Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход от экспансионной к реструкторизационной политике. Причины и последствия.

гипервысокие ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ В 1993 ГОДУ, КОТОРАЯ СОПРОВОЖДАЛАСЬ ПАДЕНИЕМ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА, ТОВАРООБОРОТА, КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, УХУДШЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ТОМУ ПОДОБНОЕ, ПРИВЕЛИ К КРИЗИСУ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ.

Выполняя функции Центрального банка государства Национальный банк Украины должен направлять свои действия на регулирование объемов денежной массы в обращении, утверждения национальной валюты, объемов кредитования, уровня процентных ставок. Именно эти моменты составляют суть денежно-кредитного регулирования макроэкономического состояния государства.

До 1993 г. государство руководствовалось экспансивной фискальной политикой (политика повышения совокупного спроса путем увеличения государственных расходов и уменьшения чистого объема налоговых поступлений), которая включала:

прямое государственное регулирование цен на уголь, газ, электроэнергию, контроль за формированием цен на нефтепродукты, что реализовывались на территории Украины;

поддержку АПК путем льготных тарифов на электроэнергию, горючее, газ;

жесткое установление предельных уровней рентабельности и торговых надбавок на продукты питания и лекарства;

установление транспортных тарифов на перевозку продовольственных товаров, прессы, др.

снижение цен и тарифов на ряд товаров и услуг для населения (топливо, жилищно-коммунальные услуги, и тому подобное) за счет государственных дотаций.

Избыточный уровень инфляции в 1993 г. принудил правительство и НБУ коренным образом изменить свою политику. Денежно-кредитная политика была изменена с экспансивной на жесткую раструктуризационную. В 1994 году монетарная политика НБУ строилась, ориентируясь на укрощение инфляции.

Еще в конце 1993 года был внедрен ряд мероприятий по сдерживанию роста денежной массы в обращении. Если в IV квартале 1993 года среднемесячные темпы инфляции составляли 66,4 %, то в II квартале 1994 года темпы инфляции было снижено до 12,4 %, а в II квартале до 5,0 %.

В 1995 году темпы инфляции продолжали снижаться со 21,2 % в январе до 4,6% в августе с традиционным для Украины осенним повышением в сентябре до 14,1 % и 9,1 % в октябре. За десять месяцев 1995 года индекс инфляции составил 253,5 %. При этом продовольственные товары подорожали в 2,2 раза или 218,1 %, непродовольственные товары в 3 раза или 203,6 %. Платные услуги выросли в 5,5 раза или 549,8 %.

Снижение темпов инфляции создало основание к уменьшению учетной ставки НБУ, что также является одним из инструментов денежно-кредитной политики. Невзирая на то, что уже в январе 1994 года уровень инфляции существенно снизился (со 90,8 % в декабре 1993 года до 19,2 % в январе 1994 года), НБУ удерживал учетную ставку на уровне 20,0 % на месяц с середины 1993 года. Начиная с января 1994 года, уровень заимообразного процента приобрел позитивное значение, которое хранилось к октябрю 1994 года. Наконец, с февраля 1994 года позитивного значения приобрел и уровень депозитного процента, что стимулировало ускоренный рост депозитных вкладов: за первые три квартала они выросли более как в 4,3 раза.  

При условиях реструктуризационной кредитной политики это привело к опережающему росту остатков свободных средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в НБУ: за три квартала они выросли приблизительно в 20 раз. Политика дорогих денег содействовала нагромождению населением денег, уменьшению скорости их обращения.

Принимая во внимания позитивные результаты внедряемой политики, следует признать, что она имела тактический характер. Реструктурзационная политика или политика сдерживания, которая базируется на мероприятиях по сокращению расходов бюджета, ограничению денежной эмиссии и заимообразного процента, способна сдержать “пиковые нагрузки" темпов инфляции, ее внедрение позволило достичь внешнего уменьшения темпов инфляции, однако ее глубинные причины не было ликвидировано. Именно поэтому дальнейшее соблюдение жесткой монетарной политики привело к ряду негативных последствий.

У коммерческих банков возникли серьезные проблемы с размещением привлеченных и собственных финансовых ресурсов. И, что интересно, чем большие объемы финансовых ресурсов имел банк, тем более существенные проблемы он имел с их размещением. Если к этому времени банки обслуживали, главным образом, посреднически торговые структуры под высокие проценты и на короткий срок времени, то теперь у банков имеющиеся в наличии массивы финансовых ресурсов стали высшими, нож потребности их клиентов. При этих условиях нужна была переориентация на промышленность и инвестиционные программы. Но вследствие их низкой эффективности, упадка производства, сплошных неплатежей и задолженности в экономике этот вариант был недоступен. Свободные, но дорогие деньги не нашли своего полного применения. В условиях двойного запаса ликвидности банковской системы она попала в кризисное состояние. Платежный кризис угрожал банкротством предприятиям Украины.

Эти негативные процессы в течение 1995 года привели к появлению предложений дальнейшего осуществления над установленных Национальным банком Украины лимитов, дополнительной денежно-кредитной эмиссии.

Жесткая монетарная политика содействовала ликвидации определенных проявлений инфляции. Но, к сожалению, она не только не ликвидировала, но и содействовала активизации такого инфляционного фактора, как спад производства и усиление стагфляции - инфляционного процесса, который сопровождается падением объемов производства.

Падение объемов производства хранилось на предприятиях всех ведущих отраслей. Наибольшим оно оставалось в легкой промышленности, промышленности строительных материалов и машиностроении и металлообработке.

Следовательно, можно сделать вывод, что простое ограничение денежной массы хотя и тормозит динамику цен, но в то же время гнести производство, не позволяет разорвать цепь долговых обязательств. В украинской экономике сложилась парадоксальная ситуация, коды рядом с инфляцией возник реальный дефицит денег, т.е. дефляция. Развивался «платежный кризис».

Именно поэтому государство должно осуществить переход к прямой бюджетной поддержке некоторых производств, которые отвечают приоритетам ее структурной политики и какие в состоянии при такой поддержке выйти на уровень эффективного ведения хозяйства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...