный и семиотический подходы к анализу фольклорных текстов. Этнолингвистические методы анализа фольклорных произведений.

Примечание.

Вопросы к зачету соотносятся с содержанием курса, тематикой лекций и практических занятий. Проверяйте свои знания после освоения каждой темы, соотносясь с перечнем вопросов, и выявляйте проблемы, нуждающиеся в уточнении.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...