Музыка на уроке литературы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Литературный вечер к 110-летию со дня рождения Сергея Есенина На скамеечке-завалинке сидят дети. Выходят четверо ведущих. Они присаживаются рядом, у березки. Ученик читает стихотворение С. Есенина «Белая береза». Ведущий 1. 3 октября 2005 года исполнилось 110 лет со дня рождения замечательного русского поэта Сергея Есенина. Он родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии (области). С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства воспитывался у деда с бабкой. Активное участие в воспитании характера Сережи принимали его дядьки - люди озорные и веселые. Чего только не делал Сергей: лазил по деревьям, чтобы снять мешавшие гнезда грачей, заменял охотничью собаку, плавая за подстреленными утками на озере. Среди мальчишек он был главным коноводом и всегда ходил в синяках, так как не мог пропустить ни одной драки. На это дед говорил: «Ничего, крепче будет!» Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу». Ведущий 2. Первым произведением Сергея Есенина было стихотворение «Береза». Оно было напечатано в детском ежемесячном иллюстрированном журнале «Мирок». А вообще Есенин писал для детей очень редко. «Писать для детей - надо особый дар иметь», - говорил он. Сейчас познакомимся с одним произведением, написанным специально для детей.
Ученик читает стихотворение «Ау». Ведущий 3. Крестьянские ребятишки всегда привлекали внимание поэта. И, как вы уже знаете, сам Есенин в детстве очень любил слушать сказки. В своем творчестве он не мог не сказать об этом. Давайте сейчас представим, что мы находимся в уютной крестьянской избе, когда наступает вечер и все садятся слушать бабушку. Ученик читает стихотворение «Бабушкины сказки». Ведущий 4. Удивительна способность поэта раскрывать читателю прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к Родине, которую он умел вложить решительно во все, что изображал: и в березу, и в поле, и в сноп соломы. Сергей Есенин - замечательный певец русской природы. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года» - «Баркарола» выходят дети. Ученик 1 читает стихотворение «С добрым утром». Ученик 2. Зима! Вся земля покрыта белоснежным покрывалом. Улетают в теплые края птицы, ложатся в спячку некоторые лесные жители. Засыпает природа. А зима поет ей колыбельную песенку. Ученик 3 читает стихотворение «Поет зима - аукает». Ученик 4 читает стихотворение «Черемуха душистая». Звучит произведение П.И. Чайковского «Подснежник». Ученик 5. Какой чистый и какой русский поэт, влюбленный в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных, в цветы, в родную русскую природу! Ученик 6 читает стихотворение «Мы теперь уходим понемножку». Под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песнь» дети уходят со сцены. Ведущий 1. Есенин много ездил по России. Он был в Мурмане, на Соловках, в Архангельске, на Кавказе, в Крыму. В 1922 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг, объездил всю Европу и Северную Америку. Но больше всего был доволен тем, что вернулся на Родину. Ведущий 2.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая - дайте родину мою!» Лирика Есенина переносит нас в деревенское приволье.
Ученики читают стихи «Эта улица мне знакома, // И знаком этот низенький дом», «Тебе одной плету венок, // Цветами сыплю стежку серую…», «Я люблю тебя, родина кроткая!». Ведущий 3. Знакомясь с творчеством Сергея Есенина, с его автобиографией, читая о нем статьи наших современников, ребята открывали для себя много нового и увлекательного. Итак, интересные факты из жизни поэта: Из-за необычного внешнего вида Есенина называли пастушком, Лелем. Поэту довелось читать стихи самой императрице. Вот что она ответила: «Стихи красивые, но очень грустные». У Сергея Есенина было два псевдонима: Сергей Молот и Аристон (что означает «музыкальный ящик»). Именно под этим псевдонимом он и напечатал в журнале «Мирок» стихотворение «Береза». Ведущий 4.
Я плакал на заре, когда померкли дали, Когда стелила ночь росистую постель, И с шепотом волны рыданья замирали, И где-то вдалеке им вторила свирель. Звучит свирель.
Этими прекрасными стихами из есенинского стихотворения «Сонет» мы хотим начать повествование о прекрасном жанре, который горячо любим, дорог и близок нашему народу, - о романсе. Ведущий 1. Романс - это небольшое музыкальное поэтическое произведение для голоса с сопровождением. Уже полвека живет неповторимое есенинское песенное слово. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас. За личной судьбой поэта встает время, его эпоха. И не только его время, но и наше время. Из своих двадцатых годов он незримо шагнул к нам, в сегодня, и дальше - в будущее. На стихи Есенина были написаны романсы. Дети слушают романсы на стихи С. Есенина.
Урок музыки
Тема урока: «И Муза вечная со мной!». Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения. Задачи: Обучающие: пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока. Развивающие: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе. Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, учебно-методический комплект «Музыка» для 1 класса, портреты композиторов: П.И. Чайковского, В.Я. Шаинского, музыкальные инструменты, таблицы, карточки с творческими заданиями, нотки-медальки. Ход урока. Дети под музыку входят в кабинет музыки. Появляется учитель в образе «Музыкальной феи» останавливается возле фортепиано. Учитель здоровается с детьми. Музыкальное приветствие. Учитель: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуйте! Учитель: Я - Муза, покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов - всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. У каждой феи есть имя. Я. (Ф.И.О.): учитель музыки и на уроках, мы с вами как по «лесенке» будем подниматься к мастерству и успеху. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда «возникает» из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как зазвучит музыка. Какие звуки вы услышали? (ответы детей) Учитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршания, не стука - Музыкальные есть звуки. Е. Королева. Учитель: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене… Учитель: Как можно назвать все эти звуки? Дети: Шумовые. Учитель: Какие еще могут быть звуки? Дети: Музыкальные. Звучит фрагмент «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какими словами можно ее охарактеризовать? Кто сочиняет для нас музыку? Дети: Композитор. Учитель: Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета) Учитель: Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр. Кто руководит оркестром? (дирижер)
Что же будет с музыкой, если её никто не услышит? Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет. Что же необходимо, чтобы музыка существовала? По мере ответов детей на доске появляются таблички с необходимыми компонентами существования музыки (композитор, исполнитель, слушатель). Учитель: Ребята, я живу в музыкальной стране, в прекрасном Дворце. Сейчас закройте глаза, я поведу вас в чудесный мир музыки. (Открыть доску с Домом-дворцом). Учитель (музыкальная фея) поёт: Этот теплый светлый дом, С детства каждому знаком, Все хотят сюда прийти, Чтобы знания найти. Здесь все рады вам всегда, Ведь тут чудная страна…
Учитель: Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу вам предложить игру «Вопрос-ответ» - я буду задавать вопрос, а все будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что вопросы музыкальные: Как тебя зовут? - Любите ли вы музыку? - Детские песни? - Вы любите танцевать? - Весёлая музыка, вам нравиться? - А грустная? Учитель: Спасибо. А для меня музыка стала частью моей жизни. Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания, которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет. Задание №1. Откроется 2 окно, если вы отгадаете загадки о музыкальных инструментах? Кто знает - поднимайте руку. (После ответов детей учитель показывает музыкальные инструменты) ) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь) ) От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон) ) У этого инструмента есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль) ) Опускаем молоточки на железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон) ) Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка целый день дудит на … (Дудке). Задание №2. Отгадайте, что звучит? И я открою 4 букву. Послушайте, как звучат эти инструменты. (Ложки, бубен, барабан, металлофон, пианино). Закройте глаза. Я буду играть на разных инструментах, а вы - угадывать, какой инструмент звучит. Задание №3. Следующее задание называется - «Кто, на чём играет?» Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет - гармонист. На баяне - баянист. На гитаре - гитарист. А на балалайке? (балалаечник) А на скрипке? (скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву. Задание №4. Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: «Шумит, поёт, играет», ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.
Например: Лес? - Что делает? - Шумит (потопайте ногами) Оркестр? - Что делает? - Играет (похлопайте руками) Хор? - Поёт (пойте звук «А») Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль. Открываем 5 букву. Задание №5. - А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру, для этого достаньте карточки, и послушайте правила игры. Найдите картинки с музыкальными звуками. (На картинках изображены шумовые и музыкальные звуки). Открываем 3 букву. Задание №6. Последнее задание называется - «Отгадай по голосу». Ученик с закрытыми глазами должен узнать по голосу, кто из детей его зовёт. В конце игр открываются все окна дворца, а там слово - МУЗЫКА. Учитель: Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом дворце. Так называется чудесная страна, где я живу. И где будут проходить наши уроки. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывать тайны «В мире Музыки». Учитель: На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили? Дети: (Ответы детей.) Учитель: Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения. Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос. Дыхательная гимнастика Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 - 3 раза. Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 - 3 раза. Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 - 3 раза. Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки, как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 - 3 раза. Артикуляционная гимнастика «Футбол»: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки. «Вальс»: с закрытым ртом, делать круговые движения языком. «Туча» и «Солнышко»: вытягиваем губы вперед «в трубочку», затем, растягиваем в широкой улыбке. «Лошадка»: «Цокать», при этом губы вперед «в трубочку», затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера. Учитель: После такой разминки мы готовы к пению. (Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей). Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой. Правило №2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать. Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушайте, и выполняйте все, о чём поётся в песенке. Песня «Петь приятно и удобно» слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.
Если хочешь сидя петь. Не садись ты, как медведь. Спину выпрями скорей. Ноги в пол упри сильней. Раз! Вдох! И запел, Птицей звук полетел. Руки, плечи - все свободно. Петь приятно и удобно. Если хочешь стоя петь - Головою не вертеть! Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись. Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло. Правило №3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом. Учитель: Ребята, вы стали школьниками, и я предлагаю спеть песню о школе. Песня: «Учат в школе», музыка В. Шаинского. Учитель: Хорошая песенка? А хотите узнать, как появляются хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета. Секрет №1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека, ничего не получится. Секрет №2. Весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям. Секрет №3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать. Учитель: С помощью, каких знаков записывают музыку? Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка «Волк и сколько: козлят?» Так сколько нот? А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Поможет нам в этом следующая песенка. Песня «До, ре, ми, фа, соль» Ан. Александров (Педагог исполняет 1 куплет, а детей активизирует петь припев, то есть гамму). После разучивания песни педагог берёт с фортепиано нотки медальки. Учитель: А вот и нотки! Послушайте, о чём они просят? Расставьте, пожалуйста, нас по местам, Особый порядок, создайте вы, нам. Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались, А после по тем же ступенькам спускались! (Дети под музыку бегают, c последним её аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда). Учитель: Есть много замечательных детских песен, которые написал Владимир Шаинский (показ портрета). Сегодня с вами разучим одну из этих песен, вам она очень понравиться. Песня «Вместе весело шагать» В. Шаинский (после разучивания, исполнить песню, импровизируя музыкально-пластические движения). Учитель: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравился наш урок, я прошу украсить мой дворец цветами, которые вы найдёте в конвертах. И я ещё долго буду помнить о таких чудесных детях (дети украшают дворец). Учитель: Ребята, у меня есть сестры, добрые феи. Нас девять муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества. На следующих уроках я вас с ними познакомлю. (В конце урока дети встают в круг). Учитель: Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов? Дети: Аплодисменты. Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Дети под музыку выходят из кабинета музыки. Делая выводы, хочется сказать, что музыка и любые виды искусства украшают нашу жизнь, делая ее ярче, богаче, разнообразнее. Музыка украсит и урок, он станет выразительнее, эмоциональнее, эстетичнее и интереснее; воспитываются такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Заключение
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод, что немаловажное значение в системе начального воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Возраст младшего школьника является самым успешным для восприятия мира искусств, потому как 7-8 летний ребенок наиболее эмоциональнее и чувствительнее воспринимает окружающую действительность. Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы - он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное), и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную). Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладеть другими видами искусств.
Список источников музыка учащийся урок воспитание 1. Аверин, В.А. Психология детей и подростковв / В.А. Аверин - СПб., 2003. - 290 с. 2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. - М.: Просвещение, 2008. - 211 с. . Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2009. - №2. - С. 67-68. . Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1975. - 254 с. . Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2009. - 361 с. . Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб., 2006. - 315 с. . Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М., 2006. - 342 с. . Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 2009. - 376 с. . Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №3. - С. 9-12. . Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста / А.Н. Зимина. - М.: Владос, 2000. - 477 с. . Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание / Г.Г. Коломиец. - М.: ООИПКРО, 2008. - 520 с. . Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Современное слово», 2007. - 720 с. . Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М., 2006. -180 с. . Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М., 2009. - 125 с. . Сластенин, В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М., 2000. - 248 с. . Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М., 2007. - 415 с. . Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Мн.: «Універсітэцкае», 2008. - 267 с. . Шульц, М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников / М.П. Шульц // Нравственное воспитание школьников. - 2008. - №12. - С. 104 - 115. . Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. - 2009. - №4. - С. 24-29.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|