Лемешкин Дмитрий Владимирович
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
38.04.04 – Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)
Автореферат магистерской диссертации
Ростов-на-Дону 2018
Работа выполнена на кафедре «Экономическая теория и предпринимательство», факультете «Информационно-экономические системы» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет»
Научный руководитель: Миргородская Елена Олеговна, доктор экономических наук. профессор кафедры «Экономическая теория и предпринимательство»
Рецензент: Казарьянц Артур Альбертович, Заместитель директора департамента подключения (технологических присоединений) АО «Ростовводоканал»
Защита состоится 11 ноября 2017 г. в 09.00 на заседании государственной экзаменационной комиссии по направлению 38.04.03 «Государственное и муниципальное управление» на базе кафедры «Экономическая теория и предпринимательства» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» по адресу: г. Ростов – на – Дону, ул. Журавлева, 33, ауд. 8-215. С магистерской диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВО «Донской государственный строительный университет». I. «Общая характеристика работы»
Актуальность диссертационного исследования. Для обеспечения нормативного качества строительно-монтажных работ применяется ряд механизмов государственного контроля и надзора На сегодняшний день, учитывая общее снижение качества строительно-монтажных работ, значительно усилен надзор за строительством объектов капитального строительства. Цель ужесточения политики надзора - предотвращение некачественного выполнения строительно-монтажных работ, достижение полного соответствия строительной деятельности требованиям нормативных документов и проектной документации. Следует отметить, что усиление надзорных мер обеспечивает развитие строительного производства. Ужесточение политики надзора ведет к улучшению качества строительно-монтажных работ, уменьшению количества объектов, строящихся с критическими дефектами. В целом достигается оптимизация на предприятиях системы управления качеством строительства. Плановый системный надзор за деятельностью застройщиков-заказчиков и подрядных организаций повышает ответственность участников строительного процесса, предполагает упорядочивание работы строительных организаций по подготовке исполнительной документации и проведению лабораторного контроля, что в конечном итоге способствует своевременному устранению нарушений. Системный подход к надзорной деятельности позволяет обеспечить своевременный ввод объектов капитального жилищного строительства. Все вышесказанное определяет актуальность данной темы и требует осмысления функций государственного строительного надзора в условиях управленческой реструктуризации на рынке строительства. Степень разработанности проблемы исследования. Теоретическим и практическим проблемам государственного контроля и надзора посвящены фундаментальные исследования ученых А Б Агапова, А М Алехина, В Г Афанасьева, Д Н Бахраха, С А Боголюбова, Ф И Бочковского, В В Бурцева, БН Габричидзе, А И Турина, Г В Денисовой, Л А Калининой, НН Калюжного, А АКармолицкого, Ю М Козлова, П И Кононова, Г А Кузьмичевой, В М Анохина, Г Н. Маланичевой, А Н Маркиной, И М Машарова, В Г Николаевой, А Ф Ноздрачева, Д М Овсянко, Д В Осинцева, Н В Платонова, Л Л Попова, В С Плескачевского, Б В Российского, Н Г Салищевой, Ю Н Старилова, А П Тарасова, Ю А Тихомирова, В И Туровцева, В Е Чиркина, Е В Шориной, С Д Хазанова, Н Ю Хаманевой.
Исторический аспект проблемы рассматривается в работах А Н Козырина,М. М. Сперанского, И Т Тарасова, В.А.Цикулина, О И Чистякова. В этих работах заложены теоретические основы правовой регламентации государственного контроля и надзора, как функции государственного управления. Однако, несмотря на большое количество научных трудов и исследований в области государственного контроля и надзора, до настоящего время остаются нерешенными ряд теоретических и методологических проблем: отсутствует обоснованная система государственного регулирования строительной деятельности в Российской Федерации на современном этапе, а также модели взаимодействия саморегулируемых организаций и государственного строительного надзора. Предметом диссертационного исследования выступает организационно-экономические отношения, возникающие в результате осуществления надзорной деятельности в сфере строительства. Объектом диссертационного исследования является органы государственного строительного надзора. Целью магистерской диссертации является исследование механизмов функционирования органов государственного строительного надзора в контексте особенностей осуществления практики надзорной деятельности в регионах и обоснование направлений ее совершенствования. В соответствии с целью автором поставлены и в работе решены следующие задачи исследования: - -рассмотреть функции, принципы и методы осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере строительства; - определить правовые основы функционирования органов государственного строительного надзора на федеральном и региональном уровнях; - выявить организационно-управленческие провалы функционирования органов надзорной деятельности в сфере строительства
- обосновать основные подходы к совершенствованию деятельности надзорных органов при переходе на риск-ориентированный надзор; - рассмотреть эффективную практику надзорной деятельности в регионах Российской Федерации - предложить систему организационно-экономического взаимодействия с некоммерческими партнерствами, являющимися саморегулируемыми организациями в области строительства, для эффективной совместной работы по обеспечению качественного строительства. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Региональный государственный строительный надзор относится к разряду приоритетных видов регионального государственного контроля, определенных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Критерием разграничения полномочий по государственному строительному надзору между федеральными органами (по горизонтали), органами РФ и субъекта РФ (по вертикали) является специфика самого объекта контроля - его стратегическая важность для целей обороны государства, промышленной безопасности, техническая сложность, уникальность и т.п. Предметом надзорной деятельности является проверка законности действий поднадзорного объекта. Достигается данная цель посредством таких методов, как наблюдение, проверка соблюдения правовых и технических норм, выявление и пресечение правонарушений, применение принуждения как меры наказания за административную ответственность. 2. В настоящее время государство ведет устойчивую политику по снижению уровня государственного контроля над объектами недвижимости предусматривает снижение административных барьеров для предпринимателей-застройщиков, в частности, планируется сокращение строительного надзора (государственной экспертизы проектной документации); сокращение совокупности времени прохождения всех стадий процедур получения разрешения на строительство. С учетом снижения государственного строительного надзора и экспертизы острыми проблемами в строительстве по России остается низкое качество строительных работ, ухудшение управления качеством продукции, отклонение от стандартов.
3. Риск-ориентированный подход осуществления надзорной деятельности представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности хозяйствующего субъекта (его производственных объектов) к определенной категории риска либо определенному классу опасности. Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в расширении теоретических представлений о нормативно-правовой и управленческой природе государственного надзора в стере строительства, а также в разработке практических оценок при реализации риск-ориентированного подхода в строительстве. Основные методы исследования. Для решения поставленных задач и цели использованы общенаучные методы теоретического уровня (анализ, сравнение, сопоставление, синтез, аналогии), а также специальные методы – статистический, графический, инженерно-технического анализа, изучение нормативных актов, моделирования. Информационную базу исследования составили Конституция Российской Федерации; Федеральные законы; Указы Президента Российской Федерации; Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти; законодательные акты субъектов Российской Федерации; другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, излагается основной замысел работы, дается характеристика степени научной разработанности, отмечаются проблемные аспекты изучаемого вопроса. Определяются объект и предмет, цель и задачи, теоретико-методологические основания работы. Излагаются положения, выносимые на защиту. В работе содержатся 1 таблиц, 3 рисунка и 4 приложений, список использованных источников содержит 104 наименования. Общий объем магистерской диссертации составляет 125 страницу пояснительной записки.
II. «Содержание диссертации»
В первой главе «Теоретико-правовые основы исследования механизма функционирования органов государственного строительного надзора в Российской Федерации» рассмотрены нормативно-правовая особенность феномена государственного строительного надзора, выявлены особенности реализации ее главной функции – исполнительно-распорядительной.
Во второй главе «Контрольная политика государства над объектами недвижимости» охарактеризованы основные подходы к пониманию политики снятия административных барьеров при реализации надзорных мероприятий в сфере строительства, выделены организационные провалы такой политики и показаны критерии эффективности осуществления надзорной деятельности. В третьей главе «Специфика риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности в строительстве» рассмотрены принципы риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности за осуществлением строительных работ и инновационные управленческие подходы при контроле за управлением рисками строительства. В заключении прописаны основные выводы, полученные в ходе исследования.
III. «Публикации по теме диссертации»
1 Лемешкин Д.В. Реализация риск-ориентированного подхода надзорной деятельности в строительстве // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития». – Ухта, 2017 – С 123-125 2 Власюк Я.Н., Лемешкин Д.В. Институт государственного строительного надзора в системе регулирования градостроительной деятельности // Экономика и социум. - №10(41). – 2017. [Электронный ресурс]. – URL.: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_41/Vlasyuk%20Ya.N..pdf
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|