Перечень дискуссионных тем для круглого стола
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ История западной философии
Направление подготовки / специальность Культурология – 51.03.01
Уровень образования Бакалавриат
Ростов-на-Дону, 2017 ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ История западной философии
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История западной философии
* Наименование раздела указывается в соответствии с рабочей программой дисциплины.
**Наименование оценочного средства указывается в соответствии с учебной картой дисциплины.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра истории философии
Вопросы к экзамену по дисциплине
История западной философии
1. Досократическая философия. 2. Философия Сократа, софистов и сократиков. 3. Философия Платона: человек и познание. 4. Философия Платона: учение об идеях и космология. 5. Основные понятия философии Аристотеля: «сущность», «начало», «материя», «форма». 6. Философия позднего эллинизма. 7. Неоплатонизм. 8. Формирование средневековой философии. Апологетика и патристика. 9. Основные течения и главные этапы средневековой философии. Проблемы и представители. 10. Учение о бытии Фомы Аквинского. 11. Философия эпохи Возрождения. 12. Философия Нового времени: Бэкон, Гоббс, Локк. 13. Философия Нового времени: Декарт, Спиноза, Лейбниц. 14. Философия Нового времени: Беркли и Юм. 15. И.Кант. Основные идеи «Критики чистого разума». 16. И. Кант. Основные идеи «Критики практического разума» и «Критики способности суждения». 17. Философия Г. Фихте. 18. Философия Ф. Шеллинга. 19. Основные понятия и основные базовые положения и принципы философии Гегеля. 20. Учение Гегеля о бытии, сущности и понятии. Главные идеи, структура и связь этих учений.
21. Пессимизм философии А. Шопенгауэра. 22. Ф. Ницше о «жизни» и «воли к власти». 23. Первый позитивизм. 24. Материализм XIX века: Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс. 25. Неокантианство. 26. Прагматизм. 27. Эмпириокритицизм. 28. Философия жизни: В. Дильтей и А. Бергсон. Составитель ________________________ А.В. Тихонов (подпись) «____»__________________20 17 г. Форма экзаменационного билета
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №
По дисциплине история западной философии Структурное подразделение институт философии и социально-политических наук Направление/cпециальность культурология
1 Вопрос Основные понятия философии Аристотеля: «сущность», «начало», «материя», «форма».
2 Вопрос Философия жизни: В. Дильтей и А. Бергсон.
Составитель ____________________________________А.В.Тихонов (подпись)
Заведующий кафедрой_____________ К.Д. Скрипник
(подпись) «____»__________________2017 г.
Критерии оценки: · оценка «отлично» выставляется студенту, если студент полно раскрыл оба вопроса, опираясь на основную литературу к курсу; · оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент дал неполный ответ на оба вопроса, при ответе на один из вопросов опирался только на дополнительную литературу; · оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент дал неполный или схематичный ответ на оба вопроса, опираясь только на дополнительную литературу; · оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент дал ответ только на один вопрос билета.
Оформление тем для круглого стола (дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт философии и социально-политических наук
Кафедра истории философии
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
по дисциплине история западной философии
1. Человек как элемент космического устройства в античной философии. (до Аристотеля)
2. Что такое «натурфилософия»? 3. Сократ о человеке и о добродетели. 4. Определение философии в учении Аристотеля. 5. Человек и космос в философии Платона. 6. Платон: диалог «Федон». 7. О значениях содержания слова «идея» в философии Платона. 8. Античная философия о воспитании человека. 9. Феномен софистики. 10. Что такое античная диалектика? 11. Проблема человека в сочинениях ранней платоновской школы 12. Прокл о Первоначале Платона: триады «умных» богов. 13. Космология Плотина. 14. Аристотель о природе души и о природе Первоначала. 15. Физика Аристотеля: основные идеи. 16. Пифагореизм: математика или философия. 17. Теология и телеология у стоиков и эпикурейцев. 18. Античные философы о процессе видения. 19. Сравнение этических взглядов философов античности. 20. Философия Парменида: «мысль», «бытие», «единое». 21. Основные идеи и общие черты философии ионийцев. 22. «Федон»: влияние учения Анаксагора на Платона и критика Платоном его учения. 23. Фома Аквинский о соотношении философии и религии. 24. Христианская философия. Проблемы онтологии и метода. 25. Тема взаимодействия философии и религии. 26. Средневековая философия: человек и Бог. 27. Средневековая философия: свобода воли. 28. Ф.Бэкон: эмпиризм и индуктивный метод. 29. Ф. Бэкон: отношение к знанию и науке. 30. “Новый Органон” Бэкона и Аристотель. 31. Р.Декарт: роль сомнения. 32. Р. Декарт: правила познавательного метода. 33. Б.Спиноза: теория субстанции и опровержение дуализма. 34. Б, Спиноза. “Геометрический” метод: аксиомы и определения. 35. Т.Гоббс. Теория познания. 36. Т. Гоббс. Политическая философия. 37. Д.Локк: сенсуализм. 38. Д.Беркли: «субъективный идеализм». 39. Д. Юм о человеческой природе. 40. Учение И. Канта о практическом разуме. 41. И. Кант о вере. 42. И. Кант о религии 43. Эстетическая способность суждения в «Критике способности суждения» И. Канта. 44. Два вида «возвышенного» и его переживание в «Критике способности суждения» И. Канта. 45. Телеологическая способность суждения в «Критике способности суждения» И. Канта. 46. «Пространство» и «время» в «Философии природы» Гегеля.
47. Индивидуализация предметов природы в «Философии природы» Гегеля. 48. «Род» и «индивидуум» как переходный момент от «Философии природы» к «Философии духа». 49. Соотношение человека и Духа в «Философии духа» Гегеля. 50. Дух как «мир объективного содержания мышления» в «Философии духа» Гегеля. 51. Спекулятивная философия и самопостижение Абсолюта в «Философии духа» Гегеля. 52. О. Конт: закон трех стадий духовной эволюции и его истоки. 53. Социальные взгляды О. Конта. 54. Этическое учение О. Конта. 55. Логическое учение Милля. 56. Д. С. Милль: методы установления причинных отношений. 57. Д.С. Милль о разделении наук на науки о природе и на науки о духе. 58. Г. Спенсер: дедуктивное обоснование принципа эволюции. 59. Учение Спенсера о силе. 60. С. Кьеркегор и христианство: своеобразие критики «эстетического типа существования личности». 61. С. Кьеркегор: Личность и ее существование. Учение о «Я». 62. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке. 63. Ф. Ницше и западная философия: оценка существующих систем и место собственной концепции. 64. Ф. Ницше о познании, об истине и заблуждении. 65. Ф. Ницше: генеалогия морали. 66. Ф. Ницше о нигилизме. 67. Учение Бергсона об эволюции. 68. А. Бергсон: время и свобода воли. 69. А. Бергсон и И. Кант: новый тип причинности. 70. А. Бергсон: интуиция и интеллект 71. А. Бергсон о непосредственной данности сути вещей. 72. А. Бергсон о специфике философского познания. 73. Физика и философия в творчестве Маха. 74. Э. Мах: идея освобождения науки от метафизики. 75. Учение Маха о познании и заблуждении. 76. Э.Мах о значении «гипотезы» в познании.
Подготовка к круглому столу бакалавра - это самостоятельная разработка вопросов, предложенных преподавателем. Подготовленный материал содержит в себе вопрос, проблему, мотивирует на размышление и предполагает разноречивость мнений. Цель такого задания состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и изложения собственных мыслей. Ответ должен содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, основных точек зрения на нее в современной научной литературе, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и методологического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Критерии оценки:
· оценка «отлично» выставляется студенту, если студент проявил навыки самостоятельного исследования, активно участвует в дискуссии в темах по всем разделам дисциплины; · оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент предоставил домашнюю «заготовку», и активно участвует в дискуссии по большей части разделов дисциплины;
· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент активен в обсуждении: задает вопросы, дополняет, но не предоставил собственного доклада; · оценка «неудовлетворительно» ставится студенту за неучастие в дискуссии.
Составитель ________________________ А.В. Тихонов (подпись) «____»__________________2017 г.
Оформление тем для эссе (рефератов, докладов, сообщений)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра истории философии Темы докладов
по дисциплинеистория западной философии
1. Рождение античной философии. 2. Первые философские проблемы. 3. Космос в древнегреческой философии. 4. Первооснова всего сущего в философии Древней Греции. 5. Античная диалектика. 6. Софисты и их школа. 7. Что такое майевтика? 8. Почему Платона считают основателем «объективного идеализма»? 9. Телеология в античной философии периода высокой классики. 10. Демиург в «Тиме» Платона. 11. Платон и пифагорейцы. 12. Отношение Аристотеля к «теории идей» Платона. 13. Физика стоиков. 14. Эпикуреизм: идеальное душевное состояние. 15. Истина у скептиков. 16. Плотин о пути слияния с Единым. 17. Катафатическое Богопознание. 18. Апофатическое Богопознание. 19. Фома Аквинский: теология и наука. 20. Николай Кузанский о становлении множества вещей из Божественного единства. 21. Д. Бруно о возникновении Вселенной. 22. Ф. Бэкон: пути утверждения нового типа знаний. 23. Т. Гоббс: возражение Декарту по вопросу о соотношении материи и духа. 24. Б. Спиноза: почему в основании этики должна быть метафизика? 25. «Гносеологический материализм» Д. Локка. 26. Г. Лейбниц: критика картезианского понимания субстанции. 27. Г. Лейбниц: причины обращение к субстанциональным формам Аристотеля и формирование идеи субстанциональных единиц. 28. Д. Беркли: критика понятия «материальной субстанции». 29. Д. Юм: проблема абстрактных идей 30. Принципы практического разума у И. Канта. 31. И. Кант о вере. 32. И. Кант о религии. 33. И. Кант: эстетическая способность суждения. 34. И. Кант: два вида «возвышенного» и его переживание. 35. И. Кант: телеологическая способность суждения. 36. «Пространство» и «время» в «Философии природы» Г. Гегеля. 37. Г. Гегель: индивидуализация предметов природы. 38. Г. Гегель: «род» и «индивидуум» как переходный момент от «Философии природы» к «Философии духа». 39. Соотношение человека и Духа в «Философии духа» Гегеля. 40. Г. Гегель: Дух как «мир объективного содержания мышления». 41. Спекулятивная философия и самопостижение Абсолюта в философии Г. Гегеля.. 42. Л. Фейербах о сущности религии. 43. Л. Фейербах: критика идеализма с антропологической точки зрения. 44. Л. Фейербах: определяющая роль чувственности в человеческом восприятии. 45. Л. Фейербах о целостности человека. 46. Л. Фейербах: коммуникативный характер человеческого созерцания. 47. Марбургская школа неокантианства: интерпретация кантовской вещи-в-себе. 48. Требования трансцендентального метода марбургской школы неокантианства. 49. Г. Риккерт о субъекте и трансцендентальном долженствовании. 50. Баденская школа неокантианства: действительность, ценность, смысл. 51. Индивидуализирующий метод в науках о культуре баденской школы. 52. Э. Кассирер: проблема человека. 53. Философия культуры Э. Кассирера.
Студент заранее получает или выбирает тему доклада, учитывает предполагаемые возражения и вопросы, подбирая для них ответы. Дискуссия может строиться путем организации двух выступлений с противоположных теоретических позиций. Критерии оценки (или ее эквивалента в баллах): - оценка «зачтено» выставляется студенту, если студент готов к дискуссии и участвует в ней - оценка «не зачтено» выставляется студенту, если студент не участвует в дискуссии.
Составитель ________________________ А.В. Тихонов (подпись) «____»__________________20 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|