Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Апробация и внедрение результатов исследования.




Апробация результатов данного диссертационного исследования осуществлялась в ходе обсуждения на научных и научно-практических конференциях и семинарах различного уровня:

Всероссийские научно-практические тьюторские конференции в г. Томске (апрель 2006 года, март 2007 года, февраль 2008 года, октябрь 2009 года);

Всероссийская научно-методическая конференция «Малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития в современных условиях, апрель 2007 года, г.Томск;

II Международная научно-практическая Интернет конференция «Образование: вчера, сегодня, завтра» г.Оренбург, 2007 год;

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы», г.Изборск, июнь 2008 года (заочное участие);

Всероссийская научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы», г.Москва, ноябрь 2008 года;

Всероссийский научно-методический семинар «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», г.Москва, май 2009 года;

Международный методический семинар «Проблемы и перспективы индивидуализации образовательного процесса в странах Евросоюза и в России», г.Елгава, Латвийская Республика, ноябрь 2007 года.

С 2006 по 2009 год реализация программы исследования поддерживалась институтом международного образования (Фонд Форда) (IFP ID №150556632). В ходе работы опубликовано 9 научных статей, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК, общий объем опубликованных статей – 6,0 п.л.

Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, проявлена степень её разработанности в научной литературе и образовательной практике. Определены объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования. Представлена методологическая и теоретическая основа методы, этапы и экспериментальная база исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые защиту.

В первой главе данного исследования «Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы» осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ имеющихся психолого-педагогических и социолого-педагогических исследований по проблемам индивидуализации, особенностей старшего школьного возраста в контексте индивидуализации и особенностей функционирования и развития сельской школы в контексте индивидуализации образовательного процесса.

В первом параграфе первой главы было уточнено и конкретизировано понятие индивидуализации образования, определены её цели, задачи и важнейшие результаты. В данной части исследования показано, что индивидуализация образовательного процесса в сельской школе призвана разрешить важнейшее противоречие между организацией образования, которое готовит обучающегося к решению образовательных и жизненных задач в стандартных условиях и динамичностью, нестандартностью, противоречивостью и многовариантностью современного мира. Индивидуализация как феномен человеческого бытия была подготовлена всем ходом человеческой истории и явилась закономерной. Ядро индивидуализации составляет автономизация, определяющая самобытный характер индивидуального бытия.

Индивидуализация образовательного процесса сущностно связана с такими понятиями как «свобода», «самоопределение», «индивидуальность»,

Категория «свободы» в контексте педагогики применительно к индивидуализации образовательного процесса рассматривается нами не в качестве цели или самоцели, а качестве одного из важнейших условий, в качестве одной из основополагающих ценностей современного мира. Опираясь на идеи и представления о свободе Бердяева Н.А., Дизраэли Б., Канта И., Корчака Я., Локка Дж., Руссо Ж.Ж., Спинозы Б.,, Толстого Л.Н., Ушинского К.Д. и других мы синтезировали новое определение, которое поможет осмыслить сущность индивидуализации образовательного процесса. Свобода в образовании – осознанный, ответственный выбор индивидом своей образовательной траектории на основе самоопределения, исходя из личных образовательных потребностей, потребности в самоактуализации, с учетом образовательных запросов и интересов общества и государства.

В самом широком контексте под самоопределением будем понимать сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Другими словами, самоопределение является мыслительно-деятельностным способом реализации свободы, обретение и проявление личностью индивидуальной свободы. При этом личность овладевает наиболее значимыми для нее сферами жизнедеятельности, индивидуально преломляет нормы и ценности общества. В сфере образования в условиях индивидуализации образовательного процесса самоопределение личности проявляется как процесс выбора целей и содержания образования, форм и сроков получения образования, источников собственного образования.

Следующей философско-педагогической категорией, позволяющей раскрыть сущность индивидуализации образовательного процесса, выявить и описать его условия, является категория «индивидуальности». В работах Адлера А., Вебера М., Дьюи Дж., Хайдеггера М. и ряда других индивидуальность выражена понятием «единичное». Педагогическая значимость категории «индивидуальность» заключается в том, чтобы создать условия для понятия и принятия каждым обучающимся своей уникальности и неординарности, для оценки и проектирования личностью гармоничной самореализации в условиях окружающего социума. Это позволит старшекласснику самоопределиться в мире людей, в разнообразных сферах деятельности, включая деятельность профессиональную.

Важнейшей качественной характеристикой и результатом индивидуализации образовательного процесса является самостоятельность. На наш взгляд, под самостоятельностью следует понимать системное качество личности, позволяющее ей действовать автономно, адекватно проблемной ситуации, ситуации неясности и неопределенности. По мнению М.К. Мамардашвили, на жизни российского общества лежит «печать коллективной машины», а культура инициативных, свободных и самостоятельных людей сознательно уничтожалась долгие годы. А школа была тем социальным институтом, в котором разрушалась способность к самостоятельным усилиям. В условиях такой, авторитарной педагогики, с точки зрения Карпинского К.В., формируется безынициативный, дезориентированный в постоянно меняющихся условиях человек, послушный исполнитель чьей-то воли. Поэтому М.К. Мамардашвили актуальной задачей, требующей немедленного решения, считал превращение безответственного мира в мир ответственности, мир самостоятельного свободного человека.

Самостоятельность есть процесс и результат особого типа взаимодействия и взаимовлияния определенных характеристик ситуации и определенных характеристик личности. Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию. При взаимодействии человека и ситуации самостоятельность личности определяется наличием трех основных ее составляющих:

· Наличие внешних условий для свободы индивидуальных действий, для проявления индивидуальной активности в данной ситуации. Она предполагает отсутствие внешнего принуждения к какой-либо деятельности, а также возможность использования потенциала внешней среды для работы с возникшей ситуацией.

· Наличие сформированных, сохранившихся в культуре общества и доступных, освоенных данной личностью механизмов взаимодействия человека и ситуации. Эти механизмы включают различные техники работы с ситуацией, способы деятельности, технологии. Они являются своеобразным связующим звеном, необходимым для взаимодействия человека и ситуации.

· Наличие, сформированности внутреннего активного начала. Под таким внутренним активным началом будем понимать наличие совокупности психологических качеств и свойств личности, позволяющей ей осуществлять самостоятельные, ответственные и свободные, инициативные действия.

Следующее важнейшее рассмотренное нами понятие – самоактуализация. Автор этого понятия Маслоу характеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализироваться - значит стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого. В российских исследованиях, посвящённых проблеме самоактуализации или самореализации, приводится новая концепция человека, а именно человека целостного развивающегося и деятельного (Зайцева Ю.Е., Козлов В.В., Коростылёва Л.А.). Само понятие «самоактуализация» интерпретируется исследователями как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала (В.В.Козлов, Н.Н. Обозов) В этом контексте стали широко использоваться такие близкие по смыслу понятия как «саморазвитие» и «самоутверждение», рассматриваемые как стремление к достижению максимальной полноты жизни.

Перечисленные нами выше понятия, позволили перейти в первом параграфе первой главы исследования к рассмотрению самого понятия «индивидуализация». По результатам анализа нами были выявлены две основные стратегии индивидуализации: стратегия «учёта индивидуальных особенностей человека» и стратегия «индивидуальной образовательной и социальной траектории человека».

Стратегия индивидуальной и социальной траектории понимается как активное преодоление заданного контекста, принципиальное открытие возможностей каждого человека. Причём, по мнению многих педагогов – инноваторов, именно процесс индивидуализации является базовым, в рамках которого идёт становление современного человека – члена информационногообщества. Разные варианты трактовки индивидуализации образования можно встретить в педагогике зарубежных стран. В США под индивидуализацией обычно рассматривают учет индивидуальных особенностей, как особую стратегию организации образования. Во Франции под индивидуализацией образования, начиная ещё с 30-х годов ХХ века, имеется в виду, прежде всего, организация самообразования обучающихся, их самостоятельной работы в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями. В педагогике Германии в аналогичном значении американскому термину «индивидуализация» используется термин «дифференциация». Под индивидуализацией немцы понимают частный случай дифференциации – внутреннюю дифференциацию.

Таким образом, как уже отмечалось выше, опираясь на работы Ковалевой Т.М., Прозументовой Г.Н., Сухановой Е.А., Тубельского А.Н., Фрумина И.Д., Щедровицкого П.Г. и других, под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте мы будем понимать способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив. Во втором параграфе первой главы были раскрыты особенности сельской общеобразовательной школы как феномена современной отечественной системы образования. На основе феноменологического анализа образовательной практики сельских общеобразовательных учреждений, а также на основании анализа статистических данных Департамента общего образования Администрации Томской области были выявлены характерные особенности сельской школы в контексте индивидуализации образовательного процесса:

1.сельская школа является типичным общеобразовательным учреждением в силу большого числа сельских школ в стране (доля сельских школ в общем количестве общеобразовательных учебных заведений составляет до 70%);

2. стихийная интегративность сельской школы: в сельской школе обучаются дети с различными образовательными запросами, психологическими, физическими и интеллектуальными возможностями;

3. малочисленность сельских школ, сравнительно небольшое количество школьников, сопровождаемых одним педагогом;

4. узость образовательного потенциала сельского социума, стремление к открытости через привлечение возможностей дистанционного образования, партнерского и сетевого взаимодействия с другими образовательными, культурно-просветительскими и иными учреждениями.

В этой связи можно выделить три основных способа преодоления узости образовательного потенциала сельской школы:

· объединение образовательных ресурсов общеобразовательных учреждений сельского округа, района (от объединения нескольких близлежащих школ, до объединения всех школ района в единую образовательную сеть;

· объединение образовательных ресурсов общеобразовательных школ с образовательными ресурсами учреждений дополнительного и профессионального образования;

· объединение образовательных ресурсов ОУ с образовательными ресурсами общественных организаций, культурно-просветительских учреждений, научных учреждений и организаций и т.д.

Эти и другие особенности позволяют констатировать тот факт, что имеются предпосылки для реализации идей индивидуализации в старших классах сельской школы.

В третьем параграфе второй главы были рассмотрены психолого-педагогических особенности старшего школьного возраста (14-18 лет). Опираясь на работы Ананьева Б.Г., Асмолова А.Г., Выготского Л.С., Зеера Э.Ф., Гиллера Ю.И., Марковой А.К., Маслоу А., Эльконина Д.Б. и ряда других исследователей нами были выделены особенности данного этапа возрастного развития человека в контексте идей индивидуализации образовательного процесса. К таковым, на наш вгзгляд, следует отнести: самостоятельность, профессиональное самоопределение и самоактуализацию. Под профессиональным самоопределением вслед за Э.Ф.Зеером будем понимать избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Под самостоятельностью вслед за Ю.И.Гиллером будем понимать процесс и результат особого типа взаимодействия определенных характеристик ситуации и определенных характеристик личности, обусловленный их взаимовлиянием. Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию. Под самоактуализацией вслед за Абрахамом Маслоу будем понимать высшую человеческую потребность, проявляющуюся в желании человека стать тем, кем он может и хочет стать, так и возможность реализации себя, своего потенциала через какое-либо творчество. Самоактуализироваться значит стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого.

Благодаря трем характерным особенностям старшего школьного возраста, трем качествам личности старшеклассники могут осуществлять осознанный выбор профессиональной, образовательной, жизненной стратегии и траектории с учетом своих индивидуальных особенностей, возможностей, задатков и способностей. Поэтому старшеклассники могут рефлексировать, переосмысливать свое бытие и самореализовываться и самоутверждаться в образовательной, профессиональной и иных видах человеческой деятельности.

Таким образом, старший школьный возраст является сензитивным для формирования и развития самостоятельности и профессионального самоопределения, важнейшим условием эффективного формирования и развития которых в институциализированных формах образования является индивидуализация, как актуальное инновационное преобразование образовательного процесса.

Во второй главе нашегоисследования «Создание педагогических условий образовательного процесса в старших классах сельской школы» были рассмотрены теоретические аспекты проблемы создания педагогических условий индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы, а также была описана и проанализирована опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий и вопросы эффективности данных условий. Под педагогическими условиями индивидуализации образовательного процесса будем понимать условия, обстоятельства, благоприятствующие формированию и развитию личности в образовании, стремлению к самовыражению каждой личности через творческую образовательную деятельность, утверждению прав и свобод каждого человека.

При таких условиях каждый субъект образовательного процесса осознает своеобразие и ценность собственного бытия, собственного жизненного и образовательного пути, необходимость саморазвития и самосовершенствования, раскрытия собственного творческого потенциала.

В первом параграфе второй главы, определяя педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы, мы основывались на положении, что понятие «условия» является философско-методологической категорией. Эта категория выражает отношение объекта к окружающим его явлениям, без которых объект не может быть преобразован. Другими словами, условия создают ту среду и обстоятельства, в которой зарождаются, существуют и развиваются процессы и явления. Педагогическими условиями следует называть совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешную реализацию образовательных целей и эффективное решение поставленных задач.

Всё многообразие педагогических условий индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы нами условно распределено по пяти классификационным группам:

- организационно-педагогические условия (активное привлечение старшеклассников к разработке учебного плана школы, отработка технологии изучения, формирования и реализации в школьной практике образовательных заказов старшеклассников и их родителей и другие);

- кадровые условия (наличие педагогов, способных осуществлять педагогическое [тьюторское] сопровождение разработки и реализации старшеклассниками индивидуальной образовательной программы и другие); - дидактико-методические условия (использование в образовательной практике технологии тьюторского сопровождения и другие);

- материально-технические условия (наличие учебных пособий, компьютерной техники, возможности использования сети Интернет для реализации принципа вариативности и открытости образования и другие);

- управленческие условия (создание общественно-государственной системы управления образовательным учреждением, привлечение всех субъектов образования к управлению образовательным учреждением и другие).

Важнейшими условиями индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы являются вариативность образования и тьюторское сопровождение старшеклассников. На наш взгляд, эффективная реализация принципа вариативности, как важнейшего условия индивидуализации предполагает, прежде всего:

· реализацию права выбора формы получения образования;

· реализацию права выбора сельскими старшеклассниками образовательных, культурно-просветительских и иных учреждений (как в своем населенном пункте, так и в других), предоставляющих дополнительные образовательные ресурсы, необходимые для реализации индивидуальной образовательной программы;

· реализацию права выбора формы отчетности по результатам реализации своей индивидуальной образовательной программы в рамках промежуточной аттестации и текущего контроля образовательной деятельности сельского школьника;

· стимулирование творческой активности, проектной и исследовательской деятельности сельских школьников.

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) [ИОП]. При этом ИОП рассматривается не только как персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании (позиция А.В.Хуторского). Это разработанная обучающимся совместно с педагогом-тьютором программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей и ценностей современного открытого образования, исследовательского способа мышления, результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности.

Вариантами тьюторского сопровождения разработки и реализации старшеклассниками ИОП являются разработка совместно со старшеклассниками карты образовательных ресурсов, создание ситуаций свободного и ответственного выбора, формирующих самостоятельность, самоопределение и самоактуализацию, обсуждение и выбор вариантов образовательных траекторий; - определение совместно со старшеклассниками прогнозируемых образовательных результатов, критериев их оценки и т.д.

Во втором параграфе второй главы исследования описаны и проанализированы результаты эксперимента по созданию педагогических условий индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы.

Для проведения такой работы нами были выбрано 7 сельских общеобразовательных учреждений Томской области, которые являлись типичными сельскими школами данного региона. Эксперимент по созданию педагогических условий индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы разворачивался в три этапа: подготовительный этап, организационно-внедренческий этап, рефлексивно-аналитический этап.

Подготовительный этапопытно-экспериментальной работы (сентябрь 2003 года – сентябрь 2005 года) по времени совпал с первым поисково-теоретическим этапом диссертационного исследования (2003-2004 годы) и с началом второго экспериментально-аналитического этапа диссертационного исследования (2005 – 2007 годы). На этом этапе проводилась работа, направленная на осмысление всеми субъектами образовательного процесса концепции индивидуализации, её целей, задач и содержания, ценностей и прогнозируемых результатов. Индивидуализация рассматривалась нами как инновационный процесс, способствующий переводу сельских образовательных учреждений из режима функционирования в режим развития. На совместных мероприятиях, проводимых на данном этапе, обсуждались проблемы и перспективы индивидуализации, возможные трудности и препятствия на пути индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы. Основными мероприятиями, проводимыми нами на данном этапе, стали:

· педагогические советы и методические совещания по проблемам инновационного развития сельских школ, индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации Концепции профильного обучения;

· проведение при поддержке Областного государственного учреждения «Региональный центр развития образования» г.Томск курсов повышения квалификации для педагогов Верхнектского района «Инициирование и поддержка инновационных педагогических замыслов»;

· общественная защита и экспертиза управленческих и педагогических проектов, направленных на гуманизацию школьной образовательной среды, включая проекты, направленные на индивидуализацию образования;

· цикл классных часов и мероприятий с учащимися и их родителями, направленных на формирование представлений о формировании индивидуальных образовательных программ, на формирование умений и навыков выбора образовательных ресурсов;

· публикация в средствах массовой информации материалов по проблемам индивидуализации образовательного процесса;

· выбор образовательных учреждений, готовых индивидуализировать образовательный процесс (экспериментальная группа) и образовательных учреждений, которые считали преждевременным и неактуальным индивидуализацию образовательного процесса (контрольная группа).

Определив в качестве важнейших результатов индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы уровень сформированности самостоятельности, самоопределения и самоактуализации у старшеклассников необходимо было провести диагностику исходного уровня сформированности этих качеств. Анализ имеющихся психолого-педагогических диагностик позволил определить нам в качестве основной методику, разработанную Лазуткиным А.В. в интерпретации Калинина Н.Ф. К качествам, параметрам, которые диагностируются с помощью данной методики и характеризуют уровень сформированности самоопределения, самостоятельности и самоактуализации старшеклассника являются:

Ориентация во времени. Высокий показатель по данному параметру свидетельствует о понимании экзистенциальной ценности жизни «здесь и сейчас», о способности радоваться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлым и не обесценивая предвкушении грядущих успехов.

Шкала ценностей. Высокий балл свидетельствует о том, что разделяются ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых Маслоу относил истину, свобода, добро, красоту, целостность, жизненность, уникальность, игра, самодостаточность и другие. Предпочтение этих ценностей свидетельствует о стремлении к гармоничному, здоровому бытию.

Потребность в познании. Высокая потребность характерна для самоактуализирующейся и самостоятельной личности, всегда открытой новым впечатлением.

Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным компонентом самостоятельности и критерием психического здоровья личности, её целостности и полноты. Личность с высоким уровнем автономности свободна. В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная «свобода для», а не «свобода от».

Самопонимание. Высокие показатели свидетельствуют о сензитивности, чувствительности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди не склонны подменять собственные вкусы и оценки приспособленческими внешними стандартами и стереотипами. Низкий балл, полученный при тестировании может свидетельствовать о неуверенности, ориентации прежде всего на мнение окружающих, безынициативности. Д.Рисмен назвал таких людей «ориентированными извне», в отличие от людей, «ориентированных изнутри».

Шкала контактности измеряет общительность личности и её способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. Высокий результат свидетельствует о хорошем развитии предрасположенности к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми и ряд других качеств.

Проведенное в сентябре 2005 года тестирование старшеклассников экспериментальной и контрольной группы сельских школ по описанной методике выявило следующие результаты «на входе» в эксперимент. (см. диаграммы 1-2)

Диаграмма 1 Уровень развития качеств самостоятельной личности «на входе» в эксперимент (сентябрь 2005) у старшеклассников экспериментальной группы (в %)

Диаграмма 1 Уровень развития качеств самостоятельной личности «на входе» в эксперимент (сентябрь 2005) у старшеклассников контрольной группы (в %)

Сравнительный анализ данных по результатам тестирования старшеклассников экспериментальной и контрольной групп показывает, что доля учащихся контрольной группы с низкой степенью характеристик и качеств свободной, самостоятельной, самоактуализирующейся личности несколько больше, чем в экспериментальной группе.

Таким образом, на подготовительном этапе опытно-экспериментальной работы были проведены мероприятия по формированию у членов коллективов сельских общеобразовательных школ представлений об индивидуализации образовательного процесса, ее целях задачах и основных результатах. На основании полученных результатов диагностики, изучения школьной документации, бесед с администрацией школ и педагогическими коллективами были определены две группы сельских школ:

· экспериментальная группа: МОУ «Белоярская СОШ №1», МОУ «Белоярская СОШ №2», МОУ «Клюквинская СОШ», МОУ «Молчановская СОШ №2», на базе которых впоследствии проходила апробация вариантов индивидуализации образовательного процесса на базе старших классов;

· контрольная группа: МОУ «Катайгинская СОШ», МОУ «Сайгинская СОШ», МОУ «Степановская СОШ», в этих образовательных учреждениях образовательный процесс протекал в обычном режиме.

Эффективность и результативность педагогических условий индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы была определена на основании данных о динамике уровня сформированности качеств личности старшеклассников экспериментальной группы образовательных учреждений, их сравнении и сопоставлении с динамикой уровня сформированности качеств личности старшеклассников контрольной группы образовательных учреждений.

Организационно-внедренческий этапопытно-экспериментальной работы сентябрь 2005 года – июнь 2007 года. Данный этап по времени совпал со вторым экспериментально-аналитическим этапом диссертационного исследования (2005 – 2007 годы). На данном этапе в четырех сельских общеобразовательных школах, выделенных в экспериментальную группу, проводились целенаправленные инновационные изменения в организации и содержании образовательного процесса в старших классах:

· вносились изменения в порядок формирования учебного плана школы, направленные на привлечение старшеклассников в процедуру формирования школьного компонента, состоящего из профильных и элективных курсов;

· активно использовались технологии открытого образования: технологии организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

· шла реализация принципа вариативности образования за счет широкого спектра элективных и профильных курсов, за счет привлечения ресурсов дополнительного образования; за счет привлечения образовательных ресурсов партнерских организаций других образовательных учреждений, за счет возможности выбора старшеклассниками преподавателя, организующего усвоение содержания элективных и профильных курсов;

· осуществлялась перестройка взаимоотношений старшеклассников с педагогами, осуществлялся частичный переход на тьюторские модели педагогического сопровождения;

· внедрялись новые подходы к составлению более гибкого расписания занятий;

· Создавались условия для формирования индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ. Опытные педагоги с ярко выраженной гуманистической направленностью регулярно консультировали школьников по всем интересующим их вопросам.

На рефлексивно аналитическом этапе в 2007-2008 году проводилась рефлексия инновационной педагогической деятельности, рефлексия самостоятельной образовательной деятельности старшеклассников по формированию и реализации ИОП, анализировалась эффективность опытно-экспериментальной работы. Эффективность этой работы определялась путем наблюдения и оценки изменений.

Результаты диагностики динамики уровня сформированности у школьников 10-11 классов из экспериментальной и контрольной группы качеств и свойств самостоятельной самоактуализирующейся личности (в сентябре 2005 года эти школьники обучались соответственно в 9 и 10 классах) представлены в в диаграммах 3 и 4. При этом в экспериментальной группе школ были созданы условия для индивидуализации образовательного процесса.

Диаграмма3 Уровень развития качеств самостоятельной личности «на выходе» из эксперимента (май 2007) у старшеклассников экспериментальной группы (в %)

Диаграмма 4 Уровень развития качеств самостоятельной личности «на выходе» из эксперимента (май 2007) у старшеклассников контрольной группы (в %)

Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ данных диагностики динамики уровня сформированности качеств самостоятельной, самоактуализирующейся личности позволяет утверждать, что благодаря создаваемым педагогическим условиям у старшеклассников сформировались и развились способности к свободному, самостоятельному и ответственному самоопределению и самоактуализации. Следовательно, создаваемыми педагогические условия способствуют индивидуализации образовательного процесса, повышают ее эффективность.

Сделанный нами вывод обоснован данными о положительной динамике уровня сформированности качеств и свойств самостоятельной личности. Об этом же свидетельствует исследовательская активность старшеклассников экспериментальных школ: если в 2005-2006 году учащимися 9-10 классов этих школ было представлено и защищено на районной ученической конференции 8 проектных и 11 исследовательских работ, то в 2006-2007 годах этими же старшеклассниками представлено 17 проектных и 21 исследовательская работа. Это свидетельствует о повышении инициативности, о росте познавательного интереса, самостоятельности и активности сельских школьников. Выросла значимость экспериментальных образовательных учреждений в сельских социумах. Это произошло благодаря усилению таких параметров деятельности сельских школ экспериментальной группы, как конкурентоспособность, региональная и межрегиональная интеграция, высокие достижения учебной деятельности, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (победы и призовые места на олимпиадах, творческих конкурсах различного уровня). Это нашло свое отражение в освещении достижений экспериментальных образовательных учреждений в средствах массовой информации. Результаты опытно-экспериментальной работы освещались в публикациях и на семинарах и конференциях по проблеме развития сельской школы.

Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу, и сделать выводы, представленные в заключении диссертации. Нами обнаружено, что реализация индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы требует создания комплекса педагогических условий, важнейшими из которых будут: привлечение обучающихся к формированию учебного плана школы, предоставлении им возможности формирования и реализации индивидуального учебного плана; вариативности образования в сельской школе,

открытости образования в сельской за счет взаимодействия образовательного учреждения с организациями-партнерами, т.е образовательных учреждений общего и профессионального образования из других населенных пунктов, учреждений культуры и иных учреждений, способных выполнять образовательные функции; тьюторского сопровождения продвижения сельских старшеклассников по индивидуальным образовательным траекториям и при ряде других условий.

Доказано, что в результате индивидуализации образовательного процесса у сельских старшеклассников формируется самостоятельность, самоактуализация, формируются условия для профессионального и нравственного самоопределения. Показана специфика сельской общеобразовательной школы в контексте индивидуализации. Обосновано предположение, что старший школьный возраст является сензитивным для индивидуализации образовательного процесса.

Обоснование понятий самоопределение, самостоятельность, свобода и ряда других позволило раскрыть содержание понятия индивидуализация образовательного процесса и доказать необходимость создания педагогических условий для индивидуализации.

Перспективу данного исследования мы видим в разработке и описании моделей индивидуализации образовательного процесса и моделей тьюторского сопровождения образовательной деятельности школьников.

Список публикаций автора по теме диссерта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...