Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативные документы для целей идентификации.

Идентификация и фальсификация прод. товаров

1. Виды идентификации в зависимости от определенных характеристик товаров: ассортиментная качественная, партионная. Краткая характеристика отдельных видов идентификации.

2. Показатели (критерии) идентификации.

3. Взаимосвязь идентификации и прослеживаемости товаров.

4. Методы идентификации: преимущества и недостатки использования при проведении идентификации.

5. Виды фальсификации в зависимости от изменяемых характеристик товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная и информационная.

6. Правовая и нормативная база по предотвращению фальсификации.

7. Нормативные документы для целей идентификации.

8. Последствия производства и реализации фальсифицированных товаров: выгоды, риски и убытки.

Правовая и нормативная база по предотвращению фальсификации.

Нормативная база по предотвращению фальсификации прописана в ФЗ «О защите прав потребителей», ГК РФ и информационных стандартах потребителей. Правовая ответственность за ввоз произ-ва и продажу фальсифицированных товаров предусмотрена кодексом РФ. Она делится на: Административная – влечет наложение штрафа с конфискацией предмета сод-х незаконное воспроизведение товарного знака; Уголовная – наступает в случае неоднократного, незаконного использования товарного знака или в том случае если использование товарного знака причинило крупный ущерб. Если чужой товарный знак использует органи-я или предприни-ль, то это квалифицируется, как незаконное использование товарного знака. Уголовная ответственность наступает в случае обмана потребителя или мошенничества совершенных в крупных размерах; Гражданская – ее несут физические лица за незаконное использование товарного знака.

 

1.Товарно-партионная идентификация. Это один из наиболее сложных видов деятельности в ходе которых устанавливаются принадлежность представленной части товара (среднего образца, единичных экземпляров, конкретной товарной партии), сложность заключается в том, что отсутствуют критерии для идентификации поэтому трудно установить принадлежность товара определенного наименования. Пример, пшеничный хлеб из муки Вс. сорта произведен одним хлебозаводом, но из муки разных поставщиков. За рубежом делаются попытки наносить на упаковку или товар определенную информацию, которая позволяет идентифицировать товар, в том числе и принадлежность товара конкретной товарной партии. В России маркировка идентифицирует конкретную товарную партию, применяется только для консервов путем нанесения на донышко банки сведений о наименовании консервов.

Ассортиментная идентификация. Это установление соответствие наименование товара о ассортиментной принадлежности. Этот вид идентификации применяется для подтверждение соответствия товара, его наименованию при всех видах оценочной деятельности. Особое значение этот вид имеет при таможенной идентификации для установления кода и сертификации товара.

Качественная или сортовая идентификация. Это установление соответствия требования качества товара для того или иного товара после проведения ассортиментной идентификации. Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и не допустимых дефектов, а так же соответствие товара сорту, указанному на маркировке или сопроводительных документах. А также, устанавливается градация качества товара (Вс., 1, 2 и т.д.). Если стандартная продукция подразделяется на тов. Сорта или классы (Экстра, 1 и 2) так же устанавливается качество изделия на соответствие тов. Сорту или классу указанному на маркировке или сопроводительных документах. При обнаружении несоответствие сорту или классу и получение отриц. Результата указывают вид ассортиментной фальсификации – пересортицу.

 

Методы идентификации

Органолептический метод, это метод определения показателей идентиф. с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают следующие подгруппы органолептических методов (вкусовой, осязательный, обонятельный, слуховой и визуальный).

Измерительный метод, это метод определения показателей с помощью технических средств измерений. В зависимости от используемых технических средств измерения различают следующие подгруппы:

  1. Физический метод применяют для определения физических и химических показателей качества с помощью приборов.
  2. Химический и биохимический метод, применяют для определения химических показателей с помощью стандартных веществ, образцов, измерительных приборов и установок при различных целях идентификационной экспертизы.
  3. Микробиологический, применяют для определения степени обсеменености микроорганизмами при специальной идентификации на безопасность товара.
  4. Товароведно-технический, используют для идентификации с целью определения степени пригодности сырья при использовании той или иной технологии.

Тестовый метод, применяют для определения степени безопасности того или иного товара по приделу чувствительности, химической или биохимической реакции. Тестовый метод по простоте проведения приближен к органолептическому, поэтому при проведении идентификации этот метод вытесняет измерительный.

3. Взаимосвязь идентификации и прослеживаемости товаров.

Прослеживаемость – это способность проследить предысторию использования или место нахождения объекта с помощью идентификации.

Прослеживаемость товара должна быть установлена на этапе их формирования и на последующих этапах товародвижения. Комплекс работ по идентификации и прослеживаемости включает следующие направления:

 

1. Техническое обеспечение (технологическое) – идентиф. и прослеживаемости предполагает предварительное обеспечение за счет разработки и внедрения технологии маркирование единичных экземпляров товара. Маркирование – это нанесение на объект идентиф. соответствующей информации в виде текста, рисунка, условных обозначений отслеживающие отличительные признаки. В качестве условных обозначений используют дату изготовления, № смены и т.д.

2. Информационное обеспечение прослеживаемости и идентификации товара. Наносимая маркировка является одним из средств информационного обеспечения идентиф. и прослеживаемости товара. Средствами идентиф. на товарной стадии товарно-сопроводит. документы и носители информации. Сопроводительная документация используемая для идентиф. должна быть адресной удовлетворять принципу информационной достаточности и обеспечивать доступность и сохраняемость. Информационная достаточность – это отражение всех характерных признаков, которые отражают прослеживаемость на всех этапах товародвижения (указывается дата изготовителя). Сохраняемость сопроводит. документов заключается в обеспечении условий их сохраности по всей технологической цепочки.

3. Организационное обеспечение идентификации и прослеживаемости товара предусматривает установление функциональных задач и соответственности структурных подразделений предприятия продавцов, а так же их должностных лиц. При приемки (сдачи) товара контроль по качеству проводится совместно с контролем за информацией в товарно-сопроводит. док. при этом действительные значения количественных и качественных характеристик товара сравнивается с донными документов, а так же с характеристиками на маркировке. И любое несоответствие служит основанием для приостановления или отказа при приемке товара.

 

 

Нормативные документы для целей идентификации.

Нормативные документы (ТУ, правила, стандарты, инструкции, регламентация показателей качества, которые м.б. использованы для целей идентификации. Технические документы в т.ч. товаросопроводительные (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т.д.). Средствами идентификации на товарной стадии яв-я ТСД и носители информации. Сопроводительная документация д.б. адресной и удовлетворять принципу информационной достаточности, обеспечивать доступность и сохраняемость.

 

 

Виды фальсификации.

Ассортиментная (видовая) фальсификация, подделка осуществляется путем полной замены его заменителями др. сорта, вида или наименование с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Для ассортиментной фальсификации необходимы следующие условия:

  • Наличие в продаже товара других групп близких по потребительским свойствам и некоторым показателям качества.
  • Подразделение качества товара на сорта.
  • Производство и реализация имитаторов данной группы товаров.
  • Производство и реализация товаров, отличающиеся по показателям качества и наличию дефектов.
  • Унификация упаковки используемой для разных групп товаров.

К ассортиментной фальсификации, чаще всего, относя пересортицу товаров. Пересортица – это действия направленные на обман потребителя путем замены товаров высших сортов, низшими. Пересортица может быть вызвана как по незнанию, так и в корыстных целях. Имеются группы товаров, качество которых при хранении существенно изменяется и при этом снижается показатели качества, в этом случае возникает пересортица, носящая объективный характер.

Качественная фальсификация – это подделка подлинных товаров с помощью пищевых или не пищевых добавок или нарушение для изменения качественных показателей органолептических или других свойств продуктов.

Для качественной фальсификации товаров необходимы следующие условия:

  1. Наличие в продаже пищевых красителей, ароматизаторов, загустителей, консервантов и др. компонентов.
  2. Действие законадателеных нормативов по применению различных пищевых добавок.
  3. Отсутствие надежного контроля, за уровнем внесение, тех или иных добавок.
  4. Отсутствие закона и их не действие по распространению заведомо ложной информации о свойствах товара.

В зависимости от используемых средств фальсификации степени введения заменителя и нарушение рецептурного состава фальсифицируемого продукта, различают следующие способы фальсификации:

    • Добавление воды
    • Введение более дешевых компонентов за счет более дорогостоящих
    • Частичная замена натурального продукта имитатора
    • Добавление или полная замена продукта
    • Введение различных пищевых добавок
    • Частичная замена продукта пищевыми отходами
    • Повышенное содержание допустимых нормативно-технической документации не качественной продукции или компонентов
    • Введение консервантов, антиокислителей и антибиотиков без их указаний на маркировку товара.

 

При качественной фальсификации коньяка, вин, пива, кваса воду подкрашивают женой сахарозой. Вода как растворитель, который предварительно используется в незначительных количествах либо продукт увлажняется. При добавлении воды в колбасные изделия дополнительно вводят крахмал, желатин и т.д. А при добавлении воды в шоколадные изделия или глазурь вносят лецитин, фосфатиды и т.д. т.е. фальсификация в продовольственных товарах путем добавления воды одновременно сопровождается введением компонентов переводящих излишек влаги в коллоидное или эмульсионное состояние. Разбавление пищевых продуктов на 10% водой, не позволяет выявить фальсификацию и с помощью физико-химических показателей т.к. массовая доля сахаров и кислот в натуральных продуктах, всегда выше предельно допустимой нормы и разбавление до 10% не приводит к снижению этих показателей ниже установленных норм, только при разбавлении жидких продовольственных товаров водой более чем на 30% начинают изменяться их физико-химические показатели. Степень безопасности продукта зависит от качества воды.

Количественная фальсификация – это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара. В практической деятельности этот вид фальсификации называется недовесом или обмером, способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения, а стоимость товара осуществляется за регламентированные или увеличенные количественные признаки. Поделочные или не точные средства измерений, это наиболее распространенный способ количественной фальсификации. При этом используют поддельные приборы без поверочным клейме или свидетельств наносимых и выдаваемых органами гос. Метрологических служб отсутствия или просроченные даты на весах, гирях служат основанием для утверждения о подделки средств измерений (поделочные средства измерения, неточные измерительные технические устройства или измерительное устройство с более низкой чувствительностью, специальные приемы или психологическое воздействие на человека, не правильное измерение товара).

Количественная фальсификация осуществляется в основном на производстве при фасовке товара, разливе или на предприятиях торговли.

Стоимостная фальсификация – это обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товара с меньшими количественными признаками по цене товара с большими количественными показателями.

Этот вид фальсификации является самым распространенным т.к. совмещает в себе и др. виды фальсификации. Именно эта фальсификация является главной целью корыстного обмана потребителей т.к. позволяет получить не законный доход за счет не законного повышение стоимости товара. В условиях рыночной экономики одной из характерных черт является свободные цены регулируемые только конкуренцией между отдельными производителями при этом стоимостная фальсификация может использоваться для реализации фальсифицируемой продукции либо в целях ценовой конкуренции, например, для формирования потребительских предпочтений к данному товару у потребителя.

Информационная фальсификация – это обман потребителя с помощью не точной или искаженной информации о составе и свойстве товара (искажении информации тов. сопроводит. док., сертификате, маркировке и рекламе).

Искаженная или не точная информация о составе и свойствах товара служат основанием считать подделку натурального продукта фальсифицированным товаром.

Наиболее часто подделываются товарные и фирменные знаки предприятий изготовителей. В этом случае материальный и моральный ущерб несет не только потребитель но и предприятие, чей фирменный знак был подделан. Авторское право изготовителя на его фирменный знак защищенного законом о товарных- знаках, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товара. Многие фирмы для защиты своей продукции от подделок вводят различные схемы защит пример, защитные самоклеющиеся материалы которые помогают сохранить все виды упаковки от подмены, воровства, вскрытия. Некоторые виды самоклеющихся этикеточных материалов выполняют несколько функций, например, упаковка показывает были ли нарушены условия хранения продукта или позволяют удостовериться в подлинности товара.

Материалы, используемые для изготовления защитных этикеток особенны и уникальны для каждого вида продукта, этот вид маркировки предполагает широкие возможности от простых и дешевых до дорогих и высококачественных обеспечивающих 100% безопасность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...