Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список доступных полнотекстовых Интернет-ресурсов

Аннотация

Методические указания по написанию реферата по философии предназначены для студентов очной формы обучения по специальностям, для которых философия не является профильной дисциплиной.

В данных методических указаниях описаны основные этапы написания и сдачи реферата, приведены основные требования к его оформлению в соответствии с действующими государственными стандартами.


 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения………………………………………………….   4
2 Выбор темы реферата…………………………………………   4
3 Структура реферата………………………………………………..   5
4 Этапы написания реферата……….……………………………….   7
5 Оформление реферата……………………………………………..   8
Список использованных источников……………………………..   9
Приложение А Список доступных полнотекстовых Интернет-ресурсов…………………………………………………………….… 10
Приложение Б Примерные темы длярефератов по философии……   11
Приложение В Оформление титульного листа реферата………….     16
Приложение Г Образец оформления содержания реферата……..   17
Приложение Д Примеры оформления сносок в реферате…………..   18
Приложение Е Примеры библиографического описания                      в списке использованных источников……………..   19
Приложение Ж Примеры библиографического описания                      нетекстовых источников……………………………   20

 

 

                          


Общие положения

 

Реферат по философии – это небольшое теоретическое исследование преимущественно конспективного характера. Реферат должен содержать обзор взглядов ученых по выбранной теме, их сравнительный анализ и выводы. В нем выдвигается и обосновывается собственная позиция по выбранной проблеме, либо обосновывается принятие позиции какого-либо философа или исследователя. Объем реферата должен составлять 10 – 15 страниц стандартного форматирования (см. п. 6 «Оформление реферата»).

Реферат по философии должен не только помочь студенту в детальном изучении отдельных вопросов философии, но и формировать навык самостоятельного исследования конкретных теоретических проблем. При написании реферата, в зависимости от выбранного направления исследования, следует обратить внимание на анализ текстов первоисточников, культурно-исторический контекст той или иной философской идеи, историю становления концепции и основных понятий того или иного автора.

 

Выбор темы реферата

Тему реферата можно выбрать из предложенного списка (приложение Б), скорректировав ее при необходимости. Можно обратиться за помощью к преподавателю, описав свои философские (или иные) интересы, и вместе с ним сформулировать предполагаемую тему.

В качестве основы для темы реферата можно выбрать конкретный фундаментальный труд одного из философов и проанализировать его. Например: «Работа Ф. Ницше "Так говорил Заратустра"». При этом в начале рекомендуется ознакомиться с оценками данного труда в научной литературе.

Возможно проанализировать интерпретацию одного философа другим. Например: «Экзистенциальная философия С. Кьеркегора в осмыслении Л. И. Шестова» или «Идеи Ф. Ницше в интерпретации М. Хайдеггера».

Можно выделить конкретный философский аспект и проанализировать, как он осмыслялся в конкретную историческую эпоху или в конкретном философском направлении. Например: «Проблема свободы в философии экзистенциализма», «Проблема человека в русской религиозной философии в кон. ХIХ – нач. ХХ вв.», «Зарождение психологии в философии ХIХ в.».

Тему следует выбирать с учетом доступности материала, необходимого для работы над ней. Поэтому еще до окончательного выбора темы нужно поработать с полнотекстовыми базами сети Интернет, чтобы убедиться в наличии соответствующей литературы (приложение А).

Если вы выбираете слишком широкую тему, то будьте готовы к тому, что вам придется проработать достаточно большой объем литературы, хотя при этом осмысление темы будет довольно поверхностным (например, тема «Философия Платона»). Если вы готовы более глубоко вникнуть в какую-либо проблему, то выбирайте более узкую тему. При этом вы будете работать с меньшим кругом источников, но вынуждены будете их более детально анализировать (например, тема «Идеальное государство в представлении Платона»). Список ориентировочных тем дан в приложении Б.

 

Структура реферата

Реферат должен содержать следующие структурные элементы: титульный лист (приложение В), содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников (на которые в тексте даются ссылки). Каждый из вышеназванных элементов начинается с новой страницы.

Содержание включает введение, наименование всех разделов, заключение, список использованных источников с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала (приложение Г).

Введение в реферат должно содержать описание рассматриваемой в реферате темы и ее актуальность, формулировку цели и задач исследования. Обычно введение занимает не больше одной страницы.

В актуальности темы следует описать, какие социальные (политические, мировоззренческие) современные проблемы она затрагивает, почему именно Вам она близка. Для формулировки актуальности темы можно пользоваться следующими «шаблонами»:

Избранная мною тема затрагивает такие важные аспекты современной жизни как…

Данная тема представляется мне значимой по следующим причинам…

Взгляды данного философа затрагивают такие социально (политически, мировоззренчески) значимые в настоящее время вопросы как…

Чтобы понять современную ситуацию в области… следует обратиться к ее истокам, к акнализу…

Чтобы правильно сформулировать цель реферата нужно ответить для себя на вопрос, о чем конкретно вы хотите написать работу. Цель обычно формулируется схожей с названием реферата. Например для темы «Проблема свободы в философии экзистенциализма» цель исследования может быть сформулирована так: «выявить основные подходы к пониманию свободы в философии экзистенциализма». Для темы «Зарождение психологии в философии ХIХ в.» целью будет: «проследить основные этапы зарождения психологии в рамках философии ХIХ в.».

Задачи исследования вытекают из цели реферата. Количество формулируемых задач обычно соответствует количеству разделов основной части работы. Примеры задач для темы «Проблема свободы в философии экзистенциализма»:

­ проследить истоки и историю становления философии экзистенциализма;

­ выявить основные подходы к понятию свободы у основных представителей экзистенциализма;

­ выделить основные схожие идеи относительно свободы философов-экзистенциалистов.

Обычно, сколько у вас написано задач, столько и должно быть разделов (пунктов) в основной части реферата, т. к. каждый из разделов посвящается решению одной из задач, сформулированных во введении.

В заключении делаются краткие выводы по каждой из сформулированных во введении задач и подводится общий итог работы. Если в конце каждого раздела делать выводы, то заключение написать будет легче, так как оно будет представлять пересказ другими словами выводов по разделам. Рекомендуемый объем заключения реферата 1 страница.

Список использованных источников включает в себя все материалы, которыми вы пользовались в процессе написания реферата, даже если в тексте они не цитировались напрямую. Это могут быть как книги, справочники, статьи, диссертации, имеющие отношение к теме (в бумажном или электронном виде), так и научные передачи или лекции, размещенные в Интернете (для оформления последних ГОСТ не предусмотрен, поэтому такие ссылки можно оформлять в свободной форме, указывая название передачи или автора лекции и обязательно адрес размещения материала в Интернете. Приложение Ж).

 

Этапы написания реферата

Первый этап работы, как правило, состоит в отборе необходимых материалов по теме исследования. Желательно отобранные источники показать преподавателю, он может посоветовать, на какие обратить особое внимание, какие можно посмотреть вскользь, посоветовать дополнительные источники.

После этого можно начинать работать с источниками и писать сам реферат. В начале выстраивается структура реферата в зависимости от того, какой вами соберется материал, т.е. формируются разделы основной части и придумываются (корректируются их названия). После завершения написания основной части реферата пишется введение и заключение.

В ходе написания реферата следует помнить, что цитаты и пересказ чужих мыслей желательно перемежать собственными размышлениями. Если первоначально собственных мыслей в голову не приходит, то попытайтесь как бы задать вопросы автору читаемого текста. Вопросы о том, что вам непонятно, о том, что автор, по вашему мнению, недоговорил. Затем вы можете сами или с помощью преподавателя попытаться ответить на эти вопросы, так и получится ваше собственное рассуждение.

Готовую в черновике работу следует в электронном виде сдать научному руководителю. Он проверяет работу на плагиат и если авторский текст составляет 50% и более (при этом весь заимствованный вами текст ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть взят в кавычки), то проверяет содержательную сторону работы. Все замечания и правки руководитель вносит в электронный вариант текста красным шрифтом и при необходимости возвращает его на доработку. Если замечаний нет или они незначительны, то реферат разрешается распечатывать без повторной проверки. Если замечания значительные, то реферат еще раз сдается в электронном виде на проверку.

 

 

Оформление реферата

Реферат выполняется шрифтом Times New Roman 14пт с междустрочным интервалом 1,5 и выравниванием по ширине страницы. Абзацный отступ 1,25 см. Поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, снизу и сверху – 2 см. Файл реферата обязательно сохраняется в формате rtf.

Разделы нумеруются арабскими цифрами, ни после цифры, ни после названия точки не ставятся (как в содержании, так и в самом тексте). Заголовок отделяется от текста дополнительным интервалом.

Нумерация страниц в реферате сквозная автоматическая, номер на первой странице (титульном листе) не ставится.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением В, содержание работы – в соответствии с приложением Г.

При цитировании больших фрагментов текста допускается пропускать слова и словосочетание, заменяя их троеточием (…), а при пропуске целых предложений их заменяют троеточием в угловых скобках (<…>). Если вы взяли цитату не непосредственно из первоисточника, а из материала, где кто-то другой процитировал этот первоисточник, то необходимо отметить, у кого вы взяли эту цитату, а в сноске указать «Цит. по:» (цитируется по) и сослаться на работу, из которой вы взяли эту цитату. (Если вы не владеете иностранным языком на уровне чтения, то не ссылайтесь на источники на этом языке, так как преподаватель обязательно проверит ваш навык чтения на иногстранном).

Ссылки на литературу оформляются в виде подстрочных сносок, оформленных в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008. Сноски автоматические шрифтом Times New Roman, размером 10пт. Нумерация сносок арабскими цифрами. В тексте знак препинания (точка или запятая) ставятся после цифры сноски. Образец оформления сносок дан в приложении Д.

Список использованных источников обязательно должен содержать все источники, на которые в тексте давались ссылки и дополняется источниками, которые не цитировались, но пересказывались в тексте реферата (минимальное количество – 5). Источники перечисляются в алфавитном порядке. Обратите внимание, что оформление конкретного источника в сноске несколько отличается от библиографического описания этого же источника в списке литературы. Библиографическое описание литературы выполняется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 (приложение Е).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

1 Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы [текст] /А. Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 2002. – 112 с.

2 Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: [текст] Учебн. пособие для студентов средних и высш. пед. учеб. заведений / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. – М.: Академия, 2002. – 128 с.

3 ГОСТ 7.1–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [текст]. – Взамен ГОСТ 7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.18–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82. – Введ. 2004-07-01. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 47 с.

4 ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [текст]. – Введен впервые. – Введ. 2009-01-01. – М.: Стандартинформ, 2009. – 19 с.

5 ГОСТ Р 7.01.12–2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила [текст]. – Введен впервые. – Введ. 2012-09-01. – М.: Стандартинформ, 2012. – 24 с.

6 ГОСТ 7.32 – 2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [текст].  – Взамен ГОСТ 7.32–91. Введ. 2002-07-01. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2002. – 16 с.

7 ГОСТ 7.80–2000. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления [текст]. – Введен впервые. – Введ. 2001-07-01. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 11 с.

8 ГОСТ 7.82–2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [текст]. – Введен впервые. – Введ. 2002-07-01. –М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.


Приложение А

Список доступных полнотекстовых Интернет-ресурсов

1. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ index_philos.php?mode=author

2. Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/

3. Библиотека философского факультета МГУ http://lib.ru/FILOSOF/

4. Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры http://psylib.org.ua/

5. КиберЛенинка. Научная электронная библиотека открытого доступа https://cyberleninka.ru

6. Куб – библиотека: http://www.koob.ru

7. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RUhttp:// elibrary.ru/

8. Новая электронная библиотека. http://newlibrary.ru

9. Официальный сайт журнала «Вопросы философии». http://vphil.ru

10. Официальный сайт Института философии РАН https://iphras.ru

11. ПлатонаНет. Библиотека ресурсов по философии. http://platona.net

12. Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы http://sbiblio.com/biblio/

13. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/

14. Социально-гуманитарное и политологическое образование (включает раздел Философия). http://anthropology.ru/ru/texts/ index.html

15. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

16. ЭБС «Академия» http://www.academia-moscow.ru

17. ЭБС «КнигаФонд» www. knigafund. ru < http:// www. knigafund. ru >

18. ЭБС Издательства «ЛАНЬ» http://e.lanbook.com/

19. ЭБСIPRbooks http://www.iprbookshop.ru.

20. Электронная библиотека образовательных ресурсов (ЭБОР). Орловский государственный университет. http://elib.oreluniver.ru/

21. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

22. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru


Приложение Б

Примерные темы длярефератов по философии

 

1 Проблема зарождения философии.

2 Специфика метода философии.

3 Значение философии в жизни человека.

4 Философия и мифология.

5 Запад и Восток: два типа рациональности.

6 Основные черты античной философии.

7 Причины расцвета философии в древней Греции.

8 Специфика древнегреческой предфилософии.

9 Предфилософия Гомера, Гесиода и Орфея.

10  Семь древнегреческих мудрецов.

11  Ионийская и италийская философии: сравнительный анализ.

12  Философия Милетской школы.

13  Гераклит – отец диалектики.

14  Пифагор как философ.

15  Бытие и мышление в философии Парменида.

16  Апории Зенона.

17  Философия Эмпедокла и Анаксагора.

18  Софисты – философы «греческого просвещения».

19  Что значит «Человек есть мера всех вещей»?

20  Сократический переворот в философии.

21  Метод Сократа.

22  Кто был прав в споре киренаиков и киников?

23  Диоген Синопский как философ.

24  Демокрит – основоположник материализма.

25  Два вида познания в учении Демокрита.

26  Учение Демокрита о мудреце.

27  Объективный идеализм Платона.

28  Учение Платона о душе.

29  Идеальное государство Платона.

30  «Идея» Платона и «форма» Аристотеля: сравнительный анализ.

31  Учение Аристотеля о причинах всего сущего.

32  Теория познания Аристотеля.

33  Учение Аристотеля о государстве.

34  Философия Эпикура: можно ли достичь счастья?

35  Три вопроса и три ответа Пиррона.

36  Идеал мудреца в стоическом учении.

37  Цицерон как первый римский философ.

38  Римский эпикуреец Тит Лукреций.

39  Римская Стоя.

40  Марк Аврелий – философ на троне.

41  Какое из учений – скептицизм, эпикуреизм или стоицизм – более подходит для нашего времени?

42  Значение античной философии для развития философской мысли.

43  Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра. Анаксимена.

44  Константность и изменчивость в философии Гераклита.

45  Сократ: жизнь, основные философские идеи.

46  Софисты как оппоненты Сократа.

47  Платон как ученик Сократа.

48  Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд.

49  Аристотель как основатель системы наук.

50  Проблемы этики в эллинистическо-римской философии.

51  Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд.

52  Философские истоки и основные принципы скептицизма.

53  Линия фатализма в античной философии.

54  Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию.

55  Патристика и схоластика: этапы развития.

56  Телеологическая концепция истории Августина.

57  Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.

58  Спор об универсалиях: номинализм - концептуализм - реализм.

59  Арабоязычная философия.

60  Идеал художника-творца в эпоху Возрождения.

61  Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности.

62  Идеи социальной философии в эпоху Возрождения.

63  Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение.

64  Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма.

65  Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли.

66  Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени.

67  Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия.

68  Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

69  Галилей - основатель современного естествознания.

70  Лейбниц о принципе достаточного обоснования.

71  Механистическая картина мира.

72  «Левиафан» Гоббса.

73  Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм.

74  Материализм и идеализм в философии Просвещения.

75  Эстетика Просвещения.

76  Просветительский идеал человека.

77  Проблемы воспитания в этике Просвещения.

78  Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция.

79  Великие авантюристы эпохи Просвещения (Казанова, Калиостро, Сен-Жермен) герои своего времени: философский смысл их идей и деяний.

80  Социальная философия Монтескье.

81  Вольтер и Руссо - два «полюса» философии французского Просвещения.

82  Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера.

83  Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества.

84  «Докритический» период в творчестве Канта.

85  Космогоническая теория Канта-Лапласа.

86  «Критика чистого разума» Канта.

87  Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона.

88  Философская система Гегеля.

89  Целостная концепция диалектики в философии Гегеля.

90  Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности.

91  Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте.

92  Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте.

93  Натурфилософия Шеллинга.

94  Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга.

95  Антропологический материализм Фейербаха.

96  Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха.

97  Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии.

98  Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства.

99  Философский пессимизм А. Шопенгауэра.

100 Философия жизни Ф. Ницше.

101 Материя и движение.

102 Судьба марксизма в XX в.

103 «Москва — третий Рим» (Филофей).

104 Этика древнерусского человека.

105 Художественная мысль А. Рублева.

106 Антропология и социальная философия Н.А. Радищева.

107 Философские воззрения декабристов.

108 П.Я. Чаадаев. «Философические письма».

109 Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии».

110 А.И. Герцен. «Письма об изучении природы».

111 Свобода воли и моральная ответственность в творчестве Ф. Достоевского.

112 B.C. Соловьев: Учение о Софии. «Смысл любви».

113 Н.А Бердяев: «Россия – страна безграничной свободы духа».

114 Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела».

115 Космическая этика К.Э. Циолковского.

116 В.И. Вернадский. Человек и ноосфера.

117 Русский марксизм.

118 Русский экзистенциализм.

119 Становление и развитие представлений о материи в истории философии.

120 Место и роль категории «движение» в философских учениях.

121 Современная наука о строении и свойствах материи.

122 Основные формы движения материи и проблема классификации наук.

123 Пространство и время в свете современной науки.

124 Редукционизм как позитивный метод и философская концепция.

125 Философские проблемы пространства и времени.

126 Философские основания и выводы теории относительности.

127 Философский смысл законов сохранения.

128 Движение как единство изменчивости и устойчивости.

129 Проблема единства мира в истории философии.

130 Проблема единства языка и мышления в современной философии.

131 Структура и функции сознания.

132 Информационные ресурсы сознания.

133 Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан).

134 Интуиция как метод познания.

135 Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов).

136 Игровое сознание и его функции.

137 Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания.

138 Проблемы «массового общества» в осмыслении философии.

139 Проблема истины в истории философии.

140 Изменение представления об истине в философии.

141 Философские корни агностицизма.

142 Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины.

143 Философия техники: основные проблемы.

144 Методология и методы научного познания.

145 Категория времени в философии постмодернизма.


 Приложение В

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...