Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М.И. Кутузов в творчестве Льва Николаевича Толстого




 

Сочиняя "Войну и мир", Л.Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.

В связи с этим в романе действует множество реальных исторических персонажей, так или иначе влиявших на состояние европейского и российского общества в начале XIX века. Это император Александр I и Наполеон Бонапарт, генерал Багратион и генерал Даву, Аракчеев и Сперанский. А среди них персонаж-знак, обладающий совершенно особой смысловой наполненностью, - генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский - гениальный русский полководец, один из образованнейших людей своего времени.

Кутузов, изображенный в романе, разительно отличается от реального исторического лица. Кутузов для Толстого - воплощение его исторических новаций. Он - фигура особенная, личность, наделенная инстинктом мудрости. Он подобен вектору, направление действия которого определяет сумма тысяч и миллионов причин и действий, совершаемых в историческом пространстве.

"История, то есть бессознательная, роевая, общая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя, как орудием для своих целей".

И еще одна цитата: "Каждое действие... в историческом смысле непроизвольно, находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно". Такое понимание истории делает всякую историческую личность личностью фатальной, обессмысливает ее активность. Она для Толстого в контексте истории выступает страдательным залогом общественного процесса. Только поняв это, можно объяснить действия, а точнее, не-действия Кутузова на страницах романа.

В Аустерлице, имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет потом на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: "Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю".

А на заседании военного совета перед сражением он просто, по-стариковски, позволяет себе заснуть. Он уже все знает. Ему все известно заранее. Он несомненно обладает тем "роевым" пониманием жизни, о котором пишет автор.

Однако Толстой не был бы Толстым, если бы не показал фельдмаршала еще и живым человеком, со страстями и слабостями, со способностью к великодушию и злобе, состраданию и жестокости.

Он тяжело переживает кампанию 1812 года. "До чего... до чего довели! - проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия". И князь Андрей видит слезы на глазах старика.

"Они будут у меня конину жрать!" - грозит он французам. И выполняет свою угрозу. Умел слово держать!

В его бездействии воплощена коллективная мудрость. Он совершает поступки не на уровне их понимания, а на уровне некоего врожденного инстинкта, так, как знает крестьянин, когда надо пахать, а когда сеять.

Кутузов не дает генерального сражения французам не потому, что не хочет, - этого хочет государь, этого хочет весь штаб, - а потому, что это противно естественному ходу вещей, который он не в состоянии выразить словами.

Когда же это сражение происходит, автору не понятно, почему из десятков похожих полей Кутузов выбирает Бородинское, ничем не лучше и не хуже других. Давая и принимая сражение в Бородино, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. Кутузов на Бородинском поле не производит никаких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Он один все понимает и знает, что по окончании сражения зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер, необходимо время. Единственное хрестоматийно-историческое решение Кутузов принимает в Филях, Один против всех. Его бессознательный народный разум побеждает сухую логику воинской стратегии. Оставив Москву, он выигрывает войну,

Подчинив себя, свой ум, свою волю стихии исторического движения, он стал этой стихией. Именно в этом убеждает нас Лев Толстой: "Личность есть раб истории".

 


 

Заключение

 

Михаил Илларионович Кутузов является той фигурой в истории Государства Российского, которую можно поставить в один ряд с его основателем, так как спасение от иноземных захватчиков можно считать вторым рождением. Таких рождений история России переживала не раз, но это больше всех убедило Европу в стойкости и непоколебимости русского характера. Казалось бы, уже все проиграно, война является смертоносной для России, но русский народ никогда не сдается и борется до последней капли крови, добиваясь успехов в практически безвыходных ситуациях. Эта характерная черта для русских проявлялась во всех войнах, но больше всех ее использовал Кутузов, а точнее народ дал ему это право. Война 1812 года стала одним из тех редких случаев истории, когда народ объединился вокруг одного человека не из-за его славы и успехов, не из-за его мудрости и ума, хотя и это служило определяющим моментом, а из-за того, что в это трудное время он был как никто душевно близок к нему, он выражал волю народа и это дано не каждому.

Кутузов был до того разносторонним человеком, что мог защищать интересы России в любой сфере деятельности и на любом фронте. Можно представить, сколько бы он принес пользы государству, если бы царь поступился бы личной причиной неприязни и поставил бы интересы России превыше всего, но Александр предпочел поступиться интересами страны. Это было образцом эгоизма и безответственности, то, что всегда противостояло чертам характера Кутузова. В Кутузове кроется и какая-то загадочность, которая переплетается, как мне кажется с его мудростью. На всех картинах он изображен задумчивым и смотрящем куда-то в глубину, знающим какую-ту великую истину о существовании всего человечества. Он как будто видит сквозь века и знает заранее о всех свершениях. Иногда кажется, что, выбрав гуманитарный свой путь развития, то стал бы великим философом.

Сегодня не вольно сравниваешь Кутузова с политическими и государственными деятелями нынешнего времени и понимаешь что среди них нет людей содержащих хотя бы частицу тех черт, которые были присуще Кутузову. Это означает, что нет у этих людей ничего близкого народу, нет у них проблем которые присущих их народу, и нет у них родства души со своим народом - потому как руководствуются не принципами государственными, а личными как когда-то Александр. Да и кто же ими не руководствуется? Может быть, это честный Кутузов какой-то особенный, может он специально был послан человечеству Богом для спасения его от кровожадного Наполеона?

Так или иначе, значение Кутузов велико не только для всей России, которую он спас от поработителей жаждавших наживы, но и для всего мира, а в частности Европа, народы которой изнемогали от гнета наполеоновских слуг. В связи с этим Михаила Илларионовича Кутузова, великого русского человека, можно назвать не иначе как «спасителем Европы».

полководец сражение отечественная война кутузов

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...