Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии ( по Н.Н. Малофееву )
Периоды эволюции
Отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения
II. От осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения
III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых
IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех
V. От изоляции к интеграции
Этапы развития
Системы специального
Образования
1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии
2.Дифференциация системы. Ее структурное совершенствование
3.Перестройка организационных основ специального образования на основе идей нормализации.
Интеграция, РО
Раннее начало обучения
Индивидуализация
Включение родителей
Хронология по ЗЕ
VIII в. д.н.э. – XIII в.
XIII – XVIII вв.
XVIII – нач. XX в.
нач. XX в.– 70–е г.г.
70-е гг. ХХ в. -?
Хронология
По России
X – XVIII вв.
XVIII – XIX вв.
1801-1930
1930 - 1991
1991 -?
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО
Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже
8 столетий вместо 13
Завершился примерно на 40 лет позже
100 лет всесто-550
Завершился почти одновременно
Завершился на 20-25 лет позже
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО
В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.
В X в Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.
Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.
Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.
Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра 1 заимствование моделей во Франции.
При отсутсвии граажданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих.
Автономность и децентрализация специальных школ
Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства
Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства.
Дефектологический квадрат.
Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся.
«Необучаемые» дети
Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов.
При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов.
Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО.
Опорная таблица 4
Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
ПЭ и Э развития ССО
I
II
III………………
IV ……………….. 2
V……………………3
Хронология по ЗЕ
VIII в. д.н.э. – XIII в.
XIII – XVIII вв.
XVIII – нач. XX в.
нач. XX в.– 70–е г.г.
70-е гг. ХХ в. -?
Россия
X – XVIII вв.
XVIII – XIX вв.
1801-1930
1930 - 1991
1991 -?
Ключевые вопросы этапа
Бесполезны или опасные?.
Убивать или оставлять на произвол судьбы?
Как быть, когда слепым, глухим, душевнобольным становится полноправный гражданин?
Как поступать, если наследник инвалид?
Допустимо ли вмешиваться в божье провидение, т.е. нужно ли лечить, можно ли учить?
Кто больше нуждается в милосердии, слепые или глухие?
Что инициирует индивидуальное обучение глухонемых детей?
Дефект и его проявления, чудеса исцеления, чудеса обучения как предмет познания.
Отличия нормальных и аномальных в аспекте обучения.
Кого лечить, а кого учить?
Как выявлять детей неспособных к массовому обучению?
Чему и как учить в специальной школе того или иного типа?
Учить всех одинаково или по-разному?
Как выявлять и оценивать различия детей в пределах одной и той же группы?
Как дифференцировать ССО (содержание, методы, организационные формы)?
Как дифференцировать детей, попадающих в ССО?
В чем нуждаются дети с особыми нуждами?
Как обеспечить реализацию особых образовательных потребностей?
Как обеспечить максимально возможный уровень развития?
Как сделать жизнь ребенка максимально достойной, комфортной и содержательной?
Специалисты, предпринимавшие попытки отвечать на эти вопросы
Законодатели, философы, юристы.
С началом христианизации Европы - Церковь, в контексте кодификации европейского законодательства – правоведы.
Проповедники-моралисты.
Врачи, юристы философы.
Священнослужители, прежде всего протестанты, озабоченные воцерковлением глухих, предпринимают попытки их обучения
Врачи-психиатры, педагоги, психологи, литераторы, деятели культуры.
XX век:
патопсихологи, детские психологи, педологи, педагоги, специализирующиеся в различных дефектологических направлениях
Врачи, психофизиологи, педагоги и психологи, специализирующиеся в различных областях дефектологии (тифлисты,с сурдисты, логопеды, олигофренисты)
Специалисты в области коррекционной(специальной) педагогики и специальной психологии, детские и школьные психологи, психологи-консультанты, семейные психологи, социальные работники
Терминология
Уроды. Калеки.
Припадочные, безумцы.
Глухонемые, слепые,увечные и т.п.
Юродивые.
Аномальные дети
Дети с отклонениями (нарушениями) в развитии.
Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательными нарушениями, задержкой психического развития.
Слепые, слабовидящие.
Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Логопаты.
Аутисты. Дети с синдромом Дауна.
(Аутята
,даунята).
Ограниченные возможности здоровья, специальные нужды.
Дети с проблемами в развитии. Дети с особыми образовательными проблемами. Дети со специальными нуждами.