Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Систематизация объектов нематериальных активов





 

№ п/п Наименование объектов нематериальных активов Сущностная характеристика Вид охранного документа Регулирующий закон Примечание
1. Гудвилл (деловая репутация фирмы) Стоимостная категория, которая представляет собой разницу между стоимостью фирмы, как единого целостного имущественно-финансового комплекса и стоимостью всех ее активов - - -
  Затраты на организационную деятельность и НИОКР:     -   -   -
2. Затраты на НИОКР Затраты, связанные с процессом подготовки и проведения научных исследований, анализов, экспериментов, продиктованных потребностями фундаментальных и прикладных наук. - - -
3. Затраты на услуги непромышленного характера, оказываемые сторонними организациями Затраты на консультационные услуги по и маркетинговым проблемам. - - -
4. Расходы, возникающие при организации нового направления в деятельности данного предприятия   - - При формировании уставного капитала предприятия
5. Организационные расходы, возникающие при образовании предприятия, включая СП и АО Расходы, возникающие при образовании предприятия с обязательным условием внесения их в уставной фонд. - - -
  Интеллектуальная собственность:     Стокгольмская конвенция об учреждении ВОИС от 14.07.1967 г.
  Авторское право и смежные права: Авторское право обозначает право на данное произведение, на изготовление и распространение его копий либо самим автором, либо с разрешение последнего, а также право автора пресекать любые искажения своего произведения и получать доход. Авторское право распространяется на оригинальные обна родованные и необнародованные произведения, находящиеся в следующих объективных формах выражения: письменная, устная, звуко- или видеозапись, объемно-пространственная, изображения и других формах. Авторское право не распространяется на идеи, принципы, метод, процессы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведениях. - - -
6. Объекты авторских прав: а) аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы и программы, слайдфильмы, диафильмы и т.д.); б) базы данных;   в) географические, геологические и другие карты , схемы, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам; г) драматические, музыкально-драматические и сценичные произведения; д) лекции, доклады, обращения, речи, проповеди и т.д.; е) литературные и литературно-художественные произведения; ж) музыкальные произведения с текстом и без текста; з) научные и научно-технические произведения (книги, брошюры и другие письменные произведения); и) программы для ЭВМ; к) произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства; л) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие изобразительные произведения; м) учебные и публицистические произведения; н) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; о) хореографические произведения и пантомимы; п) другие произведения.     Объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. -     -   -     -   -   -   -   -     - -     -   -   -     -   - Закон «Об авторском праве и смежных правах»   - ² -   - ² -     Закон «Об авторском праве и смежных правах» - ² -   - ² -   - ² -     - ² - - ² -     - ² -   - ² -   - ² -     - ² - Закон «Об авторском праве и смежных правах»   -   -     -   -   -   -   -     - -     -   -   -     -   -
7. Объекты смежных прав: а) исполнение; б) передачи организаций эфирного или кабельного вещания; в) постановки; г) фонограммы   -   - - -   -   - - - Закон «Об авторском праве и смежных правах» - ² - - ² -   -   - - -
8. Научное открытие Признание явлений, свойств или законов материального мира, которое до сих пор не были познаны и не допускали проверки. Объектом открытия признается неизвестное ранее явление, свойство или закономерность материального мира. Диплом Закон «Об авторском праве и смежных правах» Национальные законодательства и международные договоры не дают прав собственности
9. Ноу-хау: а) знания и опыт производственного, технического, административного, финансового, экономического характера; б) методы и способы лечения заболеваний, поиска и добычи полезных ископаемых; в) научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация; г) отчеты о патентных исследованиях;   д) отчеты о результатах НИОКР; е) социально-экономические концепции; ж) социально-экономические прогнозы; з) прочее Полностью или частично конфиденциальные знания различно характера, которые не являются общеизвестными и, практически, применимы в производственной и хозяйственной деятельности предприятия.   -   -     -     -     - -   -   -     -   -     -     -     - -   -   -   Относятся к ноу-хау в том случае, если содержат новшество (технического, научного и др. характера)     -     -   - -   -   -  
10. Рационализаторское предложение Это техническое решение, являющееся новым и полезным для той организации, которая его подала, и предусматривающее изменения конструкций изделий, технологии производства или изменения состава материала. - - -
11. Сорт растений Группа растений, которая независимо от патентоспособности определяется признаками, характеризующими данный генотип (или комбинацию генотипов) и отличается от других групп растений хотя бы одним признаком. Патент, лицензия «О патентах на сорта растений» -
  Промышленная собственность:        
12. Изобретение (в том числе служебное) Новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Патент или лицензия «О патентах на изобретения» -
13. Полезная модель Представляет собой изобретение в области механики и описывается как устройство. Отличается «уровнем изобретения» и более коротким сроком охраны. - - -
14. Право на пресечение недобросовестной конкуренции Определено Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (Стокгольмский акт 1967 г.) и Типовым законом по товарным знакам, которыми определено 15 видов недобросовестной конкуренции. - Закон «Об авторском праве и смежных правах» -
15. Промышленный образец Художественное или художественно-конструкторское решение, которое определяет внешний вид продукции или услуги. Патент или лицензия «О патентах на промышленные товары» -
16. Товарные знаки и знаки обслуживания Обозначение, способствующее отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг других юридических лиц или граждан. Свидетельство или лицензия «О товарных знаках и знаках обслуживания» -
17. Топология интегральных микросхем Зафиксированная на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. - - -
18. Указание на источник и наименования места происхождения товара или услуги Наименование, выражение или знак, которые показывают, откуда поступил данный продукт или услуга: страна, регион, конкретное место. Свидетельство - -
19. Фирменные наименования Характеризует репутацию и положение предприятия, служит для его распознавания и выделения из числа других, а также полезным источником информации для потребителей. - - -
  Права пользования природными ресурсами и имуществом:        
  Природные ресурсы:        
20. Водные ресурсы   - Водный кодекс -
21. Земля   - Кодекс о земле -
22. Лесные ресурсы   - - -
  Имущество:      
23. Материальное: а) движимое; б) недвижимое     - - Гражданский кодекс - ² -  
24. Нематериальное: а) лицензии на право использования нематериальных активов (в том числе «франчайзинг»); б) лицензии на право осуществления какой-либо деятельности   -     -     -     -     -     -  




5.5. Методология оценки рыночной
стоимости и анализ экономической
эффективности нематериальных активов

Центральной проблемой включения объектов интеллектуальной собственности (ИС) и нематериальных активов (НА) в экономический оборот является оценка их рыночной стоимости. Необходимость последней возникает в следующих случаях:

· при выходе объектов НА на рынок интеллектуальной продукции и услуг;

· при определении доли (пая) учредителей в уставном капитале предприятия путем внесения в качестве пая объектов НА;

· при осуществлении ликвидации или реорганизации предприятия;

· при удовлетворении исков кредиторов;

· при расширении рынков сбыта;

· при предоставлении франшизы.

Без обоснованной оценки и переоценки рыночной стоимости объектов НА невозможен и анализ эффективности их использования в хозяйственной деятельности, а также выход на рынок.

При оценке рыночной стоимости объектов НА учитываются:

· источник приобретения;

· конкретный объект НА;

· роль и место данного объекта НА в процессе производства.

Исходя из этих сложившихся в хозяйственной деятельности предприятия (отрасли) подходов, различают следующие варианты оценок стоимости объектов НА:

1. Договорную оценку стоимости.

2. Первоначальную оценку стоимости (по сумме фактических затрат на приобретение при покупке объекта НА у других юридических или физических лиц либо при разработке и изготовлении самим предприятием).

3. Экспертную оценку стоимости (по объектам НА, получаемым безвозмездно).

Любой из вариантов оценки рыночной стоимости объектов НА включает следующие этапы:

· определение задачи;

· составление плана оценки;

· сбор и проверку информации;

· применение уместных подходов;

· выбор методики оценки стоимости;

· согласование;

· отчет о результатах оценки стоимости объектов НА.

Каждый вышеобозначенный этап имеет свои особенности и специфику. Но есть традиционно общие подходы, которые наиболее часто реализуются в хозяйственной деятельности. Это: доходный, маркетинговый и затратный подходы.

Доходный подход предполагает, что никто не вложит свои средства на приобретение данного объекта НА, если такой же доход можно получить другим путем и в такой же предполагаемый период времени.

Этот подход заключается в определении размера прибыли, ставок капитализации (или дисконта); остаточного экономического срока службы объектов НА или ИС. Математический расчет в этом случае основан на формуле сложных процентов, по которой банки рассчитывают размер вклада.

Доходный подход при оценке стоимости может быть реализован при выполнении таких работ, как капитализация доходов, дисконтирование будущих денежных потоков, определение избыточных прибылей на основе Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных про­ектов и их отбору для финансирования, которые утверждены в России рядом государственных структур - Госстрой РФ, Минэкономики РФ, Минфин РФ, Госкомпром РФ от 31 марта 1994 г. за №7-12/47.

Маркетинговый подход заключается в оценке рыночной стоимости объекта НА путем сравнения недавних продаж данного объекта с ситуацией, сложившейся после проведения соответствующих корректировок. Маркетинговый подход характерен для активного рынка, поскольку требует достаточно обширной комплексной экономической информации, особенно по сходным сделкам. Сегментами такой информации должны быть в обязательном порядке: фактор времени, динамика спроса и предложения на данный объект НА, финансовые возможности предприятия или организации и т.д.

Отметим однако, что маркетинговый подход к оценке объектов НА или ИС имеет значительные ограничения по сравнению с оценкой традиционных товаров. Это объясняется многообразием и различием факторов. Которые надо иметь в виду при оценке объектов ИС (передача прав на объект НА или ИС, их параметры и т.д.). Для практической реализации данного подхода необходимы сбор, анализ и систематизация данных о коммерческих условиях заключенных лицензионных договоров на передачу объектов НА или ИС на миро­вом или национальном рынках. Расчетная стоимость лицензии определяется по формуле, которая включает ожидаемый объем продукции в энном году + цена единицы продукции + размер роялти + срок действия + год действия лицензионного соглашения.

Затратный подход предусматривает вначале определение затрат на производство первоначальной стоимости объекта НА с учетом последующих улучшений. Полученная сумма уменьшается на величину амортизации за период использования объекта НА.

При использовании затратного подхода обычно используют:

· а) метод исходных затрат;

· б) метод восстановительной стоимости замещения.

Затратный подход может быть использован для целей инвентаризации, балансового учета и других подобных целей. Нормативной базой для такого рода оценки в России являются Положение Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 о составе затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг, включаемых в себестоимость продукции, а также изменения и дополнения, внесенные в это Положение в последующие годы (№ 161 от 30 декабря 1993 г.; № 661 от 1 июля 1995 г.).

Формула, по которой рассчитывается дека данного объекта НА или ИС включает: коэффициент его морального старения; годовые суммарные затраты на создание данного объекта на собственном предприятии, затраты на НИОКР; на конструкторскую и технологическую документацию; затраты на правовую охрану; коэффициент приведения разновременных ежегодных сумм к одному расчетному году; коэффициент индексации; начальный год расчетного периода; конечный год расчетного периода.

Все три подхода к разработке основных этапов по оценке рыночной стоимости объектов НА могут применяться как раздельно, так и в совокупности - в зависимости от перечня и содержания факторов, которые определяют выбор самой методики оценки рыночной стоимости объектов НА и их конкурентных характеристик, а также характеристик возможных пользователей.

В мировой и российской практике применяют и так называемую долевую оценку объектов НА. Она предполагает оценку лишь элемента или правового интереса во всей собственности: например, оценка прав на воздушное пространство осуществляется отдельно от прав на поверхность Земли и ее недра.

Часто применяют более простые, грубые методы для «быстрой» первоначальной оценки:

· метод «25 % от валовой прибыли»;

· метод «5 % от продаж»;

· метод возврата на инвестиции в исследования и разработки;

· метод возврата средств от продаж.

В отличие от других видов имущества, находящегося на балансе предприятия (фирмы), определение фактической стоимости объектов НА на момент их приобретения требует предварительной полноценной экспертизы. Если результаты такой экспертизы превышают стоимость самих объектов НА, поставка их на бухучет становится весьма проблематичной и маложелательной для предприятия.

Многообразие и различие целей и условий использования объектов НА или И С не позволяют разработать единую методику стоимостной оценки. Все известные методики не могут считаться универсальными и должны применяться дифференцированно в зависимости от цели их применения. Оче­видно, что конечным итогом оценки инновационного бизнеса надо считать либо рыночную цену объектов НА или ИС, либо цену лицензий.

Мировая практика дает возможность систематизировать эффективность подходов к оценке различных объектов НА или ИС (Табл. 5.2.).

Таблица 5.2.

Эффективность подходов к оценке различных объектов
интеллектуальной собственности и нематериальных активов

Интеллектуальная собственность Нематериальные активы Основной подход Второстепенный подход Неэффективный подход
1. Патенты и технологии доходный сравнительный затратный
2. Торговые марки и наименования доходный маркетинговый затратный
3. Авторские права доходный маркетинговый затратный
4. Обученный персонал затратный доходный маркетинговый
5. Программное обеспечение управления затратный маркетинговый доходный
6. Производствен­ное программное обеспечение доходный маркетинговый затратный
7. Сеть сбыта затратный доходный маркетинговый
8. Франчайзинг доходный маркетинговый затратный
9. Корпоративная практика затратный доходный маркетинговый

Основной подход (доходный и затратный метод) обыч­но обеспечивает наиболее точную оценку конкретного актива. А второстепенный подход (сравнительный и доходный метод) могут работать хорошо, но как правило имеют ряд существенных недостатков. Он может быть полезен для сравнения и подтверждения оценки, полученной с помощью основного подхода. Неэффективный подход (затратный, сравнительный, доходный) используется в том случае, если нет данных для применения более эффективного подхода, но получается наименее точное значение.

Однако наиболее обоснованная оценка объектов ИС возможна по ее вкладу в капитал предприятия как актив бизнеса. Поэтому основным подходом расчетов выступает доходный метод.

Маркетинговый метод требует учета многих факторов, а необходимые информации, как правило, редко доступны, поскольку надо досконально знать, как проходили сделки с подобной собственностью у других, о чем конкретно договарива­лись стороны, не присутствовал ли элемент принуждения и т.д. Выбор правильной аналогии в данном случае весьма туманен.

При затратном подходе к оценке ИС или НА цена может быть определена с гораздо большей точностью, но и здесь не все так гладко, как хотелось бы: конечная цифра оценки также не в состоянии учесть ряд очень важных факторов (прибыль от коммерциализации, инвестиционный риск, потенциал роста дохода и др.).

Величина, полученная с помощью затратного метода (Р), хорошо отражает стоимость разработки до ее коммерциализации, но дальше этого момента метод по сути не действует, хотя именно с него и начинается отдача в инновационном бизнесе.

Доходный метод основан на определенной арифметике:

1. Цена предприятия = инвестированный капитал = долгосрочная задолженность + акционерный капитал -чистый оборотный капитал + материальные активы + нематериальные активы + интеллектуальная собственность.

2. Чистый оборотный капитал = оборотный капитал = краткосрочные обязательства;

3. Материальные активы = земля + здания + оборудование + транспорт + офисное оборудование.

4. Нематериальные активы = программное обеспечение + обученный персонал + заключенные договоры (контракты) + сеть сбыта.

5. Интеллектуальная собственность = запатентованные изобретения + торговые марки + авторские права + ноу-хау (служебная и коммерческая тайна).

Если фирма имеет одну запатентованную технологию, но не имеет известной торговой марки или иной интеллектуальной собственности, то стоимость принадлежащего ей патента будет равна: запатентованная технология = долгосрочная задолженность + акционерный капитал - чистый оборотный капитал — материальные активы - нематериальные активы. Все величины берутся либо из балансовых счетов или годовых отчетов предприятия (фирмы), либо подсчитываются затратным методом отдельно для каждого нематериального актива.

Можно сколько угодно спорить с той или иной методологией оценки объектов ИС или НА, но сегодня, в современной рыночной экономике, самое точное ее определение может дать только рынок с его принципом жизненного цикла товара.

При включении объектов НА или ИС в хозяйственный оборот предприятия возникает необходимость в оценке его стоимости. Практика приватизации в России показала, что эта оценка требуется, если:

· предстоит выделение из крупного предприятия неболь­шой жизнеспособной фирмы;

· планируется поглощение одного предприятия другим;

· ожидается реорганизация предприятия или фирмы (переход из одного вида собственности в другой);

· предстоит ликвидация предприятия;

· поступило предупреждение со стороны государства об отчуждении активов.

Во всех этих случаях целью оценки выступают:

· включение объектов НА или ИС в уставной капитал;

· обоснование расчета цены за право использования объектов ИС в связи с ожидаемым заключением лицензионного договора;

· определение размера вознаграждения автора результатов ИС;

· получение банковского кредита под залог исключи­тельных прав владельца объекта ИС;

· составление бизнес-плана с целью привлечь внимание инвестора;

· определение размера налога на имущество при его дарении или наследовании.

5.5.1. Анализ экономической эффективности
использования нематериальных активов

Анализ использования НА при производстве продукции, оказании услуг, выполнении работ начинают с факта приобретения. В большинстве случаев вложения в НА - это вложения в объекты промышленной собственности: лицензии на использование технологии изготовления продукции, расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных площадей; организация управления технологическими процессами; сбыт и обслуживание лицензионных соглашений и т.п. Таким образом, эффективность вложения в НА должна рассматриваться с точки зрения доходности предприятия.

Конечно, эффект от приобретения предприятием права использования запатентованного производственного опыта и знаний, а также ноу-хау, т.е. незапатентованного опыта, может быть определен только по результатам реализации предприятием продукции, произведенной с учетом объектов НА. Но объем продаж данной продукции зависит от множества других факторов: цены, спроса, качества товара и др. Поэтому вычислить действие каждого из этих факторов изолированно — дело весьма непростое и требует комплексного подхода, поскольку зависит также от размеров единовременных платежей за них, от сроков финансирования и объема капитальных вложений предприятия в производственные и прочие фонды, от текущих расходов, связанных с изготовлением и сбытом лицензионной продукции.

В экономической литературе часто приводится формула расчета экономической эффективности (Э) использования таких объектов НА, как лицензии и ноу-хау, за определенный период:

где t - период использования лицензии (или ноу-хау); Rt -стоимостная оценка результата использования лицензионной технологии в году; St~ затраты, связанные с использованием лицензионной технологии в году; r - ставка дисконтирования, т.е. приведение разновременных затрат к одному моменту времени.

В качестве r для расчетов в мировой и российской практике используется средняя годовая ставка банковского про­цента, средняя годовая норма прибыли, средний норматив эффективности капитальных вложений. Если производство продукции в целом невозможно без данной лицензии (или ноу-хау), то результатом их использования выступает вся выручка от реализации.

Применяемая лицензия или ноу-хау оказывают свое влияние в следующих ситуациях:

· при изменении стоимости узлов и деталей, изготовленных по новой технологии, входящих в состав продукции или реализуемых отдельно;

· при повышении качества производимой продукции (услуг) и соответствующей надбавки к цене;

· при повышении конкурентной способности продукции и расширении за счет этого рынка сбыта;

· происходит экономия капитальных вложений за счет отказа от собственных НИОКР, что приводит к росту фонда накопления;

· экономия текущих затрат за счет сокращения длительности производственного цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых затрат на производ­ство продукции.

Во всех этих случаях результатом использования будет не вся выручка, а только ее часть.

Крайне серьезный вопрос в анализе экономической эффективности использования объектов НА - это характеристика затрат, связанных с их приобретением.

В мировой практике затраты, связанные с приобретением лицензий, складываются из двух частей:

· во-первых, из платежей за право пользования лицензи­ями в форме единовременных или периодически осуществляемых фиксированных (паушальных) платежей либо в форме отчислений из прибыли или объема реализации лицензионной продукции (в форме роялти);

· во-вторых, из текущих затрат на производство и сбыт лицензионной продукции.

При этом существенное значение приобретает необходимость финансового обоснования формы платежей, так как затраты предприятия, связанные с оплатой стоимости лицензий или ноу-хау, распределены во времени. Затраты будущих пе­риодов дисконтируются и приводятся к начальному периоду платежей. Может возникнуть и другая ситуация: одна из сторон испытывает острую потребность в наличных средствах. Тогда идут на сравнение затрат, связанных с выплатой паушальных платежей и роялти. В этом случае выгодно отказаться от крупного первоначального платежа (паушального) и пойти на значительные выплаты в будущем (роялти).

Сравнение эффективности этих двух видов платежей (Э) осуществляется по формуле:

где Z - разность в затратах на оплату лицензий года по паушальной форме и форме роялти; r - ставка дисконтирования; t - срок действия лицензионного соглашения (лет).

Если для такого расчета нет нужной информации, то можно использовать прецеденты прошлых аналогичных сделок.

Конечный же эффект от использования НА выражается в общих результатах хозяйственной деятельности предприятия (фирмы). Это, как правило, снижение затрат на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ; увеличение объема продаж или сбыта; рост прибыли; повышение ликвидности; устойчивость финансового состояния и т.д.

Исходя из этого основным принципом анализа экономической эффективности использования объектов НА в обороте предприятия можно считать следующую формулу: темпы роста отдачи капитала должны опережать темпы роста его затрат. Другими словами, в динамике темпы роста выручки от реализации продукции (услуг, работ) или прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов.

Доходность НА можно оценивать по общепринятой формуле доходности капитала (всего капитала, собственного капитала, основного капитала и т.д.):

где Р - доходность (рентабельность) объектов НА; П6 -прибыль балансовая (или чистая); Сср — средняя стоимость объектов НА.

С помощью методов факторного анализа можно преобразовать эту формулу следующим образом:

где Опр - объем продаж (выручка от реализации продукции, услуг, работ); П6пр - рентабельность продаж; Опрср -оборачиваемость объектов НА.

Таким образом, доходность экономического использова­ния объектов НА может расти за счет ускорения их оборота и повышения рентабельности продаж.


* Г.И. Олехнович. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. – Минск: Амалфея, 2005, с. 73-118.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.