Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бездомность в России в представлении гражданского общества

Введение

 

В советские времена власти замалчивали существование немногочисленного клана бездомных и бродяг. Бродяжничество преследовалось по закону и влекло за собой до двух лет лишения свободы. О проблеме заговорили, когда после распада Советского Союза в результате социальных потрясений явление стало массовым. По данным Министерства Внутренних дел РФ, к 2002 г. в стране насчитывалось до сорока миллионов бездомных. Большинство из них оказалось на улице вследствие коллапса системы социальной защиты. Причинами бездомности стали такие факторы, как освобождение из мест лишения свободы (25% в 1995 г), потеря жилья (16% в 1995 г), семейные проблемы (15% в 1995%).


Бездомность в России в представлении гражданского общества

 

В начале 90-х гг. ХХ в. проблема бездомности входила в сферу интересов исключительно органов Министерства Внутренних Дел и зарождающихся организаций гражданского общества. После отмены уголовного преследования за бродяжничество, подразделения МВД решали проблему бездомности помещением бродяг в камеры предварительного заключения. Организации гражданского общества оказывали социальную и медицинскую помощь, размеры которой не могли считаться значимыми в масштабах страны.

Данная работа основана на анализе 11-тилетней деятельности бельгийского отделения организации "Врачи без границ". С 1992 по 2003 г. организация осуществляла программу помощи бездомным в г. Москве. Результатом работы этой программы стало открытие первого в стране государственного пункта медико-социальной помощи бездомным.

Основными направлениями деятельности программы помощи бездомным стали: организация пунктов социальной и медицинской помощи; работа со средствами массовой информации с целью изменения имиджа бездомных и, как следствие, оказания влияния на общественное мнение; лоббирование на уровне федерального правительства и местных администраций. Косвенным эффектом программы стала мобилизация местных представителей гражданского общества для решения проблемы.

Программа выявила двоякое отношение общества к бездомности, объясняющееся, в первую очередь, относительной новизной проблемы: ее существование в России признано на протяжении всего лишь двух десятилетий. С одной стороны, общественное восприятие бездомности формируется на базе стереотипов, создаваемых средствами массовой информации, а также личного восприятия, основанного на встречах с наиболее заметными представителями этой группы (как правило, грязно одетыми бродягами в стадии алкогольного опьянения). С другой стороны, как показало одно из телевизионных ток-шоу, посвященных проблеме бездомности, 73% россиян допускают возможность остаться без жилья вследствие разного рода социальных катаклизмов (Никифоров, 2004), и толерантно относятся к явлению.

Оба фактора формируют так называемый эффект NYMBY (not in my backyard) - "не в моем дворе", появившийся в США в конце 60-х гг. и описанный западными социологами. Суть явления сводится к тому, что общественное мнение склонно в целом поддерживать проекты, направленные на достижение общественного блага, при этом отрицательно относится к негативным следствиям реализации таких проектов (в случае бездомных, к открытию "ночлежек" в близости от жилых домов, и т.д.).

Работа, направленная на изменение общественного мнения (публикации в СМИ, публичные акции, информационные кампании), активно велась в рамках программы.

Отношение органов власти к вопросу бездомности менялось в течение 90-х гг. прошлого века и эволюционировало от игнорирования проблемы до создания законодательной базы для ее решения. Причиной такого относительно быстрого прогресса стало давление на власти не только и не столько институтов гражданского общества, ролью которых такое лоббирование является, сколько государственных структур низшего звена (местные подразделения органов внутренних дел, городские поликлиники, и т.д.). Этим структурам приходилось ежедневно сталкиваться с проблемами, вызванными существованием явления бездомности, однако их взаимоотношения с этими слоями населения не регулировались властями. Постепенно именно их давление на органы власти привело к созданию нормативной базы. Уже с принятием действующей Конституции задержание человека на срок более 48 часов стало незаконным. В 1996 году вышел приказ Департамента здравоохранения Москвы4, который обязал все поликлиники принимать всех граждан по медицинским показаниям вне зависимости от наличия прописки (регистрации). Приемники-распределители МВД к 2002 г. Правительством России были преобразованы в учреждения социальной помощи Министерства Труда РФ.

Тем не менее, институты гражданского общества также сыграли немаловажную роль в организации государственной власти для решения задач нормотворчества в отношении бездомных слоев населения. Эта роль заключалась в основном в предоставлении экспертных знаний о работе с бездомными гражданами.

Кроме того, парадокс ситуации заключается в том, что появление долгожданных норм работы с уязвимыми слоями населения, которыми являются бездомные, не повлекло за собой их соблюдение. Так, например, поликлиники Москвы, получившие нормативы работы с бездомными согражданами, описанные в вышеуказанном приказе, не спешат его выполнять и не готовы принимать граждан без регистрации. Сотрудники этих учреждений, подверженные вышеописанным стереотипам, чувствуют безнаказанность за свое бездействие: жалобу человеку, как правило, не имеющему паспорта, написать так же сложно, как и попасть на прием к врачу.

В ситуации, когда государственные структуры по тем или иным причинам не в состоянии справиться с решением социальных задач, традиционно для многих государств эту обязанность берут на себя организации гражданского общества, имеющие потенциал оказания базовых услуг наиболее нуждающимся слоям населения на долгосрочной основе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...