Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идея соборности в русской философии. 17.11.2011.

1) Соборность как хар.черта русской культуры.

Соборность свойственна христианству вообще, как явление культурной, социальной и особенно религ. жизни. Однако именно на русской почве эта христ-православная традиция укоренилась и расцвела. Национальная уникальность идеи соборности не исключает ее универсального значения. Под термином соборность понимается целый комплекс психологических установок, сложившихся практик церковной жизни и неписанных правил поведения мирян. Соборность это и определенные ментальности. Пронизывающие все слои общества доиндустриальной эпохи.

В определенном смысле – это начало взаимопомощи и коллективности, характерные для русского православного человека. Принципы соборности, как особой мировоззренческой установки, восходят к глубокой древности. Они вызревают параллельно со складыванием территориальной общины в догосударственный период истории.

На принципе соборности строилось общинное самоуправление, как в городе, так и в сельском мире.

Автор термина соборность - Хомяков. К 19 в понятие было развито славянофилами, которое раньше выводили из принципа соборности церкви. С развитием этот термин уходит от подобного толкования и ухватывает весь уклад жизни человека, эти нормы в последствии осуждают индивидуализм. Стремление отдельного человека противопоставить себя общности. Соборность отвергает понятие личного счастья и утверждает, что быть счастливым в одиночестве невозможно.

В последствии понятие соборности вбирает в себя онтологию. Оно не переводится на другие языки, т.к. функционирует как понятие только русской философии.

Изначально проблему поставили немцы: Кант, Шеллинг и Гегель, – они поставили проблему неформального общего.

Флоренский говорит о соборности не только как о принципе церковного единства, а указывает на его онтологический характер.

Франк: «Живя, мы соборуемся сами с собой и в пространстве и во времени как целостные организмы, сбираемся воедино из отдельных взаимоисключающих элементов, частиц, клеток, душевных состояний. Подобно этому мы собираемся и в семью, и в род, и в народ, соборуясь до человечества, включая в единство человечности весь мир».

Соборность раскрывает отношения части и целого на основе их общей соотнесённости с первоначалом бытия, поскольку в европейской традиции это высшее первоначало выступает как личность, постольку и само соотношение имеет всегда личностный характер.

Соборность являет не горизонтальную, а вертикальную структуру человеческого существования, т.о. раскрывается то, что образует соборность, схождение Бога к человеку и восхождение человека к Богу. Поэтому соборность может быть обозначена, как некое вот-бытие, где лица оказываются приобщены, но не тождественны первоистоку.

Принцип соборности, или соборность как таковая,- это образ жизни, в основе которого – раскрытое, имеющее в своей основе абсолютное бытие, но при этом отличное от него.

Т.о. всеединство может быть понято, как основание соборности.

 

2) По Хомякову понятие соборности выводится из церковного православного сознания, как нечто противоположное католическому, авторитарному сознанию и индивидуализму протестантизма. Хомяков считает, что собор выражает идею собрания, не обязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве.

Таким образом, соборность органично сочетает в себе свободу и единство. Для Хомякова антропологический вопрос о цельности личности неразрывно связан с гносеологическим вопросом о возможности постижения истины. Истина недоступна для отдельного мышления, - пишет Хомяков, - доступна только совокупности мышлений, связанных любовью.

Отсюда видно, что познание истины возможно только в соборном акте познания, не основанном на принуждении, но несущем в себе морально-этические принципы познавательной деятельности.

Соборность по Хомякову понимается, прежде всего, не как данность, а как заданность, как некое совокупное движение познавательной деятельности, в основе которого лежит морально-этический элемент пути познания. Первоосновой соборности признается волящий разум (Бог), и конкретная личность обретает полное знание о нем и становится духовно-целостной только в коллективе через общение любви.

Хомяков в свою концепцию вносит понятия: воля, вера, любовь, мышление. Если Бог собирает в себе эти компоненты, то они становятся и человеческими качествами.

Воля в ее тождестве с разумом выступает как деятельная сила в человеке, которая в процессе познания оделяет внутренний мир человека от внешнего. Воля – ядро, а вера является функций воли. Воля придает значения, добытые верой, на суд рассудка (- ход познавательной деятельности по Хомякову).

В социальной сфере соборное начало наиболее адекватно воплощается в общине, основанной на принципе свободы и любви, гармонично сочетающей личные и общественные интересы. Община образуется в социальной реальности из сознания нравственной свободы русского человека. Соборность противостоит, как индивидуализму, так и коллективизму. В связи с тем, что индивидуализм разрушает человеческую солидарность, а коллективизм нивелирует личность. Представляя собой единство во множестве, соборность содержит в себе человеческую общность и, в то же время, сохраняет неповторимые черты отдельной человеческой личности.

В последствии понятие соборность у русских религиозных мыслителей приобретает иное содержание, чем у Хомякова. Само понимание соборности остается связанным с такими понятиями, как: всеединство, онтологизм и антропоцентризм.

Далее в истории русской мысли идет поиск гармоничного сочетания коллективизма и индивидуальности в пределах общности.

Владимир Соловьев.

Понятие соборности развивает целостную философскую систему всеединства.

«Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таки образом, пустотою. Истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них, как полнота бытия».

Соборность выступает как принцип, утверждающий в основе всего сущего - сверхсущее (Бог), а всякая действительность возводится к безусловной действительности. Отождествление понятий всеединства и соборности.

 

Сергей Трубецкой.

«Универсальное конкретное всеединство – это единый универсальный субъект, как одна мировая сила, являющаяся нашему сознанию, как множество отдельных взаимодействующих субъектов или живых центров сил».

Идеал соборности означает совпадение религиозного нравственного и социального начала, и противостоит как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму.

«Если сущее познаваемо, хотя бы только отчасти, оно сообразно законам нашего разума, то есть общим логическим законам нашей мысли, а, следовательно, эти общие логические формы, эти категории, которым подчинена наша мысль суть в то же время внутренние законы, формы категории сущего. Логический принцип нашего знания есть, в то же время, и универсальное начало познаваемого нами сущего».

Трубецкой понимает соборность в качестве универсальной характеристики познавательной деятельности.

 

Семён Франк.

Он определяет всеединство, или соборность, как абсолютное сверхвременное бытие.

Он строил триаду соборности на духовно-религиозных основаниях. Соборное единство обусловливается религиозно-нравственными требованиями видеть в другом человеке своего ближнего, относиться к нему, как к самому себе. Это требование основано на интуитивном восприятии взаимного внутреннего единства между людьми. Интуитивному внутреннему единству подчинено жизненное содержание каждой личности и всех сфер человеческого бытия. Внутренняя динамика соборного единства характеризуется Франком, как акт любви всех его членов.

«Любовь есть именно название для той связи, в которой объект отношения, будучи вне нас, есть вместе с тем наше достояние. Отдающий себя, внутренне обогащает самого себя».

Л.П. Корсавин.

Соборность – абсолютное бытие есть абсолютное совершенное всеединство, оно все, что только существует, и во всяком и в каждом бытии оно все, ибо всяческое не что иное, как его момент.

« Единство в мире первее множества, а множество разрешится в единство ».

У Корсавина соборность является понятием, описывающим онтологическую динамику изменения в недрах некоего изначального единства, где элементы изначально связаны между собой особым процессом взаимоотношений, который предполагает их взаимную потенциальную сущностную тождественность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...