Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии ( по Н.Н. Малофееву )

 

Периоды эволюции Отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения II. От осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех V. От изоляции к интеграции
Этапы развития Системы специального Образования     1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии 2.Дифференциация системы. Ее структурное совершенствование 3.Перестройка организационных основ специального образования на основе идей нормализации. Интеграция, РО Раннее начало обучения Индивидуализация Включение родителей
Хронология по ЗЕ VIII в. д.н.э. – XIII в. XIII – XVIII вв. XVIII – нач. XX в. нач. XX в.– 70–е г.г. 70-е гг. ХХ в. -?
Хронология По России X – XVIII вв. XVIII – XIX вв. 1801-1930 1930 - 1991 1991 -?
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО   Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже   8 столетий вместо 13   Завершился примерно на 40 лет позже   100 лет всесто-550   Завершился почти одновременно     Завершился на 20-25 лет позже  
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО   В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.   В X в Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.     Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.   Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.       Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра 1 заимствование моделей во Франции. При отсутсвии граажданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих. Автономность и децентрализация специальных школ Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства. Дефектологический квадрат. Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся. «Необучаемые» дети Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов. При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов. Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО.

 


Опорная таблица 4

Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии

 

ПЭ и Э развития ССО I II III……………… IV ……………….. 2 V……………………3
Хронология по ЗЕ VIII в. д.н.э. – XIII в. XIII – XVIII вв. XVIII – нач. XX в. нач. XX в.– 70–е г.г. 70-е гг. ХХ в. -?
Россия X – XVIII вв. XVIII – XIX вв. 1801-1930 1930 - 1991 1991 -?
Ключевые вопросы этапа Бесполезны или опасные?. Убивать или оставлять на произвол судьбы? Как быть, когда слепым, глухим, душевнобольным становится полноправный гражданин? Как поступать, если наследник инвалид?   Допустимо ли вмешиваться в божье провидение, т.е. нужно ли лечить, можно ли учить? Кто больше нуждается в милосердии, слепые или глухие? Что инициирует индивидуальное обучение глухонемых детей? Дефект и его проявления, чудеса исцеления, чудеса обучения как предмет познания.   Отличия нормальных и аномальных в аспекте обучения. Кого лечить, а кого учить? Как выявлять детей неспособных к массовому обучению? Чему и как учить в специальной школе того или иного типа? Учить всех одинаково или по-разному? Как выявлять и оценивать различия детей в пределах одной и той же группы? Как дифференцировать ССО (содержание, методы, организационные формы)? Как дифференцировать детей, попадающих в ССО?   В чем нуждаются дети с особыми нуждами? Как обеспечить реализацию особых образовательных потребностей? Как обеспечить максимально возможный уровень развития? Как сделать жизнь ребенка максимально достойной, комфортной и содержательной?
Специалисты, предпринимавшие попытки отвечать на эти вопросы Законодатели, философы, юристы.   С началом христианизации Европы - Церковь, в контексте кодификации европейского законодательства – правоведы. Проповедники-моралисты. Врачи, юристы философы. Священнослужители, прежде всего протестанты, озабоченные воцерковлением глухих, предпринимают попытки их обучения Врачи-психиатры, педагоги, психологи, литераторы, деятели культуры. XX век: патопсихологи, детские психологи, педологи, педагоги, специализирующиеся в различных дефектологических направлениях   Врачи, психофизиологи, педагоги и психологи, специализирующиеся в различных областях дефектологии (тифлисты,с сурдисты, логопеды, олигофренисты)   Специалисты в области коррекционной(специальной) педагогики и специальной психологии, детские и школьные психологи, психологи-консультанты, семейные психологи, социальные работники
Терминология Уроды. Калеки. Припадочные, безумцы. Глухонемые, слепые,увечные и т.п. Юродивые. Убогие – бесноватые. Ненормальные. Инвалиды (увечные воины). Сумасшедшие, эпилептики. Глухие, немые, слепые, умственно отсталые. Инвалиды труда. Инвалиды с детства. Дети-инвалиды. Малоуспешные, трудные, малоумные уч-ки. Анормальные, аномальные. Олигофрены. Дебилы. Имбецилы Монголоиды. Дефективные. Аномальное детство. Детская дефективность. Умственная, физическая, моральная дефективность. Аномальные дети Дети с отклонениями (нарушениями) в развитии. Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательными нарушениями, задержкой психического развития. Слепые, слабовидящие. Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Логопаты. Аутисты. Дети с синдромом Дауна. (Аутята ,даунята).   Ограниченные возможности здоровья, специальные нужды. Дети с проблемами в развитии. Дети с особыми образовательными проблемами. Дети со специальными нуждами.

 

 


Опорная таблица 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...