3.3 Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 3. 3 Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце» К середине 20-х годов, после опубликования повестей «Записки на ма нжетах», «Дьяволиада», романа «Белая гвардия, писатель уже сложился как блестящий художник слова с остро-отточенным сатирическим пером. К созданию повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» он, таким образом, подходит с богатым литературным багажом. Смело можно утверждать, что выход в свет эти повестей свидетельствовал о том, что Булгаков успешно работал в жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новым явлением в литературе. Это была фантастика не оторванная от жизни, в ней сочетался строгий реализм с фантазией ученого. Сама сатира, ставшая постоянной спутницей Булгакова-художника, в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» приобрела глубокий и социально-философский смысл. Обращает на себя внимание характерный для Булгакова прием задавать вопросы самому себе. В этом плане автор «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» - один из самых «вопрошающих» русских писателей первой половины 20 столетия. Поисками ответов на вопросы о сущности правды, истины, о смысле человеческого существования по существу пронизаны почти все произведения Булгакова. Писатель поставил острейшие проблемы своего времени, отчасти не потерявшие актуальности и в наши дни. Они наполнены раздумьями художника-гуманиста о законах природы, о биологической и социальной природе человека как личности. «Роковые яйца» и «Собачье сердце» - это своеобразные повести-предупреждения, автор которых предостерегает об опасности любого научного эксперимента, связанного насильственной попыткой изменить человеческую природу, ее биологический облик.
Главные действующие лица «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» - талантливые представители научной интеллигенции, ученые-изобретатели, попытавшиеся своими научными открытиями проникнуть в «святая святых» физиологии человека. По-разному складываются судьбы профессоров Персикова, героя «Роковых яиц» и Преображенского, героя «Собачьего сердца». Неадекватна их реакция на результаты опытов, в ходе которых они сталкиваются с представителями различных социальных слоев. В то же время между ними и много общего. Прежде всего, они - честные ученые, приносящие свои силы на алтарь науки. Булгаков был одним из первых писателей, кто смог правдиво показать, как недопустимо использовать новейшие достижения науки для порабощения человеческого духа. Эта мысль красной нитью проходит в «Роковых яйцах», где автор предупреждает современников о страшном эксперименте. Тему ответственности ученого перед жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Автор предупреждает - нельзя давать власть неграмотным шариковым, которые могут привести ее к полной деградации. Для реализации замысла в обеих повестях Булгаковым был избран научно-фантастический сюжет, где важная роль отведена изобретателям. По своему пафосу повести являются сатирическими, но в то же время носят и открыто обличительный характер. На смену юмору пришла хлесткая сатира. В повести «Собачье сердце» отвратительное создание человеческого гения во что бы то ни стало пытается выбиться в люди. Злобному существу непонятно, что для этого необходимо проделать длительный путь духовного развития. Свою никчемность, безграмотность и неприспособленность Шариков пытается компенсировать естественными приемами. В частности, он обновляет свой гардероб, надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но во всем остальном его костюм грязен, безвкусен. Весь внешний облик одежда не способна изменить. Дело не в его внешнем облике, в самой внутренней сущности. Он - человек с собачьим нраовм и животными повадками.
В доме профессора он чувствует себя хозяином жизни. Возникает неизбежный конфликт со всеми обитателями квартиры. Жизнь становится сущим адом. В советское время многие чиновники, обласканные властью вышестоящих, полагали, что «на все имеют свое законное право». Таким образом, созданное профессором человекообразное существо не только приживается при новой власти, но совершает головокружительный прыжок: из дворовой собаки превращается в санитара по очистке города от бродячих животных. Анализ повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» дает нам основание оценивать их скорее не как пародию на общество будущего в России, а как своеобразное предупреждение того, что может случиться при дальнейшем развитии тоталитарного режима, при безрассудном развитии технического прогресса, не опирающегося на нравственные ценности. Заключение Михаил Булгаков - один из выдающихся сатириков 20 века, ушел из жизни, оставив после себя прекрасное наследие в виде многочисленных фельетонов, рассказов, повестей, романов, пьес. Его сатирические повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» звучат с особой актуальностью и сегодня. Уже в самом начале 20-х годов он пророчески заглянул в завтрашний день тоталитарного строя, с его антигуманистическими установками. Творчество Булгакова-сатирика нашло отражение в самых разных жанрах: фельетон и небольшой рассказ, повесть с острой фабулой и широким использованием элементов фантастики. Ему были доступны и легкий юмор и безобидный смех, тонкая ирония и резкая сатира. Успешно продолжая, развивая и углубляя гоголевские традиции в решении темы «маленького человека», но уже в иных исторических условиях, автор правдиво показал этого нового Башмачкина, задавленного бюрократической машиной тоталитарного общества. Тема «маленького человека», которая доминировала в сатирических повестях раннего Булгакова, сменяется проблемой русской интеллигенции. В романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных» показана трагедия старого русского интеллигента, утратившего свой родной дом, осознающего неизбежность гибели прошлого. Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» прогремели в России как грозное предупреждение. «Роковые яйца» - первое зрелое сатирическое произведение, многими современными Булгакову критиками было принято в штыки, а «Собачье сердце» было запрещено к печати.
Булгаков был ярым поборником общечеловеческих ценностей, певцом подлинного искусства, которое невозможно запретить или уничтожить. Литература 1. Акимов В. М. Свет художника или М. Булгаков против Дьяволиады. - М., 1988. - 176с. 2. Антология сатиры и юмора России ХХ века. Михаил Булгаков. Т. 10. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 736 с. 3. Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания. - М.: Худож. лит., 1990. - 224с. 4. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. - М.: Просвещение, 1991. -206с. 5. Булгаков М. А. Бег. - М.: Сов. Писатель, 1991. - 115с. 6. Булгаков М. А. Иван Васильевич. - М.: Сов. Писатель, 1991. - 60с. 7. Булгаков М. А. Избранное. - М.: Худож. Лит., 1988. - 480с. 8. Воспоминания о Михаиле Булгакове/Сост. Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес. - М.: Сов. писатель, 1988. - 525с. 9. Гоголь Н. В. Повести. Драматические произведения. - Л.: Худож. Лит., 1983. - 328с. 10. Гоголь в воспоминаниях современников. - М.: Гослитиздат, 1952. - 718с. 11. Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах/Сост. А. М. Гордин. - М-Л.: Учпедгиз, 1953. - 394с. 12. Гоголь Н. В. в русской критике. Сб. Статей. - М.: Гослитиздат, 1953. - 651с. 13. Горелов А. А. Устно-повествовательное начало в прозе Михаила Булгакова// Творчество Михаила Булгакова. Книга 3. - СПб.: «Наука», 1995. - С. 50-62. 14. Гудкова В. Время и театр Михаила Булгакова. - М.: Сов. Россия, 1988. - 172с. 15. Ермилов В. В. Гений Гоголя. - М., 1959. - 200с. 16. Егоров Б. Ф. М. А. Булгаков - переводчик Гоголя. - Л., 1978. - 270с. 17. Зунделович Я. О. Поэтика гротеска (к вопросу о характере гоголевского творчества)// Русская литература ХХ в. Вып. 2. - Екатеринбург, 1995. - С. 135-143. 18. Короленко В. Г. Трагедия великого юмориста // Собр. Соч. в 5т. Т 3. Л., 90г. С. 586-642. 19. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000.
20. Мацкин А. На темы Гоголя. Театральные очерки. - М.: Сов. Писатель, 1984. - 212с. 21. Палиевский П. В. Пути реализма. - М.: Современник, 1974. - 197с. 22. Петров С. Русский исторический роман XIXв. // «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. - М.: Худ. лит-ра, 1964. - С. 217-278. 23. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999. - 285с. 24. Сидоров Е. М. А. Булгаков //Булгаков М. А. Избранное/. - М.: Худож. Лит., 1988. - С. 3-16. 25. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. - М., 1999. 26. Творчество Михаила Булгакова /исследования, материалы, библиография/. - СПб.: «Наука», 1995. - 366 с. 27. Химич В. В. «Зеркальность» как принцип отражения и пересоздания реальности в творчестве М. Булгакова//Русская литература ХХ в. Вып. 2. - Екатеринбург, 1995. - С. 53-68. 28. Чеботарева В. А. О гоголевских традициях в прозе М. Булгакова //Русская литература. 1984. 1. - С. 167-179. 29. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М.: Книга, 1988, - 450с. 30. Чудакова М. О. Булгаков и Гоголь //Русская речь. 1999. - №2. - С. 38-48. № 3. - С. 55-59.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|