Внедрение TQM на российских предприятиях
Премия качества правительства Российской Федерации. Внедрение TQM на российских предприятиях
Критерии и модель премии Правительства РФ в области качества гармонизированы с критериями и моделью Европейской премии качества с некоторым различием в весовых коэффициентах, отражающих специфику российского бизнеса. А именно, общий балл по группе "Возможностей" выше, чем по группе результатов: соответственно 550 и 450 баллов. Это указывает на то, что сегодня для российского бизнеса возможности или потенциал организации более важные показатели, чем зачастую скромные и необъективные результаты. Ниже на рис. 2. и в табл.1 приведены модель и критерии Российской премии качества. Экспертная оценка в процессе участия в конкурсе позволяет определить, насколько организация близка к эталонным показателям по тому или ному критерию или выявить уровень развитие системы управления в целом.
Примечание: значок "*" означает, что данная составляющая критерия не применяется для оценки организации с численностью работающих не более 250 человек.
Внедрение TQM на российских предприятиях В настоящее время многие российские предприятия из-за неготовности к хозяйствованию в условиях конкурентного рынка переживают резкий спад производства и снижение трудовой активности. Основная причина в том, что отечественным предприятиям приходится конкурировать с мировыми производителями, у которых соотношение цена/ качество на предоставляемую продукцию предпочтительнее для потребителя. Таким образом, процессы управления качеством на современных предприятиях сегодня пытаются решать различными способами. И прежде всего, оценивая эти процессы на российских предприятиях, важно выявить проблемы, которые встречаются на пути к всеобщему качеству. Главная (1-я) методическая проблема – чаще всего она не осознается руководством предприятий и компаний, это проблема упования на стандарты ИСО 9000, которые не адекватны современной российской ситуации. Российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, корпоративной культуре, стилях и методах менеджмента, и даже смена номенклатуры производимой продукции. Стандарты серии 9000 построены на процедуре строгой документации процессов. Оценка качества по принципам ИСО 9000 проводится на основе аудита документации и процедур документирования. 2-я проблема на пути внедрения стандартов ИСО 9000 – это невыполнение в России правил Джурана: 85-15% и Деминга: 96-4%.
То есть Джуран утверждал, что за 85% проблем качества отвечает система менеджмента, а за остальные 15% - исполнители. Деминг трактовал данное правило более жестко. 96% проблем качества – это ответственность системы, 4% - ответственность исполнителей. В последние годы жизни Деминг еще более ужесточил свое правило до 98 и 2%. 3-я проблема – неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг принципам стандартов ИСО семейства 9000. Культурный базис российских СМК – это репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных. Необходимо переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. 4-я проблема – пропущенные этапы развития менеджмента качества и прежде всего статистических методов управления качеством. Построенная система статистического управления качеством должна быть вписана в общую СМК.
Таким образом, для российских предприятий необходимо начинать с решения четырех важнейших задач: 1. Освоение производства товара, пользующегося спросом. 2. Создание дилерской сети, торговой сети продаж, распространения товара и информации о нем. 3. Минимизировать издержки производства. Для этого важно переосмыслить материально-техническую базу предприятия, провести реструктуризацию. 4. Научиться управлять финансами. Необходимо организовать систему управленческого учета.
В моделях СМК данные условия рассматриваются в аспекте улучшения. На российских предприятиях уместнее рассматривать данные процессы в аспекте создания. Важно остановиться на семи шагах, направленных на развитие TQM: 1. Организация процедуры измерений и анализа уровней дефектности, или уровней несоответствий в производстве. Нужно конкретизировать стартовые условия предприятия, оценить, где находится предприятие в отношении качества продукции(услуг) и процессов. 2. Анализ и классификация несоответствий и их причин. Несоответствия необходимо разделить по степени важности. Рекомендуется следующая классификация несоответствий:
- критические, - значительные, - малозначительные. Причины несоответствий могут носить различный характер: технически, исполнительский организационный и др. (Причины на уровне исполнителя и рабочего места, на уровне подразделения, на уровне предприятия или на уровне взаимоотношений с поставщиками). Для каждого уровня применимы свои методы и средства анализа. 3. Введение мотивации за снижение несоответствий. Мотивация к снижению несоответствий через материальное стимулирование должна изменяться с развитием СМК в направлении TQM. Вовлечение в коллективный метод непрерывного улучшения качества, кружки качества, группы качества. Это должно быть согласовано с миссией, целью и политикой качества, с принципами руководства и ценностями. 4. Согласование возможностей производства и требованиями конструкторской и технологической документацией. 5. Разработка централизованной программы поэтапного снижения уровня несоответствий на уровне предприятия. Программы инженерных и технико-экономических мероприятий, в которой разрабатываются задания для подразделений предприятия. Организация контроля. 6. Построение производственных отношений по принципу «изготовитель – потребитель». Создание документированной системы качества. Внедрение стандартов серии ИСО 9000 рекомендуется начинать на 6м этапе. 7. Создание системы работы с внешними поставщиками на основе стандартов на статистический приемочный контроль на базе принципа распределения приоритетов и внедрения СМК. Жесткий входной и выходной контроль. Таким образом, менеджмент качества является сквозным аспектом системы управления предприятием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|