Бездомность в России в представлении гражданского общества
Введение
В советские времена власти замалчивали существование немногочисленного клана бездомных и бродяг. Бродяжничество преследовалось по закону и влекло за собой до двух лет лишения свободы. О проблеме заговорили, когда после распада Советского Союза в результате социальных потрясений явление стало массовым. По данным Министерства Внутренних дел РФ, к 2002 г. в стране насчитывалось до сорока миллионов бездомных. Большинство из них оказалось на улице вследствие коллапса системы социальной защиты. Причинами бездомности стали такие факторы, как освобождение из мест лишения свободы (25% в 1995 г), потеря жилья (16% в 1995 г), семейные проблемы (15% в 1995%). Бездомность в России в представлении гражданского общества
В начале 90-х гг. ХХ в. проблема бездомности входила в сферу интересов исключительно органов Министерства Внутренних Дел и зарождающихся организаций гражданского общества. После отмены уголовного преследования за бродяжничество, подразделения МВД решали проблему бездомности помещением бродяг в камеры предварительного заключения. Организации гражданского общества оказывали социальную и медицинскую помощь, размеры которой не могли считаться значимыми в масштабах страны. Данная работа основана на анализе 11-тилетней деятельности бельгийского отделения организации "Врачи без границ". С 1992 по 2003 г. организация осуществляла программу помощи бездомным в г. Москве. Результатом работы этой программы стало открытие первого в стране государственного пункта медико-социальной помощи бездомным. Основными направлениями деятельности программы помощи бездомным стали: организация пунктов социальной и медицинской помощи; работа со средствами массовой информации с целью изменения имиджа бездомных и, как следствие, оказания влияния на общественное мнение; лоббирование на уровне федерального правительства и местных администраций. Косвенным эффектом программы стала мобилизация местных представителей гражданского общества для решения проблемы.
Программа выявила двоякое отношение общества к бездомности, объясняющееся, в первую очередь, относительной новизной проблемы: ее существование в России признано на протяжении всего лишь двух десятилетий. С одной стороны, общественное восприятие бездомности формируется на базе стереотипов, создаваемых средствами массовой информации, а также личного восприятия, основанного на встречах с наиболее заметными представителями этой группы (как правило, грязно одетыми бродягами в стадии алкогольного опьянения). С другой стороны, как показало одно из телевизионных ток-шоу, посвященных проблеме бездомности, 73% россиян допускают возможность остаться без жилья вследствие разного рода социальных катаклизмов (Никифоров, 2004), и толерантно относятся к явлению. Оба фактора формируют так называемый эффект NYMBY (not in my backyard) - "не в моем дворе", появившийся в США в конце 60-х гг. и описанный западными социологами. Суть явления сводится к тому, что общественное мнение склонно в целом поддерживать проекты, направленные на достижение общественного блага, при этом отрицательно относится к негативным следствиям реализации таких проектов (в случае бездомных, к открытию "ночлежек" в близости от жилых домов, и т.д.). Работа, направленная на изменение общественного мнения (публикации в СМИ, публичные акции, информационные кампании), активно велась в рамках программы. Отношение органов власти к вопросу бездомности менялось в течение 90-х гг. прошлого века и эволюционировало от игнорирования проблемы до создания законодательной базы для ее решения. Причиной такого относительно быстрого прогресса стало давление на власти не только и не столько институтов гражданского общества, ролью которых такое лоббирование является, сколько государственных структур низшего звена (местные подразделения органов внутренних дел, городские поликлиники, и т.д.). Этим структурам приходилось ежедневно сталкиваться с проблемами, вызванными существованием явления бездомности, однако их взаимоотношения с этими слоями населения не регулировались властями. Постепенно именно их давление на органы власти привело к созданию нормативной базы. Уже с принятием действующей Конституции задержание человека на срок более 48 часов стало незаконным. В 1996 году вышел приказ Департамента здравоохранения Москвы4, который обязал все поликлиники принимать всех граждан по медицинским показаниям вне зависимости от наличия прописки (регистрации). Приемники-распределители МВД к 2002 г. Правительством России были преобразованы в учреждения социальной помощи Министерства Труда РФ.
Тем не менее, институты гражданского общества также сыграли немаловажную роль в организации государственной власти для решения задач нормотворчества в отношении бездомных слоев населения. Эта роль заключалась в основном в предоставлении экспертных знаний о работе с бездомными гражданами. Кроме того, парадокс ситуации заключается в том, что появление долгожданных норм работы с уязвимыми слоями населения, которыми являются бездомные, не повлекло за собой их соблюдение. Так, например, поликлиники Москвы, получившие нормативы работы с бездомными согражданами, описанные в вышеуказанном приказе, не спешат его выполнять и не готовы принимать граждан без регистрации. Сотрудники этих учреждений, подверженные вышеописанным стереотипам, чувствуют безнаказанность за свое бездействие: жалобу человеку, как правило, не имеющему паспорта, написать так же сложно, как и попасть на прием к врачу. В ситуации, когда государственные структуры по тем или иным причинам не в состоянии справиться с решением социальных задач, традиционно для многих государств эту обязанность берут на себя организации гражданского общества, имеющие потенциал оказания базовых услуг наиболее нуждающимся слоям населения на долгосрочной основе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|